Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 17 мая 2017 г. N 3а-359/2017
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Л.М. Нагаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Екатерины Александровны Слепцовой к Совету города Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующими пунктов 8.2.30, 8.6.5 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района, утвержденных решением Совета города Зеленодольска от 26 мая 2014 года N 251, в части,
установил:
решением Совета города Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 26 мая 2014 года N 251 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Правила).
Указанные решение и Правила опубликованы в газете "Зеленодольская правда" от 30 мая 2014 года N 39 (14459), а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://zelenodolsk.tatarstan.ru.
В настоящее время Правила действуют в редакции решения Совета города Зеленодольска от 8 августа 2016 года N 80.
Согласно абзацу второму пункта 8.2.30 Правил на придомовой территории многоэтажной жилой застройки запрещается парковать транспортные средства на детских площадках, газонах, с заездом на бордюры, пешеходных дорожках, на тепловых камерах, люках канализации, территориях с зелеными насаждениями вне зависимости от времени года, в иных местах, создающих препятствия проезду автомобилей, проходу пешеходов, уборке территории, проезду автомашин экстренных служб, иного спецтранспорта, мусороуборочных машин к подъездам, мусорным контейнерам.
В соответствии абзацем десятым пункта 8.6.5 Правил на площадях зеленых насаждений запрещается парковать автотранспортные средства.
Е.А. Слепцова обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 8.2.30, 8.6.5 Правил в части запрета парковать транспортные средства на газонах, территориях с зелеными насаждениями вне зависимости от времени года.
Административный истец указывает, что общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы федеральным законодательством, поэтому оспариваемые им положения Правил противоречат Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральному закону от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.
Запрет на стоянку автомашин на озелененных территориях предусмотрен пунктом 6.3 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года N 153, пунктом 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 23 сентября 2003 года N 170, что, как полагает административный истец, свидетельствует о принятии оспариваемых норм о регламентации стоянки автотранспорта с нарушением компетенции в данной сфере.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170
В подтверждение нарушения его прав пунктами 8.2.30, 8.6.5 Правил Е.А. Слепцова сослалась на факт привлечения ее к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, за нарушение Правил, а именно за осуществление парковки принадлежащего ей автомобиля на территории с зелеными насаждениями на придомовой территории.
В судебном заседании Е.А. Слепцова административное исковое заявление поддержала, уточнила, что просит признать недействующими со дня принятия абзац второй пункта 8.2.30, абзац десятый пункта 8.6.5 Правил, предусматривающие запреты при парковке транспортных средств.
Представитель Совета города Зеленодольска И.И. Сагадеев административный иск не признал.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 19 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 19 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования "город Зеленодольск", принятого решением Совета города Зеленодольска от 14 декабря 2005 года N 21.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском поселении Зеленодольск в соответствии со статьей 6 его Устава является Совет города Зеленодольска.
На основании статей 22, 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, статьи 32 Устава муниципального образования "город Зеленодольск" к компетенции Совета города Зеленодольска отнесено установление общеобязательных правил на территории города Зеленодольск в соответствии с законодательством.
В силу требований статей 16, 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 19 Устава муниципального образования "город Зеленодольск" 14 мая 2014 года по проекту решения Совета города Зеленодольска "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" проведены публичные слушания.
Данные публичные слушания были назначены на основании постановления Мэра города Зеленодольска от 24 апреля 2014 года N 5, опубликованного в газете "Зеленодольская правда" от 7 мая 2014 года N 33.
По результатам публичных слушаний составлено заключение, которое было опубликовано в газете "Зеленодольская правда" от 16 мая 2014 года N 35.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Советом города Зеленодольска в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по принятию норм, регламентирующих движение и стоянку автотранспорта, и поэтому Совет города Зеленодольска Республики Татарстан не вправе устанавливать запреты, связанные с размещением и передвижением транспортных средств, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ на всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 утверждены такие Правила, согласно которым иные нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на их требованиях и не противоречить им (пункт 1.1).
Порядок движения, размещения транспортных средств (остановки и стоянки), в том числе в жилых зонах (дворовых территориях) регламентирован разделами 8, 9, 12 и 17 Правил дорожного движения, ответственность за нарушение которых установлена соответствующими статьями главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, общественные отношения, связанные с движением и размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Кроме того, запрет на проезд и стоянку автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озелененных территориях, газонах, участках с зелеными насаждениями, предусмотрен Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года N 153 (пункт 6.3), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (пункт 3.9.2), Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).
В соответствии с абзацем одиннадцатым статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
При этом ответственность за несоблюдение установленных федеральным законодательством правил, стандартов, требований, а также за действия, влекущие уничтожение либо повреждение объектов зеленого фонда, наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочие субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления предусмотрено статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 указанного Кодекса ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
Таким образом, региональный законодатель, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования. Его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены, поскольку такая ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований законодательства субъекта Российской Федерации или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом суд учитывает, что статьей 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов. Следовательно, данная норма устанавливает ответственность, в том числе, за передвижение на транспортных средствах и их стоянку (парковку), хранение транспортных средств на детских площадках, газонах, с заездом на бордюры, пешеходных дорожках, на тепловых камерах, люках канализации, территориях с зелеными насаждениями вне зависимости от времени года, в иных местах, создающих препятствия проезду автомобилей, проходу пешеходов, уборке территории, проезду автомашин экстренных служб, иного спецтранспорта, мусороуборочных машин к подъездам, мусорным контейнерам.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт регионального уровня дублирует административную ответственность за нарушения правил благоустройства, установленную нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что недопустимо в силу вышеприведенных законоположений.
По своей сути оспариваемые нормы Правил являются воспроизведением экологических, санитарно-эпидемиологических и иных требований, предусмотренных федеральным законодательством. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что федеральное законодательство не исключает возможности воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации и актах местного самоуправления положений федерального законодательства, как не исключает и возможности наличия в региональных законах ссылок (отсылок) на положения федеральных нормативных правовых актов. Однако такие ссылки не должны приводить к привлечению к административной ответственности за нарушение данного запрета.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 он должен быть признан недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.
руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Екатерины Александровны Слепцовой удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 8.2.30, абзац десятый пункта 8.6.5 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района, утвержденных решением Совета города Зеленодольска от 26 мая 2014 года N 251.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газете "Зеленодольская правда", а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://zelenodolsk.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 мая 2017 г. N 3а-359/2017
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 22 января 2018 г.