Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная программа
города Казани "Развитие культуры в городе Казани на 2018-2022 годы"
(утв. постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 22 декабря 2017 г. N 5355)
19 июня, 11 ноября, 19 декабря 2019 г.
Раздел I изменен. - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 19 июня 2019 г. N 2208
I. Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная программа города Казани "Развитие культуры в городе Казани на 2018-2022 годы" (далее - Программа) |
||||||
Муниципальный заказчик |
Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление культуры) |
||||||
Основной разработчик программы |
Управление культуры |
||||||
Исполнители программы |
Управление культуры, бюджетные и автономные учреждения г. Казани, подведомственные Управлению культуры, Муниципальное казенное учреждение "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Муниципальное казенное учреждение "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Муниципальное казенное учреждение "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" |
||||||
Цель программы |
Комплексное развитие современной городской культурной среды, сформированной на опыте лучших мировых практик и отвечающей запросам горожан |
||||||
Задачи программы |
1. Расширение целевой аудитории музейной среды. 2. Создание современного узнаваемого образа муниципальных библиотек города Казани, обеспечивающих свободный доступ всех слоев населения к информации. 3. Формирование конкурентной системы культурно-досугового обслуживания населения. 4. Сохранение, укрепление и развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств. 5. Развитие инфраструктуры отрасли культуры и создание условий для эффективного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий |
||||||
Сроки и этапы реализации программы |
2018-2022 годы |
||||||
Перечень подпрограмм |
1. "Развитие музейного дела" (приложение N 3). 2. "Развитие библиотечного дела" (приложение N 4). 3. "Развитие культурно-досуговых учреждений и концертных организаций" (приложение N 5). 4. "Развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств" (приложение N 6). 5. "Другие вопросы в области культуры" (приложение N 7) |
||||||
Объемы финансирования программы с разбивкой по годам и источникам |
Общий объем финансирования Программы составляет 6443045,3 тыс. рублей, из них за счет средств бюджета муниципального образования г. Казани - 5737805,7 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 410504,4 тыс. рублей, софинансирование из бюджета Республики Татарстан - 294735,2 тыс. рублей. |
||||||
Год |
Объем средств, тыс. рублей |
||||||
Бюджет муниципального образования г. Казани |
Внебюджетные средства |
Софинансирование из бюджета Республики Татарстан |
Всего |
||||
Всего |
В том числе расходы на содержание Аппарата |
||||||
Всего |
В том числе уплата налога на имущество организаций и земельного налога |
||||||
2018 |
1225626,0 |
11212,8 |
391,0 |
82024,4 |
286735,2 |
1594385,6 |
|
2019 |
1163934,3 |
8500,2 |
656,9 |
82120,0 |
2000,0 |
1248054,3 |
|
2020 |
1124683,2 |
8500,4 |
656,9 |
82120,0 |
2000,0 |
1208803,2 |
|
2021 |
1134103,9 |
8500,7 |
656,9 |
82120,0 |
2000,0 |
1218223,9 |
|
2022 |
1089458,3 |
8500,7 |
656,9 |
82120,0 |
2000,0 |
1173578,3 |
|
Итого |
5737805,7 |
45214,8 |
3018,6 |
410504,4 |
294735,2 |
6443045,3 |
|
Примечание: объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета муниципального образования г. Казани на соответствующий финансовый год и плановый период | |||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач программы (индикаторы оценки результатов) и показатели бюджетной эффективности программы |
Реализация целей и задач Программы позволит к 2022 году достичь следующих показателей: - сохранение количества посещений муниципальных музеев на 1000 жителей в год до 142 единиц; - увеличение количества посещений библиотек на 1000 человек в год до 1219 единиц; - сохранение количества посещений мероприятий культурно-досуговых учреждений, Казанского зоопарка, концертных организаций и Дирекции парков и скверов г. Казани на 1000 человек в год до 891 единицы; - сохранение доли обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности на уровне 2017 года - 100%; - обеспечение целевого финансирования бюджетных средств - 100%. |
Раздел II изменен. - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 11 ноября 2019 г. N 3994
II. Общая характеристика сферы реализации Программы, приоритетные направления и основные проблемы в сфере культуры г. Казани и пути их решения
Настоящая Программа разработана в соответствии с постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 08.08.2014 N 4720 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ г. Казани", Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р, Концепцией "Культура Казани", утвержденной решением Казанской городской Думы от 29.04.2009 N 4-40, Стратегией социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года, утвержденной решением Казанской городской Думы от 14.12.2016 N 2-12.
