Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 июля 2019 г. N 601
"Об утверждении Стандарта качества государственной услуги "Реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена"
В целях повышения качества предоставления государственных услуг, обеспечения их доступности для всех слоев населения и стандартизации требований к организациям, оказывающим государственные услуги, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Стандарт качества государственной услуги "Реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена".
2. Признать утратившими силу следующие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:
от 13.07.2010 N 555 "О Стандарте качества государственной услуги по реализации программ подготовки специалистов среднего звена";
от 15.03.2014 N 159 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.07.2010 N 555 "О Стандарте качества государственной услуги по предоставлению среднего профессионального образования";
от 30.10.2014 N 820 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.07.2010 N 555 "О Стандарте качества государственной услуги по предоставлению среднего профессионального образования";
пункт 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.10.2011 N 846 "О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Республики Татарстан".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
И.о. Премьер-министра |
Р.К. Нигматуллин |
Стандарт
качества государственной услуги "Реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена"
(утв. постановлением КМ РТ от 19 июля 2019 г. N 601)
I. Получатели государственной услуги
1.1. Получателями государственной услуги "Реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена" (далее - государственная услуга) являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе соотечественники, проживающие за рубежом, имеющие основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование.
II. Правовые основания оказания государственной услуги
2.1. Государственная услуга предоставляется в соответствии со следующими законодательными и иными нормативными правовыми актами, методическими и инструктивными документами:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Трудовой кодекс Российской Федерации;
постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 36 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования";
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2003 г. N 2 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03";
федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
Конституция Республики Татарстан;
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ "Об образовании";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.08.2008 N 600 "О мерах по удовлетворению кадровых потребностей экономики путем развития системы начального профессионального образования в рамках образовательных кластеров Республики Татарстан";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.06.2009 N 445 "О стандартах качества государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями Республики Татарстан";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.06.2009 N 446 "О Порядке проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг установленным стандартам качества государственных услуг Республики Татарстан";
устав профессиональной образовательной организации;
локальные акты профессиональной образовательной организации, регламентирующие образовательную деятельность;
иные нормативные правовые акты, установленные правила и нормы по вопросам предоставления государственной услуги.
III. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения государственной услуги
3.1. При подаче заявления (на русском языке) о приеме в профессиональные образовательные организации, в образовательные организации высшего образования (далее - образовательная организация) поступающий предъявляет следующие документы:
N п/п |
Перечень документов |
Организация, осуществляющая выдачу документа |
Срок действия документа со дня его выдачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
Для граждан Российской Федерации | |||
1. |
Заявление (на русском языке) о приеме в образовательную организацию |
- |
бессрочно |
2. |
Документ, удостоверяющий личность гражданина: паспорт гражданина Российской Федерации |
территориальные органы Министерства внутренних дел по Республике Татарстан |
в соответствии с законодательством |
3. |
Документ об образовании и (или) документ об образовании и о квалификации |
образовательная организация, выдавшая документ об образовании и (или) документ об образовании и о квалификации |
бессрочно |
4. |
Фотографии поступающего в образовательную организацию |
- |
бессрочно |
Для иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом | |||
5. |
Заявление (на русском языке) о приеме в образовательную организацию |
- |
бессрочно |
6. |
Паспорт либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации, вид на жительство для лиц без гражданства |
выдается иностранным государством |
бессрочно |
7. |
Документ иностранного государства об образовании или документ об образовании и о квалификации (далее - документ иностранного государства об образовании) |
образовательные организации иностранного государства |
бессрочно |
8. |
Заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему |
Министерство просвещения Российской Федерации |
бессрочно |
9. |
Фотографии поступающего в образовательную организацию |
- |
бессрочно |
Фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) поступающего, указанные в переводах поданных документов, должны соответствовать фамилии, имени и отчеству (последнее - при наличии), указанным в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
3.2. Соотечественники, проживающие за рубежом, представляют копии документов или иных доказательств, подтверждающих статус соотечественника, проживающего за рубежом.
3.3. При необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья дополнительно предоставляют документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий.
3.4. При поступлении на обучение по специальностям, входящим в перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 697 "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности", поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности, профессии или специальности.
IV. Требования к порядку и условиям оказания государственной услуги
4.1. Государственная услуга предоставляется в целях:
удовлетворения потребностей личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;
удовлетворения потребностей общества в работниках квалифицированного труда со средним профессиональным образованием;
формирования у получателей государственной услуги гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности.
4.2. Государственная услуга предоставляется в следующих типах образовательных организаций:
профессиональные образовательные организации;
образовательные организации высшего образования при наличии у них соответствующей лицензии.
Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
4.3. Предоставление государственной услуги в образовательных организациях осуществляется по следующим направлениям:
реализация образовательных программ подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования с получением среднего общего образования;
реализация образовательных программ подготовки специалистов среднего звена на базе среднего общего образования.
4.4. Реализация образовательных программ подготовки специалистов среднего звена осуществляется в следующих формах получения образования:
очная;
очно-заочная;
заочная.
4.5. В образовательной организации сроки обучения по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена по очной форме получения образования на базе основного общего и (или) среднего общего образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения, определяемыми федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.
Лица, имеющие квалификацию по профессии среднего профессионального образования и принятые на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования, соответствующим имеющейся у них профессии, имеют право на ускоренное обучение по таким программам в соответствии с индивидуальными учебными планами.
Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
4.6. В процессе оказания государственной услуги выполняются следующие мероприятия:
реализация программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, определяющими обязательный минимум содержания основных профессиональных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;
реализация дополнительных образовательных программ;
реализация программ профессионального обучения.
4.7. Образовательные организации при оказании государственной услуги:
ведут методическую работу, направленную на создание инновационных программ подготовки специалистов среднего звена;
способствуют развитию приоритетных в Республике Татарстан направлений профессионального образования.
4.8. Содержание государственной услуги в образовательной организации определяется образовательными программами подготовки специалистов среднего звена, включая учебный план.
4.9. Образовательная деятельность по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена организуется в соответствии с утвержденными образовательной организацией учебными планами, календарными учебными графиками, в соответствии с которыми образовательной организацией составляются расписания учебных занятий по каждой специальности среднего профессионального образования.
4.10. Обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, осваивают профессию рабочего (одну или несколько) в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы среднего профессионального образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальности среднего профессионального образования.
4.11. При предоставлении государственной услуги в образовательных организациях учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации образовательной программы среднего профессионального образования в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.
4.12. В процессе освоения образовательных программ подготовки специалистов среднего звена обучающимся предоставляются каникулы.
Продолжительность каникул, предоставляемых обучающимся в процессе обучения, составляет от восьми до одиннадцати недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период.
4.13. Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Объем обязательных аудиторных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю.
4.14. Численность обучающихся в учебной группе составляет не более 25 человек. Исходя из специфики образовательной организации, учебные занятия могут проводиться образовательной организацией с группами обучающихся меньшей численности и отдельными обучающимися, а также с разделением группы на подгруппы. Образовательная организация вправе объединять группы обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.
4.15. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
Образовательными организациями должны быть созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4.16. При получении государственной услуги максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
4.17. Образовательная организация самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся утверждается образовательной организацией.
Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать восьми экзаменов в учебном году, а количество зачетов - десяти. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям). Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации обучающихся при обучении в соответствии с индивидуальным учебным планом устанавливается данным учебным планом.
4.18. Освоение образовательных программ подготовки специалистов среднего звена завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.
Обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, проходят итоговую аттестацию, при получении среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию.
4.19. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена, выдается диплом о среднем профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего профессионального образования и квалификацию по соответствующей специальности среднего профессионального образования.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы подготовки специалистов среднего звена и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
4.20. Обучающиеся по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.
4.21. Если федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы подготовки специалистов среднего звена, который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего проводится с участием работодателей.
4.22. Документ об образовании, представленный при поступлении в образовательную организацию, выдается из личного дела лицу, окончившему образовательную организацию, выбывшему до окончания образовательной организации, а также обучающемуся и желающему поступить в другую образовательную организацию, по его заявлению. При этом в личном деле остается заверенная копия документа об образовании.
4.23. Предоставление государственной услуги лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, - лицам в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
4.24. Обучающемуся по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена выдаются студенческий билет и зачетная книжка студента, осваивающего образовательные программы подготовки специалистов среднего звена.
4.25. При получении государственной услуги обучающийся имеет право бесплатно пользоваться библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений образовательной организации в порядке, установленном уставом образовательной организации.
4.26. Обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований Республики Татарстан назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в размерах, устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Татарстан.
4.27. Обучающиеся, нуждающиеся в общежитиях, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда образовательной организации.
4.28. Отдельным категориям обучающихся по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена предоставляются дополнительные меры социальной поддержки, установленные законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.
4.29. В случае прекращения деятельности образовательной организации орган исполнительной власти Республики Татарстан, которому подведомственна образовательная организация, обеспечивает с согласия родителей (законных представителей) перевод студентов в другие образовательные организации.
V. Требования к материально-техническому обеспечению оказания государственной услуги
5.1. Образовательная организация обеспечивает содержание закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущества, оборудования и другого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории.
5.2. Образовательная организация, реализующая образовательные программы подготовки специалистов среднего звена, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей реализацию государственных требований и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
5.3. Размеры площадей основных и дополнительных помещений образовательной организации принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализуемых образовательных программ, единовременной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.
5.4. Образовательная организация создает учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские в соответствии с реализуемыми образовательными программами подготовки специалистов среднего звена.
5.5. Образовательная организация должна быть оснащена оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, стандартов, технических условий, других нормативных документов.
5.6. Учебная практика на первом году обучения проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательных организаций. Учебная практика может также проводиться в организациях различных организационно-правовых форм на основе прямых договоров между организацией и образовательной организацией.
5.7. Производственная практика студентов образовательной организации проводится, как правило, в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и данными организациями.
VI. Требования к безопасности оказания государственной услуги
6.1. Образовательные организации должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица в установленном законодательством порядке и иметь:
свидетельство о государственной аккредитации;
свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
лицензии на реализуемые образовательные программы.
6.2. Помещения образовательной организации должны соответствовать:
требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме";
санитарно-эпидемиологическим нормам.
6.3. Специальное оборудование, приборы и аппаратура должны использоваться строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержаться в технически исправном состоянии.
Неисправное специальное оборудование, приборы и аппаратура должны быть заменены, отремонтированы (если они подлежат ремонту) или изъяты из эксплуатации.
6.4. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
VII. Требования, обеспечивающие доступность государственной услуги для получателей
7.1. Объем и структура приема получателей государственной услуги в образовательную организацию определяются в государственном задании в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Татарстан.
7.2. Порядок приема получателей государственной услуги в образовательные организации устанавливается Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.3. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, порядку приема в образовательные организации, устанавливаемому Министерством просвещения Российской Федерации, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепляемым в уставе образовательной организации.
7.4. При приеме получателя государственной услуги в образовательную организацию образовательная организация обязана ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательной организации, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации образовательной организации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
7.5. Расписание занятий образовательной организации в целях создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха составляется с учетом возрастных особенностей обучающихся и установленных санитарно-гигиенических норм, при этом начало занятий в организациях, предоставляющих услугу, должно быть не ранее 8.00 часов, а их окончание - не позднее 20.00 часов.
7.6. Профессиональное образование инвалидов в образовательных организациях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных организациях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
При получении образования инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством Республики Татарстан (за исключением инвалидов, обучающихся за счет средств федерального бюджета). Для инвалидов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, обеспечение этой меры является расходным обязательством Российской Федерации.
7.7. При приеме в образовательную организацию для обучения по специальностям, требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, могут быть установлены дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности.
Перечень специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается Министерством просвещения Российской Федерации.
VIII. Требования к уровню кадрового обеспечения оказания государственной услуги
8.1. Образовательная организация должна быть укомплектована квалифицированными специалистами в соответствии со штатным расписанием и количеством учебных групп. Порядок комплектования персонала образовательной организации регламентируется его уставом.
8.2. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.
8.3. Работники образовательной организации обязаны соблюдать устав, правила внутреннего распорядка, строго следовать профессиональной этике, качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности.
Педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, систематически заниматься повышением своей квалификации.
8.4. Педагогические работники имеют право выбирать методы и средства обучения, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса.
8.5. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников организуется не реже одного раза в три года путем обучения и (или) стажировки в организациях дополнительного профессионального образования, в образовательных организациях высшего образования и иных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IX. Требования к информационному обеспечению получателей государственной услуги при обращении за ее получением и в ходе оказания государственной услуги
9.1. Информация о государственной услуге и образовательной организации должна соответствовать требованиям Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
9.2. С целью ознакомления получателя государственной услуги и его родителей (законных представителей) с уставом образовательной организации, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательной организации по программам подготовки специалистов среднего звена, реализуемыми образовательной организацией, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса и работу приемной комиссии, образовательная организация обязана разместить указанные документы на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), а также обеспечить свободный доступ в здание образовательной организации к информации, размещенной на информационном стенде (табло) приемной комиссии и (или) в электронной информационной системе (далее вместе - информационный стенд).
