Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 14 сентября 2018 г. N 3а-560/2018
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре Нуреевой Д.Р.,
с участием прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Псардии Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению Бикташевой Е.Ю., Керпель В.И., Никифоровой И.А., Китова А.В., Ершовой Г.А., Ершовой Ю.А., Изотовой Е.А., Исмагиловой Р.И., Хасановой Р.И., Галиуллиной Г.Р., Галиуллина И.Ф., Валиевой М.И., Валиева Р.И., Валиевой P.P., Галимова А.З., Герасимовой Н.Б., Хаертдиновой Т.М., Шигаповой З.А., Сунгатовой Л.И., Алеевой З.Р., Хамитовой И.А., Анисимовой Н.И., Ивановой А.А., Зангировой Л.К., Сафиной Э.Р., Гайнуллиной А.Ф., Касимовой Ф.Х., Порфирьевой У.Г., Замалдинова А.А., Каплева Р.А., Иванова А.И., Ивановой Т.З., Власовой Л.В., Каримовой Л.P., Каримовой А.А., Лаврентьевой Е.Г., Каплевой О.В., Афанасьевой И.П., Афанасьева А.И., Крапивиной Д.Ш., Врачевой Н.Г., Врачева А.Е., Сергеевой Н.Р., Хакимзяновой А.Г., Файзрахмановой Н.А., Трифоновой М.Е., Бирюлиной Л.Ф., Гимадиновой Л.Г., Файзрахманова Г.Г., Чанышовой Ф.Х., Сулеймановой Э.Р., Зотова A.Д., Миндубаевой Ф.Х., Гатауллиной Г.Р., Окатовой Е.А., Вагаповой Ф.Р., Гайнуллиной Р.Т., Гайнуллина Ф.Г., Татуниной С.В., Добронравовой Т.В., Бакшеевой Г.Р., Моисеевой О.В., Александровой Р.Н., Константинова Н.И., Снежковой B.М., Ахметзяновой Е.С., Галимзяновой М.Ш., Сахаповой Х.З., Корнеевой Л.Р., Хабиповой Н.Н., Тазеева А.Р., Хасбиевой P.M., Файдун О.И., Майорова Б.П., Майоровой В.А., Валиевой P.P., Маркузовой В.И., Маркузова В.В., Нургалеевой Ф.А., Козиной Т.А., Хасбиева И.З., Мишиной Н.Н., Тазетдиновой Г.Х., Сабитовой Т.В., Файдун Л.В., Уваровой РФ., Мухамеджановой И.К., Сафиуллиной Н.А., Солдатовой Н.И., Сафиной Л.Х., Гузаяровой Л.Г., Латыповой М.А., Мирончук Л.Р., Гришина А.Н., Пашиной Н.И., Безрукиной В.И., Радченко Л.В., Коклихиной Д.С., Коклихина В.Н., Зайнуллиной В.Р., Кузьмищева В.Е., Камалеева С.Р., Ярхамовой Д.Д., Булаткиной З.Г., Галимуллиной Г.Г., Яранского Г.Н., Агеева Н.А., Мишиной Л.И., Яранской З.Г., Сахабиевой Г.Р., Гусевой Е.А., Хасановой О.А., Немтырева А.В., Багаутдиновой Г.Р., Гимадеевой И.М., Булатовой Г.Х., Байрамовой Г.Г., Сабирзянова P.P., Варламовой Л.В., Володиной Г.Н., Баталовой Д.В., Матыгуллина А.Ф., Каримовой А.З., Уткиной З.С., Маляровой Т.Н., Гаязовой Р.А., Абдрахмановой А.А., Спиридоновой Е.Н., Спиридонова В.И., Гимадеева Ф.А., Сонгатова И.М., Билалова А.И., Рябовой Л.М., Сонгатовой Ф.Г., Гильмизянова Н.Н., Крестининой Г.Н., Ахметзяновой Г.Р., Ахметгараевой Т.Н., Хисамутдинова P.P., Тарасова В.В., Халиуллиной Г.Ш., Халиуллина P.P., Хуснуллиной Г.М., Нигматуллиной РФ., Камалетдиновой Н.Н., Бакировой А.А., Бакировой РФ., Гильмизяновой Л.Ш., Ворониной С.Н., Горшуновой В.А., Воронина К.А., Сулеймановой Л.Р., Гараевой А.Г., Тихонова Е.И., Маматамовой Э.Ф., Ганеевой Н.Н., Галямовой А.Э., Хатыповой Г.З., Скворцовой З.В., Кизилова А.Б., Ионова В.М., Хазиева Ф.Р, Гафарова Р.И., Гафаровой Р.Ш., Степанова Г.И., Елагиной А.Г., Елагина В.А., Мухтаровой Е.В., Мухаррамова Р.Г., Мухаррамовой Н.В., Широких Д.С., Широких Н.Г., Жукова В.Л., Мухаметзяновой Г.Х., Мухамедзяновой Г.Г., Жуковой Н.С., Низамутдиновой Х.Х., Низамутдиновой Г.Р., Мухаметзяновой Г.Х., Перцева Д.Е., Григорьевой О.С., Хрущевой Н.Г., Прохоровой А.А., Прохорова В.В., Иващук Е.Н., Иващука Я.Д., Зенковой Н.Л., Зенкова П.А., Фролова Е.В., Апаковой Д.Р., Коленик Е.С., Мамаевой Н.Я., Мамаева А.Г., Валиевой Э.М., Зиганшиной P.P., Зиганшина А.Г., Власовой Н.В., Низаметдиновой И.Д., Калятиной Е.Е., Шайдуллинной Н.Т., Шайдуллина И.М., Мухачева С.Г., Моисеевой О.А., Моисеева С.Ю., Шешиной Л.К., Валиева Х.Г., Хаертдинова P.P., Хисматовой А.Г., Сновородниной С.В., Садикова З.М., Садыковой Д.Р., Ралгиевой М.Г., Брылиной Т.Л., Валиевой Н.Р., Валиевой P.P., Никитиной Н.П., Усмановой Г.Г., Мжиева P.P., Мжиевой P.P., Афанасьевой Р.А., Галямовой Г.Г., Гиззатуллина Р.Ш., Морозовой С.А., Григорьевой Л.В., Григорьева Н.В., Толмачева А.Н., Герасимовой Н.Н., Зангировой Т.Г., Лазаревой М.Н., Захаровой А.С., Барковой А.А., Алимова Д.Б., Шушкова В.А., Салахова И.Н., Новикова Д.В., Гиззатуллиной Л.А., Гиззатуллина P.P., Сергеевой Г.Е., Мошковой И.Н., Мухаметзянова Х.Х., Мухаметзяновой Р.А., Мухаметзянова Х.Х., Валиуллиной В.Г., Мухаметзянова Р.Х., Мухаметзянова Р.Х., Мухаметзяновой Г.Х., Назаровой А.С., Камалетдинова М.Р., Камалетдиновой А.М., Печенкиной Е.А., Кадыровой А.Р., Рубановой Г.Р., Хусайнова Э.А., Юнусовой Ф.Ф., Кирмахутдинова А.Р., Султановой Н.Р., Зиганшиной Э.М., Валеевой Ф.Г., Валеева Р.И., Салаховой Г.М., Сидоровой И.А., Сидорова П.Г., Гурьяновой О.Н., Тагирова Э.И., Константиновой Н.А., Константинова А.В., Загидуллиной Л.М., Хуснутдиновой А.Н., Хафизовой А.Р., Емельяновой Г.А., Леонтьевой Ф.З., Мухаметзянова Р.Т., Валиуллова Р.В., Калининой Н.А., Файзрахмановой Р.Ф., Брылина В.А., Кухаренко В.И., Посадской Н.С., Каплева А.Н., Смирновой Т.А., Гусевой Е.А. к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о признании не действующей Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2018 года N 149, в части,
установил:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2018 года N 149 утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан (далее - Территориальная схема).
Данное постановление, Территориальная схема опубликованы на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, 26 марта 2018 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 30 марта 2018 года N 24, ст. 0948 (постановление, Территориальная схема (том I (введение, п. 1 - пп. 2.8))), 3 апреля 2018 года N 25, ст. 0948 (Территориальная схема (том I (табл. 2.8.1 - пп. 2.10))), 6 апреля 2018 года N 26, ст. 0948 (Территориальная схема (том II)), 10 апреля 2018 года N 27, ст. 0948 (Территориальная схема (том III), приложение).
Бикташева Е.Ю. и другие граждане (всего 281 человек), являющиеся жителями Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, а также примыкающего к нему городского округа Казани, обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с коллективным административным иском к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений Территориальной схемы, ссылаясь на несоответствие их Федеральному закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Федеральному закону от 26 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закону Республики Татарстан от 15 января 2009 года N 5-ЗРТ "Экологический кодекс Республики Татарстан", а также конституционным нормам и нормам международного права.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ
По мнению административных истцов, Территориальная схема принята без соблюдения требований пункта 4 статьи 13.3 Федерального закона от 26 июня 1998 года N 89-ФЗ, а именно без проведения общественного обсуждения, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Административные истцы просят признать Территориальную схему недействующей в связи с несоответствием нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в части положений, предусматривающих строительство в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан объекта по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов (мусоросжигательного завода), производительностью 550 тысяч тонн твердых коммунальных отходов; создание полигона промышленных отходов для размещения золошлаковых отходов, образуемых заводом по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов и других объектов по утилизации и обезвреживанию отходов в западной зоне действия регионального оператора. Считают, что в данном случае выбранный Кабинетом Министров Республики Татарстан способ обращения с отходами производства и потребления является наиболее дорогостоящим и наименее безопасным для окружающей среды. Указанное приведет к увеличению тарифов в области обращения с отходами и ухудшению состояния окружающей среды.
Кроме того, административные истцы не соглашаются с законностью положений Территориальной схемы о нормативах накопления, потоках твердых коммунальных отходов, расположении и развитии инфраструктуры обращения, правилах обращения с твердыми коммунальными отходами в части их раздельного накопления и сбора. Полагают, что при их изложении Кабинетом Министров Республики Татарстан допущена неопределенность правового регулирования, нормативный правовой акт в этой части содержит внутренние противоречия.
В судебном заседании представитель административных истцов Бикташева Е.Ю. административное исковое заявление поддержала.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан Слепнева Э.И., Небольсина А.Ю., а также Мухамадиева Ф.М., являющаяся одновременно представителем Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, представитель этого же министерства Шилькрот А.Р. административный иск не признали.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан Попова Е.Е., Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района по Республике Татарстан - Сафин А.Ф., Федотова А.Е. не согласились с административным исковым заявлением.
Выслушав представителей административных истцов, административных ответчиков, заинтересованных лиц, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также законодательство об охране окружающей среды.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с абзацем девятнадцатым статьи 6, частью 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В подпункте 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодателем к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В силу абзаца тридцать четвертого части 1 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 15 января 2009 года N 5-ЗРТ "Экологический кодекс Республики Татарстан" разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, относится к полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в экологической сфере.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.
Обращаясь к доводам административных истцов о том, что Территориальная схема принята с нарушением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку общественные обсуждения органами государственной власти не проводились, суд приходит к следующему.
Подпунктом "в" пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.
В пункте 19 постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
При этом обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 13.3 Федерального закона от 26 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом указанная правовая норма предусматривает, что общественные обсуждения включают в себя представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту территориальной схемы и подготовку по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения.
Таким образом, несмотря на отсутствие в настоящее время установленного Правительством Российской Федерации порядка разработки, проведения процедуры общественного обсуждения, утверждения и корректировки территориальной схемы обращения с отходами, уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе разработать, утвердить и, при необходимости, корректировать ее.
Вместе с этим, при принятии данного нормативного правового акта государственные органы не освобождаются от обязанности проведения процедуры общественного обсуждения, основные принципы которого установленные в пункте 4 статьи 13.3 Федерального закона от 26 июня 1998 года N 89-ФЗ указаны выше.
