Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Алатыря Чувашской Республики от 22 ноября 2016 г. N 978 приложение изложено в новой редакции
Приложение N 6
к муниципальной программе "Развитие
жилищного строительства и сферы
жилищно-коммунального хозяйства
города Алатыря" на 2014 - 2020 годы
22 ноября 2016 г.
Паспорт подпрограммы
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности города Алатыря Чувашской Республики"
Наименование подпрограммы |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности города Алатыря Чувашской Республики" |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление градостроительства и городского хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики |
Соисполнители подпрограммы |
Финансовый отдел администрации города Алатыря, МУП "Алатырские городские электрические сети", ООО "Управление ЖКХ", подрядные организации. |
Цели подпрограммы |
Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости муниципального продукта |
Задачи подпрограммы |
Обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики города Алатыря, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения; развитие перспективных направлений энергетики, разработка и реализация системных проектов повышения энергетической эффективности; сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления; создание механизма аккумулирования и через нее финансирования энергосберегающих мероприятий; формирование у жителей города культуры энергосбережения; уменьшение негативного влияния топливно-энергетического комплекса на окружающую среду |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
Обеспечение значений достигаемых целевых индикаторов: снижение удельной величины потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах на 15% к 2015 году; снижение удельной величины потребления энергетических ресурсов в муниципальных бюджетных учреждениях на 15% к 2015 году; обеспечение к 2020 году за счет реализации мероприятий Программы ежегодной экономии электроэнергии 10568,7 тыс. кВт-ч; теплоэнергии 20988,2 Гкал; воды 771,9 тыс. |
Сроки реализации подпрограммы |
2014 - 2020 годы |
Объемы финансирования подпрограммы с разбивкой по годам ее реализации |
Подпрограмма реализуется за счет средств бюджета города Алатыря и внебюджетных источников. Прогнозируемый объем финансирования мероприятий подпрограммы по да Алатыря составляет: 27 247,6 тыс. руб. из них по годам в 2014 году - 0,0 тыс. руб.; в 2015 году - 0,0 тыс. руб.; в 2016 году - 0,0 тыс. руб.; в 2017 год - 8 866,6 тыс. рублей; в 2018 год - 7 527,0 тыс. рублей; в 2019 год - 5 427,0 тыс. рублей; в 2020 год - 5 427,0 тыс. рублей. Местного бюджета составляет 24 058,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 5 677,0 тыс. рублей; 2018 год - 7 527,0 тыс. рублей; 2019 год - 5 427,0 тыс. рублей; 2020 год - 5 427,0 тыс. рублей. Внебюджетные источники составляют 3 189,6 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 3 189,6 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей. Объем финансирования мероприятий Подпрограммы подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов всех уровней |
Ожидаемый результат реализации подпрограммы |
Обеспечение достижения за счет реализации всех мероприятий Программы: экономия энергетических ресурсов всеми потребителями; экономии природных ресурсов и снижения уровня загрязнения окружающей среды в результате уменьшения объемов переработки первичных энергетических ресурсов; повышения качества жизни и улучшения здоровья населения |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
В настоящее время экономика города Алатыря, как и вся экономика Чувашской Республики, характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации. Показатели энергетической эффективности в Чувашской Республике уступают среднероссийским показателям в 1,15 раза и более чем в 2 раза промышленно развитым странам с сопоставимыми климатическими условиями.
Снижение энергоемкости производства, топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов является важнейшим стратегическим направлением, без реализации которого не может быть обеспечен прогнозируемый рост экономики города Алатыря, что актуально для ресурсозависимого региона - Чувашской Республики.
Решение вопросов напряженного состояния бюджета г. Алатыря, дефицита и постоянного роста цен на энергоресурсы, невозможно без проведения мероприятий по энергосбережению, которые рассматриваются как новый энергетический источник и потенциал для решения существующих проблем города.
Необходимо отметить, что около 60% энергосберегающего потенциала находится в повышении эффективности энергоснабжения в ЖКХ, бюджетной сфере. Вместе с тем, данные отрасли характеризуются высокой изношенностью и низким уровнем модернизации объектов жилищно-коммунальной и бюджетной сферы, что наряду с неполной оплатой жилищно-коммунальных услуг потребителями и сложным финансово-экономическим положением муниципальных предприятий ЖКХ приводит к росту расходов на обеспечение объектов ЖКХ и бюджетной сферы энергетическими ресурсами.
Социальные объекты города отапливаются от 16 котельных, принадлежащих разным собственникам. В связи с большой удаленностью ведомственных котельных от муниципальных потребителей и высокой стоимостью тепловой энергии, город вынужден отказаться от услуг ведомственных котельных.
Имеет место несоответствие присоединенной тепловой нагрузки фактической установленной мощности теплогенерирующего оборудования котельных, что приводит к несоответствию температурных режимов тепловых сетей и зданий нормативным режимам (снижение параметров микроклимата у конечных потребителей, перегрев зданий на начальных участках тепловой сети).
