Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Программе "Развитие культуры
в городе Казани на 2018-2022 годы"
Подпрограмма-1
"Развитие музейного дела"
19 июня 2019 г.
Раздел I изменен. - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 19 июня 2019 г. N 2208
I. Паспорт Подпрограммы-1
II. Характеристика сферы реализации Подпрограммы-1, в том числе перечень проблем, на решение которых направлена Подпрограмма-1
Музейная сеть города Казани объединена музейным комплексом Национального культурного центра "Казань", в составе которого:
- Музей национальной культуры (1992) с постоянной экспозицией Музея Тысячелетия Казани (2004);
- Центр русского фольклора (1995);
- Картинная галерея Константина Васильева (1996);
- Музей Баки Урманче (1997);
- Детская художественная галерея имени Ильдара Зарипова (2000);
- Музей Амира Мазитова (2005);
- Мемориал "Книга памяти" (2006).
Качественная и эффективная работа муниципальных музеев зависит от успешного развития всех направлений их деятельности: комплектование коллекций, научно-фондовая и архивная работа, научно-исследовательская работа, издательская деятельность, экспозиционно-выставочная деятельность, программы реконструкций музеефицированных зданий, научно-просветительская и экскурсионно-лекционная деятельность.
Одним из ведущих направлений деятельности музеев, включающим комплектование, учет, хранение и изучение объектов наследия, является фондовая работа. Фонды муниципальных музеев насчитывают 49846 единиц хранения:
- 31893 единицы хранения основного фонда;
- 17953 единицы хранения научно-вспомогательного фонда.
В 2017 году приобретены новые экспонаты - 73 единицы хранения.
Общая площадь экспозиции - 3009 кв. м, фондохранилище занимает площадь 450 кв. м.
В 2017 году музеи посетили 145500 человек.
По состоянию на 01.10.2017 внебюджетные доходы музеев по основным видам деятельности составили 2364125 рублей.
В штате музеев состоят 72 человека. В целях совершенствования профессионализма сотрудников музеем национальной культуры разработана и успешно применяется программа повышения их профессионального уровня.
Музеи являются хранителями исторической памяти, поэтому одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением в муниципальных музеях становится патриотическое воспитание.
За период 2015-2017 гг. проведено свыше 7 тыс. экскурсий, 73 тематических вечера, прочитано более 400 лекций, организовано свыше 50 тематических выставок, создано 9 образовательных программ, разработаны тематические циклы: "Страницы истории древней Казани", "Золотые страницы культуры Казани".
Активно развивается проектная деятельность музеев. Музейный комплекс принял участие в республиканском конкурсе в номинации "Музеи" с темой "Золотая артерия Казани" ("Книга чудес - могжизнамэ"). Цель - осознание природных богатств региона и Казани культурным наследием и достоянием народа, воссоздание образа древней и современной Казани в окружении водного пространства, исторически сложившегося вокруг города, - ее золотой короны "Казан тапсы" - "Мэнгелек су" - "Вечной воды", что, безусловно, является новым словом в развивающейся культуре Татарстана.
В 2017 году разработан проект "Хан сарай" - прикладное искусство (кожаная мозаика, вышивка, ювелирное искусство) периода Золотой Орды.
2016 год ознаменовался для НКЦ "Казань" расширением сети - в состав комплекса вошел мемориал "Книга памяти". На сегодня разрабатывается новая тема "Герои Советского Союза - сыны и дочери Татарстана". Проводятся Марши Памяти по районам Республики Татарстан (встреча со школьниками, участниками ВОВ и их родственниками, вручение копий наградных документов и извещений).
Анализ запросов аудитории приводит к поиску новых подходов к традиционным формам общения со зрителями - это интерактивные элементы и интерактивные программы, в числе которых "У музея есть душа", "Загадочные экспонаты", а также внедрение комплексной автоматизированной музейной информационной системы КАМИС.
Посещение музеев способствует развитию интереса к истории родного края, познавательной активности с раннего детства.
Правом бесплатного посещения согласно Указам Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 31 и от 15.01.1993 N 4301-1 пользуются 13 категорий населения, в числе которых пенсионеры, участники и ветераны Великой Отечественной войны, а также дети, не достигшие 16-летнего возраста. Ведется поиск новых форм общения с детьми, учащимися школ и интернатов.
