Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2013 г. N 127 в приложение внесены изменения
Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 13 октября 2011 г. N 443
(приложение N 1)
Республиканская целевая программа
"Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике на 2011-2020 годы"
28 марта 2013 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
- |
республиканская целевая программа "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике на 2011-2020 годы" (далее - Программа)
|
Основание для принятия решения о разработке Программы |
- |
федеральные законы "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 1054-р, Закон Чувашской Республики "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике"
|
Государственный заказчик Программы |
- |
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии)
|
Основной разработчик Программы
|
- |
Минэкономразвития Чувашии |
Цели и задачи Программы |
- |
основными целями Программы являются: активизация потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций как ресурса социально-экономического развития Чувашской Республики, способствующего формированию и распространению инновационной практики социального предпринимательства, позволяющего для решения социальных проблем дополнительно мобилизовать внебюджетные средства и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев; дополнительное стимулирование развития гражданского общества и общественной инициативы, совершенствование инфраструктурных условий для формирования механизма партнерских отношений между некоммерческими организациями и органами государственной власти Чувашской Республики на основе взаимного доверия и открытости, единства интересов в позитивных изменениях. В процессе достижения поставленных целей предстоит обеспечить выполнение следующих задач: обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности; решение приоритетных задач в социальной сфере за счет использования потенциала некоммерческих организаций в социальной сфере; развитие инфраструктуры информационной и консультационной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности; содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- |
к 2020 году предусматривается достижение следующих показателей: прирост средней численности добровольцев, привлекаемых некоммерческими организациями, не менее чем в 2 раза; увеличение количества зарегистрированных на территории Чувашской Республики благотворительных организаций не менее чем на 15 процентов; увеличение количества зарегистрированных на территории Чувашской Республики специализированных некоммерческих организаций управления целевым капиталом некоммерческих организаций до 5 единиц; охват 30 процентов от общей численности населения, проживающего на территории Чувашской Республики, мероприятиями социально ориентированных некоммерческих организаций; рост числа республиканских целевых программ, стратегических направлений, в разработке и реализации которых принимают участие некоммерческие организации, до 25 процентов от общего числа реализуемых на территории Чувашской Республики; увеличение количества публикаций и сюжетов в средствах массовой информации о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций до 48 в год; повышение уровня профессионализма руководителей социально ориентированных некоммерческих организаций за счет проведения не менее 5 ежегодных семинаров
|
Срок реализации Программы |
- |
2011-2020 годы
|
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 153880 тыс. рублей, в том числе: в 2011 году - 10000 тыс. рублей, из них за счет средств: республиканского бюджета Чувашской Республики - 10000 тыс. рублей; в 2012 году - 10220 тыс. рублей, из них за счет средств: республиканского бюджета Чувашской Республики - 10220 тыс. рублей; в 2013 году - 4730 тыс. рублей, из них за счет средств: республиканского бюджета Чувашской Республики - 4680 тыс. рублей; местных бюджетов - 50 тыс. рублей; в 2014 году - 13030 тыс. рублей, из них за счет средств: республиканского бюджета Чувашской Республики - 11470 тыс. рублей; местных бюджетов - 1560 тыс. рублей; в 2015-2020 годах - 115900 тыс. рублей, из них за счет средств: республиканского бюджета Чувашской Республики - 96900 тыс. рублей; местных бюджетов - 19000 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной эффективности |
- |
последовательная реализация программных мероприятий позволит обеспечить: решение приоритетных задач в социальной сфере за счет использования потенциала некоммерческих организаций в их выполнении; развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике; развитие благотворительной деятельности и добровольчества, играющих ключевую роль в развитии сектора некоммерческих организаций; социальный эффект от реализации мероприятий Программы будет выражаться в: обеспечении наиболее полного и эффективного использования возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в решении задач социального развития Чувашской Республики за счет наращивания ресурсов некоммерческих организаций и обеспечения максимально эффективного их использования; расширении взаимодействия государственных органов и общественных организаций, вовлечении наиболее активной части граждан в решение социальных задач
|
Система организации контроля за выполнением Программы |
- |
контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Минэкономразвития Чувашии. Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе их реализации в Минэкономразвития Чувашии ежегодно к 15 февраля до 2021 года. Минэкономразвития Чувашии ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств. Минэкономразвития Чувашии ежегодно к 15 апреля до 2021 года подготавливает и представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы за отчетный год в составе сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Чувашской Республики. Минэкономразвития Чувашии готовит до 1 марта 2021 г. и представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, согласованный с Министерством финансов Чувашской Республики. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Продолжающиеся в последнее десятилетие исторические преобразования в России наряду с реформами социально-экономической и политической сфер коренным образом изменили систему взаимоотношений человека, общества и государства.
Государство будет сильным, а его управление эффективным, если оно имеет социальным фундаментом доверие граждан, их заинтересованность и участие в решении актуальных проблем. Основой формирования такой системы выступают независимые объединения граждан, совокупность которых согласно общемировой традиции принято называть "третьим сектором".
Федеральным законом "О некоммерческих организациях" определены основные формы, в которых могут создаваться некоммерческие организации - организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Сегодня общественный сектор Чувашской Республики можно охарактеризовать как динамично развивающуюся систему, обладающую устойчивостью и позитивно направленной тенденцией все более усиливающегося влияния институтов гражданского общества на процессы социального и экономического развития региона. Общественные и иные некоммерческие организации стремятся к укреплению своей материально-технической базы, повышению профессионализма, конкурентоспособности на рынке оказания социальных услуг, конкретному участию в реализации республиканских целевых программ. Идет постепенный процесс формирования консолидированных сообществ общественных объединений в целях более активного влияния на формирование и реализацию социально-экономической политики в Чувашии.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, осуществляющего деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, на территории Чувашской Республики зарегистрировано более 1400 некоммерческих организаций, часть которых активно взаимодействует с органами государственной власти.
В настоящее время Президент Чувашской Республики и Кабинет Министров Чувашской Республики придают большое значение работе с некоммерческими организациями, направленной на достижение долгосрочных целей в области социально-экономической политики и общественного развития республики, а именно: обеспечение непрерывного системно организованного процесса повышения качества жизни населения Чувашии; расширение и повышение эффективности участия общественности в процессах выработки решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение реализации права некоммерческих организаций на государственную поддержку их деятельности и создание условий для реализации их потенциала по выполнению общественно полезных проектов и инициатив.
Социально ориентированные некоммерческие организации - это организации, которые основной своей целью не ставят извлечение прибыли, а ради достижения общественно полезной цели порой работают себе в убыток, добывая ресурсы разрешенными законом способами. Это организации, которые берут на себя часть функций государства, например в области развития культуры и сохранения культурных традиций, защиты прав граждан и повышения их правосознания, борьбы с правовым нигилизмом, помощи детям и развития благотворительности. И государственная поддержка, как финансовая, так и политическая, для таких организаций является важным стимулом признания необходимости и ценности их работы. Такие организации в обыденном сознании россиян - общественные, в законодательстве определенные как некоммерческие - серьезная экономическая сила, достойный и надежный партнер государства в решении широкого спектра социальных вопросов.
Однако для того, чтобы эта сила имела высокий коэффициент полезного действия, необходимы не только желания, умения и воля, но и создание условий, способствующих и благоприятствующих развитию общественных инициатив, созданию и деятельности некоммерческих организаций, активному и эффективному сотрудничеству общества и государства.
По результатам исследования "Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы", которое проводилось группой ЦИРКОН в 2008 и 2010 годах и позволило проследить динамику ключевых индикаторов отношения населения к деятельности общественных организаций, отмечены позитивные изменения в данной сфере. Социологи провели массовые опросы (по 500-600 респондентов) и фокус-группы среди населения в возрасте 25-45 лет в городах Барнауле, Калининграде, Краснодаре, Москве, Нижнем Новгороде, а также панельный опрос руководителей некоммерческих организаций (по 30-37 человек в каждом городе). Выяснилось, что уровень информированности населения о действующих в их городах благотворительных или общественных организациях значительно возрос, о чем свидетельствует увеличение положительных ответов на соответствующий вопрос (с 30 процентов в 2008 году до 50 процентов в 2010 году). Однако отмечено, что люди воспринимают сведения о некоммерческих проектах на уровне информационного шума. Снизилось влияние телевизионной социальной рекламы, однако возросла роль размещаемых на улицах городов рекламных щитов.
Участники опросов продемонстрировали высокую готовность к общественной деятельности, то есть в среднем более половины респондентов заявили, что хотели бы участвовать в работе некоммерческих организаций, а в городах Барнауле и Москве о таком желании заявили около двух третей опрошенных. Доля тех, кто реализует свое желание на практике, гораздо меньше. За два года ситуация с вовлеченностью граждан в общественную деятельность фактически не изменилась. При этом среди тех, кто участвует в общественной деятельности, за два года увеличилась численность людей, оказывающих помощь в частном порядке или в составе неформальных групп.
Следует отметить, что, несмотря на то, что благотворительность становится социальной нормой, к активным действиям переходят далеко не все. Структура декларируемых предпочтений в отношении видов общественной деятельности между двумя этапами исследования практически не изменилась: наиболее высока готовность помогать детям, пожилым людям, ветеранам, инвалидам. Респонденты готовы сдавать вещи для нуждающихся (41 процент в 2008 году и 52 процента в 2010 году) и кровь в качестве доноров (18 и 27 процентов соответственно). Участвовать в поездках в детские дома, дома престарелых и т.п. готова примерно четверть опрошенных.
Все это расходится с потребностями некоммерческих организаций, о которых сообщили их руководители. Так, организациям нужны добровольцы для участия в коллективных акциях, об этом заявили 69 процентов опрошенных, а среди населения желание попробовать такую форму работы выразили только 25 процентов респондентов. Существенный разрыв между потребностями некоммерческих организаций и предпочтениями потенциальных волонтеров отмечен в отношении информационной и координационной работы, оказания профессиональной помощи организациям.
В отношении поддержки населением общественных организаций большинство руководителей некоммерческих организаций отметили, что особых изменений нет. Так, 25 процентов респондентов заявили об увеличении поддержки, в 2008 году такого мнения придерживались 6 процентов опрошенных. Представители некоммерческого сектора невысоко оценили информационную и финансовую прозрачность некоммерческих организаций в своих городах, при этом, говоря о своих организациях, практически все отмечали увеличение степени их открытости.
По результатам другого социологического опроса, проведенного группой ЦИРКОН по проблематике социального предпринимательства в 2008 и 2011 годах, осуществлен зондаж общественного мнения по такому вопросу: "Как социальное предпринимательство воспринимается общественным сознанием, находит ли поддержку и понимание в широких массах граждан страны?". Предполагалось, что социальное предпринимательство будет активно распространяться и одновременно будет реализовываться продвижение его идей в обществе.
Согласно результатам всероссийского опроса на сегодняшний день большинство российских граждан находятся в неведении относительно социального предпринимательства; только 4 процента респондентов уверенно заявили о своей информированности. Лишь четверть опрошенных утверждают, что они в той или иной степени осведомлены о том, что такое социальное предпринимательство, однако за три года количество таких людей даже несколько сократилось - с 30 процентов в 2008-м до 25 процентов в 2011 году. С учетом того что уровень декларируемой осведомленности обычно превышает реальную информированность, можно предполагать, что доля информированных россиян еще меньше.
Судя по данным опроса, сколько-нибудь заметная активность по информированию граждан о том, что такое социальное предпринимательство, какие задачи оно решает и какую пользу может принести обществу, отсутствует. За три года, прошедшие между двумя опросами общественного мнения, уровень информированности россиян не только не вырос, но и даже чуть снизился.
Низкий уровень информированности о практике социального предпринимательства закономерно влечет отсутствие сформированного представления о том, какую деятельность оно подразумевает. Как показало исследование, за три года доля респондентов, затрудняющихся с ответом на вопрос о том, кто такие социальные предприниматели, практически не изменилась и осталась довольно высокой - 64 процента (62 процента в 2008 году).
Анализ ответов оставшейся части респондентов показал, что, как и три года назад, в понятие социального предпринимательства вкладываются довольно разные смыслы - от коммерческой деятельности, ориентированной на доход и выгоду, до благотворительной безвозмездной работы на пользу обществу. Причем авторами этой деятельности называются как частные лица, так и государственные, некоммерческие и бизнес-структуры. Это позволяет сделать вывод о том, что четко сформированной и определенной точки зрения относительно того, что такое социальное предпринимательство, в массовом сознании пока нет.
Представление о социальном предпринимательстве как об общественной деятельности, деятельности общественных организаций, самостоятельно добывающих финансирование на решение проблем общества, или же компаниях, предоставляющих льготные бытовые услуги или производящие доступные товары для определенных групп граждан, встречается у меньшинства опрошенных (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов респондентов
Как вы думаете, кто такие "социальные предприниматели"? Объясните, пожалуйста, как вы это понимаете? |
2008 год |
2011 год |
Бизнес, занимающийся решением социальных проблем / вкладывающий деньги в социальную сферу, оказывающий помощь населению |
5 |
6 |
Те, кто помогает бедным, обездоленным, инвалидам, детям, занимается социальной сферой, волонтеры |
5 |
6 |
Бизнес, предприниматели, коммерческие организации (без уточнения) |
2 |
5 |
Бизнес в социальной сфере, предоставление социальных услуг на коммерческой основе |
2 |
5 |
Люди, работающие на благо общества, населения России |
2 |
3 |
Бизнес, аффилированный с государством / с помощью государства, льготы от государства |
1 |
2 |
Бизнес, занимающийся благотворительностью |
3 |
2 |
Аферисты, наживающиеся на людях, желающие получить льготы |
2 |
1 |
Благотворители, спонсоры, меценаты |
4 |
1 |
Государственные структуры, что-то связанное с государством |
1 |
1 |
Органы социальной защиты, социальные работники |
5 |
1 |
Люди, преследующие общие цели, занимающиеся общественной деятельностью |
1 |
1 |
Общественное предпринимательство / общественные предприятия сами зарабатывают деньги, фонды, общественные организации |
1 |
1 |
Создание рабочих мест (в том числе для инвалидов, малоимущих, социально незащищенных слоев) |
1 |
1 |
Предприятие, заботящееся о своих сотрудниках |
0,5 |
0,3 |
Выпуск продукции по низким, доступным ценам или льготные услуги для малообеспеченных, организация бытовых услуг для малоимущих (столовые, парикмахерские) |
1 |
0 |
Сфера недвижимости, операции с землей, инвестиции, фермерство (разные виды бизнеса) |
1 |
0 |
Другое / непонятно |
4 |
4 |
Затрудняюсь ответить, не знаю |
62 |
64 |
Развитие социального предпринимательства в значительной степени связано с идеей передачи функций по решению проблем социальной сферы от государства некоммерческим и неправительственным организациям, социально ответственному бизнесу. Однако на сегодняшний день в России не только недостаточно развиты организации третьего сектора, но и, как показывают исследования, само общество не вполне готово к восприятию новых явлений и процессов, к пересмотру традиционных представлений о субъектах, ответственных за решение социальных проблем.
Как и три года назад, большинство граждан (61 процент) возлагают всю ответственность за решение проблем в социальной сфере на государство, и лишь 5 процентов уверены в том, что решением социальных проблем должны заниматься в основном негосударственные организации.
Это означает, что готовность россиян к делегированию полномочий в социальной сфере негосударственным структурам находится на низком уровне, что, безусловно, является фактором, отнюдь не способствующим принятию и одобрению такой новой социальной практики, как социальное предпринимательство.
Вновь приходится констатировать, что никаких заметных подвижек в общественном сознании не происходит, динамика отсутствует. С одной стороны, это является следствием устойчивости традиционных для России представлений о доминирующей роли государства в социальном обеспечении населения. Но, с другой стороны, налицо и низкая активность государства и общественного сектора в области информирования граждан, проведения разъяснительной и, по сути, воспитательной работы, направленной на повышение уровня общественного самосознания, понимания россиянами сути и смысла деятельности негосударственных организаций, их роли в решении социальных проблем.