Эксплуатация неэффективного оборудования (котловое, насосное, теплообменное) сопровождается перерасходом электроэнергии, топлива, необходимостью проведения частых ремонтных работ. Несоответствие диаметров существующих трубопроводов тепловых сетей существующему гидравлическому режиму, а также несоответствие установленного насосного оборудования на источниках тепла требуемым параметрам подключенных тепловых сетей является одним из факторов, влияющих на перерасход энергоресурсов.
Отсутствие средств телемеханики и автоматического регулирования технологических процессов работы теплогенерирующего, насосного оборудования приводит к перерасходу энергоресурсов и необходимости содержания большой численности обслуживающего персонала.
Из-за отсутствия приборного учета энергоресурсов на источниках тепла невозможно получение фактических данных о параметрах их работы, а значит и своевременная организация мер по повышению эффективности функционирования, своевременное определение причин потерь топливно-энергетических ресурсов при транспортировке и их устранение.
Высокий уровень износа тепловых сетей и их неудовлетворительное техническое состояние приводит к сверхнормативным тепловым потерям в системах централизованного теплоснабжения и частым возникновением аварийных ситуаций.
Основным источником электроснабжения г. Алатыря является п/ст. 110/35/6 кВ "Алатырь" с двумя трансформаторами по 40 МВА, входящая в систему филиала ОАО "МРСК Волги" - "Чувашэнерго". Протяженность муниципальных электрических сетей составляет 553,15 км.
Муниципальные электрические сети характеризуются высоким уровнем морального и физического износа основного оборудования, что наряду с несовершенством приборного учета отпускаемой электрической энергии, особенно в частном секторе, приводит к сверхнормативным потерям в системе электроснабжения, а также негативным образом сказывается на надежности и качестве электроснабжения потребителей.
Источником водоснабжения городского хозяйственно-питьевого водопровода являются поверхностные воды реки Суры. Протяженность водопроводной сети - 75,5 км, из них водоводов 9,6 км. Степень физического и морального износа - 80%. 32 км водопроводных сетей нуждается в замене.
В связи с отсутствием компенсации влияния суточной неравномерности водопотребления, насосные агрегаты, подобранные исходя из расчётных характеристик (как правило, с запасом по производительности), функционируют с постоянной частотой вращения, без учета изменяющихся расходов, вызванных переменным водопотреблением. Так, к примеру, происходит в ночное время суток, когда потребление воды резко падает. Указанные факторы приводят к повышенному расходу электроэнергии на подъем и транспортировку воды.
Положение дел в отрасли коммунальной инфраструктуры остается сложным. Планово-предупредительный ремонт инженерных сетей и оборудования практически уступил место аварийно-восстановительным работам, что ведет к снижению уровня надежности и качества предоставляемых услуг, росту затрат.
Для реализации Программы важно создание побудительных мотивов проведения энергоэффективных мероприятий у различных участников процесса производства, передачи и потребления энергоресурсов, а также механизма аккумулирования и финансирования энергосберегающих мероприятий.
Данная программа призвана решить существующие проблемы, вовлечь энергосберегающий потенциал города Алатыря в работу и имеет не только экономическое значение, но и ярко выраженное социальное и экологическое значение.
Одним из основных социальных последствий реализации программы выступает смягчение негативного восприятия перехода к 100% системе оплаты счетов за потребленные энергоресурсы.
Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение целевых программ субъектов хозяйственной деятельности в рамках муниципальной целевой программы энергосбережения.
Подпрограмма направлена на повышение эффективности энергетических обследований, учета и контроля за потреблением энергоресурсов, совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере, разработку системы мониторинга внедряемых мероприятий по энергосбережению, стимулирование мер по снижению энергоемкости, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации проектов в области энергосбережения.
В связи с этим подпрограмма предусматривает осуществление комплекса организационных мер по пропаганде и популяризации вопросов энергосбережения, на освещение этой темы в средствах массовой информации, по повышению культуры энергопотребления среди населения, формированию и проведению энергосберегающей политики в городе Алатыре.
Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов приводят к неизбежной постановке вопроса о переходе к нетрадиционным, альтернативным источникам энергии. Неуклонный рост цен на энергоносители, растущие выбросы углекислого газа, окислов азота и серы оказывают негативное воздействие на климат и экологию. Для города Алатыря решение этих вопросов возможно только путем инновационного развития, внедрения новых высокоэкономичных технологий и повышения эффективности уже имеющихся технологий.
Рациональное использование и экономное расходование органического топлива, повышение эффективности конечного потребления энергии во всех секторах экономики, развитие возобновляемых источников энергии призваны обеспечить потребности в энергии, покрыть растущий дефицит энергоресурсов и являются действенным средством повышения устойчивости развития экономики и сохранения окружающей среды.
Не все газовые котельные организаций, в том числе социально значимых объектов, имеют сегодня резервные топливные хозяйства. Это создает угрозу безопасности теплоснабжения и в условиях ограниченности бюджетных средств вынуждает искать альтернативные, более дешевые в части проектирования, монтажа и эксплуатации установки резервного топливного хозяйства.
Подпрограмма ориентирована на решение экономических задач и имеет социальную направленность. Все бюджетные средства и целевые средства энергосбережения в основном направляются на решение проблем, существующих на объектах жилищно-коммунального комплекса и в организациях бюджетной сферы. Это позволит минимизировать затраты бюджета на эксплуатацию этих объектов, сократить потребность в энергоносителях в данном секторе экономики.
Основные сложности, которые могут возникнуть в ходе реализации подпрограммы, определяются следующими факторами:
- неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью институтов рынка энергосбережения;
- недостаточностью средств муниципального бюджета, организаций коммунального комплекса, управляющих компаний в ЖКХ для финансирования мероприятий подпрограммы;
- незавершенностью процесса реформирования энергетики;
- зависимостью регионального рынка энергоносителей от состояния и конъюнктуры российского и мирового энергетического рынка;
- отсутствием у потребителей заинтересованности в энергосбережении.
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов в экономике является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Чувашской Республики в целом и города Алатыря в частности.
Для реализации подпрограммы необходимо организовать работу по координации и управлению энергетической эффективностью, побудить интерес к проведению энергоэффективных мероприятий у всех участников процесса производства, передачи и потребления энергоресурсов.
2. Цель и задачи, ожидаемый эффект от реализации мероприятий и сроки реализации подпрограммы
Основные цели Программы - обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости муниципального продукта (МП), внедрение механизмов стимулирования энергосбережения и реализации энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения, развитие перспективных направлений энергетики, разработка и реализация системных проектов повышения энергетической эффективности.
Для достижения целей подпрограммы предполагается решение ряда задач:
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде и бюджетном секторе, в том числе путем применения энергоэффективного оборудования и замены электрических ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства;
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
- повышение эффективности энергопроизводства путем реконструкции и технического перевооружения топливно-энергетического комплекса;
- снижение потребления тепловой энергии в течение семи лет не менее чем на 21% от фактического потребленного объема в 2013 году на 3% ежегодно.
- сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
- увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы или возобновляемые источники энергии;
- увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, мероприятия по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;
- сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
- увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- создание благоприятного инвестиционного климата;
- создание механизма аккумулирования и через нее финансирования энергосберегающих мероприятий;
- формирование у жителей города культуры энергосбережения;
- уменьшение негативного влияния топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.
Реализация программы осуществляется в 2014 - 2020 годы.
3. Мероприятия, предусмотренные программой
Программные мероприятия, сформированные в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 61, представляют собой систему мер, которые сгруппированы по сферам реализации, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы с целью достижения намеченных результатов.
Реализация комплекса мероприятий с целью повышения энергоэффективности предусматривает действия по следующим основным направлениям:
1. Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
2. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда.
3. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры.
4. Мероприятия по энергосбережению в муниципальных организациях и повышению энергетической эффективности этих организаций.
5. Мероприятия по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии.
6. Мероприятия по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.
Мероприятия подпрограммы представлены в Приложении N 1.
4. Основные меры правового регулирования подпрограммы
Основой правового регулирования подпрограммы станет нормативно-правовая база состоящая из документов: Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпрограмма должна осуществляться во взаимодействии с другими программами и мероприятиями, в рамках которых осуществляются институциональные, инфраструктурные, социально-экономические и правовые преобразования, а также в увязке с конкретными проектами по развитию города Алатыря. Программные мероприятия, сформированные в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 61, представляют собой систему мер, которые сгруппированы по сферам реализации, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников подпрограммы с целью достижения намеченных результатов.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Основными источниками финансирования подпрограммы являются средства местного бюджета, средства предприятий и организаций, привлеченные средства и средства получаемые в результате внедрения энергосберегающих мероприятий и сформированные путем вовлечения экономии от реализации энергосберегающих мероприятий в финансирование новых энергоэффективных проектов.
Общий объем финансирования мероприятий программы в 2014 - 2020 годах составляет 27 247,6 тыс. руб. в том числе:
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
2017 год - 8 866,6 тыс. рублей;
2018 год - 7 527,0 тыс. рублей;
2019 год - 5 427,0 тыс. рублей;
2020 год - 5 427,0 тыс. рублей;
местного бюджета составляет 24 058,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
2017 год - 5 677,0 тыс. рублей;
2018 год - 7 527,0 тыс. рублей;
2019 год - 5 427,0 тыс. рублей;
2020 год - 5 427,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники составляют 3 189,6 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
2017 год - 3 189,6 тыс. рублей;
2018 год - 0,0 тыс. рублей;
2019 год - 0,0 тыс. рублей;
2020 год - 0,0 тыс. рублей.
Вопросы финансирования мероприятий подпрограммы в последующем финансовом году решаются при обязательном рассмотрении мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий подпрограммы в отчетном периоде.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению, с учетом реальных возможностей муниципального бюджета города Алатыря.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.