Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 25 декабря 2017 г. N 3а-606/2017
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Д.Р. Нуреевой,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Д.Н. Салехова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Ваш дом" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 19 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 30 ноября 2016 года за N 3590, опубликовано на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 ноября 2016 года.
Пунктом 19 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2017 год включено здание с кадастровым номером 16:45:050101:340, расположенное по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, город Альметьевск, улица Объездная, дом 41.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Агентство недвижимости "Ваш дом", являющееся собственником данного здания, обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим названного пункта Перечня, указав, что включение спорного здания в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как здание не входит в категорию торговых центров (комплексов). Включение здания с кадастровым номером 16:45:050101:340 в Перечень нарушает права и законные интересы ООО "Агентство недвижимости "Ваш дом", так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Кроме того, административный истец полагает, что положения статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ о том, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров, расположенных на территориях только населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, являются произвольными, носят дискриминационный характер, неизбежно ведут к нарушению принципов налогообложения, в том числе принципа равенства налогообложения, чем нарушают права административного истца на уплату законно установленных налогов.
В судебном заседании представитель ООО "Агентство недвижимости "Ваш дом" С.С. Скобельников административное исковое заявление поддержал.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан В.В. Морозов административный иск не признал.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, обратились с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление неподлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Указанными объектами недвижимого имущества являются, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В Республике Татарстан в соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утверждены состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня.
Указанным Порядком предусмотрено, что в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (пункт 2).
Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Таким образом, распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017" принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что принадлежащее ему здание не обладает признаками торгового центра (комплекса), суд приходит к следующему.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости, указанный в пункте 19 Перечня, представляет собой двухэтажное, в том числе подземных этажей 1, здание - торгово-складской комплекс нежилого назначения общей площадью 2185,7 квадратного метра.
Исходя из представленных административным истцом документов, указанное здание принадлежит на праве собственности ООО "Агентство недвижимости "Ваш дом".
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:45:050101:214, в выписке из Единого государственного реестра недвижимости на который указан вид разрешенного использования - для АЗС и рынка, что позволяет отнести его к виду разрешенного использования, предполагающего размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания.
Как видно из технического паспорта, составленного республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан по состоянию на 3 ноября 2010 года (доказательств проведения технической инвентаризации здания в более поздний период не представлено), все площади в здании предназначены для размещения торговых помещений (основных или вспомогательных (подсобных). Таким образом, общая площадь таких помещений составляет 100 процентов общей площади здания.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:45:050101:214 на котором расположено спорное здание, предусматривает размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания, назначение помещений всего здания с кадастровым номером 16:45:050101:340 предусматривает размещение торговых объектов, отнесение этого здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ, следует считать обоснованным.
Вопреки доводам административного истца, суд не усматривает в данном случае необходимости применения положений части 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с несоответствием, по мнению ООО "Агентство недвижимости "Ваш дом", части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ, устанавливающей, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров, расположенных на территориях только населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, положениям пункта 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данное утверждение основано на неправильном толковании норм материального права.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия пункта 315 Перечня, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р, нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Ваш дом" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 19 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 25 декабря 2017 г. N 3а-606/2017
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 4 апреля 2018 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 62, 22 августа 2018 г.