Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Программа
"Жилье горожанам"
(утв. постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 5 августа 2016 г. N 3148)
11 сентября 2018 г.
Раздел I изменен. - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 11 сентября 2018 г. N 4856
I. Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная жилищная программа "Жилье горожанам" |
Краткое наименование программы |
Программа "Жилье горожанам" |
Муниципальный заказчик (координатор) |
МКУ "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" |
Основные разработчики программы |
МКУ "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" |
Цели и задачи программы |
Цели: 1) реализация на территории муниципального образования города Казани целей и задач государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"; 2) обеспечение права жителей г. Казани на приобретение жилых помещений на рынке жилья за доступную плату; 3) увеличение объемов предоставляемого жилья и сокращение максимального срока ожидания улучшения жилищных условий казанцев, в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачи: 1) рациональное использование при разработке механизмов реализации Программы динамичного сочетания рыночных и нерыночных подходов к процессам воспроизводства жилья, учитывающих сохранение паритета между спросом и предложением на рынке недвижимости; 2) участие в дальнейшем развитии рынка жилья, включая создание организационных условий для объединения финансовых средств участников жилищного рынка: бюджетных и внебюджетных ресурсов, средств населения, заемных средств и инвестиционных ресурсов; 3) стимулирование жилищного строительства путем формирования инвестиционной привлекательности жилищной сферы, системы финансирования строительства и приобретения жилья, в том числе относящегося к категории жилья экономического класса; 4) создание эффективного механизма предоставления жилья на базе долгосрочного кредитования при минимизации уровня бюджетного финансирования жилищной сферы; 5) изыскание дополнительных возможностей ускорения темпов обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, малоимущих граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет увеличения объемов строительства, включая дополнительное привлечение на взаимовыгодной основе финансовых средств физических и юридических лиц в жилищное строительство; 6) разработка и реализация механизмов осуществления дифференцированной поддержки жителей города Казани в строительстве и приобретении жилых помещений; 7) повышения доступности приобретения жилых помещений |
Сроки и этапы реализации программы |
Бессрочная |
Перечень подпрограмм |
Нет |
Объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам |
Стартовый капитал составляют капитализированные средства программы "Жилье горожанам на 2007-2027 годы" общим объемом 129 млн. рублей. В дальнейшем ежегодное утверждение финансирования |
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели эффективности программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы: - повышение доступности жилья для жителей г. Казани; - сокращение общего числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем улучшения жилищных условий в рамках Программы; - создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем экономического класса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности; - дальнейшее развитие жилищного рынка и ипотечного кредитования в г. Казани в целях улучшения жилищных условий казанцев за счет механизмов реализации Программы. Индикаторы оценки результатов: - число семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы за отчетный период, ед.; - соотношение числа семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы за отчетный период, к общему числу семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий на конец отчетного периода, % |
II. Характеристика сферы реализации Программы
За период, прошедший с начала реформирования жилищной сферы, произошли кардинальные изменения в источниках финансирования строительства и приобретения жилья. Бюджетные источники перестали играть основополагающую роль, значительное место в системе финансирования стали занимать средства частных инвесторов (в том числе населения), привлекаемых к строительству жилья. При этом система жилищного строительства опирается как на прямые частные инвестиции, так и на кредитные ресурсы. Данная ситуация характерна и для приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья.
Основными проблемами в сфере финансирования жилищного строительства являются:
- невысокий уровень доходов населения, сопровождающийся недостаточной степенью доверия граждан к участникам жилищного рынка;
- ограниченный объем бюджетных ресурсов, направляемых в сферу жилищного строительства;
- отсутствие эффективных схем кредитования, которые удовлетворяли бы финансовым возможностям основной массы работающего населения, для приобретения жилья в собственность.
За последние годы произошло значительное увеличение разрыва между ценами на жилье и доходами основной массы жителей, что послужило причиной резкого снижения доступности жилья в муниципальном образовании городе Казани.
В целях увеличения возможностей для осуществления в г. Казани конституционного права граждан на жилище и реализации положений действующего жилищного законодательства, направленного на объединение усилий органов местного самоуправления муниципального образования г. Казани и организаций всех форм собственности по развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья в г. Казани, необходимо создание эффективного механизма для решения жилищного вопроса горожан.
Анализ существующего опыта предоставления жилья и сопоставление различных финансовых схем показывают, что наименее затратной для граждан и наиболее экономически эффективной для привлечения финансовых ресурсов является схема продажи жилья с рассрочкой платежа.
Программа "Жилье горожанам" разработана с учетом многообразия существующих моделей и схем, позволяющих гражданам улучшить жилищные условия, получивших распространение в Российской Федерации и Республике Татарстан.
Раздел III изменен. - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 11 сентября 2018 г. N 4856
III. Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа
Осуществленные реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям граждан, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Изменилась структура жилищного фонда города по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья. Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. Активно развивается ипотечное жилищное кредитование.
Немногим более десяти лет назад завершила свою работу беспрецедентная, не имеющая аналогов в Российской Федерации Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья. За 9 лет ее реализации только в Казани переселены из ветхого жилого фонда в благоустроенные квартиры более 33000 семей.
Продолжается реализация подпрограммы "Молодая семья" федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 годы, в рамках которой ежегодно обеспечиваются жильем несколько десятков семей казанцев.
С принятием Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и выходом 15.04.2005 постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан N 188-N 190 взяла старт Программа социальной ипотеки, инвестируемая некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на территории Республики Татарстан.
За одиннадцать лет реализации Программы социальной ипотеки в Казани получили жилье более 23 тысяч семей, в основном работники бюджетной сферы - врачи, учителя, работники культуры и искусства, сотрудники правоохранительных органов - фактически люди с небольшими доходами.
К сожалению, в настоящее время решить жилищный вопрос всех граждан, нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании городе Казани, в рамках реализации вышеназванных действующих жилищных программ невозможно.
Наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения. Большое количество семей казанцев ожидает от государства помощи в решении жилищных проблем.
На сегодня по г. Казани таких очередников немногим более 19000 семей. Среди них имеются граждане, которые в первую очередь нуждаются в поддержке со стороны государства, - инвалиды, и многие из них стоят в очереди на жилье уже не первое десятилетие.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей, а именно семьям с высокими доходами.
Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения.
Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики и высокую степень его монополизации.
В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, оказать поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью предоставления рассрочки, отдельным категориям граждан.
В первую очередь это касается граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, и малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Кроме того, в муниципальном образовании городе Казани периодически возникает необходимость в срочном предоставлении жилья определенным категориям граждан: граждане, проживающие в жилых домах, расположенных на земельных участках, отведенных для муниципальных нужд (строительство дорог, коммуникаций, объектов инфраструктуры и т.п.), ветераны Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в жилье в соответствии с действующим законодательством (поскольку срок действия выделяемых им жилищных субсидий ограничен определенными временными рамками), граждане, вложившие денежные средства в долевое строительство квартир в не завершенных строительством жилых домах, где имеется доля участия муниципального образования г. Казани, и пострадавшие от действий или бездействия недобросовестных застройщиков (в случае когда муниципальное образование город Казань взяло на себя обязательство достроить жилой дом и взамен имеющихся у указанных граждан недостроенных объектов предоставляет им другие объекты либо жилье).
При этом в долгосрочной перспективе необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного привлечения значительных объемов бюджетных средств.
В этих целях в качестве новой формы механизма улучшения жилищных условий жителей с 2007 года на территории муниципального образования города Казани реализовывалась Программа "Жилье горожанам на 2007-2027 годы", утвержденная решением Казанской городской Думы от 04.07.2007 N 4-18. При этом за истекшие восемь лет были выявлены определенные сложности, возникающие на различных этапах ее реализации, преодоление которых привело к корректировке данной программы, позволившей ей стать более гибкой и жизнеспособной. К сожалению, не все участники данной программы до настоящего момента обеспечены жилыми помещениями, но здесь, помимо объективных факторов, не позволивших сделать это своевременно, необходимо признать также субъективные факторы, зависящие от самих граждан, которые всегда будут иметь место при реализации любой жилищной программы. Это, во-первых, собственно желание граждан приобрести именно то жилье, которое им предложено (выделено) в рамках реализации программы, если в программе не предусмотрен свободный выбор гражданами жилых помещений на жилищном рынке. Во-вторых, не всегда адекватная оценка гражданами своих финансовых возможностей, если приобретение жилья в рамках программы предполагает финансирование, в том числе частичное, за счет собственных средств граждан. В-третьих, при наличии определенного, в том числе длительного, промежутка времени между этапом признания граждан участниками программы и этапом предоставления им жилья в рамках программы указанным гражданам необходимо подтвердить свое соответствие условиям участия путем представления соответствующего пакета документов, однако не все граждане своевременно представляют требуемые документы и остаются участниками программы, не приобретая жилье даже при его наличии.
При этом необходимо отметить постоянный интерес жителей Казани к вопросу улучшения жилищных условий, в том числе в рамках указанной программы.
В связи с вышеизложенным Исполнительным комитетом г. Казани разработана настоящая программа, являющаяся новым этапом в решении жилищной проблемы жителей г. Казани на муниципальном уровне.
Раздел IV изменен. - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 11 сентября 2018 г. N 4856
IV. Цели и задачи Программы, программные мероприятия, финансовое обеспечение Программы
Программа создана в целях усиления социальной направленности основных принципов и положений жилищной политики в отношении граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
1) реализация на территории муниципального образования города Казани целей и задач государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
2) обеспечение реализации права жителей г. Казани на приобретение жилых помещений на рынке жилья за доступную плату;
3) увеличение объемов предоставляемого жилья и сокращение максимального срока ожидания улучшения жилищных условий казанцев, в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Достижение целей Программы решается путем выполнения следующих задач:
1) рациональное использование при разработке механизмов реализации Программы динамичного сочетания рыночных и нерыночных подходов к процессам воспроизводства жилья, учитывающих сохранение паритета между спросом и предложением на рынке недвижимости;
2) участие в дальнейшем развитии рынка жилья, включая создание организационных условий для объединения финансовых средств участников жилищного рынка: бюджетных и внебюджетных ресурсов, средств населения, заемных средств и инвестиционных ресурсов;
3) стимулирование жилищного строительства путем формирования инвестиционной привлекательности жилищной сферы, системы финансирования строительства и приобретения жилья, в том числе относящегося к категории жилья экономического класса;
4) создание эффективного механизма предоставления жилья на базе долгосрочного кредитования при минимизации уровня бюджетного финансирования жилищной сферы;
5) изыскание дополнительных возможностей ускорения темпов обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, малоимущих граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет увеличения объемов строительства, включая дополнительное привлечение на взаимовыгодной основе финансовых средств физических и юридических лиц в жилищное строительство;
6) разработка и реализация механизмов осуществления дифференцированной поддержки жителей города Казани в строительстве и приобретении жилых помещений;
7) совершенствование нормативно-правовой базы в части обеспечения защиты интересов казанцев на рынке недвижимости в жилищной сфере и повышения доступности приобретения жилых помещений.
Программа не предусматривает разбивки на этапы и установления сроков реализации, но предусматривает ежегодное утверждение финансирования, в связи с чем ее реализация будет осуществляться в соответствии с утвержденным финансированием и наличием очередников.
В рамках настоящей программы разработаны механизмы, позволяющие заказчикам и исполнителям самостоятельно решать комплекс задач, необходимых для ее выполнения, путем реализации мероприятий Программы. Каждое мероприятие носит комплексный характер и представляет собой совокупность взаимосвязанных действий по достижению ожидаемых результатов Программы, которые осуществляются заказчиками и исполнителями Программы в пределах своей компетенции. Реализация Программы предполагает выполнение следующих мероприятий по обеспечению ее различных аспектов:
1) нормативно-правовое и методологическое обеспечение, включающее в себя разработку нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов, обеспечивающих различные аспекты реализации Программы;
2) финансовое обеспечение Программы, предполагающее привлечение финансовых средств участников жилищного рынка: бюджетных и внебюджетных ресурсов, средств участников программы, заемных средств и инвестиционных ресурсов - в целях финансирования расходов на реализацию мероприятий Программы.
Стартовый капитал составляют капитализированные средства программы "Жилье горожанам на 2007-2027 годы".
В целях пополнения оборотных средств, необходимых для реализации Программы, при условии минимального бюджетного финансирования данной программы либо полного его отсутствия предусмотрена реализация жилья участникам Программы в следующем соотношении: 40% жилья, построенного (приобретенного) в целях реализации Программы, - для категорий участников, которым предоставлено право на приобретение жилья с рассрочкой платежа неоплаченной стоимости жилья и уплатой процентов по льготной процентной ставке от суммы неоплаченной стоимости жилья или по процентной ставке, соответствующей действующим стандартам ипотечного кредитования, но не более льготной процентной ставки от суммы неоплаченной стоимости жилья, 60% для остальных категорий участников Программы. При отсутствии первых категорий участников все жилье реализуется вторым, при отсутствии вторых - первым;
3) организационные мероприятия, предусматривающие постоянную деятельность в двух направлениях: работа с населением в целях формирования реестров участников, подлежащих обеспечению жильем в рамках Программы, и количества и параметров необходимого жилья и консолидация средств, необходимых для реализации Программы. Организационные мероприятия по первому направлению включают в себя предварительные консультации граждан по вопросам постановки на учет в качестве участников Программы, прием заявлений и документов для постановки на учет, выполнение комплекса необходимых мероприятий, сопровождающих процесс рассмотрения данных заявлений, и подготовку необходимых нормативно-правовых актов и организационно-распорядительных документов, необходимых для постановки граждан на учет в качестве участников Программы, ведение учета участников и формирование списка участников в целях предоставления им жилья в рамках Программы с уточнением для них требуемого вида жилья (площадь и количество комнат), снятие с учета в качестве участников Программы. Организационные мероприятия по второму направлению предусматривают определение ежегодного объема средств, выделяемых и поступающих из различных источников на реализацию мероприятий Программы;
4) формирование жилищного фонда, подлежащего реализации в рамках Программы. Данное мероприятие осуществляется посредством приобретения, поступления, реконструкции и строительства объектов жилищного фонда и жилых помещений в соответствии с количеством квартир, необходимых для обеспечения жильем участников Программы, а также с учетом заявленного ими требуемого вида жилья (площадь и количество комнат);
5) организация работы по привлечению кредитных организаций. Данное мероприятие дает участникам право на приобретение жилья с внесением первоначального взноса. В целях погашения разницы между стоимостью жилья и первоначальным взносом участникам предоставляется рассрочка платежа Оператором либо кредит (займ) - кредитным или банковским учреждением или организацией, для чего на постоянной основе должна проводиться работа по обеспечению долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества с кредитными или банковскими учреждениями или организациями в области кредитования участников программы по приобретению жилья.
В целях установления процентной ставки по ипотечному кредиту не более 11% годовых при наличии обязательства о единовременной выплате кредитной организации комиссионного вознаграждения такую выплату кредитной организации взамен участника Программы вправе осуществить оператор Программы при условии, что ее размер не будет превышать 5% от общей стоимости кредита;
6) предоставление жилья участникам Программы, осуществляемое:
- по договору об уступке права требования по договору долевого участия, договору купли-продажи, договору мены;
- с предоставлением Оператором Программы рассрочки либо кредита (займа) - кредитным или банковским учреждением или организацией по оплате в целях погашения разницы между стоимостью жилья и первоначальным взносом и обременением передаваемого жилья залогом до момента исполнения долговых обязательств. Участникам Программы жилье реализуется по цене, составляющей 80% от рыночной стоимости.
V. Оценка социальной эффективности Программы
Поскольку Программа имеет социальную направленность, но при этом в значительной степени ориентирована на рыночный механизм реализации, основными показателями ее реализации являются:
1) соотношение между количеством участников Программы, состоящих на учете на конец отчетного периода, к количеству участников, снятых с учета за отчетный период в связи с приобретением жилья в рамках Программы;
2) соотношение между количеством участников, снятых с учета за отчетный период в связи с приобретением жилья в рамках Программы, к количеству участников, снятых с учета за предыдущий аналогичный период в связи с приобретением жилья в рамках Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.