Для уточнения границы некоммерческого сектора как составной части гражданского общества, на которую собственно и направлены мероприятия данной Программы, представляется целесообразным воспользоваться подходом, принятым Организацией Объединенных Наций (далее - ООН). Согласно этому подходу к некоммерческому сектору как сегменту гражданского общества рекомендуется относить такие организации, которые отвечают пяти критериям:
представляют собой организацию, имеющую юридический статус;
не преследуют целью получение прибыли и не распределяют прибыль между учредителями, членами и участниками;
независимы от органов государственной власти;
являются самоуправляемыми;
образуются на основе добровольности, а не принуждения.
На этих основаниях из общей численности некоммерческих организаций следует исключить организации, не соответствующие указанным критериям. Наиболее многочисленные группы - это органы государственной и муниципальной власти, созданные ими учреждения, а также потребительские кооперативы.
Распределение некоммерческих организаций по организационно-правовым формам, соответствующим критериям ООН для структур гражданского общества (на основании данных органов статистики), в целом по Российской Федерации приведено в диаграмме 1, по Чувашской Республике - в диаграмме 2.
Диаграмма 1
Распределение некоммерческих организаций по организационно-правовым формам, соответствующим критериям ООН для структур гражданского общества (на основании данных органов статистики), в целом по Российской Федерации
Диаграмма 2
Распределение некоммерческих организаций по организационно-правовым формам, соответствующим критериям ООН для структур гражданского общества (на основании данных органов статистики), по Чувашской Республике
Согласно результатам всероссийского обследования некоммерческих организаций, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета - Высшей школы экономики, доля реально действующих некоммерческих организаций в общей численности официально зарегистрированных составляет не более 38 процентов.
Таким образом, в действующее ядро некоммерческого сектора как сегмента гражданского общества сегодня в Чувашии входят приблизительно 850 некоммерческих организаций.
С каждым годом все более важным для развития национальной экономики становится труд добровольцев. В Российской Федерации институт добровольчества начали законодательно оформлять только с середины 1990-х годов, в связи с чем актуальными остаются вопросы правового и экономического регулирования данного вида деятельности. Добровольчество основывается на не требующем оплаты труде. Следовательно, его мотивом является не материальное поощрение, а социальные, благотворительные и духовные интересы. Труд добровольцев в некоммерческой организации обычно сводится к работе с посетителями, помощи в проведении мероприятий, сбору внешней информации и т.д.
Однако добровольность труда отнюдь не предполагает хаотичность. Как правило, взаимоотношения между добровольцем и нанимающей организацией регулируются договорными обязательствами, которыми строго определяется объем работ. Кроме того, добровольчество сопряжено с определенным уровнем ответственности. К примеру, добровольцы отвечают за выполнение норм и требований, сохранность материальных ценностей, а также за деятельность, формирующую репутацию организации и т.п. Все это позволяет рассматривать добровольчество как особую систему трудовых отношений. Любая система трудовых отношений строится на определенных механизмах стимулирования. При отсутствии материального поощрения актуальным становится вопрос о методах стимулирования.
Можно выделить три группы стимулирования:
1) практическое: добровольцам предоставляют возможность участвовать в образовательных программах организации на бесплатной или льготной основе. Они приобретают опыт работы в различных направлениях, а также дополнительные знания, навыки и т.д.;
2) информационное: добровольцам предоставляют доступ к информационным источникам и материалам (библиотека, научно-исследовательские разработки, новые технологии и т.д.);
3) привилегированное: добровольцам организуют досуг, в частности предоставляют возможность бесплатного посещения различных мероприятий, скидки на какие-либо товары (услуги).
На основе выделенных особенностей можно сформулировать определение. Добровольчество - это система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, рассматривает развитие добровольчества и благотворительности как одно из приоритетных направлений государственной политики. По сравнению с зарубежными странами уровень развития добровольчества в России достаточно низок. Это можно отчасти объяснить тем, что на Западе идея взаимопомощи лежит в основе общественных отношений, в то время как в Российской Федерации потребность в добровольцах всегда была не так высока, поскольку государство брало на себя благотворительные функции, осуществляемые в других странах частным образом. Однако в связи с сокращением возможностей государства по финансированию социальной сферы добровольческий труд приобретает все большую популярность.
Если сравнить российский опыт с американским, то станет очевидным, что мы существенно уступаем по основным показателям развития добровольчества. Например, в Вашингтоне уровень занятости населения в добровольческой деятельности составляет 34,2 процента от общей численности населения, а суммарная стоимость такого вида труда насчитывает более 4,6 млрд. долларов США.
Кроме того, за последнее время сильное влияние на добровольческую активность оказал финансовый кризис, поскольку он ухудшил материальное благополучие граждан, что привело к сокращению и так незначительных финансовых пожертвований.
На сегодняшний день приоритетными направлениями добровольческой деятельности являются поддержка социально незащищенных групп населения (помощь детям-сиротам, пожилым людям, ветеранам, инвалидам), благоустройство территорий, акции по борьбе с алкоголизмом, СПИДом и наркоманией, помощь в больницах. Добровольцами работают люди с разным уровнем дохода и образования. Существенно преобладают женщины и молодежь.
По проведенному Институтом проблем гражданского общества исследованию, 14 процентов среди всех добровольцев составляют подростки до 18 лет, 18 процентов - студенты, 22 - работающее население, 24,6 - молодые пенсионеры и всего лишь 2 процента составляют безработные.
По результатам исследования "Общественная поддержка некоммерческих организаций в России", проведенного группой ЦИРКОН в 2010 году, среди людей, хотя бы раз принимавших участие в добровольческих инициативах, основным мотивационным фактором является желание помогать другим. Реализация этого желания позволяет добровольцу наполнить свою жизнь дополнительным смыслом, помогает реализоваться и получить глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, выяснилось, что к добровольчеству гораздо более склонны люди, имеющие опыт получения помощи либо пережившие личную трагедию, в которой очень пригодилась бы поддержка.
Для пенсионеров, которые представляют собой весомую долю социально активного населения (24,6 процента), основным стимулом к добровольчеству становится возможность подтверждения того, что они все еще нужны и полезны обществу. Таким образом, всех добровольцев по степени ориентации на себя или общество можно разделить на альтруистов (основной стимул - помощь ближним) и эгоцентристов (для них добровольчество в первую очередь связано с извлечением личной нематериальной выгоды).
Кроме того, вышеперечисленные исследования выявили также факторы демотивации: плохая организация, скучная и однообразная работа, плохая оценка усилий добровольца и чувство незначительности дела.
За последние годы в России стало активно развиваться молодежное добровольчество, получившее дополнительную популярность во время кризиса. Наличие свободного времени и желание развиваться в профессиональном плане привели молодых специалистов к участию в добровольческой деятельности. Мотивация молодежного добровольчества носит прагматичный характер, что выражается в желании получить не только моральное удовлетворение от работы, но и некие блага. Среди наиболее распространенных мотивов участия - желание попробовать себя в профессии и применить полученные теоретические знания на практике. Многие связывают добровольчество с прохождением летней практики, стажировок.
Другим мотивационным фактором является стремление приобрести опыт и установить профессиональные контакты для получения работы в будущем и продвижения по карьерной лестнице. Информационный стимул также играет значимую роль, удовлетворяя потребность молодых специалистов в получении дополнительных навыков и знаний.
С появлением информационно-телекоммуникационной сети Интернет возможности по привлечению добровольцев значительно расширились:
во-первых, резко увеличился доступ к потенциальным целевым группам (особенно к студентам), и появилась возможность целевого поиска нужных людей в социальных сетях;
во-вторых, широкая сеть контактов помогает практически мгновенно распространять новости о проектах и быстро получать обратную связь, а также служит дополнительным источником мотивации добровольцев (информация об участии в проекте находится в открытом доступе);
в-третьих, информационно-телекоммуникационная сеть Интернет позволяет наладить личностные и эмоциональные связи потенциальных добровольцев с организацией посредством постоянного общения в социальных сетях.
В настоящее время Правительство Российской Федерации активно обсуждает проект о создании базы данных добровольцев, готовых оказывать помощь в экстренных ситуациях и на постоянной основе. Несомненно, подобная система значительно упростила бы процесс поиска добровольцев и открыла доступ к людям, которые раньше никак не могли быть охвачены коммуникационной программой проекта. Таким образом, добровольчество как система трудовых отношений испытывает влияние различных факторов, которые необходимо учитывать при привлечении и управлении добровольцами. Отдельное внимание стоит уделять вопросам мотивации и коммуникации.
В части взаимодействия некоммерческих организаций с органами власти результаты обследования показали, что в тех или иных формах взаимодействуют с органами местного самоуправления 80 процентов обследованных некоммерческих организаций, а с органами государственной власти субъектов Российской Федерации - 59 процентов.
Наиболее распространенными формами поддержки являются получение информации от органов государственной власти, участие в совместных с органами государственной власти общественных советах, предоставление и получение информации, в том числе аналитической, участие в реализации региональных программ. Среди некоммерческих организаций, имевших опыт взаимодействия с органами власти, более 60 процентов остались в той или иной степени довольны таким взаимодействием.
Самыми востребованными формами поддержки, наиболее отвечающими интересам некоммерческих организаций, являются бюджетные гранты на социально значимые проекты (49 процентов), предоставление помещений на безвозмездной основе (38 процентов), субсидирование для покрытия текущих расходов (32 процента), налоговые льготы.
По мнению руководителей некоммерческих организаций, в характер взаимодействия с органами государственной власти необходимо внести существенные корректировки. В частности, некоммерческие организации должны занимать по отношению к власти такие позиции: совместная выработка и реализация общественно значимых программ, защита интересов граждан перед органами государственной власти, оказание помощи властным структурам в их планах и начинаниях.
В свою очередь, руководители некоммерческих организаций не удовлетворены тем, как государство относится к общественным объединениям, гражданским инициативам. По их мнению, государство пытается помогать и сотрудничать с ними, но делает это неумело, имеется большой разрыв между провозглашаемой и фактической политикой в отношении некоммерческих организаций, имеются попытки установить контроль над ними.
В Чувашской Республике действуют 9 творческих союзов: Союз художников Чувашии, Союз чувашских художников, Союз театральных деятелей Чувашской Республики, Союз композиторов Чувашской Республики, Союз писателей Чувашской Республики, Союз профессиональных писателей Чувашской Республики, Союз артистов эстрады, Союз журналистов Чувашской Республики, Ассоциация композиторов Чувашской Республики - творческий союз, которые объединяют более 1200 членов.
Творческие союзы Чувашской Республики проводят выставки, концерты, вечера, семинары, форумы, организовывают конкурсы и фестивали. При финансовой и методической поддержке Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики творческими союзами ежегодно реализуется ряд социально значимых проектов: Союзом театральных деятелей Чувашской Республики проводятся республиканский конкурс театрального искусства "Чентeрлe чаршав", творческий конкурс самостоятельных актерских, режиссерских работ "Заветная мечта", Союзом композиторов Чувашской Республики - республиканский телевизионный конкурс исполнителей детской чувашской песни "Мехел" ("Заветный час"), Союзом художников Чувашии и Союзом чувашских художников - выставочные проекты "Осень", "Весна", "Пленэр", выставка произведений "Савна Шупашкар", Союзом журналистов Чувашской Республики учреждены ежегодные профессиональные премии имени Семена Эльгера, Николая Никольского, Леонида Ильина.
Творческие союзы принимают участие в обсуждении проектов республиканских целевых программ, законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики в сфере культуры, средств массовой информации, участвуют в работе консультативно-совещательных советов и комиссий, представители творческих союзов включаются в составы рабочих групп, экспертных советов, создаваемых при исполнительных органах государственной власти Чувашской Республики.
Большая роль в поддержании межнационального и межконфессионального мира и согласия в республике принадлежит социально ориентированным некоммерческим организациям - национально-культурным и религиозным объединениям. В настоящее время в Чувашской Республике работают 26 национально-культурных объединений представителей 14 национальностей, зарегистрировано 297 религиозных организаций 13 конфессий и деноминаций. Национально-культурными объединениями, управлениями традиционных конфессий и православными благотворительными фондами "Рождество" и "Милостивая" проводятся мероприятия, направленные на сохранение общественной стабильности в республике, формирование культурно-этических и духовно-нравственных ценностей личности, патриотизма, удовлетворение этнокультурных запросов жителей Чувашской Республики.
Среди них наиболее значимыми являются Всечувашский фестиваль-конкурс эстрадной песни "Кемел саса", Всероссийский фестиваль русского народного творчества "Звучи, российская глубинка!", Всетатарский фестиваль эстрадной песни "Урмай моны", межрегиональный фестиваль мордовского народного творчества "Арта", республиканские фестивали творческих коллективов национально-культурных объединений "Венок дружбы", воскресных школ Чебоксарско-Чувашской епархии "Рождественская звезда", детского и юношеского творчества "Пасхальная радость", республиканская благотворительная рождественская елка, межрегиональные чтения юных богословов и Шыгырданские чтения. Они существенно обогащают культурную жизнь населения республики, формируют положительный имидж о Чувашской Республике за ее пределами.
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики и администрации муниципальных районов и городских округов оказывают информационно-методическую помощь и финансовую поддержку национально-культурным объединениям и управлениям традиционных конфессий в проведении общественно значимых мероприятий. Эта работа осуществляется в рамках выполнения подпрограммы "Реализация Концепции государственной национальной политики Российской Федерации в Чувашской Республике" республиканской целевой программы "Культура Чувашии: 2010-2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 апреля 2009 г. N 144.
В настоящее время ежегодно проводятся более 90 мероприятий разного уровня с участием и при поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций с общим охватом до 100 тыс. детей и молодежи. К примеру, благотворительным фондом "Хевел" ежегодно оказывается поддержка более 10 социальных проектов, в том числе направленных на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно Фонд поддержки социальных и культурных программ Чувашии участвует в организации и проведении Межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи "Юность Большой Волги", акций "Молодежь за здоровый образ жизни", республиканского конкурса "Самый классный классный" и пр., на что выделяется более 200 тыс. рублей.
Для повышения уровня профессионализма руководителей общественных объединений, в том числе и социально ориентированных некоммерческих организаций, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики организует и проводит круглые столы, семинары и др. Так, в январе 2011 года в работе круглого стола на тему "В молодежь надо верить!" приняло участие более 60 человек.
В соответствии с подпунктом 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества. Реализация указанных полномочий требует консолидации усилий всех уровней власти и межведомственного взаимодействия. В связи с этим представляется целесообразным для реализации полномочий и решения существующих в сфере развития гражданского общества проблем использовать программно-целевой метод. Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить создание условий для деятельности в системе гражданского общества некоммерческих организаций и консолидировать имеющиеся ресурсы и силы на решении социальных задач.
II. Основные цели, задачи, целевые индикаторы и сроки реализации Программы
Целями Программы являются:
активизация потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций как ресурса социально-экономического развития Чувашской Республики, способствующего формированию и распространению инновационной практики социального предпринимательства, позволяющего для решения социальных проблем дополнительно мобилизовать внебюджетные средства и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев;
дополнительное стимулирование развития гражданского общества и общественной инициативы, совершенствование инфраструктурных условий для формирования механизма партнерских отношений между некоммерческими организациями и органами государственной власти Чувашской Республики на основе взаимного доверия и открытости, единства интересов в позитивных изменениях.
Для достижения этих целей Программа предусматривает решение следующих задач:
обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности;
решение приоритетных задач в социальной сфере за счет использования потенциала некоммерческих организаций в социальной сфере;
развитие инфраструктуры информационной и консультационной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;
содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций.
Целевые индикаторы и показатели ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы приведены в табл. 2.
Сроки реализации Программы - 2011-2020 годы.
III. Перечень программных мероприятий
Для реализации целей и задач Программы предполагается осуществить комплекс мероприятий, предусматривающий реализацию следующих направлений:
3.1. Предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется путем:
установления порядка определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на конкурсной основе;
организации консультирования по вопросам участия в конкурсе на предоставление субсидий за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
информационной поддержки проведения конкурса на предоставление субсидий за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
утверждения составов конкурсных комиссий с привлечением внешних экспертов;
проведения конкурсных отборов и предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики социально ориентированным некоммерческим организациям;
организации мониторинга и оценки результативности и эффективности использования предоставленных субсидий.
