Во исполнение решения Казанской городской Думы от 16.04.2014 N 3-32 "О перспективах развития туризма в г. Казани" и в соответствии с постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 08.08.2014 N 4720 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ г. Казани" постановляю:
1. Утвердить программу "Развитие туризма в г. Казани на 2016-2018 годы" (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Муниципальному бюджетному учреждению "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" (М.В. Зотов):
2.1. обеспечить реализацию Программы;
2.2. ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы, а также эффективности использования финансовых средств с заполнением формы согласно приложению N 3 к постановлению Исполнительного комитета г. Казани от 08.08.2014 N 4720;
2.3. ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани, Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
3. Признать постановление Исполнительного комитета г. Казани от 04.10.2012 N 7300 "О программе развития туризма в г. Казани на 2012-2013 годы" утратившим силу.
4. Опубликовать настоящее постановление в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования г. Казани.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя Аппарата Исполнительного комитета г. Казани И.В. Сивова.
Руководитель |
Д.Г. Калинкин |
Программа
"Развитие туризма в г. Казани на 2016-2018 годы"
(утв. постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 29 января 2016 г. N 218)
Паспорт
программы "Развитие туризма в г. Казани на 2016-2018 годы"
Наименование Программы |
Программа "Развитие туризма в г. Казани на 2016-2018 годы" (далее - Программа) |
Муниципальный заказчик |
Муниципальное бюджетное учреждение "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
Основной разработчик Программы |
Муниципальное бюджетное учреждение "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
Цель Программы |
Развитие эффективной конкурентоспособной туристской инфраструктуры в г. Казани и интеграция города в мировое туристское информационное пространство на базе эффективного использования развивающейся инфраструктуры туризма, а также культурно-исторического потенциала, потенциала событийного туризма города и развития индустрии гостеприимства |
Задачи Программы |
1. Формирование конкурентоспособного туристского продукта и его продвижение на внутреннем и международном туристских рынках. 2. Развитие туристского комплекса г. Казани. 3. Повышение качества городского туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа подлежит реализации в течение трех лет (2016-2018 годы) |
Перечень подпрограмм |
Нет |
Объемы и источники финансирования |
Финансирование Программы будет осуществляться при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация целей и задач Программы позволит достичь к 2018 году следующих показателей: - увеличение ассортимента туристских маршрутов и программ; - увеличение туристско-экскурсионного потока в г. Казань до 2,5 млн. чел. в год; - увеличение коэффициента загрузки средств размещения на 10-15% |
I. Общая характеристика сферы реализации Программы, основные проблемы и пути их решения
Туризм играет важную роль в решении экономических и социальных проблем, оказывает стимулирующее воздействие на развитие многих сопряженных сфер экономической деятельности, способствует социально-экономическому развитию города.
Программа содержит наиболее актуальные направления развития туризма и мероприятия по их реализации в целях создания благоприятной среды для дальнейшего развития туристской индустрии в г. Казани.
Программа разработана в соответствии с основными положениями федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", Государственной программы "Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы".
Программа подготовлена с учетом предложений общественных организаций сферы туризма и гостеприимства, предприятий, организаций, учебных заведений туристской сферы.
На мировом уровне отрасль "туризм" входит в пятерку наиболее динамично развивающихся отраслей. Ежегодные темпы прироста оборотов отрасли составляют не менее 10%.
Продолжение использования программно-целевого подхода для развития отрасли позволило сохранить динамику туристского потока, а также достичь положительных результатов в международных рейтингах. Так, портал trivago на основании запросов своих пользователей составил рейтинг популярных направлений среди россиян на период с 1 по 10 мая, где Казань вошла в пятерку лидеров вместе с Москвой, Санкт-Петербургом и Сочи. Другой российский сервис онлайн-бронирования отелей oktogo.ru составил рейтинги популярных направлений отдельно на первомайские праздники и на 9 мая. Согласно им Казань вошла в тройку самых популярных городов России среди туристов для поездок на первомайские праздники и в пятерку городов России по популярности для путешествий на День Победы.
Актуальность разработки Программы обусловлена:
- наличием большого туристского потенциала города Казани и необходимостью его эффективного использования;
- высоким уровнем конкуренции на внутреннем и международном рынках туристских услуг;
- необходимостью комплексного подхода к развитию туристской инфраструктуры и туристской индустрии на территории города, способной удовлетворить потребности в качественных туристских услугах;
- необходимостью подготовки к приему гостей в период проведения игр чемпионата мира по футболу 2018 года.