Налажен тесный контакт с 40 туристическими фирмами Казани, благодаря чему музеи посещали туристы из Башкортостана, Чувашии, Мордовии, Удмуртии, Республики Марий Эл, Пензенской, Тамбовской областей, Москвы, районов Татарстана и т.д. Также городские музеи посещали иностранные делегации из более чем 50 зарубежных стран (Финляндия, Турция, Германия, Испания, Ливия, Палестина, Египет, Иран, Франция, Япония и др.).
В перспективе планируется еще больший охват населения музейными услугами, увеличение количества посещений музеев, в том числе социально-незащищенными группами населения, активизация рекламной и PR-деятельности музеев, что будет способствовать популяризации муниципальных музеев и активному показу музейных экспонатов.
Расширение спектра предоставляемых населению услуг будет содействовать увеличению посещаемости музеев и повышению роста доходов от предпринимательской деятельности.
Тем не менее, бюджет города является основным источником финансирования муниципальных музеев. Основная часть выделяемых средств направляется на оплату коммунальных услуг, содержание зданий и выплату заработной платы.
Значительных финансовых вложений требует информатизация музеев в соответствии с современными стандартами, которые подразумевают не только оборудование офисной техникой, но и закупку дорогостоящих программ и специальной техники.
Проблематичным остается и качество содержания коллекций и фондов: многие предметы из фондов муниципальных музеев нуждаются в научной реставрации.
В настоящее время музейные фонды пополняются также за счет дарения раритетов частными лицами и поступлений от археологических экспедиций.
III. Цели и задачи Подпрограммы-1 с указанием сроков реализации
Для достижения стратегических и тактических целей целесообразно провести комплекс мероприятий, направленных на расширение целевой аудитории музейной среды.
Для этого необходимо решить следующие задачи - поиск и развитие новых форм взаимодействия музеев с населением при сохранении основных направлений музейной деятельности.
Решение данных задач предполагает осуществление комплекса мер по обеспечению сохранности музейного фонда, а также создание условий для организации выставок, лекций, презентаций в целях приобщения граждан к культурным ценностям.
Основными показателями решения данных задач являются удельный вес оцифрованных музейных предметов от общего количества предметов, доля музейных экспонатов по отношению к предыдущему году, количество организованных выставок, количество посещений музеев всеми категориями населения в год, доля экскурсионного обслуживания населения от общего числа посещений и число действующих образовательных программ по отношению к предыдущему году.
Срок реализации Подпрограммы-1 - 2018-2022 годы.
Раздел IV изменен. - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 19 июня 2019 г. N 2208
IV. Ресурсное обеспечение Подпрограммы-1
Общий объем финансирования Подпрограммы-1 составляет 146303,2 тыс. рублей, из них за счет средств бюджета муниципального образования г. Казани - 143413,4 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс. рублей, софинансирование из бюджета Республики Татарстан - 2889,8 тыс. рублей.
Год |
Объем средств, тыс. рублей |
||
Бюджет муниципального образования г. Казани |
Внебюджетные средства |
Софинансирование из бюджета Республики Татарстан |
|
2018 |
28018,1 |
0,0 |
2889,8 |
2019 |
28362,7 |
0,0 |
0,00 |
2020 |
28748,0 |
0,0 |
0,00 |
2021 |
29142,3 |
0,0 |
0,00 |
2022 |
29142,3 |
0,0 |
0,00 |
Итого |
143413,4 |
0,0 |
2889,8 |
Объемы финансирования Подпрограммы-1 носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета муниципального образования г. Казани на соответствующий финансовый год и плановый период.
V. Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы-1
Главный социально-экономический эффект от реализации Подпрограммы-1 выражается в вовлечении как можно большего числа жителей и гостей Казани в музейную среду, представляющую собой художественные комплексы с функциями музейно-образовательного и социально-культурного центров.
Эффект отложенного действия будет выражаться:
- в количественном и качественном пополнении музейных фондов;
- в привитии гражданам бережного отношения к культурным ценностям;
- в развитии эстетического и патриотического воспитания молодежи;
- в увеличении новых форм взаимодействия музеев с населением;
- в повышении качества услуг, оказываемых муниципальными музеями.
Ожидаются следующие результаты от реализации Подпрограммы-1:
- увеличение удельного веса оцифрованных музейных предметов от общего количества предметов до 0,80%;
- сохранение доли музейных экспонатов по отношению к предыдущему году на уровне 100%;
- увеличение количества организованных выставок в год до 32 единиц;
- увеличение количества посещений музеев до 175525 человек;
- увеличение доли экскурсионного обслуживания населения от общего числа посещений до 70%;
- увеличение числа действующих образовательных программ по отношению к предыдущему году до 11 единиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.