3.2. Оказание имущественной поддержки путем предоставления во владение и (или) в пользование (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества Чувашской Республики, свободного от прав третьих лиц.
3.3. Предоставление информационной поддержки осуществляется через реализацию мероприятий по:
обеспечению освещения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества в средствах массовой информации, в том числе получающих поддержку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
поощрению и повышению квалификации журналистов, освещающих деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества;
созданию и поддержке деятельности экспертных советов по развитию социальной рекламы;
разработке социальных рекламных кампаний и проведению тестирований формы и содержания рекламных материалов на стадии производства;
проведению публичных обсуждений, социальных рекламных кампаний с определением приоритетных тем для развития добровольчества и благотворительной деятельности;
содействию социально ориентированным некоммерческим организациям в размещении общественно значимой информации в средствах массовой информации, получающих государственную поддержку из республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с законодательством Чувашской Республики;
повышению квалификации журналистов, освещающих деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительную деятельность и добровольчество;
определению приоритетных тем социальной рекламы, развитию благотворительной деятельности и добровольчества;
размещению заказов на производство социальной рекламы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
содействию органам исполнительной власти Чувашской Республики в размещении социальной рекламы в средствах массовой информации.
3.4. Предоставление консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций через:
проведение конференций, семинаров и иных мероприятий по актуальным вопросам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, обмену опытом и распространению лучших практик;
поддержку деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на оказание на безвозмездной основе консультационных услуг другим социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе по правовым, финансовым и иным вопросам;
финансирование программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
учреждение и предоставление на конкурсной основе грантов (стипендий) на возмещение расходов работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, связанных со стажировками и участием в мероприятиях в других субъектах Российской Федерации;
методическое обеспечение социально ориентированных некоммерческих организаций.
3.5. Привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации государственной политики в социальной сфере путем:
обеспечения участия представителей заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций в деятельности консультативных советов при органах исполнительной власти Чувашской Республики;
проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики по направлениям деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
обеспечения участия представителей заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций в оценке результативности и эффективности реализуемых органами исполнительной власти Чувашской Республики и государственными учреждениями Чувашской Республики программ (мероприятий) в области социальной политики;
формирования попечительских (общественных, наблюдательных) советов государственных учреждений Чувашской Республики социальной сферы с обеспечением привлечения участия в их работе заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций.
3.6. Меры, стимулирующие поддержку деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и участие в ней граждан и юридических лиц, включая:
формирование и развитие:
ресурсных центров некоммерческих организаций;
добровольческих центров;
целевых капиталов некоммерческих организаций;
внесение изменений в Закон Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" в части предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям, а также предоставления юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов;
предоставление в соответствии с законодательством Чувашской Республики социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налога на имущество организаций, а также льгот по уплате сумм налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики;
предоставление в соответствии с законодательством Чувашской Республики юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку (в том числе на формирование целевого капитала некоммерческих организаций), льгот по уплате сумм налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики;
реализацию механизмов конкурсного распределения бюджетного финансирования социальных услуг через предоставление бюджетных субсидий либо реализацию механизмов закупок работ (услуг) для государственных нужд;
развитие форм морального поощрения активных работников социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, включая проведение соответствующих конкурсов, награждение поощрительными грамотами, объявление благодарностей органов государственной власти Чувашской Республики.
3.7. Обеспечение поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на местном уровне, включая:
предоставление субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Чувашской Республики на цели реализации муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
методическое обеспечение органов местного самоуправления, оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований;
содействие развитию социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной и добровольческой деятельности на базе организаций территориального общественного самоуправления;
содействие повышению квалификации муниципальных служащих по вопросам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества.
3.8. Мониторинг и анализ эффективности реализации Программы предусматривает:
проведение социологических опросов по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций;
организацию мониторинга и анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценки эффективности мер, направленных на их развитие, в том числе:
разработку методик и инструментария сбора первичной информации, в том числе анкет, форм для регистрации первичной информации;
формирование доклада о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике и его размещение на официальном сайте на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Основные мероприятия Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы составляет 153880 тыс. рублей, в том числе:
в 2011 году - 10000 тыс. рублей;
в 2012 году - 10220 тыс. рублей;
в 2013 году - 4730 тыс. рублей;
в 2014 году - 13030 тыс. рублей;
в 2015-2020 годах - 115900 тыс. рублей.
Затраты республиканского бюджета Чувашской Республики составят 133270 тыс. рублей (86,6 процента), из них:
в 2011 году - 10000 тыс. рублей;
в 2012 году - 10220 тыс. рублей;
в 2013 году - 4680 тыс. рублей;
в 2014 году - 11470 тыс. рублей;
в 2015-2020 годах - 96900 тыс. рублей.
Затраты местных бюджетов (в случае утверждения их в установленном порядке) составят 20610 тыс. рублей (13,4 процента), из них:
в 2013 году - 50 тыс. рублей;
в 2014 году - 1560 тыс. рублей;
в 2015-2020 годах - 19000 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из результатов выполнения мероприятий Программы, реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов.
V. Механизм реализации Программы
Координатором реализации мероприятий Программы является Минэкономразвития Чувашии.
Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе их реализации в Минэкономразвития Чувашии ежегодно к 15 февраля до 2021 года.
Минэкономразвития Чувашии ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
Минэкономразвития Чувашии ежегодно к 15 апреля до 2021 года подготавливает и представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы за отчетный год в составе сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Чувашской Республики.
Минэкономразвития Чувашии готовит до 1 марта 2021 г. и представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, согласованный с Министерством финансов Чувашской Республики.
VI. Результаты реализации Программы
Последовательная реализация программных мероприятий позволит обеспечить:
решение приоритетных задач в социальной сфере за счет использования потенциала некоммерческих организаций в их выполнении;
развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике;
развитие благотворительной деятельности и добровольчества, играющих ключевую роль в развитии сектора некоммерческих организаций.
Социальный эффект от реализации мероприятий Программы будет выражаться в:
обеспечении наиболее полного и эффективного использования возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в решении задач социального развития Чувашской Республики за счет наращивания ресурсов некоммерческих организаций и обеспечения максимально эффективного их использования;
расширении взаимодействия государственных органов и общественных организаций, вовлечении наиболее активной части граждан в решение социальных задач.
К 2020 году предусматривается достижение следующих показателей:
прирост средней численности добровольцев, привлекаемых некоммерческими организациями, не менее чем в 2 раза;
увеличение количества зарегистрированных на территории Чувашской Республики благотворительных организаций не менее чем на 15 процентов;
увеличение количества зарегистрированных на территории Чувашской Республики специализированных некоммерческих организаций управления целевым капиталом некоммерческих организаций до 5 единиц;
охват 30 процентов от общей численности населения, проживающего на территории Чувашской Республики, мероприятиями социально ориентированных некоммерческих организаций;
рост числа республиканских целевых программ, стратегических направлений, в разработке и реализации которых принимают участие некоммерческие организации, до 25 процентов от общего числа реализуемых на территории Чувашской Республики;
увеличение количества публикаций и сюжетов в средствах массовой информации о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций до 48 в год;
повышение уровня профессионализма руководителей социально ориентированных некоммерческих организаций за счет проведения не менее 5 ежегодных семинаров.
Таблица 2
Целевые индикаторы и показатели ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы*
N п/п |
Индикаторы |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I. Показатели результатов проектов социально ориентированных некоммерческих организаций | |||||||
1.1. |
Количество приемных (замещающих) семей, принимающих на воспитание детей подросткового возраста, которым оказана поддержка, единиц |
110 |
113 |
120 |
130 |
140 |
150 |
1.2. |
Количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших социальную поддержку с участием некоммерческих организаций, единиц |
1107 |
1200 |
1293 |
1386 |
1479 |
1572 |
1.3. |
Количество выпускников детских домов, которым была оказана поддержка в их социальной адаптации, человек |
58 |
59 |
64 |
65 |
65 |
65 |
1.4. |
Количество детей, совершавших правонарушения, в отношении которых реализуются индивидуальные программы реабилитации, человек |
1035 |
1400 |
1430 |
1454 |
1466 |
1484 |
1.5. |
Количество инвалидов, которым была оказана поддержка в их трудоустройстве, человек |
1102 |
1110 |
1115 |
1120 |
1125 |
1130 |
1.6. |
Увеличение числа инвалидов, за которыми осуществляется постоянный уход, человек |
- |
- |
5 |
10 |
15 |
20 |
1.7. |
Увеличение числа одиноких пенсионеров, за которыми осуществляется постоянный уход, человек |
- |
- |
10 |
15 |
20 |
30 |
1.8. |
Количество пенсионеров, обученных компьютерной грамотности, человек |
164 |
250 |
300 |
350 |
400 |
450 |
1.9. |
Увеличение числа школьников и педагогов, занятых в реализации инновационных проектов в социальной сфере, человек |
20000 |
25000 |
30000 |
35000 |
40000 |
45000 |
1.10. |
Увеличение числа школьников и студентов, занимающихся научно-техническим творчеством, человек |
1239 |
1400 |
1650 |
2000 |
2300 |
2900 |
1.11. |
Увеличение доли детей и взрослых, регулярно занимающихся спортом, процентов |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
1,3 |
II. Показатели развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций | |||||||
2.1. |
Увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на территории Чувашской Республики, процентов |
ежегодный прирост не менее чем на 0,15 процента |
|||||
2.2. |
Увеличение количества зарегистрированных на территории Чувашской Республики благотворительных организаций, процентов |
ежегодный прирост не менее чем на 0,01 процента |
|||||
2.3. |
Увеличение численности работников (без внешних совместителей) некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), процентов |
ежегодный прирост не менее чем на 0,03 процента |
|||||
2.4. |
Доля объема работ (услуг), выполненных на территории Чувашской Республики некоммерческими организациями (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), в общем объеме валового регионального продукта, процентов |
ежегодный прирост не менее чем на 0,01 процента |
|||||
2.5. |
Увеличение числа граждан, участвующих в благотворительной деятельности, процентов |
ежегодный прирост не менее чем на 0,01 процента |
|||||
2.6. |
Средняя численность добровольцев (волонтеров), привлекаемых некоммерческими организациями (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, человек |
1592 |
3184 |
4776 |
6368 |
7960 |
9552 |
2.7. |
Число граждан, участвующих в добровольческой деятельности, человек |
35024 |
35024 |
35342 |
35661 |
36298 |
36934 |
2.8. |
Количество зарегистрированных на территории Чувашской Республики специализированных организаций управления целевым капиталом некоммерческих организаций, единиц |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
------------------------------
* В 2014 году индикаторы подлежат уточнению в зависимости от приоритетов социального развития Чувашской Республики на период до 2020 года.
Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.