9.3. До начала приема документов приемная комиссия на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде размещает следующую информацию:
9.3.1. Не позднее 1 марта:
правила приема в образовательную организацию;
условия приема на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг;
перечень специальностей, по которым образовательная организация объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности (с выделением форм получения образования (очная, очно-заочная, заочная);
требования к уровню образования, которое необходимо для поступления (основное общее или среднее общее образование);
перечень вступительных испытаний;
информацию о формах проведения вступительных испытаний;
информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов в электронной форме;
особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
информацию о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования); в случае необходимости прохождения указанного осмотра - информацию с указанием перечня врачей-специалистов, перечня лабораторных и функциональных исследований, перечня общих и дополнительных медицинских противопоказаний.
9.3.2. Не позднее 1 июня:
общее количество мест для приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
количество мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
количество мест по каждой специальности по договорам об оказании платных образовательных услуг, в том числе по различным формам получения образования;
правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;
информацию о наличии общежития и количестве мест в общежитиях, выделяемых для иногородних поступающих;
образец договора об оказании платных образовательных услуг.
9.4. В период приема документов приемная комиссия ежедневно размещает на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде приемной комиссии сведения о количестве поданных заявлений по каждой специальности с выделением форм получения образования (очная, очно-заочная, заочная).
Приемная комиссия обеспечивает функционирование специальных телефонных линий и раздела на официальном сайте образовательной организации для ответов на обращения, связанные с приемом в образовательную организацию.
9.5. Образовательная организация обязана своевременно предоставить получателю достоверную информацию о государственной услуге, ознакомить с правилами и условиями получения государственной услуги. В состав информации о государственной услуге должны быть включены:
настоящий Стандарт;
наименования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, обучение по которым ведется в образовательной организации;
информация об условиях предоставления государственной услуги;
информация о возможности влияния получателей государственной услуги на качество услуги;
сведения о средствах коммуникации получателей государственной услуги с работниками организации;
информация о возможности оценки качества государственной услуги со стороны получателя;
информация о предоставлении платных услуг с указанием размера стоимости услуг;
правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуг;
гарантийные обязательства образовательной организации - исполнителя услуг.
9.6. Способ и порядок предоставления информации определяются в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.
X. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
10.1. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
отсутствие одного или нескольких документов, приведенных в перечне документов, необходимых для получения государственной услуги, согласно разделу III настоящего Стандарта;
в случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований Республики Татарстан (образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации);
наличие медицинских противопоказаний.
10.2. Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:
невыполнение обучающимся учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительным причинам;
невыполнение обучающимся обязанностей, предусмотренных уставом образовательной организации;
нарушение обучающимся правил внутреннего распорядка.
Порядок отчисления обучающихся определяется уставом образовательной организации.
XI. Описание результата оказания государственной услуги
11.1. Результатом предоставления государственной услуги является освоение программы подготовки специалистов среднего звена и получение диплома о среднем профессиональном образовании.
11.2. Индикаторы качества предоставления государственной услуги приведены в следующей таблице:
Наименование показателя (индикатора), единица измерения |
Формула расчета |
Источник информации |
Пороговое значение показателя (индикатора) |
Весовой коэффициент |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Доля выпускников по программам подготовки специалистов среднего звена, ищущих работу впервые, признанных безработными в установленном порядке, в общей численности выпускников по программам подготовки специалистов среднего звена, процентов |
, где: - число выпускников по программам подготовки специалистов среднего звена, ищущих работу впервые, признанных безработными в установленном порядке; В - общее число выпускников по программам подготовки специалистов среднего звена |
определяется по результатам мониторингов |
10 |
9 |
2. Доля выпускников, получивших диплом о среднем профессиональном образовании, в общей численности выпускников по программам подготовки специалистов среднего звена, процентов |
, где: - число выпускников по программам подготовки специалистов среднего звена, получивших диплом о среднем профессиональном образовании; В - общая численность выпускников по программам подготовки специалистов среднего звена; - число выпускников, призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации; - число выпускников по программам подготовки специалистов среднего звена, находящихся в декретном отпуске |
определяется по результатам мониторингов |
100 |
8 |
3. Коэффициент освоения знаний, умений и навыков обучающимися по программам подготовки специалистов среднего звена, процентов |
, где: А - количество обучающихся, освоивших программу подготовки специалистов среднего звена на "хорошо" и "отлично"; В - общее количество обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена |
определяется по результатам мониторингов |
80 |
7 |
4. Доля получателей государственной услуги, удовлетворенных качеством и доступностью услуги, процентов |
, где: - число опрошенных, удовлетворенных качеством услуг; - число опрошенных, удовлетворенных доступностью услуг; - общее число опрошенных |
по результатам опросов получателей государственной услуги |
90 |
9 |
5. Доля обоснованных жалоб получателей государственной услуги, процентов |
, где: - число обоснованных жалоб получателей государственной услуги, поступивших в отчетный период; Ж - общее число жалоб получателей государственной услуги, поступивших в отчетный период |
анализ жалоб получателей государственной услуги и сведений о принятых по ним мерам |
0 |
9 |
6. Удельный вес численности выпускников, продолживших обучение в образовательных организациях высшего образования по специальности высшего образования, соответствующей профилю среднего профессионального образования, процентов |
, где: А - число выпускников, продолживших обучение по специальности высшего образования, соответствующей профилю среднего профессионального образования в образовательных организациях высшего образования; В - общее число выпускников |
определяется по результатам мониторингов |
15 |
7 |
7. Удельный вес численности выпускников по специальности, соответствующей профилю среднего профессионального образования, трудоустроившихся после окончания обучения, процентов |
, где: - число выпускников по специальности, соответствующей профилю среднего профессионального образования, трудоустроившихся после окончания обучения; - число выпускников, продолживших обучение на следующем уровне по очной форме обучения в течение года после окончания образовательной организации высшего образования; - число выпускников, призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации; В - общее число выпускников |
определяется по результатам мониторингов |
90 |
7 |
8. Удельный вес численности выпускников по специальности, соответствующей профилю среднего профессионального образования, трудоустроившихся и работающих по специальности в течение не менее двух лет после окончания обучения, процентов |
, где: - число выпускников по специальности, соответствующей профилю среднего профессионального образования, трудоустроившихся и работающих по специальности в течение не менее двух лет после окончания обучения; - число выпускников, продолживших обучение на следующем уровне по очной форме обучения в течение года после окончания образовательной организации высшего образования; - число выпускников, призванных в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации; В - общее число выпускников |
определяется по результатам мониторингов |
80 |
9 |
XII. Порядок подачи, регистрации и рассмотрения жалоб на несоблюдение настоящего Стандарта
12.1. Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги (далее - жалоба) подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в образовательную организацию. Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя образовательной организации подаются учредителю образовательной организации.
12.2. Жалоба на решения и действия (бездействие) образовательной организации, руководителя образовательной организации, работника образовательной организации может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта образовательной организации, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме получателя государственной услуги.
12.3. Жалоба должна отвечать требованиям, установленным законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
12.4. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа образовательной организации, должностного лица образовательной организации в приеме документов у получателя государственной услуги либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
12.5. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг принимается решение и не позднее дня, следующего за днем его принятия, получателю государственной услуги в письменной форме и по желанию получателя государственной услуги в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
12.6. В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе получателю государственной услуги дается информация о действиях, осуществляемых образовательной организацией, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить получателю государственной услуги в целях получения государственной услуги.
12.7. В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе получателю государственной услуги даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
12.8. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
XIII. Порядок контроля за предоставлением государственной услуги
13.1. Контроль за соблюдением образовательной организацией независимо от ее организационно-правовой формы предусмотренных лицензией условий обеспечивает государственный орган управления образованием, выдавший лицензию. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию.
13.2. Государственная аттестационная служба может направить образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
13.3. Контроль за предоставлением государственной услуги со стороны органов государственной власти осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.06.2009 N 446 "О Порядке проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг установленным стандартам качества государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями Республики Татарстан".
XIV. Информация о предоставлении государственной услуги за плату или бесплатно
14.1. Граждане имеют право получить государственную услугу по реализации программ подготовки специалистов среднего звена на общедоступной и бесплатной основе в образовательных организациях, если образование данного уровня получают впервые.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 июля 2019 г. N 601 "Об утверждении Стандарта качества государственной услуги "Реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена"
Настоящее постановление вступает в силу с 22 июля 2019 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 22 июля 2019 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 56, 26 июля 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 марта 2023 г. N 273
Изменения вступают в силу с 20 марта 2023 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 августа 2020 г. N 662
Изменения вступают в силу с 10 августа 2020 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 апреля 2020 г. N 348
Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.