Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 14 декабря 2018 г. N 3а-741/2018
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2019 г. N 11-АПА19-3 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре Галиуллиной Л.P.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Халиковой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бутакова Валерия Казимировича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующими пункта 175 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р, пункта 226 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень на 2016 год).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 24 декабря 2015 года за N 3152, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 24 декабря 2015 года, в газетах "Республика Татарстан" от 25 декабря 2015 года N 186, "Ватаным Татарстан" от 25 декабря 2015 года N 196, а также в официальном печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 5 апреля 2016 года N 25, ст. 0842.
Перечень на 2016 год применяется с учетом изменений, внесенных в него распоряжениями Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 декабря 2015 года N 3326-р, от 20 сентября 2016 года N 2304-р.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год).
Это распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 30 ноября 2016 года за N 3590, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 ноября 2016 года, в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" от 22 сентября 2017 года N 70, ст. 2534.
В Перечень на 2017 год распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3525-р были внесены изменения.
В указанные Перечни в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2018 год включено здание с кадастровым номером 16:52:040301:289, расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Ахметшина, дом 108А (пункт 175 Перечня на 2016 год, пункт 226 Перечня на 2017 год).
Бутаков В.К., являющийся собственником помещений в данном здании, обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими названных пунктов Перечней на 2016, 2017 годы, указав, что включение спорного здания в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как здание не входит в категорию торговых центров (комплексов). Включение здания с кадастровым номером 16:52:040301:289 в Перечень нарушает права и законные интересы административного истца, так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель Бутакова В.К. - Маликов Р.Ф. административное исковое заявление поддержал.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Морозов В.В. административный иск не признал.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания и помещения в них, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Горсовета муниципального образования "город Набережные Челны" от 22 октября 2015 года N 2/11 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования "город Набережные Челны", налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 2,0 процента в 2018 году и последующие годы, в то время как в отношении прочих объектов налогообложения налоговая ставка составляет 0,5 процента.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Указанными объектами недвижимого имущества являются, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В Республике Татарстан в соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утверждены состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня.
Указанным Порядком предусмотрено, что в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (пункт 2).
Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Таким образом, распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018" принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что здание, в котором располагается принадлежащее ему нежилое помещение, не обладает признаками торгового центра (комплекса), суд приходит к следующему.
В соответствии с кадастровым и техническим паспортами объект недвижимости, указанный в пункте 175 Перечня на 2016 год и пункте 226 Перечня на 2017 год, представляет собой отдельно стоящее нежилое трехэтажное здание (в том числе 1 подземный этаж) общей площадью 2773,8 квадратных метра, располагается в городе Набережные Челны Республики Татарстан, численность населения которого превышает 145 тысяч человек.
В здании, помимо прочих, находится помещение N 1003 с кадастровым номером 16:52:040301:4465, собственником которого является Бутаков В.К.
Утверждая о правомерности включения названного здания в оспариваемые Перечни, административный ответчик ссылается на его расположение на земельном участке с кадастровым номером 16:52:040301:85, вид разрешенного использования которого согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости предусматривает строительство здания многопрофильного назначения в составе: административные помещения, художественные мастерские и магазин, что, по мнению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, подразумевает размещение на нем объектов торговли и бытового обслуживания.
Вопреки доводам административного ответчика приведенный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, не предусматривает размещение на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости свидетельствует о том, что видом разрешенного использования земельного участка является строительство многопрофильного здания, состоящего из помещений различного назначения, в том числе помещений художественных мастерских, административных помещений и помещения магазина.
При таких обстоятельствах данный многопрофильный объект не мог быть включен в Перечень только по виду разрешенного использования земельного участка без исследования вопроса о наличии иных оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (фактическое использование здания, назначение или наименование помещений в нем).
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и техническом паспорте, с достоверностью которых согласился представитель административного истца, здание имеет наименование - административное здание с художественными мастерскими, назначение - нежилое.
Согласно экспликации к поэтажному плану здания совокупная площадь помещений, имеющих назначение "торговые", составляет 462,2 квадратного метра - основная площадь и 51,4 квадратного метра - вспомогательная площадь, что менее 20 процентов (554,76 квадратного метра) от общей площади здания.
Вместе с этим, в экспликации к поэтажному плану второго этажа здания указаны помещения с назначением (графа 5) "мужской зал парикмахерской" площадью 52,2 квадратного метра, "мужской зал маникюра и педикюра" площадью 22 квадратных метров, "кабинет педикюра" площадь 35,8 квадратного метра, "женский зал парикмахерской" площадью 72,8 квадратного метра. Площадь этих помещений в сумме с площадью помещений, имеющих назначение "торговые" превышает 20 процентов общей площади спорного здания.
Данные помещения по назначению и наименованию и, как пояснил представитель административного истца, по фактическому использованию, относятся к объектам бытового обслуживания (графы 24, 25), однако ошибочно включены в число канцелярских помещений (графы 12, 13).
Следовательно, здание с кадастровым номером 16:52:040301:289 могло быть включено в Перечни на 2016, 2017 годы на основании сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации), поскольку неверное отнесение помещений с назначением и наименованием, относящимися к объектам бытового обслуживания, к числу канцелярских не изменяет назначения и наименования этих помещений.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия пункта 175 Перечня на 2016 год, пункта 226 Перечня на 2017 год нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Бутакова Валерия Казимировича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующими пункта 175 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р, пункта 226 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 декабря 2018 г. N 3а-741/2018
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 17 июля 2019 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2019 г. N 11-АПА19-3 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения