Шемуршинское районное Собрание депутатов решило:
Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Шемуршинского района на 2014 год и период до 2016 года.
Глава Шемуршинского района |
М.Х. Хамдеев |
Пояснительная записка
к основным показателям прогноза социально-экономического развития Шемуршинского района на 2014 год и на период до 2016 года
Основные параметры макроэкономического прогноза определены, исходя из Стратегии социально-экономического развития Шемуршинского района до 2020 года, анализа социально-экономического развития Шемуршинского района в предшествующие годы, наметившихся тенденций в текущем году, приоритетных направлений стратегических ориентиров развития на перспективу, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.
Разработка прогноза осуществлялась в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.10.2013 г. N 21257-ОС/Д14и "О разработке прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", а также в соответствии с письмом Министерства экономического развития Чувашской Республики от 17.10.2013 г. N 12/06 - "О разработке прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", сценарных условий формирования вариантов прогноза социально-экономического развития в 2014 - 2016 годах, материалов структурных подразделений администрации района.
Материалы к уточненному прогнозу на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов формируются по основному варианту (1) в составе прилагаемой формы (2п) и пояснительной записки, раскрывающей факторы, заложенные в основу формирования основных тенденций социально-экономического развития Шемуршинского района на среднесрочную перспективу
Прогноз является ориентиром социально-экономического развития Шемуршинского района Чувашской Республики на прогнозируемый период для органов местного самоуправления Шемуршинского района, хозяйствующих субъектов экономики района и принятия конкретных решений в развитии экономики района.
Основными целями социально-экономического развития Шемуршинского района в среднесрочной перспективе являются:
поддержание устойчивого экономического роста;
стимулирование инвестиционной деятельности с целью модернизации производства и инфраструктуры;
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
развитие и модернизацию систем инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры района;
рост производства продукции, товаров и услуг за счет привлечения инвестиций в основной капитал;
повышение качества жизни населения;
повышение инновационной восприимчивости и модернизация всех сфер экономики.
Промышленность
Промышленность складывается в районе по видам деятельности: "обрабатывающее производство" и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды". В структуре оборота организаций промышленности на обрабатывающие производства - 35,2% и производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 64,8%.
За январь - сентябрь 2013 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности: "Обрабатывающее производство" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" составил 12229 тыс. рублей, что составляет 90,4% к аналогичному периоду 2012 года.
В 2016 году по прогнозу будет отгружено продукции, выполнено работ и оказано услуг собственными силами по виду деятельности: "Обрабатывающее производство" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" на сумму 24,45 - 24,98 млн. рублей, что в действующих ценах в 1,24 раза больше, чем в 2012 году.
Промышленность в районе представлена предприятиями, относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства, производящие промышленную продукцию, доля производства которой в общем объеме валового выпуска товаров, работ, услуг составляет 4%.
За 9 месяцев 2013 года предприятиями района произведено промышленной продукции на сумму 9530 тыс. рублей, темп роста составил 121,6%.
Прирост индекса промышленного производства в 2014 - 2016 гг. будет обеспечен за счет:
- увеличения объема производства цеха по сушке картофеля и овощей (ИП Гафаров И.Т.);
- модернизация и расширения производства хлебобулочной продукции (КФХ Хлюкин О.А.);
- создание проекта по модернизации предприятия ЗАО "Шемуршинсксельэнерго";
- модернизация лесоперерабатывающего комплекса на базе предприятий ООО "Форест" и Шемуршинского лесопункта (ИП Романов А.Н.).
Инвестиции
Инвестиционная политика Шемуршинского района направлена на создание благоприятных условий для расширения инвестиционной деятельности, отраслевую диверсификацию экономики, создание новых рабочих мест, формирование доходной части бюджета.
По итогам 2012 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по району составили 492,07 млн. рублей.
Распределение инвестиций по основным видам экономической деятельности:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 0,225 млн. руб. (0,04%);
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 329,54 млн. руб. (67%);
- строительство - 60,57 млн. руб. (12,31%);
- транспорт и связь - 9,518 млн. руб. (1,9%);
- государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование - 20,3 млн. руб. (4,13%);
- образование - 71,92 млн. руб. (14,62%).
В настоящее время в районе реализуются следующие инвестиционные проекты:
Информация по инвестиционным проектам, реализуемых на территории Шемуршинского района
Наименование проекта |
Руководитель проекта |
Стоимость проекта, млн. руб. |
Начало реализации проекта |
Кол-во создаваемых рабочих мест |
Реконструкция и модернизация цеха по переработке сельхозпродукции (производительностью готовой продукции 6 тонн/сутки) |
Гафаров И.Т. |
1,1 |
2011 |
30 |
Разведение коз для производства и реализации молока (100 гол.) |
Алилуллов И.Р. |
1,3 |
2011 |
2 |
Реконструкция овцетоварной фермы на 1000 гол. |
ООО "Исток", Старшов Ю.А. |
1,0 |
2012 |
1 |
Реконструкция и техническое перевооружение молочно-товарной фермы на 100 голов |
КФХ Хлюкин О.А. |
18 |
2013 |
2 |
Развитие мясного скотоводства |
КФХ Сатеев А.И. |
22 |
2013 |
3 |
Строительство торгового дома с. Шемурша, общей площадью 1176 кв.м. |
ИП Любимов В.А. |
5 |
2012 |
5 |
Строительство и реконструкция объектов потребительского рынка магазин "Сережка" ИП Иванова А.А., магазин "Орион", магазин "Радуга" ИП Старый М.А. |
ИП Иванова А.А., ИП Старый М.А., ИП Харитонов В.Н. |
1,18 |
2012 - 2013 |
1 |
Строительство отделения временного проживания граждан на 30 чел. в с. Шемурша |
|
39 |
2013 - 2014 |
2 |
Итого |
|
49,58 |
|
46 |
В 2014 - 2016 годах году планируется привлечь инвестиции на реализацию таких проектов как:
- завершение строительства отделения временного проживания граждан на 30 чел. в с. Шемурша (сметной стоимостью - 58,1 млн. руб.);
- строительство и приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (сметной стоимостью - 47,4 млн. руб.);
- проведение ремонта автомобильных дорог местного значения муниципального района и сельских поселений;
- водоснабжение населенных пунктов Шемуршинского района (сметной стоимостью - 105,4 млн. руб.);
- модернизация и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства (сметной стоимостью - 12,4 млн. руб.);
- строительство полигона ТБО (сметной стоимостью - 66,7 млн. руб.);
- реконструкция и техническое перевооружение ферм сельхозтоваропроизводителей;
- развитие экологического туризма на территории ФГУ "Национального парка "Чаваш Вармане".
Строительство
За январь - сентябрь 2013 г. объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" составил 10,591 млн. рублей, или 18,1% к аналогичному периоду 2012 года.
Объем ввода жилья за счет всех источников финансирования за 2012 год составил 15102 кв. метров, что составляет 96,7% по сравнению с 2011 годом.
Объем ввода жилья за счет всех источников финансирования за январь - сентябрь 2013 года составил 7956 кв. метров, что составляет 101,4% уровня 9 месяцев 2013 г.
Потребительский рынок
Высокая предпринимательская и инвестиционная активность за последние годы позволила сформировать динамичную конкурентную среду в сфере потребительского рынка Шемуршинского района.
Потребительский рынок района характеризуется постоянно расширяющимся ассортиментом товаров и услуг, совершенствованием организации торговых процессов, а также внедрением прогрессивных технологий и форм продаж. Товарная насыщенность его носит устойчивый характер и соответствует платежеспособному спросу населения с разным уровнем достатка на социально значимые продукты питания.
Оборот розничной торговли организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за январь - сентябрь 2013 г. составил 164,2 млн. рублей (98,8% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду с начала прошлого года).
В ближайшие годы данный показатель будет постепенно увеличиваться и составит в сопоставимых ценах в 2014 году по второму варианту развития 103%, в 2015 году - 103,5%, в 2016 году - 104% (по первому варианту соответственно 102%, 102,5%, 103%).
Повышению темпов роста объемов розничного товарооборота должно способствовать интенсивное восстановление потребительского спроса за счет положительной динамики реальных доходов населения, значительного повышения доходов пенсионеров и снижения инфляции. Рост потребления будет поддержан ростом заработной платы и восстановлением потребительского кредита.
Объем платных услуг, оказанных населению крупными и средними организациями, за январь - сентябрь 2013 года - 56,4 млн. рублей (107% к соответствующему периоду 2012 года.)
По прогнозным расчетам прирост объема платных услуг населению в 2014 году по второму варианту развития составит 106%, в 2015 году - 106,3%, в 2015 году - 106,5% (по первому варианту соответственно 104,5%, 105%, 105,4%).
По состоянию на 01 октября 2013 года на территории Шемуршинского района функционируют 118 объектов розничной торговли с торговой площадью 5210,17 тыс.кв.м, 24 объекта общественного питания общедоступной сети с числом посадочных мест 1058 ед., 35 объектов по оказанию бытовых услуг населению, 24 объекта придорожного сервиса.
На территории района осуществляет свою деятельность торговая сеть ЗАО "Тандер" магазин "Магнит", имеется отдел "Органика" в магазине "Кооператор".
Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов по состоянию на 01.01.2013 г. в районе составляла 370,0 кв.м. на 1000 человек при нормативе 256,0 кв.м. или 144,5% (продовольственными товарами - 200,0 кв.м. при нормативе 78,0 кв.м. - 256,4% и непродовольственными товарами - 170,0 кв.м. при нормативе 178,0 кв.м. - 95,5%).
В течение последних лет продолжалось качественное улучшение объектов розничной торговли и общественного питания. Велась работа по модернизации существующих предприятий, внедрению новейших технологий, расширению перечня предлагаемых услуг, повышению квалификации работников.
За январь - сентябрь 2013 г. было открыто 3 объекта потребительского рынка: магазин "Сережка" ИП Иванова А.А., магазин "Орион", была произведена реконструкция магазина "Радуга" ИП Старый М.А. В строительство и реконструкцию объектов потребительского рынка вложено 1,18 млн. рублей, создано 2 новых рабочих места.
Положительной динамике показателей развития сферы потребительского рынка будет способствовать так же реализация мероприятий муниципальной целевой программы "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Шемуршинском районе на 2011 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации Шемуршинского района от 08 апреля 2011 года N 118.
Уровень жизни населения
В 2013 - 2016 годах сохранится динамичный рост заработной платы.
Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь - декабрь 2012 года (без субъектов малого предпринимательства), составила 11592,4 рублей или 20,5% к уровню 2012 года.
За январь - август 2013 года средняя номинальная заработная плата составила 14075,8 рублей, что составляет 118,3% к аналогичному периоду 2012 года.
Рост производства в отраслях экономики, замедление темпов инфляции, рост заработной платы, индексация пенсионных выплат и денежных компенсаций по льготам будут способствовать формированию позитивных тенденций в динамике реальных доходов населения. По прогнозу в 2016 году денежные доходы сложатся в сумме 1408,39 млн. руб. и возрастут по отношению к 2012 году на 13,7%.
По оценке в 2013 году доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составит 20,32%, в 2016 году - 18% от общей численности населения.
Труд и занятость
Уровень зарегистрированной безработицы за 2012 год по отношению к численности экономически активного населения составил 0,51%.
По состоянию на 1 октября 2013 года уровень регистрируемой безработицы составил 0,52% (по республике - 0,71%), на учете в государственном учреждении службы занятости населения Шемуршинского района состоит 41 человек против 37 человек аналогичного периода прошлого года.
По прогнозным расчетам к 2016 году уровень безработицы составит 0,5%.
Демография
Демографическая ситуация в районе на протяжении ряда лет характеризуется уменьшением численности населения, в результате естественной убыли населения и продолжающегося процесса миграции населения в крупные города.
За 2012 год по данным Чувашстата в районе зарегистрировано 219 родившихся (в 2011 году - 226) и 227 умерших (в 2011 году - 238). Естественная убыль населения составила 8 человек (в 2011 году - 12).
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года число родившихся уменьшилось на 7 человек, число умерших уменьшилось на 11 человек.
Коэффициенты рождаемости и смертности на 1000 населения составляют соответственно 15,5 (по Чувашской Республике 14,0) и 16,1 (по Чувашской Республике - 13,3).
Коэффициент рождаемости снизился с 15,7 в 2011 году до 15,5 в 2012 году, коэффициент смертности снизился с 16,5 в 2011 году до 16,1 в 2012 году.
Миграционный отток населения в прошлом году составил 392 человека, что на 102 человека меньше по сравнению с уровнем 2011 года.
В 2012 году заключено браков - 119 (144), 46 (40) семей оформили развод. По сравнению с 2011 годом число браков уменьшилось на 25, число разводов увеличилось на 6. Число браков на 1000 населения составило - 8,4 (по Чувашской Республике - 7,4), число разводов на 1000 населения составило 3,3 (по Чувашской Республике - 3,6).
Консолидированный бюджет
В качестве исходных условий при разработке прогноза сводного районного финансового баланса на 2013 год и на период до 2016 года по объему доходов Шемуршинского района явилась отчетная база 2012 года, ожидаемая оценка по поступлению налоговых и других платежей в 2013 году, формирование показателей социально-экономического развития хозяйствующих субъектов с учетом изменений в налоговом и бюджетном законодательствах Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Шемуршинского района в 2012 году исполнен в целом по доходам в объеме 251157,1 тыс. рублей (100% к годовым плановым назначениям), что составляет 123,3% к уровню 2011 года.
Поступления собственных доходов (налоговых и неналоговых) составили 43530,3 тыс. рублей, или 114,6 к уровню 2011 года.
Доля собственных доходов консолидированного бюджета в общем объеме доходов за 2012 год составила 17,3% (в 2011 году - 18,6%).
В 2012 году увеличились поступления:
по налогу на доходы физических лиц на 24,8% и составили 27624,06 тыс. руб.;
по единому сельскохозяйственному налогу в 2,89 раз и составили 1041,67 тыс. руб.;
по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 4,5% и составили 493384,08 тыс. руб.;
по налогу на имущество с физических лиц в 25,6 раза и составили 803,65 тыс. руб.;
по земельному налогу на 1,5% и составили 2824,12 тыс. руб.
от платежей при пользовании природными ресурсами на 6% и составили 193,14 тыс. руб.;
от доходов от использования муниципального имущества на 29% и составили 2429 тыс. руб.
Уменьшились поступления:
от штрафов - на 75% и составили 385,01 тыс. руб.;
от государственной пошлины на 77,6% и составили 294,27 тыс. руб.
Объем безвозмездных поступлений составил 255417,3 тыс. рублей, с ростом к уровню прошлого года на 23,6% (206563,9 тыс. рублей).
Расходы консолидированного бюджета за 2012 год исполнены в сумме 262800,4 тыс. руб. (98,9% к годовым плановым назначениям).
В структуре расходов бюджетов наибольший удельный вес составили расходы на образование (63,6% или 167135,5 тыс. рублей), общегосударственные вопросы (8,6% или 22725,8 тыс. рублей), жилищно-коммунальное хозяйство (8,4% или 22056,5 тыс. рублей), национальную экономику (7,2% или 18956,8 тыс. рублей), социальную политику (6,4% или 16891,5 тыс. рублей), культуру (4,6% или 12032,3 тыс. рублей).
За январь - декабрь 2012 года консолидированный бюджет Шемуршинского района исполнен в целом с дефицитом 11643,3 тыс. руб.
Резервами для увеличения собственных доходов бюджета в 2014 - 2016 годы являются:
увеличение поступлений от продажи и аренды земельных участков, находящихся в собственности сельских поселений (невостребованных земельных долей, признанными в собственность сельских поселений);
активное выявление и постановка на учет объектов недвижимости как бесхозяйных с последующей их приватизацией;
ужесточение контроля за своевременной уплатой арендных платежей и выполнением договорных условий.
Перечень основных проблемных вопросов развития региона, сдерживающих его социально-экономическое развитие
- Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 117,9 км, или 51,5% в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.
- Низкая инвестиционная активность хозяйствующих субъектов.
- Демографическая ситуация в районе на протяжении ряда лет характеризуется уменьшением численности населения, в результате естественной убыли населения и продолжающегося процесса миграции населения в крупные города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Шемуршинского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 3 декабря 2013 г. N 25.2 "О прогнозе социально-экономического развития Шемуршинского района на 2014 год и период до 2016 года"
Текст решения официально опубликован не был