С учетом указанных положений, а также исходя из общих принципов проведения общественных обсуждений, обычно предписываемых правил их осуществления Правительством Российской Федерации (например, Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года N 851), при принятии оспариваемой Территориальной схемы Кабинету Министров Республики Татарстан или органу, которому поручена его подготовка, надлежало на официальном сайте данного ведомства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или на сайте, специально созданном для размещения информации о подготовке региональных нормативных правовых актов, разместить помимо проекта нормативного правового акта, информацию о сроках общественных обсуждений, порядке и адресе принятия предложений и замечаний, и по окончании установленного срока - соответствующее заключение по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний или сообщение об отсутствии таковых.
По делу установлено, что Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан разработан проект Территориальной схемы, который был размещен на официальном сайте данного ведомства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в подразделе "обращение с отходами" раздела "ЖКХ" 7 февраля 2018 года.
При этом, как видно из скриншота с указанного сайта, предоставленного Министерством информатизации и связи Республики Татарстан, текст Территориальной схемы не содержал в себе и не был сопровожден сообщением о том, что является проектом нормативного правового акта, предполагаемого к принятию, и размещен с целью общественного обсуждения. В тексте также не содержится информации о сроках этих обсуждений, порядке и адресе принятия предложений и замечаний.
Кроме того, до передачи проекта Территориальной схемы для утверждения в Кабинет Министров Республики Татарстан соответствующее заключение по результатам рассмотрения предложений и замечаний, поступивших в ходе общественного обсуждения, или сообщение об отсутствии таковых Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан размещен на официальном сайте данного ведомства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не был.
Таким образом, вопреки доводам административных ответчиков оспариваемый нормативный акт принят Кабинетом Министров Республики Татарстан с нарушением порядка его принятия, ввиду не проведения общественного обсуждения.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48, если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Поскольку оспариваемые нормы Территориальной схемы применялись, суд полагает возможным признать их недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Принимая во внимание, что Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан не является органом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, в удовлетворении коллективного административного искового заявления перечисленных выше граждан о признании недействующей Территориальной схемы в части, к указанной организации надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
коллективное административное исковое заявление Бикташевой Е.Ю., Керпель В.И., Никифоровой И.А., Китова А.В., Ершовой Г.А., Ершовой Ю.А., Изотовой Е.А., Исмагиловой Р.И., Хасановой Р.И., Галиуллиной Г.Р., Галиуллина И.Ф., Валиевой М.И., Валиева Р.И., Валиевой P.P., Галимова А.З., Герасимовой Н.Б., Хаертдиновой Т.М., Шигаповой З.А., Сунгатовой Л.И., Алеевой З.Р., Хамитовой И.А., Анисимовой Н.И., Ивановой А.А., Зангировой Л.К., Сафиной Э.Р., Гайнуллиной А.Ф., Касимовой Ф.Х., Порфирьевой У.Г., Замалдинова А.А., Каплева Р.А., Иванова А.И., Ивановой Т.З., Власовой Л.В., Каримовой Л.Р., Каримовой А.А., Лаврентьевой Е.Г., Каплевой О.В., Афанасьевой И.П., Афанасьева А.И., Крапивиной Д.Ш., Врачевой Н.Г., Врачева А.Е., Сергеевой Н.Р., Хакимзяновой А.Г., Файзрахмановой Н.А., Трифоновой М.Е., Бирюлиной Л.Ф., Гимадиновой Л.Г., Файзрахманова Г.Г., Чанышовой Ф.Х., Сулеймановой Э.Р., Зотова А.Д., Миндубаевой Ф.Х., Гатауллиной Г.Р., Окатовой Е.А., Вагаповой Ф.Р., Гайнуллиной Р.Т., Гайнуллина Ф.Г., Татуниной С.В., Добронравовой Т.В., Бакшеевой Г.Р., Моисеевой О.В., Александровой Р.Н., Константинова Н.И., Снежковой В.М., Ахметзяновой Е.С., Галимзяновой М.Ш., Сахаповой Х.З., Корнеевой Л.Р., Хабиповой Н.Н., Тазеева А.Р., Хасбиевой P.M., Файдун О.И., Майорова Б.П., Майоровой В.А., Валиевой P.P., Маркузовой В.И., Маркузова В.В., Нургалеевой Ф.А., Козиной Т.А., Хасбиева И.З., Мишиной Н.Н., Тазетдиновой Г.Х., Сабитовой Т.В., Файдун Л.В., Уваровой Р.Ф., Мухамеджановой И.К., Сафиуллиной Н.А., Солдатовой Н.И., Сафиной Л.Х., Гузаяровой Л.Г., Латыповой М.А., Мирончук Л.Р., Гришина А.Н., Пашиной Н.И., Безрукиной В.И., Радченко Л.В., Коклихиной Д.С., Коклихина В.Н., Зайнуллиной В.Р., Кузьмищева В.Е., Камалеева С.Р., Ярхамовой Д.Д., Булаткиной З.Г., Галимуллиной Г.Г., Яранского Г.Н., Агеева Н.А., Мишиной Л.И., Яранской З.Г., Сахабиевой Г.Р., Гусевой Е.А., Хасановой О.А., Немтырева А.В., Багаутдиновой Г.Р., Гимадеевой И.М., Булатовой Г.Х., Байрамовой Г.Г., Сабирзянова P.P., Варламовой Л.В., Володиной Г.Н., Баталовой Д.В., Матыгуллина A.Ф., Каримовой А.З., Уткиной З.С., Маляровой Т.Н., Гаязовой Р.А., Абдрахмановой А.А., Спиридоновой Е.Н., Спиридонова В.И., Гимадеева Ф.А., Сонгатова И.М., Билалова А.И., Рябовой Л.М., Сонгатовой Ф.Г., Гильмизянова Н.Н., Крестининой Г.Н., Ахметзяновой Г.Р., Ахметгараевой Т.Н., Хисамутдинова P.P., Тарасова В.В., Халиуллиной Г.Ш., Халиуллина P.P., Хуснуллиной Г.М., Нигматуллиной Р.Ф., Камалетдиновой Н.Н., Бакировой А.А., Бакировой Р.Ф., Гильмизяновой Л.Ш., Ворониной С.Н., Горшуновой В.А., Воронина К.А., Сулеймановой Л.Р., Гараевой А.Г., Тихонова Е.И., Маматамовой Э.Ф., Ганеевой Н.Н., Галямовой А.Э., Хатыповой Г.З., Скворцовой З.В., Кизилова А.Б., Ионова B.М., Хазиева Ф.Р., Гафарова Р.И., Гафаровой Р.Ш., Степанова Г.И., Елагиной А.Г., Елагина В.А., Мухтаровой Е.В., Мухаррамова Р.Г., Мухаррамовой Н.В., Широких Д.С., Широких Н.Г., Жукова B.Л., Мухаметзяновой Г.Х., Мухамедзяновой Г.Г., Жуковой Н.С., Низамутдиновой Х.Х., Низамутдиновой Г.Р., Мухаметзяновой Г.Х., Перцева Д.Е., Григорьевой О.С., Хрущевой Н.Г., Прохоровой А.А., Прохорова В.В., Иващук Е.Н., Иващука Я.Д., Зенковой Н.Л., Зенкова П.А., Фролова Е.В., Апаковой Д.Р., Коленик Е.С., Мамаевой Н.Я., Мамаева А.Г., Валиевой Э.М., Зиганшиной P.P., Зиганшина А.Г., Власовой Н.В., Низаметдиновой И.Д., Калятиной Е.Е., Шайдуллинной Н.Т., Шайдуллина И.М., Мухачева С.Г., Моисеевой О.А., Моисеева С.Ю., Шешиной Л.K., Валиева Х.Г., Хаертдинова P.P., Хисматовой А.Г., Сновородниной С.В., Садикова З.М., Садыковой Д.Р., Ралгиевой М.Г., Брылиной Т.Л., Валиевой Н.Р., Валиевой P.P., Никитиной Н.П., Усмановой Г.Г., Мжиева P.P., Мжиевой P.P., Афанасьевой Р.А., Галямовой Г.Г., Гиззатуллина Р.Ш., Морозовой С.А., Григорьевой Л.В., Григорьева Н.В., Толмачева А.Н., Герасимовой Н.Н., Зангировой Т.Г., Лазаревой М.Н., Захаровой А.С., Барковой А.А., Алимова Д.Б., Шушкова В.А., Салахова И.Н., Новикова Д.В., Гиззатуллиной Л.А., Гиззатуллина PP., Сергеевой Г.Е., Мошковой И.Н., Мухаметзянова Х.Х., Мухаметзяновой Р.А., Мухаметзянова Х.Х., Валиуллиной В.Г., Мухаметзянова Р.Х., Мухаметзянова Р.Х., Мухаметзяновой Г.Х., Назаровой А.С., Камалетдинова М.Р., Камалетдиновой А.М., Печенкиной Е.А., Кадыровой А.Р., Рубановой Г.Р., Хусайнова Э.А., Юнусовой Ф.Ф., Кирмахутдинова А.Р., Султановой Н.Р., Зиганшиной Э.М., Валеевой Ф.Г., Валеева Р.И., Салаховой Г.М., Сидоровой И.А., Сидорова П.Г., Гурьяновой О.Н., Тагирова Э.И., Константиновой Н.А., Константинова А.В., Загидуллиной Л.М., Хуснутдиновой А.Н., Хафизовой А.Р., Емельяновой Г.А., Леонтьевой Ф.З., Мухаметзянова Р.Т., Валиуллова Р.В., Калининой Н.А., Файзрахмановой Р.Ф., Брылина В.А., Кухаренко В.И., Посадской Н.С., Каплева А.Н., Смирновой Т.А., Гусевой Е.А. удовлетворить частично.
