Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 25 января 2017 г. N 3а-139/2017
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 июня 2017 г. N 11-АПГ17-10 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан М.В. Вавилина,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест" к Совету города Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующими пунктов 8.1.4, 8.1.4.1, 8.2.1, 8.6.2, 8.6.4 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района, утвержденных решением Совета города Зеленодольска от 26 мая 2014 года N 251,
установил:
решением Совета города Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 26 мая 2014 года N 251 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Правила).
Указанные решение и Правила опубликованы в газете "Зеленодольская правда" от 30 мая 2014 года N 39 (14459), а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://zelenodolsk.tatarstan.ru.
В настоящее время Правила действуют в редакции решения Совета города Зеленодольска от 8 августа 2016 года N 80.
Согласно пунктам 8.1.4, 8.1.4.1 Правил прилегающая территория устанавливается для территории землепользования, а также отдельно стоящих зданий, строений и сооружений:
- на ширину 50 метров свободного пространства по периметру (для торговых павильонов и киосков - на ширину 10 м по периметру);
- если у территории землепользования имеется санитарно-защитная зона, превышающая 50 метров в ширину по периметру - в границах санитарно-защитной зоны;
- при расстоянии между двумя соседними территориями землепользования, либо отдельно строящимися зданиями, строениями и сооружениями менее 50 метров - до середины участка, расположенного между ними;
- при расстоянии между двумя соседними территориями землепользования, либо отдельно стоящими зданиями, строениями и сооружениями более 50 метров - до середины участка, расположенного между ними, но не более 55 м;
- для помещений, находящихся в отдельно стоящих зданиях, строениях и сооружениях - по длине занимаемого ответственным лицом участка здания по периметру, на ширину 10 метров свободного пространства.
В соответствии с пунктом 8.2.1 Правил физическим и юридическим лицам, независимо от их организационно-правовых форм, предписано обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку, обеспечивающую постоянную чистоту, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков, а также закрепленной, прилегающей территории в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Правил и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления и иными муниципальными правовыми актами.
Пунктом 8.6.2 Правил определено, что юридические и физические лица всех организационно - правовых форм и форм собственности на отведенных, закрепленных и прилегающих территориях обязаны обеспечивать полную сохранность существующих зеленых насаждений и квалифицированный уход за ними согласно агротехническим правилам:
- проведение санитарной очистки;
- проведение своевременного полива газонов, цветников и насаждений;
- проведение борьбы с сорняками, вредителями и болезнями;
- проведение своевременного газонокошения;
- проведение посадки цветов, подсева газонных трав;
- проведение работ по обустройству согласно проекту, утвержденному исполнительным комитетом;
- проведение санитарной и формовочной обрезки зеленых насаждений. Проведение санитарной и формовочной обрезки зеленых насаждений осуществляется при наличии согласования с исполнительным комитетом.
Из пункта 8.6.4 Правил следует, что лица, указанные в пунктах 8.6.1 и 8.6.2 настоящих Правил, обязаны:
- обеспечивать своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (посадку, полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы);
- осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения;
- доводить до сведения органов местного самоуправления обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними, производить замазку ран и дупел на деревьях;
- проводить своевременный ремонт ограждений зеленых насаждений.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Инвест" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 8.1.4, 8.1.4.1, 8.2.1, 8.6.2, 8.6.4 Правил.
По мнению административного истца, оспариваемые им положения Правил противоречат статьям 37-39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку возлагают на него, как на собственника нежилого здания, дополнительные обязанности по содержанию, обслуживанию и уборке прилегающей территории и расположенных на ней объектов, которые не входят в состав принадлежащего ему имущества.
В судебном заседании представитель административного истца А.А. Осипов административное исковое заявление поддержал.
Представитель Совета города Зеленодольска И.И. Сагадеев административный иск не признал.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 19 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 19 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования "город Зеленодольск", принятого решением Совета города Зеленодольска от 14 декабря 2005 года N 21.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском поселении Зеленодольск в соответствии со статьей 6 его Устава является Совет города Зеленодольска.
На основании статей 22, 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, статьи 32 Устава муниципального образования "город Зеленодольск" к компетенции Совета города Зеленодольска отнесено установление общеобязательных правил на территории города Зеленодольск в соответствии с законодательством.
В силу требований статей 16, 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 19 Устава муниципального образования "город Зеленодольск" 14 мая 2014 года по проекту решения Совета города Зеленодольска "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" проведены публичные слушания.
Данные публичные слушания были назначены на основании постановления Мэра города Зеленодольска от 24 апреля 2014 года N 5, опубликованного в газете "Зеленодольская правда" от 7 мая 2014 года N 33.
По результатам публичных слушаний составлено заключение, которое было опубликовано в газете "Зеленодольская правда" от 16 мая 2014 года N 35.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Советом города Зеленодольска в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что оспариваемые им положения Правил противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку возлагают на него, как на собственника нежилого здания, дополнительные обязанности по содержанию, обслуживанию и уборке прилегающей территории и расположенных на ней объектов, которые не входят в состав принадлежащего ему имущества, суд приходит к следующему.
На основании пункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы. На указанных лиц в силу статьи 42 данного Кодекса возложена, в том числе, обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.
На основании приведенных законоположений, а также предписаний Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статей 37-39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" об обеспечении соблюдения юридическими и физическими лицами при осуществлении строительства и реконструкции, при вводе в эксплуатацию, а также при осуществлении эксплуатации зданий, строений, сооружений нормативов качества окружающей среды обоснованно констатировал, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанность по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в собственности или владении на основании договоров.
Из системного толкования названных норм следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, в том числе, на которых расположены здания с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства, обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает. В данном случае указанная обязанность возложена решением органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, пункты 8.2.1, 8.6.2, 8.6.4 Правил устанавливают для собственников, владельцев, пользователей зданий и земельных участков дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им, что согласно приведенным нормам права не относится к компетенции органов местного самоуправления, поэтому они не могут быть признаны соответствующими законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая, что согласно пункту 1.4 Правил прилегающая территория - это территория общего пользования, закрепленная территория состоит: для правообладателей - из территории землепользования и прилегающей территории; для владельцев и арендаторов зданий и сооружений либо их части, а также помещений в них - из прилегающей территории, пункт 8.2.1 Правил подлежит признанию недействующим в части слов "закрепленной, прилегающей территории", а пункты 8.6.2, 8.6.4 Правил - в части слов "закрепленных и прилегающих территориях".
Требования ООО "Инвест" о признании недействующими пунктов 8.1.4, 8.1.4.1 Правил не подлежат удовлетворению, поскольку содержащиеся в них положения не содержат запретов и ограничений, не возлагают на физических и юридических лиц дополнительных обязанностей, а лишь описывают порядок установления и размеры прилегающей территории.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в соответствующих частях со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Инвест" удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 8.2.1 в части слов "закрепленной, прилегающей территории", пункты 8.6.2, 8.6.4 в части слов "закрепленных и прилегающих территориях" Правил благоустройства территории муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района, утвержденных решением Совета города Зеленодольска от 26 мая 2014 года N 251.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Инвест" к Совету города Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующими пунктов 8.1.4, 8.1.4.1 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района, утвержденных решением Совета города Зеленодольска от 26 мая 2014 года N 251, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газете "Зеленодольская правда", а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://zelenodolsk.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 25 января 2017 г. N 3а-139/2017
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 22 января 2018 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 июня 2017 г. N 11-АПГ17-10 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения