Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная программа
развитие малого и среднего предпринимательства в Альметьевском муниципальном районе на 2019-2023 годы
(утв. постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ от 9 апреля 2019 г. N 700)
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная программа развития малого и среднего предпринимательства в Альметьевском муниципальном районе на 2019-2023 годы |
1. Основные разработчики муниципальной программы |
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района, города Альметьевска, сектор по развитию малого и среднего предпринимательства исполнительного комитета Альметьевского муниципального района |
2. Цель и задачи муниципальной программы |
Целью программы является создание благоприятных условий для эффективного функционирования и развития малого и среднего предпринимательства как важнейшего компонента формирования инновационной экономики, а так же увеличение его вклада в решение задач социально-экономического развития Альметьевского муниципального района. Задачи программы: 1. Стимулирование сбыта продукции (локализация производства, кооперация, участие в выставках). 2. Обучение и повышение квалификации кадров малого бизнеса. 3. Финансово-имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. 4. Разработка плана мероприятий корпоративного предпринимательства. 5. Создание особой экономической зоны. 6. Развитие социального предпринимательства. 7. Развитие франчайзингового предпринимательства |
3. Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы (Табл. N 3) |
Успешное выполнение мероприятий муниципальной Программы будет способствовать: - увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. 2019 год - 6553 2020 год - 6573 2021 год - 6593 2022 год - 6613 2023 год - 6633 - увеличению численности занятых на малых и средних предприятиях с учетом индивидуальных предпринимателей (в том числе, легализация самозанятых граждан), чел. 2019 год - 14464 2020 год - 14564 2021 год - 14664 2022 год - 14764 2023 год - 15264 - увеличению доли малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте, %: 2019 год - 8,9 2020 год - 9,0 2021 год - 9,1 2022 год - 9,2 2023 год - 9,3 - увеличению оборота продукции (услуг) малых и средних предприятий и ИП, млрд. руб.: 2019 год - 38,1 2020 год - 38,9 2021 год - 39,6 2022 год - 40,4 2023 год - 43,3 - увеличению объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет от деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства, тыс. руб.: 2019 год - 268 529 2020 год - 273 900 2021 год - 279 378 2022 год - 284 965 2023 год - 304 913 |
4. Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2019-2023 годы |
5. Исполнители муниципальной программы |
1. Отделы и структурные подразделения исполнительного комитета Альметьевского муниципального района. 2. Муниципальное бюджетное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства". 3. Муниципальное автономное учреждение "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства". 4. Управление сельского хозяйства и продовольствия Альметьевского муниципального района. 5. Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан. 6. Государственное унитарное предприятие "Центр занятости населения города Альметьевска". 7. Управление образования Альметьевского муниципального района Республики Татарстан. 8. Управление по делам детей и молодежи Альметьевского муниципального района Республики Татарстан. 9. Субъекты малого и среднего предпринимательства Альметьевского муниципального района. 10. Общественные организации. 11. Отдел по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации исполнительного комитета района. 12. Средства массовой информации города и района |
6. Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования программы 16,0 млн. рублей, в том числе средства бюджета Альметьевского муниципального района 16,0 млн. рублей: 2019 год - 3,2 2020 год - 3,2 2021 год - 3,2 2022 год - 3,2 2023 год - 3,2 Республиканский бюджет - 0,00 млн. рублей: Внебюджетные средства - 0,00 млн. рублей * Объем финансирования носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей муниципального бюджета |
7. Контроль за исполнением Программы |
Контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет заместитель руководителя исполнительного комитета района по экономике А.Н. Подовалов |
2. Краткое введение
В настоящей программе используются следующие определения:
субъекты малого и среднего предпринимательства - зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2017 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, то есть относится к субъектам малого предпринимательства, определяет Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в статье 4.
Благодаря поправкам, внесенным в Закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", большее количество предприятий и индивидуальных предпринимателей могут быть причислены к малому бизнесу.
1. Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий составляет 120 (сто двадцать) миллионов рублей 00 копеек, а для малых предприятий - 800 (восемьсот) миллионов рублей 00 копеек, для средних предприятий - 2 (два) миллиарда рублей 00 копеек.
2. Допустимая среднесписочная численность работников: не более 15 человек для микропредприятий, не более 100 человек - для малого предприятия, для среднего - не более 250 человек.
4. Оценка инвестиционной привлекательности территории, направления развития предпринимательства и перечень конкретных мероприятий
Решение задач в области инвестиционной политики являются одними из наиболее важных вопросов в рамках комплексного социально-экономического развития муниципального района. Привлечение инвестиций дает положительные результаты одновременно во многих областях социально-экономического развития муниципального района. Так, например, очевидно позитивное влияние реализации инвестиционных проектов в области бизнеса на рынок труда, повышения занятости населения.
Возможно так же решение задач в области диверсификации экономики муниципального района за счет реализации новых крупных и средних бизнес проектов. Для привлечения инвестиций сформирован реестр незадействованных и неэффективно используемых производственных площадей, который включает в себя "зеленые" (земельные участки) и "коричневые" (производственные площадки). Более 300 тысяч квадратных метров производственных помещений и 200 тысяч квадратных метров земельных участков, 76 обеспеченных инженерной инфраструктурой, предлагаются для размещения и организации новых производств на территории нашего района.
Для реализации стратегических целей в области инвестиционной политики необходимо реализовать ряд мероприятий:
1. Сформировать Совет по непрерывному улучшению инвестиционного климата и поддержке инвестиционных проектов под руководством главы Альметьевского муниципального района.
2. Определить подразделения в структуре исполнительного комитета Альметьевского муниципального района ответственные за реализацию инвестиционной политики Альметьевского муниципального района.
3. Разработать пакет нормативных актов муниципального уровня определяющих формы и порядок поддержки инвестиционных проектов органами власти АМР на данной территории.
4. Разработать и утвердить положение о предоставлении налоговых преференций в части земельного налога для субъектов инвестиционной деятельности, осуществляющих деятельность на территории Альметьевского муниципального района.
5. Создать систему освещения деятельности органов власти АМР в сфере инвестиций в средствах массовой информации, разработать специализированный сайт и обеспечить его информационную поддержку.
6. Организовать участие предприятий АМР в ярмарках, выставках инвестиционных проектов и инновационной продукции.
7. Осуществить разработку, ежегодное издание и распространение справочника инвестора АМР.
8. Реализовать принцип "одного окна" при работе с инвесторами.
9. Создать единый бренд района;
10. Сформировать качественный реестр неиспользуемого, невостребованного имущества;
Ключевыми действиями являются:
- участие в выставках (ярмарках);
- организация и проведение мероприятий;
- письма поддержки;
- приглашение тьюторов.
В рамках снижения административных барьеров проводятся встречи с предпринимателями в формате открытого диалога (встречи с руководителями органов местного самоуправления и контрольно-надзорных органов, а также с приглашением руководителей федеральных и республиканских структур).
Систематически проходят обучающие форумы, семинары, мастер-классы, тренинги и конференции с приглашением известных спикеров. Субъектам малого и среднего предпринимательства принимают активное участие в различных выставках, что способствует продвижению их товаров, услуг и освоению новых рынков.
Работая в тесной взаимосвязи с крупными предприятиями города и района, информируем их о выпускаемой продукции субъектами МСП для дальнейшего сотрудничества и взаимодействия.
Реализуемая стратегия социально-экономического развития Альметьевского муниципального района до 2030 года, направленная на организацию условий для эффективного формирования востребованного человеческого капитала, создает условия для привлечения инвестиций. Развитие социальной инфраструктуры: уровня образования, здравоохранения, спорта, общественных пространств является дополнительным преимуществом при выборе высококвалифицированными специалистами места жительства.
Основными предпосылками развития инвестиционной политики является наличие крупного потребителя товаров, работ, услуг в лице ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина и большое количество незадействованных промышленных площадей.
5. Ресурсное обеспечение программы развития МСП
Ключевыми ресурсами являются:
- кадровый потенциал;
- информационные ресурсы;
муниципальный бюджет - 16 млн. руб.
Субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается информационно-консультационная поддержка. Для повышения открытости и консультационной поддержки на сайте Альметьевского муниципального района публикуется актуальная информация по действующим программам поддержки, муниципальным торгам, аукционам, изменения в законодательстве. Созданы группы в социальных сетях (Instagram, WhatsApp).
Образовательные учреждения (торгово-экономический техникум, Профессиональный лицей N 65, Политехнический техникум, Институт экономики-управления и права Альметьевский филиал, Альметьевский государственный нефтяной институт, Университет управления "Тисби" Альметьевский филиал, КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева) готовят квалифицированных специалистов для дальнейшего трудоустройства.
Ключевыми ценностями являются:
- стимулирование сбыта;
- обучение кадров;
- финансовая поддержка;
- имущественная поддержка;
- предоставление земельных участков.
Основной задачей развития предпринимательства в Альметьевском муниципальном районе является стимулирование, поддержка и расширение сбыта продукции. В связи с этим оказываются следующие меры поддержки:
предоставляются субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства. Субсидии могут получить зарегистрированные в России малые и средние предприятия - управляющие компании, индустриальные парки, промышленные площадки и их резиденты. Минэкономики РТ поможет выплатить кредит, который компании взяли не раньше 1 января 2017 года на:
- строительство или реконструкцию инженерной инфраструктуры, производственных зданий, строений, сооружений в промышленном парке;
- покупку нового оборудования для модернизации производственных линий.
Программа "Лизинг грант", действует по 2 направлениям:
- для начинающих предпринимателей и организаций (зарегистрированы менее года). Оплата авансового платежа по договору лизинга на приобретение техники или оборудования в размере 45% от суммы договора лизинга, но не более 1 млн. руб.
- для действующих предпринимателей и организаций (работают более года). Возмещение фактически понесенных затрат по уплате авансового платежа по договору лизинга в размере 30% от суммы договора лизинга, но не более 3 млн. руб.
Предоставляются микрозаймы некоммерческой организации "Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан" от 100 тыс. до 5 млн. рублей по ставке не более 7,5%, сроком до 3-х лет, обязательное залоговое обеспечение (транспорт, недвижимость, либо любое иное ликвидное имущество). Займ предоставляется на любые обоснованные затраты, за исключением погашения просроченных налоговых платежей, просроченной кредиторской задолженности, просроченной задолженности перед работниками по заработной плате.
Осуществляется государственная финансовая поддержка от Гарантийного фонда Республики Татарстан, любой предприниматель, оформляя кредит в банке, может недостающую часть залога оформить поручительством гарантийного фонда. На поручительство Фонда могут претендовать предприниматели, занятые в любых отраслях экономики (например, производство, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, общественное питание, строительство, бытовые услуги и др.), за исключением: деятельности в сфере игорного бизнеса, производства и/или реализации подакцизных товаров, добычи и/или реализации полезных ископаемых.
Кроме того, на поручительство Фонда могут претендовать организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства республики - коммерческие и некоммерческие организации, которые создаются и осуществляют свою деятельность для обеспечения реализации государственных программ, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.
Палата земельных и имущественных отношений определила муниципальные имущество для льготного предоставления в аренду для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ежегодно проводятся аукционные торги для субъектов малого и среднего предпринимательства на размещение сезонных нестационарных торговых объектов на территории г. Альметьевска (бахчевые, овощи-фрукты, елочный базар).
6. Оценка рисков, мероприятия по их снижению
Деятельность органов местного самоуправления при взаимодействии с субъектами малого предпринимательства построена на принципах, заложенных в Стратегии 2030 - это открытость и прозрачность, доверие и искренность, уважение и учет интересов, безусловное соблюдение законодательства, учет российских стандартов.
Было проведено анкетирование субъектов малого и среднего бизнеса с целью определения состояния и проблем предпринимательского сообщества. В опросе приняли участие 92 респондента.
Согласно проведенному опросу субъектов малого бизнеса мы закономерно увидели, что большая часть бизнеса обращает внимание на информационную доступность и открытость. Предприниматели просят больше информации о мерах господдержки, прямые консультации, организацию образовательных программ.
Важно отметить, что 86% респондентов отнесли себя к микро-бизнесу с оборотом менее 60 млн. рублей в год. Фактически со всеми органами власти они взаимодействуют самостоятельно. Поэтому для них особенно важно удобство этого взаимодействия, простота процедур и понятность законов, а также открытость самих органов власти.
Также в ряду проблем с показателем 8% являются административные барьеры. Малые и микропредприятия указывают на сложности процедуры получения государственной поддержки, испытывают трудности при участии в государственных закупках, остро реагируют на изменения в законодательстве, регулирующее предпринимательскую деятельность.
Особенно проблемной зоной является сокращения выручки из-за проблем сбыта - так, согласно рейтингу Совета по предпринимательству при Президенте РТ, 61% субъектов малого бизнеса отмечают снижение прибыли. Пессимистичные настроения наблюдаются в отношении условий для бизнеса (34,3%). Предприятия в состоянии выпускать в необходимом объеме товары высокого качества - другое дело, что не так просто найти таких людей, кому они будут интересны.
Поэтому основной задачей для развития предпринимательства в районе является стимулирование, поддержка и расширение сбыта продукции.
Одним из существенных рисков является отсутствие информированности при общении с предпринимателями.
Согласно проведенному опросу субъектов малого бизнеса мы закономерно увидели, что большая часть бизнеса обращает внимание на информационную доступность и открытость. Предприниматели просят больше информации о мерах господдержки, прямые консультации, организацию образовательных программ.
Через какие каналы они их получают сейчас?
1. Сайт Альметьевского муниципального района (http://almetyevsk.tatar.ru/).
2. Социальные сети (телеграм-канал Альметьевск online, Instagram, WhatsApp).
3. Семинары-обучения.
4. Встречи в формате "ТЕТ-А-ТЕТ" с главой.
5. Встречи предпринимателей с контрольно-надзорными органами в формате открытого диалога.
Взаимодействие с предпринимателями осуществляется через информирование о деятельности организации и проводимых мероприятиях на сайте Альметьевского муниципального района, публикации в местных и региональных СМИ, через социальные сети (телеграм-канал Альметьевск online, Instagram, WhatsApp), работает коворкинг-центр для молодых и начинающих предпринимателей.
С целью снижения административных барьеров был пересмотрен подход и внедрен формат открытого диалога с предпринимателями "ТЕТ-А-ТЕТ", который проводится один раз в квартал.
В районе для предпринимателей оказывается информационно-консультационная поддержка представительством Центра реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан.
Встреча в формате "ТЕТ-А-ТЕТ" с главой, а также с контрольно-надзорными органами становится для Альметьевских предпринимателей традиционной, помогают положительно влиять на сложившиеся проблемы малого и среднего бизнеса.
Показатели по наложенным штрафам снизились в связи с изменением политики надзорной деятельности на предупредительную (распоряжение главы района от 26 октября 2017 г. N 54) принято решение, при наличии оснований для проверок выдавать предписания в целях проведения профилактической работы с бизнесом, разъяснения обязательных требований и устранения нарушений без штрафов. Принятые меры позволили снизить давление на малое и среднее предпринимательство, и в то же время не спровоцировало их на дальнейшее игнорирование требований законодательства.
7. Планируемая экономическая эффективность программы, управление программой и контроль за реализацией
Важным фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Уплачивать законно установленные налоги и сборы обязанность каждого, но налогоплательщик при предоставлении государством такой возможности старается сэкономить на уплате налогов.
В Республике есть значительный потенциал для развития данной группы предприятий, который может помочь увеличить темп роста экономики в случае наличия благоприятной экономической среды для существования малых предприятий. Одним из важнейших условий для этого является грамотное налогообложение малого бизнеса.
В налоговом законодательстве РФ отсутствует понятие малого предприятия. Тем не менее, НК РФ предоставляет специальные преимущества для компаний и ИП с показателями ниже определенных установленных значений. Наиболее очевидный пример таких преимуществ для малых предприятий - возможность перехода на специальный налоговый режим "упрощенная система налогообложения" (УСН) (Табл. NN 1, 2). Так же малое предприятие может перейти на другие специальные налоговые режимы: патентную систему налогообложения или единый налог на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности.
Все специальные налоговые режимы для малого бизнеса автоматически освобождают налогоплательщика от уплаты НДС.
Табл. N 1
N п/п |
Вид налога |
Ед. изм. |
1 полугодие 2017 года |
1 полугодие 2018 года |
Отношение, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
НДФЛ |
тыс. руб. |
317032,1 |
325856,9 |
102,8 |
2 |
УСН |
тыс. руб. |
136007 |
157370 |
115,7 |
3 |
Налог на землю |
тыс. руб. |
126236,0 |
126441,3 |
100,2 |
4 |
Всего: |
тыс. руб. |
1502256 |
3183125 |
211,9 |
Табл. N 2
N п/п |
Вид налога |
Ед. изм. |
2019 год прогноз |
2020 год прогноз |
2021 год прогноз |
2022 год прогноз |
2023 год прогноз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
НДФЛ |
тыс. руб. |
651713 |
669309,3 |
687380,6 |
705939,9 |
723624,5 |
2 |
УСН |
тыс. руб. |
246943,3 |
265217,1 |
283782,3 |
303647,1 |
323511,9 |
3 |
Налог на землю |
тыс. руб. |
220440 |
222644 |
224870 |
227096 |
229322 |
Табл. N 3
Основные целевые индикаторы программы
N п/п |
Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения |
Значение индикаторов |
||||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. |
6553 |
6573 |
6593 |
6613 |
6633 |
2 |
Численность занятых на малых и средних предприятиях с учетом индивидуальных предпринимателей (в том числе, легализация самозанятых граждан), чел. |
14464 |
14564 |
14664 |
14764 |
15264 |
3 |
Доля малого и среднего предпринимательства в ВТП, % |
8,9 |
9,0 |
9,1 |
9,2 |
9,3 |
4 |
Оборот продукции (услуг) малых и средних предприятий и ИП, млрд. руб. |
38,1 |
38,9 |
39,6 |
40,4 |
43,3 |
5 |
Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет от деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства, тыс. руб. |
268529 |
273900 |
279378 |
284965 |
304913 |
Заместитель руководителя исполнительного комитета района по экономике |
А.Н. Подовалов |
<< Назад |
>> 3. Общая часть программы |
|
Содержание Постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 9 апреля 2019 г. N 700... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.