Анализ туристского продукта г. Казани показал, что созданные в рамках подготовки к XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года и XVI чемпионату мира по водным видам спорта 2015 года инфраструктурные проекты являются одним из конкурентных преимуществ города и создают необходимые условия для позиционирования Казани как международного туристского центра.
Казань играет заметную роль в развитии туризма Республики Татарстан, показывая устойчивую положительную динамику по росту туристского потока.
Ежегодный рост туристского потока в среднем составляет 15%. Если в 2008 году Казань посетили 850 тыс. туристов, то в 2014 году количество туристов составило 1750 тыс. человек, что на 14,3% больше, чем в 2013 году (1,5 млн. чел.). Доля иностранных туристов в общем объеме потока составляет 10%. В 2015 году рост потока составил 20%: прибыло 2,1 млн. туристов.
Динамика туристского потока представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Туристы и экскурсанты (тыс. чел.) |
600 |
800 |
850 |
900 |
1060 |
1170 |
1225 |
1500 |
1750 |
2100 |
Положительная динамика сферы туризма в г. Казани достигается благодаря продуманной политике органов местного самоуправления и государственной власти по улучшению инвестиционного климата в сфере туризма, развитию и совершенствованию туристской инфраструктуры.
Республика Татарстан считается одним из наиболее развитых регионов в гостиничной сфере Поволжья и является лидером в федеральном округе по ряду основных показателей, характеризующих состояние гостиничного рынка: средства размещения пользуются высоким спросом у клиентов, по количеству отелей республика также опережает соседей. Большая часть гостиничного фонда республики представлена в г. Казани (более 80%).
Гостиничный комплекс города представлен 161 гостиницей на 7400 номеров (16137 мест), включая 34 хостела.
В Казани работают 5 гостиниц международных сетей: "Ibis", "Park Inn by Radisson", "Courtyard by Marriott", "Ramada" и "Double Tree by Hilton". Заинтересованность войти на рынок Казани проявляют международные гостиничные операторы, такие как "Hilton", "Sheraton" и "Rixos". Три гостиницы Казани имеют категорию 5*: "Мираж", "Корстон" и "Luciano".
Динамика развития гостиничного фонда города представлена в таблице 2.
Таблица 2
Показатели |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Кол-во гостиниц (шт.)* |
37 |
51 |
53 |
61 |
64 |
74 |
81 |
95 |
114 |
120 |
Кол-во номеров (тыс.) |
2182 |
2631 |
3000 |
3600 |
3800 |
4400 |
5100 |
5904 |
6342 |
6717 |
* без учета мотелей, ведомственных гостиниц и хостелов.
Высокий рост строительства гостиниц в период подготовки к Универсиаде - 2013 спровоцировал снижение загрузки номерного фонда, что в свою очередь повлияло на увеличение срока окупаемости гостиниц. Отмечается тенденция перепрофилирования гостиничных объектов под офисные центры и их закрытия.
На развитие гостиничного комплекса также негативно влияет сезонность загрузки, низкий уровень количества гостиниц, прошедших процедуру официальной классификации, изменения в федеральном миграционном законодательстве, недостаточное количество квалифицированного персонала, владеющего иностранными языками.
В целях содействия развитию гостиничного комплекса г. Казани необходимо проведение следующих мероприятий:
- популяризация процедуры официальной классификации средств размещения (согласно Федеральному закону от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- проведение ежегодных конкурсов, направленных на повышение квалификации и конкурентоспособности, профессиональных знаний, умений и навыков и творческой инициативы работников сферы гостеприимства г. Казани.
Транспортное обслуживание туристов осуществляется в виде авиаперевозок, перевозок железнодорожным и автотранспортом, а также речным флотом.
В период с января по ноябрь 2015 года услугами Международного аэропорта "Казань" воспользовались 1 млн. 680 тыс. 984 пассажиров.
Регулярные международные рейсы в страны СНГ осуществляются по 11 направлениям (Баку, Ташкент, Симферополь, Алматы и другие).
Регулярные международные рейсы осуществляются по направлениям: Стамбул (Турция), Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты), Хельсинки (Финляндия) и т.д. Необходимым условием повышения загрузки на данных рейсах является реализация рекламно-маркетинговой кампании на рынках с прямым авиасообщением.
Для обслуживания железнодорожных перевозок в г. Казани функционирует два вокзала: для поездов казанского формирования и транзитных поездов. Железнодорожный терминал "Казань-1" ежедневно принимает около 100 поездов дальнего и ближнего следования. В 2013 году терминал "Казань-1" был реконструирован, инфраструктура вокзала обновилась в соответствии с современными требованиями. Железнодорожный терминал "Казань-2" введен в эксплуатацию в 2012 году.
