Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 11 января 2019 г. N 3а-92/2019
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре Галиуллиной Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Татарстан к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании не действующим решения Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года N 13-28 "Об установлении размеров должностных окладов муниципальных служащих города Казани, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления" в части,
установил:
18 февраля 2008 года Казанской городской Думой Республики Татарстан принято решение N 13-28 "Об установлении размеров должностных окладов муниципальных служащих города Казани, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления".
Данное решение опубликовано в газете "Казанские ведомости" 20 февраля 2008 года N 33.
Пункт 2 данного решения предусматривает, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается муниципальному служащему в случаях, размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Решением Казанской городской Думы от 17 апреля 2018 года N 14-25 в решение Казанской городской Думой Республики Татарстан "Об установлении размеров должностных окладов муниципальных служащих города Казани, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления" внесены изменения, помимо прочего, оно дополнено приложением N 16, предусматривающим размер и порядок выплаты ежемесячных надбавок муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и муниципальным служащим, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны.
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлена:
- за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно" - 9-14%;
- за работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска:
с проведением проверочных мероприятий - 3-4%,
без проведения проверочных мероприятий - 2-3% (таблица 1 приложения N 16).
Решение Казанской городской Думой от 17 апреля 2018 года N 14-25 опубликовано в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" Республики Татарстан от 26 апреля 2018 года N 15 (часть 1).
Заместитель прокурора Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими с 1 мая 2018 года - с момента когда они вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, положений решения Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года N 13-28 в части установления размеров ежемесячных надбавок муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и муниципальным служащим, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора ссылался на то, что в оспариваемой части решением Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года N 13-28 установлены размеры ежемесячных процентных надбавок ниже размеров, предусмотренных Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".
В судебном заседании представитель административного истца Валиахметов А.Р. административное исковое заявление поддержал.
Представители Казанской городской Думы Республики Татарстан Ибрагимова А.Г., Булатова Э.В. административный иск не признали.
Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "м" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы безопасности.
Специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".
В статье 4 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.
Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению порядка предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (пункт 3 статьи 4).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий, полномочны устанавливать размер предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях (пункт 4 статьи 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны (далее - Правила).
Согласно абзацу второму пункта 1 Правил размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно" составляют 30-50%, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10-15%, без проведения проверочных мероприятий, - 5-10%.
Сравнительный анализ положений Правил и решения Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года N 13-28 свидетельствует об установлении органом местного самоуправления ежемесячных надбавок муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и муниципальным служащим, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размерах ниже, чем это предусмотрено федеральным нормативным правовым актом.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения решения Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года N 13-28 противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают права граждан на получение социальных гарантий, закрепленных Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 и Трудовым кодексом Российской Федерации.
Вопреки доводам административного ответчика решение Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года N 13-28 является нормативным правовым актом, так как обладает признаками нормативности, указанным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение в период его действия, направленные на урегулирование отдельных отношений в сфере организации муниципальной службы, влечет возникновение прав и обязанностей этих лиц.
Доводы административного ответчика о том, что Казанская городская Дума в городском округе Казани в соответствии с пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", частью 5 статьи 26 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе от 25 июня 2013 года N 50-ЗРТ вправе самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих являются несостоятельными.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 мая 2011 года N 408н, которое в силу предписаний пункта 4.1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 573 вправе давать разъяснения по применению Правил, утверждено разъяснение о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны.
Согласно указанному разъяснению выплаты процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляются в размерах, определяемых государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и воинскими частями в соответствии с размерами, предусмотренными Правилами (абзац второй пункта 1).
Таким образом, размер ежемесячных процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, подлежащих выплате муниципальным служащим должен соответствовать размерам таких надбавок, установленным Правилами.
В силу положений статьи 7 Федерального закона от 7 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, а также соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, является составной частью денежного содержания гражданского служащего в силу положений Федерального закона от 7 июля 2004 года N 79-ФЗ (части 2 и 5 статьи 50).
Такую же надбавку включает в состав денежного содержания муниципального служащего и Кодекс Республики Татарстан о муниципальной службе от 25 июня 2013 года N 50-ЗРТ (части 1 и 4 статьи 26).
С учетом изложенного выше установление оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом ежемесячных процентных надбавок муниципальным служащим городского округа Казани в размере меньшем, чем это предусмотрено для федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Правилами, противоречит также основным положениям Федеральных законов от 7 июля 2004 года N 79-ФЗ, от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года N 13-28 "Об установлении размеров должностных окладов муниципальных служащих города Казани, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления" в части установленных размеров ежемесячных надбавок муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и муниципальным служащим, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2019 г. N 3а-92/2019
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда Республики Татарстан в Internet (http://vs.tat.sudrf.ru)
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 мая 2019 г. N 11-АПА19-5 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения