30 декабря 2021 г.
В соответствии с федеральными законами от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Республики Татарстан.
2. Признать утратившими силу следующие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:
от 21.08.2014 N 603 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора";
от 13.02.2015 N 87 "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного экологического надзора, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.08.2014 N 603 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора";
от 14.07.2016 N 479 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.08.2014 N 603 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора";
от 29.11.2017 N 923 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.08.2014 N 603 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора";
от 31.07.2018 N 622 "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного экологического надзора, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.08.2014 N 603 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора";
от 01.12.2018 N 1072 "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного экологического надзора, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.08.2014 N 603 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора".
3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 22 сентября 2021 г. N 895)
30 декабря 2021 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и определяет порядок осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Татарстан (далее - региональный государственный экологический контроль (надзор)).
1.2. Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) является:
соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральными законами от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среде", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Татарстан в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований в области охраны окружающей среды.
Перечень разрешительной документации в области охраны окружающей среды для объектов, подлежащих государственному экологическому контролю (надзору), устанавливается приложением к настоящему Положению.
1.3. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) в пределах его компетенции по следующим направлениям:
региональный государственный экологический контроль (надзор) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, которые подлежат региональному государственному экологическому надзору;
региональный государственный экологический контроль (надзор) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха;
региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
1.4. Должностные лица Министерства, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора):
первый заместитель министра - главный государственный инспектор Республики Татарстан в области охраны окружающей среды (далее - главный государственный инспектор Республики Татарстан);
начальник Управления государственной инспекции экологического надзора, начальники территориальных управлений Министерства - заместители главного государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды;
начальники отделов Управления государственной инспекции экологического надзора, заместители начальников территориальных управлений Министерства - старшие государственные инспекторы Республики Татарстан в области охраны окружающей среды;
ведущие консультанты, старшие специалисты 1 разряда отделов Управления государственной инспекции экологического надзора, консультанты, старшие специалисты 2, 3 разрядов, специалисты 1 разряда территориальных управлений Министерства, начальники, заместители начальников, другие специалисты специализированных инспекций территориальных управлений Министерства - государственные инспекторы Республики Татарстан в области охраны окружающей среды.
1.5. Решения о проведении контрольных надзорных мероприятий принимает главный государственный инспектор Республики Татарстан.
1.6. Объектами регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого Министерством, являются деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Положения.
Объекты, находящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении субъектов Российской Федерации и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий", в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Объекты I категории, объекты II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение, являются объектами, подлежащими федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
1.7. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охране окружающей среды при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора)
2.1. Производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к определенной категории риска:
а) к категории среднего риска относятся объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, на которые выдано комплексное экологическое разрешение и подлежащих федеральному экологическому надзору;
б) к категории умеренного риска относятся объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
в) к категории низкого риска относятся объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Расчет категории риска для объектов, подлежащих надзору, осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения "Публичный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду (ПТО НВООС)". Информацию о присвоенной категории риска хозяйствующие субъекты могут получить, направив соответствующий запрос в Министерство. Информация об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска может изменяться в зависимости от результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий.
2.2. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.
2.3. Периодичность проведения одного из плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, в зависимости от присвоенных категорий риска составляет:
для категории среднего риска - один раз в четыре года;
для категории умеренного риска - один раз в пять лет;
для категории низкого риска - не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охране окружающей среде направлена на достижение следующих основных целей:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охране окружающей среды;
создание условий для доведения обязательных требований до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Министерство при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями только в случаях, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". При этом профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, проводятся только с их согласия либо по их инициативе.
В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) окружающей среде или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию главному государственному инспектору Республики Татарстан для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Министерство ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охране окружающей среды и нарушению обязательных требований в области регионального государственного экологического контроля (надзора).
3.2. Министерство проводит профилактические мероприятия, в том числе:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.3. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад о правоприменительной практике). Доклад о правоприменительной практике готовится по итогам прошедшего года, утверждается приказом министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и размещается до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, на официальном сайте Министерства по адресу: https://eco.tatarstan.ru/. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад о состоянии регионального государственного экологического контроля (надзора).
3.4. При наличии у Министерства сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, Министерство объявляет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения.
В случае поступления возражения в отношении выданного предостережения должностное лицо Министерства в течение трех суток со дня поступления возражения направляет его со всеми материалами главному государственному инспектору Республики Татарстан.
Возражение в отношении выданного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований рассматривается в 10-дневный срок со дня его поступления в Министерство со всеми материалами дела. По результатам рассмотрения жалобы в отношении выданного предостережения главный государственный инспектор Республики Татарстан выносит одно из решений:
об оставлении предостережения в силе;
об отмене предостережения.
Оригинал решения по возражению направляется заявителю по почте (с уведомлением о вручении).
3.5. Должностными лицами Министерства по обращениям, поступающим в адрес Министерства, осуществляется консультирование (даются разъяснения по вопросам, связанным с организацией и проведением регионального государственного экологического контроля (надзора)). Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться должностным лицом Министерства по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия Министерством.
Должностными лицами Министерства консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам, связанным с исполнением обязательных требований в области охраны окружающей среды, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения. При устном консультировании ответ дается либо моментально, либо в случае, требующем рассмотрения поступившего вопроса по предоставленному телефону заявителя.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку проводимого контрольного мероприятия, решений и действий должностных лиц Министерства, результатов проведенных контрольных мероприятий.
Министерством осуществляется учет консультирований.
Консультирование по однотипным обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного главным государственным инспектором Республики Татарстан.
3.6. Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, приступающим к осуществлению хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, Министерством предлагается проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи. В ходе профилактического визита юридическое лицо, индивидуальный предприниматель информируются об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. В ходе профилактического визита инспектор может осуществлять консультирование, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска. О проведении обязательного профилактического визита юридические лица, индивидуальные предприниматели уведомляются не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. Министерство обязано в течение одного года с момента государственной регистрации организации или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя предложить проведение профилактического визита. В ходе профилактического визита не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда окружающей среде или такой вред причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом главному государственному инспектору Республики Татарстан для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
IV. Осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора)
4.1. Региональный государственный экологический контроль (надзор) проводится на плановой и внеплановой основе, при взаимодействии с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
При взаимодействии с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями государственные инспекторы Министерства проводят следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарную проверку;
выездную проверку.
Без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
наблюдение за соблюдением обязательных требований,
выездное обследование.
4.2. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения, в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.3. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся госинспекторами Министерства на основании заданий главного государственного инспектора Республики Татарстан, его заместителей, включая задания, содержащиеся в планах работы Министерства.
При осуществлении государственного экологического контроля (надзора) виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяются в зависимости от основания проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Инспекционный визит и рейдовый осмотр проводятся по следующим основаниям:
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
Внеплановая выездная проверка и документарная проверка проводятся в случае истечения срока исполнения решения Министерства об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
При наличии у Министерства сведений о причинении вреда или об угрозе причинения вреда окружающей среде либо выявлении соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров проводится внеплановая выездная проверка после согласования с органами прокуратуры.
Если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охране окружающей среды, Министерство для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля.
4.4. Индивидуальный предприниматель в случае, если у него имеются веские подтверждающие причины (болезнь, командировка, нахождение за пределами Российской Федерации, административный арест, избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрета определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста) невозможности присутствовать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия, в связи с чем проведение контрольных (надзорных) мероприятий переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом невозможности присутствия.
4.5. Инспекционный визит - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и (или) владельцем (пользователем производственного объекта). Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) юридического лица, индивидуального предпринимателя (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные мероприятия):
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) юридического лица, индивидуального предпринимателя (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя и собственника производственного объекта. Срок проведения не может превышать один рабочий день.
4.6. Рейдовый осмотр - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на определенной территории. Проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные мероприятия): осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день. В случае, если в результате рейдового осмотра выявлены нарушения обязательных требований, государственный инспектор на месте составляет акт в отношении каждого юридического лица, индивидуального предпринимателя, допустившего нарушение. Акт, содержащий информацию в отношении всех результатов контроля, не оформляется.
4.7. Документарная проверка - контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения Министерства или его территориальных управлений. Предметом документарной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований в области охраны окружающей среды и решений Министерства. В ходе документарной проверки рассматриваются документы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющиеся в распоряжении Министерства, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мероприятий регионального государственного экологического контроля (надзора).
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: получение письменных объяснений, истребование документов.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение обязательных требований, Министерство направляет в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы.
Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с требованием представить необходимые пояснения.
В течение 10 рабочих дней со дня получения вышеуказанных требований юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в Министерство указанные в требовании документы.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Министерством юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю требования до момента представления информации по требованию.
4.8. Выездная проверка - комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения обязательных требований, а также оценки выполнения решений Министерства. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) юридического лица, индивидуального предпринимателя (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Внеплановая выездная проверка проводится по согласованию с органами прокуратуры при наличии у Министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) окружающей среде либо выявлении соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований или отклонения объекта контроля от таких параметров.
О проведении выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней; в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб.
4.9. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое без взаимодействия с конкретным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Проводится путем анализа данных об объектах контроля, имеющихся у Министерства, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
Выявленные в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охране окружающей среде направляются главному государственному инспектору Республики Татарстан для принятия решений в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.10. Выездное обследование - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое без взаимодействия с конкретным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Проводится путем визуальной оценки соблюдения природопользователями обязательных требований в области охраны окружающей среды. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта контроля. В ходе выездного обследования инспектор может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
V. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) их должностных лиц
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
действий (бездействия) должностных лиц Министерства.
Жалоба на решение, вынесенное Министерством или его территориальными органами, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание, выданное Министерством или его территориальными органами, может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения юридическими лицами, индивидуальными лицами предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба на решение территориального управления Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается начальником (заместителем начальника) территориального управления Министерства либо главным государственным инспектором Республики Татарстан.
Жалоба на действия (бездействие) начальника (заместителя начальника) территориального управления Министерства рассматривается главным государственным инспектором Республики Татарстан.
В случае обжалования решений Министерства, принятых центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Министерства жалоба при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) рассматривается руководителем Министерства.
Жалоба подается по форме в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Жалоба рассматривается Министерством в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Жалоба подлежит рассмотрению Министерством в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Раздел VI изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2021 г. N 1370
VI. Ключевые показатели и их целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного экологического контроля (надзора)
Ключевым показателем результативности контрольно-надзорной деятельности для регионального государственного экологического контроля (надзора), выражающимся в минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, является снижение доли загрязненных земельных участков в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления: в 2021 г. - 22 процента, 2022 г. - 21,5 процента, 2023 г. - 21 процент.
Индикативные показатели результативности и эффективности осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора):
1. Сокращение количества выявленных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды: в 2021 г. - 4605 единиц, 2022 г. - 4145 единиц, 2023 г. - 3730 единиц;
2. Формирование плана проверок на очередной год с учетом риск-ориентированного подхода - да;
3. Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды - 96 процентов;
4. Доля предупреждений в общем количестве административных наказаний - 10 процентов;
5. Доля взысканных средств от наложенных штрафов - 70 процентов;
6. Количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
7. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
8. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;
9. Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период;
10. Количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
11. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;
12. Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
13. Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
14. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;
15. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
16. Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
17. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период;
18. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
19. Общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
20. Количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска на конец отчетного периода;
21. Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
22. Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;
23. Общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период;
24. Количество жалоб, в отношении которых Министерством был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
25. Количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Министерства либо о признании действий (бездействия) должностных лиц Министерства недействительными, за отчетный период;
26. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Министерства, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;
27. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Министерства, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
28. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
VII. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора)
7.1. Превышение нормативов, установленных для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты).
7.2. Поступление в Министерство информации о неблагоприятных метеорологических условиях от федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" на территории городского и иного поселения или подведомственной организации Министерства (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обязанных проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий).
7.3. Поступление информации об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники выбросов и передвижные источники выбросов).
7.4. Получение от собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов информации об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах, которые могут угрожать или угрожают жизни и здоровью людей либо нанесли вред здоровью людей и (или) окружающей среде.
7.5. Получение информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, указывающей на то, что юридическом лицом, индивидуальным предпринимателем ранее представлена недостоверная информация в Министерство:
в ходе представления отчетности и иной информации, представление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами;
при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Приложение
к Положению о региональном государственном
экологическом контроле (надзоре)
на территории Республики Татарстан
Перечень
разрешительной документации в области охраны окружающей среды для объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору)
1. Отчет о результатах инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
2. Расчеты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
3. Расчеты нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
4. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
5. Паспорта отходов I-IV классов опасности.
6. Договор водопользования.
7. Решение о предоставлении водного объекта в пользование.
8. Декларация о воздействии на окружающую среду.
9. Разрешение на временно разрешенные выбросы.
10. Разрешение на временно разрешенные сбросы.
11. План мероприятий по охране окружающей среды.
12. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
13. Лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (для организаций, которым передаются образующиеся на объекте отходы).
14. Планы мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
15. Документы о квалификации, полученные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности.
16. Расчеты нормативов допустимых сбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).
17. Расчеты нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).
18. Положительное заключение государственной экологической экспертизы.
19. Свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен порядок осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Татарстан.
Предметом надзора является соблюдение юрлицами и ИП обязательных требований в области охраны окружающей среды, соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, а также исполнение решений, принимаемых по результатам надзорных мероприятий.
Приведен перечень разрешительной документации в области охраны окружающей среды для объектов, подлежащих надзору.
Надзор осуществляется Министерством экологии и природных ресурсов РТ.
Решения о проведении контрольных надзорных мероприятий принимает главный государственный инспектор РТ.
Определены категории риска, к которым относятся производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Плановые надзорные мероприятия проводятся в зависимости от присвоенных категорий риска. Так, для категории среднего риска проверка осуществляется один раз в четыре года, для категории умеренного риска - один раз в пять лет, для категории низкого риска - не проводится.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 сентября 2021 г. N 895 "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Республики Татарстан"
Вступает в силу с 22 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 22 сентября 2021 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 75, 8 октября 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 2024 г. N 311
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 октября 2023 г. N 1226
Изменения вступают в силу с 5 октября 2023 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 ноября 2022 г. N 1194
Изменения вступают в силу с 11 ноября 2022 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2022 г. N 661
Изменения вступают в силу с 12 июля 2022 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2021 г. N 1370
Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.