Культурный потенциал города включает целый конгломерат организаций - муниципальных, государственных, частных:
- 240 юридических лиц (государственные и муниципальные учреждения культуры) с численностью более 100 человек;
- 531 учреждение культуры (образовательные организации) с численностью до 100 человек;
- 336 предпринимателей работают в сфере культуры города.
Муниципальная сеть в настоящее время представлена 45 юридическими лицами (104 объекта):
- 6 музеев и "Центр русского фольклора" при Национальном культурном центре "Казань";
- Централизованная библиотечная система (49 филиалов и 4 библиотечных пункта);
- 14 домов культуры;
- 3 концертные организации (Центр современной музыки С. Губайдулиной, Казанский камерный оркестр "La Primavera", Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Казанская городская филармония");
- Казанский зооботанический сад;
- Дирекция парков и скверов г. Казани;
- 17 детских музыкальных школ, 1 детская школа искусств и 7 детских художественных школ.
Кадровый состав муниципальных учреждений культуры г. Казани (1927 человек) представлен как молодыми специалистами, так и опытными, высококвалифицированными работниками. На 01.09.2017 трудоустроено:
- 107 специалистов в возрасте до 30 лет в учреждениях культуры;
- 25 молодых специалистов в детских школах искусств (стаж работы в детских школах искусств после окончания ссузов и вузов - от 1 года до 3 лет).
Основной состав сотрудников (85% или 1639 специалистов) имеет высшее образование, 15% работников (288 специалистов) - среднее специальное. Проводится системная работа по совершенствованию профессиональной компетенции работников культуры и дополнительного образования. В 2017 году повышение квалификации прошли 255 специалистов муниципальных учреждений культуры г. Казани.
Казань - это город, где искусство и культура занимают особое место. Столица Республики Татарстан ежегодно становится центром культурных событий мирового масштаба, таких как Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева, Международный фестиваль имени Сергея Рахманинова "Белая сирень" и Казанский Международный фестиваль мусульманского кино.
Музеи Казани реализуют совместные проекты с крупными музеями страны - с Государственным Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем. При поддержке Мэрии г. Казани успешно реализованы проекты частно-государственного партнерства в музейной сфере: создание Дома-музея Василия Аксенова, Музея социалистического быта и Музея Константина Васильева.
Продолжает активно развиваться сеть учреждений культуры. В 2016 году в Казани открыты муниципальный музей Книга памяти в Парке Победы, негосударственный музей "Казанская панорама". Вместе с тем требуется решение по созданию Музея Шаляпина на основе имеющейся коллекции из фондов НКЦ "Казань".
Развивается сектор креативных индустрий и современное искусство. В Казани успешно работают резиденция креативных индустрий "Штаб", Центр современной культуры "Смена", творческая лаборатория "Угол", Молодежный театр на Булаке, камерный театр "Акт". В 2016 году открылся новый казанский камерный театр SDVIG. Вместе с тем отсутствует музей современного искусства с постоянно действующей экспозицией.
Ощутимые сдвиги происходят в материально-техническом состоянии отрасли. Проведена масштабная реставрация Музея Е.А. Боратынского и Музея М. Горького. Значимым событием стало открытие после реставрации Музейно-образовательного центра имени Льва Толстого. В настоящее время завершается реконструкция нового здания Казанского Татарского государственного театра юного зрителя имени Г. Кариева. Ведется масштабное строительство новой территории Казанского зооботсада. В 2017 году начаты ремонтные работы в здании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, в музеях Г. Тукая, С. Сайдашева и в здании Казанского цирка.
Вклад в насыщение городской культурной среды лучшими российскими образцами и практиками вносят муниципальные учреждения культуры. Ежегодно ими проводится более 7 тысяч мероприятий. Среди них День Победы, День России, татарский народный праздник "Сабантуй", День Республики Татарстан и День города Казани, Навруз и Масленица.
В 2016 году состоялся 10-й юбилейный литературно-музыкальный фестиваль "Аксенов-фест". В рамках фестивального движения в саду Аксенова был открыт новый арт-объект памяти писателя, изданы уникальные книги "Антология татарской поэзии" и собрание произведений Василия Аксенова на татарском языке.
Большими культурными событиями российского масштаба стали торжества в ноябре 2016 года, посвященные 85-летию Софии Губайдулиной, и ее приезд в Казань; в 2017 году - 85-летие Василия Аксенова и 75-летие Константина Васильева.
Плодотворно работают муниципальные профессиональные коллективы. В 2016 году прошли крупнейшие гастроли Казанского камерного оркестра "La Primavera" по городам Татарстана, Дальнего Востока и Сибири, а также в Швейцарии. Ансамбль танца "Казань" представил две новые программы.
В целом отрасль культуры работает стабильно. Все плановые показатели, установленные муниципальной программой "Развитие культуры в г. Казани на 2015-2017 годы", достигнуты.
Вместе с тем, как показывают современные исследования, существует тенденция постепенного снижения популярности традиционных учреждений культуры. По статистике 70% населения предпочитает большую часть свободного времени проводить дома или в торговых центрах. Существует риск снижения общего культурного уровня казанцев. Поэтому для реализации Стратегии социально-экономического развития г. Казани до 2030 года в целях приумножения творческих ресурсов города необходима ориентация на повышение общего культурного уровня и стимулирование интеллектуального досуга.
Исходя из изложенного, можно выделить следующие приоритеты развития сферы культуры г. Казани до 2022 года:
- повышение привлекательности муниципальных музеев и внедрение новых интерактивных практик в их работу;
- модернизация муниципальных дворцов культуры и качественное изменение принципов функционирования городских ДК. Под культурным центром понимается модернизированное учреждение культуры, которое способствует самореализации населения, формирует новый образ досуга и творческого развития;
- трансформационные процессы в работе библиотек, создание из них новых общественных мест для населения города и эффективной сети;
- развитие взрослого образования на базе сети муниципальных школ искусств при сохранении системы академического начального образования в сфере искусств;
- создание комфортных условий для жизни, работы и отдыха в городе, развитие инфраструктуры для проведения фестивалей и мероприятий в открытых пространствах города.
III. Цель и задачи Программы с указанием сроков реализации, перечень и краткое описание подпрограмм
Цель Программы - комплексное развитие современной городской культурной среды, сформированной на опыте лучших мировых практик и отвечающей запросам горожан.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, носящих системный характер:
1. Расширение целевой аудитории музейной среды.
2. Создание современного узнаваемого образа муниципальных библиотек города Казани, обеспечивающих свободный доступ всех слоев населения к информации.
3. Формирование конкурентной системы культурно-досугового обслуживания населения.
4. Сохранение, укрепление и развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств.
5. Развитие инфраструктуры отрасли культуры и создание условий для эффективного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий.
Программа предусматривает муниципальный уровень реализации программных мероприятий, специфические задачи которых отражены в соответствующих подпрограммах.
Подпрограмма "Развитие музейного дела" направлена на обеспечение условий для расширения целевой аудитории музейной среды.
Подпрограмма "Развитие библиотечного дела" направлена на создание современного узнаваемого образа муниципальных библиотек города Казани, обеспечивающих свободный доступ всех слоев населения к информации.
Подпрограмма "Развитие культурно-досуговых учреждений и концертных организаций" ставит целью создание условий для формирования конкурентной системы культурно-досугового обслуживания населения.
Подпрограмма "Развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств" направлена на сохранение, укрепление и развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств.
Подпрограмма "Другие вопросы в сфере культуры" ставит целью развитие инфраструктуры отрасли культуры и создание условий для эффективного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий.
Перечень индикаторов оценки результатов основных мероприятий Программы приведен в приложении N 1 к Программе.
Срок реализации Программы: 2018-2022 годы.
Раздел IV изменен. - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 19 июня 2019 г. N 2208
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 6443045,3 тыс. рублей, из них за счет средств бюджета муниципального образования г. Казани - 5737805,7 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 410504,4 тыс. рублей, софинансирование из бюджета Республики Татарстан - 294735,2 тыс. рублей.
V. Механизм реализации Программы
В ходе реализации мероприятий Программы муниципальный заказчик обеспечивает взаимодействие основных исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями. Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе муниципальных контрактов, заключаемых заказчиком Программы со всеми исполнителями программных мероприятий, в строгом соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Муниципальный заказчик Программы:
- ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани и Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани информацию о реализации муниципальной программы "Развитие культуры в городе Казани на 2018-2022 годы" по форме согласно приложению N 2 к постановлению;
- ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Управление по вопросам общественной безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Аппарата Исполнительного комитета г. Казани информацию о реализации мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности на объектах учреждений культуры города в рамках муниципальной программы "Развитие культуры в городе Казани на 2018-2022 годы";
- ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, представляет в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани и Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации муниципальной программы "Развитие культуры в городе Казани на 2018-2022 годы", а также об эффективности использования финансовых средств;
- предложения по изменению объемов финансового обеспечения муниципальной программы "Развитие культуры в городе Казани на 2018-2022 годы" представляет в Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани в установленном порядке.
Соисполнители Программы (бюджетные и автономные учреждения г. Казани, подведомственные Управлению культуры, Муниципальное казенное учреждение "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Муниципальное казенное учреждение "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Муниципальное казенное учреждение "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани") ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Управление культуры отчет об исполнении Программы по установленной форме согласно приложению N 2 к постановлению.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Результаты культурной деятельности выражаются в отложенном по времени социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, что в конечном итоге влечет за собой изменения в основах функционирования общества.
В Программе предполагается использовать систему индикаторов и цифровых показателей, характеризующих лишь текущие результаты культурной деятельности. При этом конкретные подпрограммы могут содержать свои собственные показатели результативности. Оценка эффективности реализации Программы и ее подпрограмм осуществляется муниципальным заказчиком Программы.
Главный социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры в жизни казанцев и в повышении качества жизни в городе, создании благоприятной атмосферы для осуществления курса на модернизацию в сфере культуры.
Эффект отложенного действия будет выражаться:
- в укреплении единства культурного пространства, сохранении целостности, самобытности народов, проживающих в г. Казани;
- в создании благоприятных условий для творческой деятельности, разнообразии и доступности предлагаемых населению культурных благ;
- в активизации процессов экономического развития культуры, привлечении негосударственных ресурсов в отрасль;
- в конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий, в развитии эстетического и экологического воспитания молодежи.
Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов и показателей, утвержденных Программой:
- сохранение количества посещений муниципальных музеев на 1000 жителей в год до 142 единиц;
- увеличение количества посещений библиотек на 1000 человек в год до 1219 единиц;
- сохранение количества посещений мероприятий культурно-досуговых учреждений, Казанского зоопарка, концертных организаций и Дирекции парков и скверов г. Казани на 1000 человек в год до 891 единицы;
- сохранение доли обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности на уровне 2017 года - 100%;
- обеспечение целевого финансирования бюджетных средств - 100%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.