Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 11 января 2017 г. N 3а-142/2017
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 мая 2017 г. N 11-АПГ17-6 настоящее решение отменено. Принято новое решение, которым решение Казанской городской Думы от 5 октября 2007 г. N 6-22 "О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования г. Казани по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка" (в ред. решения Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 г. N 49-3) признано недействующим с момента вступления в силу определения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.P. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан С.И. Марфиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Артема Ринатовича Шахидуллина к Казанской городской Думе о признании недействующим решения Казанской городской Думы от 5 октября 2007 года N 6-22 "О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования города Казани по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка" в части установления на карте зон градостроительных регламентов в границах земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:060401:77 и 16:50:060401:325 территориальной зоны многоэтажной жилой застройки в 6-20 этажей (Ж5),
установил:
решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19 утверждены Правила землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани (далее - Правила).
Указанное решение и Правила опубликованы в газете "Казанские ведомости" от 7 мая 2004 года N 102.
Решением Казанской городской Думы от 5 октября 2007 года N 6-22 "О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования города Казани по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка" внесены изменения в карту зон градостроительных регламентов Правил в части перевода территории по улице Аделя Кутуя из зоны предприятий среднего и сильного отрицательного воздействия на среду (II-IV классов вредности) (П2), зоны предприятий незначительного отрицательного воздействия на среду (V класса вредности) (П1), коммунально-складской зоны (КС) и зоны коллективных садов (Р4) в зону многоэтажной жилой застройки в 6-20 этажей (Ж5). Данные изменения произведены и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:060401:77 и 16:50:060401:325.
Это решение опубликовано в газете "Казанские ведомости" от 9 октября 2007 года N 215.
А.Р. Шахидуллин обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим решения Казанской городской Думы от 5 октября 2007 года N 6-22 в части установления на карте зон градостроительных регламентов в границах земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:060401:77 и 16:50:060401:325 территориальной зоны многоэтажной жилой застройки в 6-20 этажей (Ж5).
По мнению административного истца, оспариваемый им в части нормативный правовой акт противоречит статьям 28, 30, 32, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также нормам Правил о порядке внесения в них изменений и дополнений.
А.Р. Шахидуллин полагает, что в нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного акта, без проведения публичных слушаний с участием правообладателя земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:060401:77 и 16:50:060401:325, территориальная зона, в которой находились данные земельные участки, была изменена на зону многоэтажной жилой застройки 6-20 этажей (Ж5), чем нарушаются его права и законные интересы в сфере землепользования, создаются препятствия в использовании спорного земельного участка в соответствии с его назначением.
В судебном заседании представитель административного истца К.Г. Данилова административное исковое заявление поддержала.
Представители Казанской городской Думы Республики Татарстан А.Г. Ибрагимова, А.А. Латыпова, являющаяся также представителем Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", административный иск не признали.
Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит утверждение правил землепользования и застройки.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 26 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 26 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 3 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности утверждение правил землепользования и застройки поселений.
В силу статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Казани в соответствии со статьей 5 его Устава является Казанская городская Дума.
На основании статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, статьи 28 Устава муниципального образования города Казани к компетенции Казанской городской Думы отнесено установление общеобязательных правил на территории города Казани в соответствии с законодательством.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Казанской городской Думой в пределах предоставленных ей вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.
Обращаясь к доводам административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного акта, принятии его без проведения публичных слушаний с участием правообладателя земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:060401:77 и 16:50:060401:325, и поэтому незаконном изменении территориальной зоны, в которой находились данные земельные участки на зону многоэтажной жилой застройки 6-20 этажей (Ж5), суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий (пункты 6, 7).
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8).
Частями 2 и 4 статьи 30 того же Кодекса установлено, что правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, содержащую границы территориальных зон, и градостроительные регламенты.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, при этом они не изменяют назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в том числе генеральные планы городских округов (пункт 1 статьи 18).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа является одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменения установлен статьями 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Мэра города Казани от 16 июля 2007 года N 224, опубликованным в газете "Казанские ведомости от 25 июля 2007 года N 162, назначено проведение публичных слушаний в городе Казани по проекту решения Казанской городской Думы "О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования города Казани по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка", предусматривающего внесение изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил в части перевода территории по улице Аделя Кутуя из зоны предприятий среднего и сильного отрицательного воздействия на среду (II-IV классов вредности) (П2), зоны предприятий незначительного отрицательного воздействия на среду (V класса вредности) (П1), коммунально-складской зоны (КС) и зоны коллективных садов (Р4) в зону многоэтажной жилой застройки в 6-20 этажей (Ж5).
Приложением к указанному проекту решения является фрагмент карты зон градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка, на котором обозначены границы территории по улице Аделя Кутуя, подлежащие переводу в зону многоэтажной жилой застройки в 6-20 этажей (Ж5). Данная территория включает в себя земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:060401:77 и 16:50:060401:325.
Названные публичные слушания состоялись 5 сентября 2007 года в городе Казани, по их результатам составлен протокол и заключение, опубликованное в газете "Казанские ведомости" от 26 сентября 2007 года N 206.
Таким образом, процедура принятия Казанской городской Думой решения от 5 октября 2007 года N 6-22 соответствует положениям статей 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положению о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Казани, утвержденному решением Казанской городской Думы от 8 июня 2006 года N 7-9, а также Правилам.
Решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года N 49-3, опубликованным в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" от 20 января 2011 года N 2, внесены изменения в приложение к решению от 5 октября 2007 года N 6-22, произведено уменьшение территории по улице Аделя Кутуя, подлежащей к переводу в зону многоэтажной жилой застройки в 6-20 этажей (Ж5). Публичные слушания по данному решению не назначались и не проводились.
Вместе с этим участок, исключенный названным нормативным правовым актом из территории по улице Аделя Кутуя, подлежащей переводу в зону многоэтажной жилой застройки в 6-20 этажей (Ж5), не включает в себя земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:060401:77 и 16:50:060401:325. Следовательно, в оспариваемой части решение Казанской городской Думы от 5 октября 2007 года N 6-22 не изменялось.
Доводы административного истца о незаконном изменении территориальной зоны, в которой находились земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:060401:77 и 16:50:060401:325, на зону многоэтажной жилой застройки 6-20 этажей (Ж5) являются несостоятельными.
Генеральный план города Казани, утвержденный решением Казанской городской Думы Республики Татарстан от 28 декабря 2007 года N 23-26, отнес земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:060401:77 и 16:50:060401:325 к функциональной зоне многоэтажной и многоквартирной жилой застройки.
Таким образом, внесенные оспариваемым решением в Правила изменения в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешенного использования, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:060401:77 и 16:50:060401:325, в настоящее время соответствуют документам территориального планирования городского округа Казани.
Суд также учитывает, что из содержания части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав административного истца в использовании земельного участка в соответствии с его назначением.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления Артема Ринатовича Шахидуллина к Казанской городской Думе о признании недействующим решения Казанской городской Думы от 5 октября 2007 года N 6-22 "О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования города Казани по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка" в части установления на карте зон градостроительных регламентов в границах земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:060401:77 и 16:50:060401:325 территориальной зоны многоэтажной жилой застройки в 6-20 этажей (Ж5) отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2017 г. N 3а-142/2017
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 22 января 2018 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 мая 2017 г. N 11-АПГ17-6 настоящее решение отменено. Принято новое решение, которым решение Казанской городской Думы от 5 октября 2007 г. N 6-22 "О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования г. Казани по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка" (в ред. решения Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 г. N 49-3) признано недействующим с момента вступления в силу определения