Проблемами туристских железнодорожных перевозок остаются высокий физический износ подвижного состава, низкий уровень сервиса на ряде направлений.
Необходимо вести работу по повышению качества транспортного обслуживания туристов. В мировой практике известен опыт оснащения туристических автобусов сетью Wi-Fi. Пребывание в автобусах, особенно на протяжении длительного времени, становится более комфортабельным, а город получает уникальный ресурс распространения необходимой информации среди туристов.
Постоянно усиливающаяся конкуренция между территориями на рынке международного туризма привела к тому, что города все больше работают над проблемой идентификации территории, ищут яркий и запоминающийся бренд.
Рост внимания к имиджу (бренду) территории на мировом рынке обусловлен не только необходимостью в привлечении туристов. В глобальной экономике правильное позиционирование создает добавочную стоимость продукции, влияет на формирование имиджа товаров и услуг, произведенных или разработанных на территории.
Кроме этого, бренд города является ключевым элементом обеспечения социальной стабильности. Это достигается за счет того, что бренд повышает уровень самооценки местных жителей, делая их проживание более комфортным и менее конфликтным.
Выделяют несколько основных типов брендов городов и территорий:
- исторически-культурный бренд (в России это города Золотого кольца);
- религиозный (с ним связано паломничество к святым местам, таким как Ватикан, Иерусалим, Мекка и Медина);
- событийный (традиционный фестиваль "Алые паруса", Олимпийские игры в Сочи);
- промышленный (вино из провинции Шампань можно называть настоящим "шампанским"; тульские кузнецы способны "подковать даже блоху" и т.д.);
- туристский и др.
Казань на протяжении последних 5 лет была заложницей событийного бренда XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года. Тем не менее, с городом отсутствует четкая ассоциация, наличие нескольких брендов ("Казань - третья столица", "Казань - место, где Европа встречается с Азией", "Казань - спортивная столица") дезориентирует потенциального потребителя.
В 2015 году на Казанской международной выставке туризма и спорта KITS - 2015 стенд г. Казани был оформлен согласно атрибутике нового бренда и получил высокие оценки со стороны туристической общественности. В этой связи одним из основных направлений Программы становится продвижение утвержденного бренда на российском и международном туристических рынках.
В современных условиях продолжение имиджевой работы, ее целевая направленность, масштабность и разнообразие проводимых рекламных мероприятий являются непременным условием для поддержания и стимулирования спроса на турпродукт города и его продвижение на внутреннем и мировом туристских рынках.
Стратегия маркетинговой политики строится на концентрации мероприятий на целевых потребительских рынках: на профессиональном рынке (крупные российские и иностранные туроператоры) и на потребительском (внутреннем и зарубежном).
Традиционно продвижение туристского продукта г. Казани осуществлялось на рынках России, Германии, Великобритании. Однако последние исследования международных консалтинговых агентств показали, что развивающиеся страны начинают демонстрировать стремительный рост выездного туристского потока. Так, по данным Всемирной туристской организации лидером мирового выездного туризма становится Китай. Также положительную динамику демонстрирует рынок Турции. На данных рынках следует проводить системную работу по адаптации и продвижению туристского продукта г. Казани.
В рамках исследований потребительского спроса и выявления предпочтений потенциальных потребительских ниш, а также формирования адекватного спроса на туристский продукт планируется проведение мероприятий по разработке методики изучения туристического потока, которой в настоящее время не существует, и проведение маркетингового анализа рынка туристических услуг.
Одной из ключевых задач продвижения города является усиление его позиций в сети Интернет, в том числе доработка действующего портала gokazan.com, его адаптация для приоритетных рынков, создание тематических субпорталов, посвященных нишевым туристским продуктам, создание разделов, посвященных туризму выходного дня, MICE-туризму, паломническому туризму.
Также необходимо усилить позиции города в социальных медиа. Согласно исследованию DEI Worldwide более 70% потребителей используют социальные медиа для получения информации о продукте, бренде или компании. В России данное направление при продвижении туристской дестинации находится на начальном этапе. Однако использование социальных медиа при выборе направления для отдыха позволяет получить наиболее полную картину о направлении, включая отзывы и рекомендации непосредственно от потребителей туристского продукта. Планомерный и комплексный подход в выстраивании коммуникаций в социальных сетях создаст достоверный портрет туриста, а также позволит отследить эффективность проведенной кампании.
Согласно исследованию компании "Kohl&Partner" наибольший потенциал в г. Казани демонстрируют четыре вида туризма:
- городской,
- культурный,
- деловой,
- паломнический.
В понятие "городской туризм" помимо развитой инфраструктурной составляющей входит большая событийная активность города.
