Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 12 сентября 2017 г. N 3а-494/2017
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2018 г. N 11-АПГ17-29 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан И.А. Золина,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕвроКапиталГруп" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующими
пункта 7 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр (комплекс), утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3524-р,
пункта 315 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Это распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 30 ноября 2016 года за N 3590, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 ноября 2016 года.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3524-р утвержден Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр (комплекс).
Указанное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 30 декабря 2016 года за N 3777, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 декабря 2016 года.
Пунктом 7 Перечня, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3524-р, в число зданий (строений, сооружений) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр (комплекс), включено здание с кадастровым номером 16:52:040210:205 расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Мира, дом 24"ж".
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3525-р внесены изменения в Перечень, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р: в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2017 год включено здание с кадастровым номером 16:52:040210:205, расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Мира, дом 24"ж" (пункт 315).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 30 декабря 2016 года за N 3778, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 декабря 2016 года.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ЕвроКапиталГруп", являющееся собственником указанного здания, обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 7 Перечня, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3524-р, пункта 315 Перечня, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р, указав, что оспариваемые положения названных нормативных правовых актов приняты с нарушением порядка их принятия, предусмотренного действующим законодательством.
По мнению административного истца, включение здания с кадастровым номером 16:52:040210:205, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Мира, дом 24"ж", в Перечни противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как здание не входит в категорию торговых центров (комплексов). Указанное нарушает его права и законные интересы, поскольку возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель ООО "ЕвроКапиталГруп" Р.А. Канеев административное исковое заявление поддержал.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан В.В. Морозов административный иск не признал.
Выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативные правовые акты на их соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Указанными объектами недвижимого имущества являются, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому, в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых нормативных актов, под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В Республике Татарстан в соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утверждены состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня.
Указанным Порядком предусмотрено, что в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (пункт 2).
Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Одновременно этим постановлением в Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, внесены изменения, оно дополнено подпунктом 3.3.101, которым данное министерство наделено полномочиями по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Данное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977 и приложения к нему опубликованы на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 декабря 2016 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" от 13 января 2017 года N 3, ст. 0113.
В соответствии с пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан" постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Таким образом, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977 вступило в силу 8 января 2017 года.
То есть, с 8 января 2017 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан приобрело полномочие по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Татарстан. При этом указанный порядок также вступил в законную силу только с 8 января 2017 года.
Несмотря на это, распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 3413-р была создана комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержден ее персональный состав.
23 декабря 2016 года состоялось заседание комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, на котором был утвержден план-график проведения обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории городов Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, на предмет фактического использования, а также сформированы рабочие группы по проведению указанных обследований.
28 декабря 2016 года было проведено второе заседание комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, на котором рассмотрены акты обследования зданий (строений, сооружений), представленные рабочими группами, подготовлены рекомендации Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в том числе в отношении здания с кадастровым номером 16:52:040210:205, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Мира, дом 24"ж".
Таким образом, при принятии распоряжения от 29 декабря 2016 года N 3524-р "Об утверждении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр (комплекс)" Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия данного органа государственной власти на принятие таких нормативных правовых актов. Поэтому пункт 7 Перечня, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3524-р, подлежит признанию недействующим.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание недействующими отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать его недействующими со дня принятия.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что спорное здание не обладает признаками торгового центра (комплекса), суд приходит к следующему.
В соответствии с техническим паспортом, объект недвижимости с кадастровым номером 16:52:040210:205, представляет собой четырехэтажное здание с подвалом и техническим этажом нежилого назначения общей площадью 2656,2 квадратных метров.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:52:040210:3238 площадью 695 квадратных метров, вид разрешенного использования которого - под офисы, что не позволяет однозначно отнести его к виду разрешенного использования, предполагающего размещение торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Вместе с этим, как видно из паспорта объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 16:52:040210:205, подготовленного ООО "Кадастровый центр "Эксперт", назначение "торговые помещения" (основные и вспомогательные) имеют помещения общей площадью 661,6 квадратных метра, расположенные в подвале и на первом этаже здания.
Таким образом, общая площадь помещений в спорном здании, имеющих назначение "торговые помещения" превышает 20 процентов общей площади этого здания и составляет 24,91 процента (661,6 / 2656,2 х 100).
Поскольку в ходе рассмотрения дела суду представлены доказательства о том, что назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания с кадастровым номером 16:52:040210:205, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Мира, дом 24"ж", предусматривает размещение торговых объектов, отнесение этого здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ, следует считать обоснованным.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия пункта 315 Перечня, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р, нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ЕвроКапиталГруп" удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня его принятия пункт 7 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр (комплекс), утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3524-р.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ЕвроКапиталГруп" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 315 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 сентября 2017 г. N 3а-494/2017
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 4 апреля 2018 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 62, 22 августа 2018 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2018 г. N 11-АПГ17-29 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения