Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
На сегодняшний день сеть учреждений культуры города составляет 26 учреждений.
Происходящие в последние годы в обществе процессы совершенствования политической, экономической и социальной сфер жизни выявили глубокий разрыв между имеющимся культурным потенциалом и состоянием материально-технического и организационно-правового обеспечения сферы культуры. Неблагоприятную ситуацию для развития культуры и искусства обуславливают и устойчивый дефицит бюджета, и тенденция к снижению реальных доходов населения. Это привело к ухудшению состояния ряда памятников архитектуры, истории и культуры на территории города. Отсутствует необходимая инфраструктура для использования памятников истории и культуры как объектов научного исследования и туризма. Не отвечают требованиям состояние и развитие музейного фонда города (Историко-краеведческий музей и Картинная галерея) и музеев как традиционных мест сохранения и трансляции культурного наследия. Слабая техническая оснащенность музеев не позволяет эффективно проводить компьютеризацию музейного фонда. Снижается популярность и значимость досуговых учреждений культуры. Серьезное положение сложилось в дальнейшей эксплуатации клубных, концертных учреждений, библиотек, музеев и организаций дополнительного образования отрасли культура. Многим из них требуется капитальный ремонт: МАУК "ДК "КАМАЗ", МАУК "Концертный зал имени Сары Садыковой", МБУ "Централизованная библиотечная система", МАУДО "Детская музыкальная школа N 6 им. С. Сайдашева", МАУК "Органный зал", МАУК "ДДН "Родник", МАУДО "Детская школа театрального искусства" и др.
19 городских библиотек нуждаются в обеспечении помещениями, соответствующими требованиям. Сокращается объем поступлений литературы в городские библиотеки. Средняя книгообеспеченность на 1 жителя города составляет лишь 1,4 (в Российской Федерации - 7,0; в Республике Татарстан - 6,0); на 1 читателя - 12 книг (в Российской Федерации - 17,5; в Республике Татарстан - 16). Остаются невыполненными запросы читателей на популярную отраслевую, детскую, художественную и справочную литературу. Смена экономических ориентиров, сокращение бюджетного финансирования, сказывается, прежде всего, на качестве и объемах культурного обслуживания населения, может привести к разрушению сложившейся за многие годы единой системы эстетического воспитания населения.
Система художественного образования на сегодняшний день функционирует успешно, но и здесь существуют проблемы.
Услуги детских школ искусств остаются востребованными. Юных челнинцев обучают по 23 специальностям, но при этом наблюдается спад интереса к таким инструментам, как балалайка, домра, виолончель, медные духовые инструменты. Помимо общеразвивающих программ, в школах искусств реализуются дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусства, прием на которые происходит на конкурсной основе.
Стабильными остаются и основные показатели деятельности организаций дополнительного образования отрасли культура - успеваемость, качество обучения и поступление в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.
Ежегодно растет творческий и исполнительский уровень как обучающихся, так и их преподавателей. За период с 2017 по 2019 год, обучающиеся организаций дополнительного образования отрасли культура принесли городу и республике более 2000 побед на конкурсах республиканского, всероссийского и международного уровней.
В целях поддержки одаренных детей и дальнейшего их стимулирования были назначены 10 именных стипендий Мэра города Набережные Челны, 10 обучающихся награждены дипломами "За успехи в учебе и концертно-конкурсной деятельности по итогам 2018-2019 учебного года", трое учащихся являются стипендиатами Министерства культуры Республики Татарстан.
Медленными темпами идет процесс внедрения новых обучающих технологий в образовательный процесс.
Существующая проблема износа музыкального инструментария также требует серьезного внимания. Потребность в приобретении инструментов составляет более 10 млн. руб. Финансирование художественного образования остается недостаточным. В этой связи школам искусств необходимо проводить работу по привлечению внебюджетных средств и работу с грантами.
Профессиональные творческие коллективы города на сегодняшний момент также испытывают трудности, общие для творческих коллективов города: это слабая материально-техническая база, недостаточное финансирование гастрольной деятельности, отсутствие грантовой поддержки.
С другой стороны, для них характерны все те же проблемы, что и для всей культуры в целом:
1) отсутствие системы рекламных мероприятий по пропаганде профессионального искусства и воспитанию зрительской культуры;
2) кадровые проблемы;
3) отсутствие системы организации гастролей профессиональных коллективов.
Кадровая проблема остается одной из ключевых, так как экономический потенциал отрасли культуры в первую очередь определяют трудовые ресурсы.
На сегодняшний день наиболее обеспечены профессиональными кадрами организации дополнительного образования отрасли культура. Культурно-досуговые учреждения (клубы, музеи, библиотеки, театры, хореографические коллективы) нуждаются в укреплении кадровой базы.
Из-за низкой заработной платы молодые специалисты не всегда идут с желанием в вышеперечисленные учреждения. Сохранение и пополнение кадрового потенциала с каждым годом становится все сложнее.
Реализация данной Программы позволит преодолеть существующие трудности в деятельности учреждений сферы культуры, обеспечить целенаправленную работу по сохранению культурного наследия и развитию культурного потенциала города. Программа предусматривает объединение интеллектуальных, творческих, организационных и финансовых возможностей.
Главная особенность культуры заключается в том, что результаты культурной деятельности выражаются в отложенном по времени социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, что в конечном итоге влечет за собой изменения в основах функционирования общества.
В Программе используется система индикаторов и цифровых показателей, характеризующих текущие результаты культурной деятельности. При этом конкретные Подпрограммы содержат свои собственные показатели результативности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.