Признать не действующей со дня вступления настоящего решения в законную силу Территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2018 года N 149, в части положений:
предусматривающих строительство в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан объекта по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов (мусоросжигательного завода), производительностью 550 тысяч тонн твердых коммунальных отходов;
предусматривающих создание полигона промышленных отходов для размещения золошлаковых отходов, образуемых заводом по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов и других объектов по утилизации и обезвреживанию отходов в западной зоне действия регионального оператора;
о нормативах накопления, о потоках твердых коммунальных отходов;
о расположении и развитии инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами;
о правилах обращения с твердыми коммунальными отходами в части их раздельного накопления и сбора.
В удовлетворении коллективного административного искового заявления тех же граждан к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о признании не действующей Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2018 года N 149, в части отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен коллективный административный иск о признании недействующими отдельных положений Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан. По мнению административных истцов Территориальная схема принята без проведения общественного обсуждения.
Суд установил, что текст Территориальной схемы, размещенный на сайте Минстройархжилкомхоза РТ, не содержал в себе и не был сопровожден сообщением о том, что является проектом НПА, предполагаемого к принятию, и размещен с целью общественного обсуждения. В тексте также не содержится информации о сроках этих обсуждений, порядке и адресе принятия предложений и замечаний.
Кроме того, до передачи проекта Территориальной схемы для утверждения в Кабмин РТ заключение по результатам рассмотрения предложений и замечаний, поступивших в ходе общественного обсуждения, или сообщение об отсутствии таковых не было размещено на официальном сайте Министерства.
Оспариваемый нормативный акт принят с нарушением порядка его принятия, ввиду непроведения общественного обсуждения.
В соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ, если суд установит, что при издании оспариваемого НПА были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Таким образом, Территориальная схема признана недействующей в части положений, предусматривающих строительство в Осиновском сельском поселении Зеленодольского района объекта по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов (мусоросжигательного завода), производительностью 550 тыс. т ТКО; создание полигона промышленных отходов для размещения золошлаковых отходов, образуемых заводом и других объектов по утилизации и обезвреживанию отходов в западной зоне действия регионального оператора, о нормативах накопления, о потоках твердых коммунальных отходов и пр.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 сентября 2018 г. N 3а-560/2018
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 1 октября 2018 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 11-АПГ18-21 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения