Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 26 апреля 2019 г. N 3a-352/2019
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре судебного заседания Галиуллиной Л.P.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Валиевой Гузель Ильдусовны к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании не действующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2009 года N 905 "Об утверждении проекта планировки территории муниципального образования города Казани "Озеро Средний Кабан" в части установления красных линий по улице Авангардная города Казани в границах земельного участка с кадастровым номером 16:50:080305:13,
установил:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2009 года утвержден проект планировки территории муниципального образования города Казани "Озеро Средний Кабан", ограниченной улицами Даурской, Фермское шоссе, берегом озера Средний Кабан, улицами Кулагина и Технической (далее - Проект планировки территории).
Указанное постановление и Проект планировки территории опубликованы на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Согласно чертежу планировки территории муниципального образования города Казани "Озеро Средний Кабан" с указанием красных линий, линий, обозначающих дороги улицы, проезды, линии связи, объектов транспортной и инженерной инфраструктур и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (основной чертеж) вдоль улицы Авангардная, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером 16:50:080305:13, расположенного по адресу: Авангардный переулок, 1, установлены красные линии.
Валиева Г.И., являющая собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:50:080305:13, обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2009 года N 905 в части установления красных линий по улице Авангардная города Казани в границах земельного участка с кадастровым номером 16:50:080305:13.
По мнению административного истца, оспариваемые им положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2009 года N 905 противоречат статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Валиева Г.И. полагает, что в нарушение приведенных норм земельного и градостроительного законодательства административным ответчиком не были учтены границы уже существовавшего на тот момент земельного участка с кадастровым номером 16:50:080305:13, в результате красные линии по улице Авангардной прошли через указанный земельный участок, чем нарушаются ее права и законные интересы в сфере землепользования, создаются препятствия в предоставлении этого объекта недвижимости ей в собственность.
В судебном заседании представитель административного истца Каюмов И.З. административное исковое заявление поддержал.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Мухамадиева Ф.М. административный иск не признала.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Садриев А.А. с административным иском не согласился.
Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани надлежащим образом и своевременно уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд с учетом положений статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как следует из содержания подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится, в том числе утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения.
Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено также статьями 6, 7, 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющими соответственно полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере.
В соответствии с Конституцией Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов Республика Татарстан осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (часть первая статьи 4). Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан, его компетенция, порядок деятельности, отношения с другими органами государственной власти Республики Татарстан определяются законом Республики Татарстан (статья 99).
В силу статей 10, 28, 45 Закона Республики Татарстан от 6 апреля 2005 года N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан является постоянно действующим, коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции, осуществляет полномочия, установленные Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Республики Татарстан, правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются им в форме постановлений.
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории (часть 4).
Исходя из положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии, а также положение о характеристиках планируемого развития территории, положение об очередности планируемого развития территории.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются в том числе органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовка документации осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и иных документов, перечисленных в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляется главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения. Уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование указанной документации по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет (части 15, 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Сравнительный анализ содержания постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2009 года N 905 с федеральными и региональными нормативными правовыми актами в сфере градостроительной деятельности приводит к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о противоречии оспариваемых им положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2009 года N 905 земельному и градостроительному законодательству, нарушении прав и законных интересов Валиевой Г.И. в сфере землепользования, создании препятствия в предоставлении спорного объекта недвижимости ей в собственность, суд приходит к следующему.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие "красные линии": к ним законодатель относит линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Порядок проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации определен в Инструкции (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30.
Данная Инструкция предусматривает, что после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий (пункт 4.5).
Из материалов дела следует, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: город Казань, переулок Авангардный, дом 1, с кадастровым номером 16:50:080305:98. Данный жилой дом находится на земельном участке с кадастровым номером 16:50:080305:13, общей площадью 225 квадратных метров.
При обращении административного истца в уполномоченные органы Исполнительного комитета муниципального образования города Казани было установлено, что названный земельный участок находится в красных линиях улицы Авангардная. Вместе с этим, часть земельного участка с кадастровым номером 16:50:080305:13, которая пересекла красные линии, составляет 1 сантиметр.
Приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 года N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" закреплено значение средней квадратической погрешности точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в том числе отнесенных к землям населенных пунктов, которое должно составлять не более 0,10 метра (10 сантиметров).
Указанное позволяет рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 16:50:080305:13 не считать расположенным в границах красных линий, не относить его часть к территории общего пользования или линейного объекта.
При названных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав административного истца в сфере землепользования.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Валиевой Гузель Ильдусовны к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании не действующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2009 года N 905 "Об утверждении проекта планировки территории муниципального образования города Казани "Озеро Средний Кабан" в части установления красных линий по улице Авангардная города Казани в границах земельного участка с кадастровым номером 16:50:080305:13 отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 апреля 2019 г. N 3а-352/2019
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 16 мая 2019 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 46 (II часть), 21 июня 2019 г.