Анализ деятельности других российских городов показал, что в целях популяризации и создания имиджа города как туристской дестинации проводится системная политика города по привлечению регулярных событий. Так, например, ежегодно в Москве проходят Международный фестиваль "Велоночь", Фестиваль света, фестиваль исторической реконструкции "Времена и эпохи".
В 2014 году впервые в Казани в рамках международного проекта Velonotte International прошла Казанская звездная Велоночь. Проект собрал более 3000 участников, жителей и гостей города. Первая Казанская Велоночь объединила велосипедистов из Турции, Италии, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ярославля и городов Республики Татарстан. Учитывая, что для Казани это был первый опыт участия в подобном проекте, результаты поразительные. В Нью-Йорке в первый год участие приняло 300 чел., в Лондоне - 500 чел., в Риме - 700 чел., в Стамбуле - 4000 чел., в Санкт-Петербурге - 5000 чел., в Москве - всего 100 чел. Столь успешное проведение мероприятия свидетельствует о необходимости сделать проведение Казанской Велоночи ежегодным. В 2015 году Казанская звездная Велоночь собрала уже около 5 000 участников. Город не должен останавливаться на достигнутом. Планируется и дальше развивать городское велодвижение проведением ежегодной Казанской звездной Велоночи, а также созданием инфраструктуры для велоэкскурсий ("Удивительная Казань" и др.).
Столица республики обладает возможностями для развития различных направлений событийного туризма: культурно-этнографического (национальные фестивали и праздники), делового (семинары и конференции), гастрономического (фестивали еды и напитков, дегустации), духовного (поездки к святым местам в дни религиозных праздников), а также проведения всевозможных уличных фестивалей по различным направлениям. Событийный туризм является эффективным способом демонстрирования существующих ресурсов города, а также стимулирования сектора малого предпринимательства.
Подобные мероприятия необходимо делать ежегодными, что впоследствии позволит операторам планировать туры именно под них. Кроме того, проведение мероприятий позволит снизить проблему сезонности и "заполнить" низкий туристский сезон.
В рамках событийного туризма необходимо:
- усилить работу по проведению мероприятий под эгидой известных операторов ("Велоночь", "KazanStreetRacing", мотофристайл-шоу"Adrenaline FMX Rush");
- продолжить работу над развитием нишевых продуктов (фестиваль "Сабантуй", "Культурный сдвиг", "LikeitArt", гастрономический фестиваль "Вкусная Казань", "Новогодняя ярмарка", "Открытие туристического сезона").
В рамках культурного туризма необходима интеграция интерактивных элементов в существующие исторические, культурные и географические достопримечательности. Положительной тенденцией в г. Казани является увеличение количества интерактивных экскурсионных программ, появление интерактивных тематических музеев (Музей социалистического быта, Музей занимательной науки и техники). Демонстрация культурного наследия города возможна также в форматах фестивалей, при этом последняя мировая тенденция в части организации фестивалей показывает, что наиболее привлекательными с точки зрения туризма являются фестивали, проводимые в нетрадиционном формате. Так, успешным примером стали фестивали "Культурный сдвиг" и "Литературный дворик", проведенные в 2014-2015 гг. В целях развития данного направления туризма планируется продолжить работу по популяризации культурно-исторического потенциала города, по адаптации туристского продукта под современного потребителя, а также по привлечению инвесторов в целях внедрения современных технических средств на существующие объекты показа (использование 3D-инсталляций, интерактивных табло, аудиогидов и др. средств).
В рамках делового туризма необходимо повысить интенсивность проводимых мероприятий в городе, деловую активность региона для привлечения потенциальных инвесторов. В целом рост числа визитов туристов с деловыми целями способствует развитию экономических связей, повышению инвестиционной привлекательности, что положительно отражается на состоянии городской экономики. Большим подспорьем в этом отношении стала XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года. Объем инвестиций, направленных на подготовку к Универсиаде - 2013, составил более 200 млрд. руб., из которых 80 млрд. - средства инвесторов. Наследие Универсиады - 2013 продолжает работать на деловой сегмент туристов. Так, в частности, спортивные объекты, построенные к универсиаде, используются как для проведения спортивных мероприятий, так и как полноценные конгресс-площадки и объекты экскурсионного показа. Однако проводимые мероприятия носят хаотичный, бессистемный характер. Комплексный подход в развитии данного направления туризма позволит наиболее эффективно использовать деловой потенциал города и планировать туристский поток. Развитие конгрессно-выставочного туризма позволит также решить такую острую проблему, как сезонный фактор, поскольку рост деловой активности приходится на низкий туристский сезон.
Для развития делового туризма необходимо:
- продвижение конгрессных возможностей города посредством издания MICE-каталогов с описанием площадок для проведения мероприятий, продвижения с помощью интернет-портала с установкой необходимых фильтров для планирования мероприятий, а также проведения ознакомительных поездок для целевых потребителей и MICE-агентств;
- ведение событийного календаря, позволяющего видеть потенциальным организаторам доступность площадок проведения и загрузку гостиниц города в предполагаемый период проведения мероприятий;
- улучшение качества обслуживания деловых туристов в соответствии с требованиями стандартизации на всех объектах туристской инфраструктуры.
Для развития паломнического туризма необходимо совместно со всеми заинтересованными организациями (религиозными организациями, перевозчиками, туристскими компаниями, предприятиями инфраструктуры туризма) разработать программы религиозного туризма, в том числе маршруты въездного религиозного туризма.
Город Казань обладает высоким потенциалом. Количество туристов, путешествующих ежегодно по миру с религиозными целями, составляет более 200 млн. человек. В Казани число подобных туристов пока незначительно в связи с тем, что отсутствует комплексный продукт данного направления туризма. При этом паломнический туризм может и не включать религиозной практики. Путешествие с посещением религиозных святынь возможно и с познавательными и просветительскими целями. В этом контексте Казань выгодно выделяется среди других российских городов. Здесь равнозначно представлены две самые распространенные мировые конфессии: христианство и ислам. Данное соседство является конкурентным преимуществом и одним из самых привлекательных факторов, предопределяющих выбор города туристами.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли органов власти в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в г. Казани, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни населения.
Наиболее действенным способом решения выявленных проблем и повышения эффективности использования ресурсного потенциала туризма является применение программно-целевого метода и механизмов государственно-частного партнерства.
Именно использование механизмов государственной поддержки развития туризма на основе государственно-частного партнерства за счет максимальной координации действий участников Программы в процессе развития наиболее перспективных туристско-рекреационных кластеров, наращивания внутреннего спроса на туристские услуги, а также создания новых рабочих мест позволит минимизировать негативные для развития сферы туризма факторы.
II. Основные цели, задачи, мероприятия Программы. Описание ожидаемых конечных результатов, сроки и этапы ее реализации
Основные цели Программы - развитие эффективной конкурентоспособной туристской инфраструктуры в г. Казани и интеграция города в мировое туристское информационное пространство на базе эффективного использования развивающейся инфраструктуры туризма, а также культурно-исторического потенциала, потенциала событийного туризма города и развития индустрии гостеприимства.
Для достижения их необходимо решить следующие задачи:
1. Формирование конкурентоспособного туристского продукта и его продвижение на внутреннем и международном туристских рынках.
2. Развитие туристского комплекса г. Казани.
3. Повышение качества городского туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма.
Решение задачи по формированию конкурентоспособного туристского продукта и его продвижению на внутреннем и международном туристских рынках предполагает проведение мероприятий по:
- организации проведения и участия в ежегодных международных и региональных туристских выставках, таких как SITF - 2015 в Сочи, World Travel Market в Лондоне, MITT в Москве, KITS в Казани, PITE во Владивостоке;
- изданию каталогов, буклетов и иной рекламно-информационной продукции по внутреннему и въездному туризму (информационная поддержка туристов и др.);
- распространению информации о туристском потенциале и событиях в г. Казани в профессиональных СМИ в России и за рубежом, проведению презентаций и ознакомительных поездок для СМИ;
- продвижению бренда г. Казани, изготовлению сувенирной презентационной продукции в стилистике бренда, проведению промокампаний по поддержке бренда;
- организации баннерной рекламы о г. Казани в городах России;
- распространению информации о г. Казани в сети Интернет;
- продвижению интернет-портала о туризме gokazan.com в сети Интернет.
Участие г. Казани в известных в туристическом бизнесе выставках будет способствовать формированию туристского бренда г. Казани и продвижению его на внутреннем и международном туристских рынках, развитию и повышению конкурентоспособности известных брендов г. Казани.
Необходимо выполнение мероприятий по распространению информации о г. Казани в сети Интернет, включая поддержание и продвижение городского сайта по туризму gokazan.com, разработку и использование современных IT-сервисов, проектов и услуг в сфере туризма, проведение комплекса других мероприятий, направленных на формирование и продвижение туристского имиджа города как привлекательного направления для туристов. В группах в социальных сетях на постоянной основе будут появляться публикации о Казани, что благоприятно скажется на имидже города и увеличит турпоток. В программных мероприятиях также могут быть учтены средства, вкладываемые Республикой Татарстан в продвижение турпродукта.
Результаты анализа содержания существующего туристического портала о г. Казани и спроса на него показали, что необходимо провести работы по реконструкции сайта: сайт должен отвечать всем требованиям туристов, давать посетителю максимум информации в удобной для него форме о привлекательности столицы республики и подвести его к решению о посещении города. Наличие полноценного туристического гида по г. Казани на 6 иностранных языках позволит увеличить количество посетителей сайта и впоследствии города.
В результате реализации данных мероприятий будут созданы условия для повышения конкурентоспособности туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, качества оказываемых туристских услуг.
Решение задачи по развитию туристского комплекса г. Казани предполагает развитие туристской инфраструктуры, создание современных комплексов наряду с вовлечением в оборот объектов историко-культурного наследия, разработку целого ряда новых туристских маршрутов различной направленности. Это позволит удовлетворить потребительский спрос различных категорий туристов, обеспечить всесезонное функционирование туристских объектов и стабильный рост туристского потока.
Для решения задачи по развитию туристского комплекса г. Казани планируется реализовать ряд мероприятий:
- проведение маркетингового анализа рынка туристических услуг;
- разработка методики изучения туристического потока;
- создание официальной базы фотографий г. Казани;
- создание официальной базы видеоматериалов о г. Казани;
- проведение событийных мероприятий;
- ведение событийного календаря;
- установка Wi-Fi в туристических автобусах;
- разработка и продвижение новых туристических программ.
Для повышения конкурентоспособности города и приведения его в соответствие с мировыми стандартами необходимо разнообразить существующий туристский продукт, насытить его новыми программами посещения.
В этой связи одним из направлений Программы становится работа с направлениями активного и развлекательного туризма, создание и развитие объектов посещения для семейного отдыха, а также создание программ, ориентированных на самостоятельных туристов.
Для решения задачи повышения качества городского туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на повышение квалификации и переподготовку кадров, организацию взаимодействия в области управления качеством турпродукта с общественными профессиональными организациями сферы туризма и гостеприимства, а также совершенствование системы информационной поддержки туристов.
Результатом планомерной политики города в данном направлении является наличие системы туристской навигации (указатели, карты), информационных табло на станциях метро, бесплатных туристических карт, офисов туристско-информационного центра, работа туристских волонтеров. Однако существующие меры недостаточны для информирования возрастающего потока туристов.
Мероприятия по повышению качества городского туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма включают в себя:
- организацию и проведение конкурсов, направленных на развитие туриндустрии;
- проведение конференций по повышению качества экскурсионного обслуживания;
- реализацию социальных программ "I help Kazan";
- проведение конкурса юных экскурсоводов;
- создание сети визуальных коммуникаций, навигационных схем;
- реализацию образовательных программ повышения качества туристического сервиса.
Мероприятия этого блока направлены на решение стратегических и тактических задач по формированию дружелюбной среды и улучшению города и включают в себя работу с туристами, достопримечательностями, объектами гостеприимства, проведение мастер-классов.
Проведение мероприятий позволит повысить квалификацию и конкурентоспособность, профессиональные знания, умения и навыки, творческую инициативу работников сферы гостеприимства г. Казани, а также будет способствовать формированию позитивного общественного мнения в отношении профессий индустрии туризма и гостеприимства и созданию развитой гостеприимной среды в г. Казани.
Срок реализации Программы - 2016-2018 годы. Основные цели, задачи, индикаторы оценки результатов и финансирование по мероприятиям Программы представлены в приложении N 1 к Программе.
III. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы
Финансирование Программы будет осуществляться при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели.
IV. Механизмы реализации Программы
В механизм реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие осуществление намеченных направлений и достижение ожидаемых результатов.
Начало действия Программы - январь 2016 года.
В задачи муниципального заказчика Программы по реализации программных мероприятий входят:
- анализ и прогноз ситуации;
- корректировка программных мероприятий в соответствии с выявленными проблемами (разработка дополнительных мероприятий на основе существующих нормативно-правовых актов);
- внедрение новых краткосрочных проектов и программ по развитию туризма в городе;
- осуществление отбора исполнителей работ, услуг по каждому программному мероприятию;
- согласование возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников финансирования с уполномоченными органами и организациями.
В ходе реализации Программы муниципальный заказчик обеспечивает информационное, методическое, организационное и иное обеспечение, что предусмотрено целями и задачами Программы.
Для решения задачи по созданию бренда города и реализации рекламно-маркетинговых мероприятий на ключевых международных туристских рынках, определенных данной Программой, необходимо тесно сотрудничать с представителями данных рынков и квалифицированными экспертами, обладающими достаточными знаниями специфики этих рынков.
Для реализации задачи по развитию направлений туризма необходимо тесно сотрудничать с представителями и квалифицированными экспертами, обладающими достаточными знаниями специфики данных отраслей.
Реализация основных мероприятий Программы по разделу "Развитие туристской инфраструктуры" осуществляется совместно со структурными подразделениями Исполнительного комитета г. Казани, подведомственными им учреждениями, республиканскими министерствами и ведомствами, а также частными инвесторами.
На основании анализа полученной отчетности от представителей структурных подразделений, экспертов принимается решение о приостановке реализации отдельных мероприятий, их отмене или изменении финансирования.
Муниципальным заказчиком Программы является МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани".
Муниципальный заказчик направляет:
ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы, а также эффективности использования финансовых средств с заполнением формы, представленной в приложении N 2 к Программе;
ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани, Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
Текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляет МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" путем регулярного мониторинга целевых индикаторов.
Система контролируемых показателей включает:
- показатели выполнения системы программных мероприятий (по срокам, объему и качеству);
- показатели эффективности деятельности туристской индустрии города как единой отрасли (с учетом результатов деятельности обеспечивающих предприятий туристской и базовой инфраструктур);
- количество российских и иностранных туристов, посетивших г. Казань.
Основная контрольная функция за ходом реализации Программы осуществляется Исполнительным комитетом г. Казани.
V. Оценка эффективности Программы
Важнейшим результатом осуществления Программы станет формирование современного эффективного конкурентоспособного туристического комплекса города.
Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы не поддается точной количественной оценке, поскольку Программа охватывает мероприятия, каждое из которых будет реализовываться путем достижения определенного положительного эффекта.
Оценка эффективности, социально-экономических последствий от реализации Программы основывается на достижении к 2018 году следующих результатов:
- увеличение ассортимента туристских маршрутов;
- увеличение туристско-экскурсионного потока в г. Казань до 2,5 млн. чел.;
- увеличение коэффициента загрузки средств размещения на 10-15%.
Экономическую эффективность настоящей Программы можно рассчитывать на основе проектных показателей туристских потоков. Если доходами от программных мероприятий считать поступления в экономику города во время пребывания туристов и экскурсантов в г. Казани, то при средних расходах одного туриста, равных 5 тыс. руб., и ожидаемом приросте потоков туристов на каждый затраченный по Программе рубль экономика города получит около 100 рублей дохода.
Основной методикой осуществления оценки эффективности Программы является сравнительный анализ запланированных и достигнутых значений индикаторов.
Приложение N 1
к Программе "Развитие туризма
в г. Казани на 2016-2018 годы"
Цели, задачи, индикаторы оценки результатов и финансирование по мероприятиям Программы "Развитие туризма в г. Казани на 2016-2018 годы"
Наименование цели |
Наименование задачи |
Наименования основных мероприятий |
Исполнители |
Сроки выполнения основных мероприятий |
Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения |
Значения индикаторов |
|||
базовый |
2016 |
2017 |
2018 |
||||||
Развитие эффективной конкурентоспособной туристской инфраструктуры в г. Казани и интеграция города в мировое туристское информационное пространство на базе эффективного использования развивающейся инфраструктуры туризма, а также культурно-исторического потенциала, потенциала событийного туризма города и развития индустрии гостеприимства |
1. Формирование конкурентоспособного туристского продукта и его продвижение на внутреннем и международном туристских рынках |
1) Организация проведения и участие в ежегодных международных и региональных туристских выставках: - SITF - 2015 в Сочи (ноябрь), - World Travel Market в Лондоне, Великобритания (ноябрь), - MITT в Москве (март), - KITS в Казани (апрель), - PITE во Владивостоке (май) |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016-2018 |
Количество туристических выставок, на которых представлен г. Казань, ед. |
5,0 |
7,0 |
7,0 |
9,0 |
2) Информационная поддержка туристов, издание и распространение в рамках мероприятий каталогов, буклетов и иной рекламно-информационной продукции по внутреннему и въездному туризму |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016-2018 |
Количество мероприятий, в рамках которых реализована печатная презентационная продукция, шт. |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
||
3) Распространение информации о туристском потенциале и событиях в г. Казани в профессиональных СМИ в России и за рубежом, проведение презентаций и ознакомительных поездок для СМИ |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016-2018 |
Количество организованных инфотуров, презентаций для представителей СМИ, ед. |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
||
4) Проведение промокампаний по поддержке бренда, продвижение бренда г. Казани, изготовление сувенирной презентационной продукции в стилистике бренда |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016-2018 |
Количество проведенных промокампаний по поддержке бренда, ед. |
3,0 |
1,0 |
3,0 |
3,0 |
||
5) Организация баннерной рекламы о г. Казани в городах России |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016-2018 |
Количество городов, в которых организована баннерная реклама, ед. |
0,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
||
6) Распространение информации о г. Казани в сети Интернет |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016-2018 |
Количество публикаций в сети Интернет в год, ед. |
2500,0 |
3000,0 |
3300,0 |
3600,0 |
||
7) Продвижение интернет-портала о туризме gokazan.com в сети Интернет |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016-2018 |
Количество посетителей сайта в месяц, чел. |
1300,0 |
1600,0 |
1800,0 |
2000,0 |
||
2. Развитие туристского комплекса г. Казани |
1) Проведение маркетингового анализа рынка туристических услуг |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2018 |
Наличие результатов маркетингового анализа рынка туристических услуг, ед. |
0,0 |
- |
1,0 |
- |
|
2) Разработка методики изучения туристического потока |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016 |
Количество разработанных методических материалов по изучению турпотока, ед. |
0,0 |
- |
1,0 |
- |
||
3) Создание официальной базы фотографий г. Казани |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016 |
Количество подготовленных фотографий, шт. |
0,0 |
- |
100,0 |
- |
||
4) Создание официальной базы видеоматериалов о г. Казани |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2017 |
Количество подготовленных видеороликов, шт. |
0,0 |
- |
- |
5,0 |
||
5) Проведение событийных мероприятий: - Музыкальный фестиваль в Казанской Ратуше (март), - Открытие туристического сезона (апрель), - Казанская звездная Велоночь (май), - Гастрономический фестиваль (май), - фотовыставки в Казанской Ратуше (июнь), - Новогодняя ярмарка в Старо-Татарской слободе (декабрь) |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани", частные туристические компании |
2016-2018 |
Количество ежегодных событийных мероприятий, ед. |
8,0 |
5,0 |
8,0 |
10,0 |
||
6) Ведение событийного календаря |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани", гостиницы г. Казани |
2016-2018 |
Количество зарегистрированных на портале в разделе "Событийный календарь" гостиниц, ед. |
37,0 |
40,0 |
40,0 |
43,0 |
||
7) Установка Wi-Fi в туристических автобусах |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани", частная компания-перевозчик |
2016-2018 |
Количество автобусов, оснащенных Wi-Fi, шт. |
0,0 |
- |
100,0 |
100,0 |
||
8) Разработка и продвижение новых туристических программ: - медицинская, - паломническая, - молодежная, - сельская |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016-2018 |
Количество разработанных новых туристических направлений, ед. |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
||
3. Повышение качества городского туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма |
1) Организация и проведение конкурсов, направленных на развитие туриндустрии; |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016-2018 |
Количество участников конкурсов, направленных на развитие туриндустрии, чел. |
50,0 |
70,0 |
90,0 |
100,0 |
|
2) Проведение конференций по повышению качества экскурсионного обслуживания |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016-2018 |
Количество проведенных конференций по повышению качества экскурсионного обслуживания, ед. |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
||
3) Реализация социальных программ "I help Kazan" |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016-2018 |
Количество участников проекта, чел. |
100,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
||
4) Проведение конкурса юных экскурсоводов |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016-2018 |
Количество участников конкурса, чел. |
15,0 |
25,0 |
35,0 |
40,0 |
||
5) Создание сети визуальных коммуникаций, навигационных схем |
МБУ "Комитет содействия развитию туризма г. Казани" |
2016 |
Количество установленных объектов навигации, шт. |
7,0 |
- |
27,0 |
- |
Приложение N 2
к Программе "Развитие туризма
в г. Казани на 2016-2018 годы"
(Форма)
Отчет
о реализации программы за _________ 20__ года
N п/п |
Наименование раздела (мероприятия) |
Источник финансирования |
Плановые объемы финансирования на отчетный год из нормативного правового акта об утверждении программы, тыс. рублей |
Выделено по программе на отчетный период (лимит), тыс. рублей |
Процент финансирования |
Фактически использовано средств (перечислено со счета исполнителя) с начала года, тыс. рублей |
Наименование индикатора, единица измерения |
Значения индикатора |
|||||
предыдущий год |
текущий год |
план на следующий год |
|||||||||||
план |
факт |
план |
факт |
процент выполнения |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Всего по программе |
Всего, в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бюджет Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
бюджет Республики Татарстан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
бюджет г. Казани |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 29 января 2016 г. N 218 "Об утверждении программы "Развитие туризма в г. Казани на 2016-2018 годы"
Текст постановления опубликован на Официальном портале ОМС города Казани (www.kzn.ru) 3 февраля 2016 г., в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани, N 4, 11 февраля 2016 г.