Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Экономика города Алатыря в 2010 - 2012 годах прошла стадию посткризисного восстановления и вступила в очередной этап своего развития.
Промышленное производство в 2013 году по сравнению с прошлым годом увеличилось на 18,1%. Отмечается более динамичный, чем в предыдущие периоды темп роста оборота предприятий обрабатывающих отраслей - 121,6% к предыдущему году. Предприятиями обрабатывающих отраслей промышленности и энергетики за 2013 год отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на сумму 4 млрд. 780 млн. рублей, что составляет к отчету 2012 года свыше 117,5%.
В разрезе обрабатывающих производств наибольший темп роста отгрузки продукции получен в производстве готовых металлических изделий - в 2,6 раза, в целлюлозно-бумажном производстве - 127,2%, в производстве электрооборудования - 119,6%, в производстве транспортных средств и оборудования - 111,3%.
Предприятия обеспечивают реализацию новых инвестиционных проектов, проводят модернизацию действующих производств, ключевыми задачами которой является сохранение и создание новых рабочих мест.
Промышленные предприятия города на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей вложили более 115,3 млн. рублей инвестиций.
Одним из положительных моментов развития любого муниципального образования является привлечение на его территорию как можно большего количества инвестиций, благодаря которым имеется возможность улучшить благосостояние проживающего в нем населения.
Всего на развитие экономики и социальной сферы города за 2013 год использовано инвестиций за счет всех источников финансирования (с учетом собственных средств и кредитных ресурсов субъектов малого предпринимательства) свыше 838 млн. рублей.
Адресная инвестиционная программа развития города по состоянию на 1 января 2014 профинансирована на сумму 376,3 млн. руб., в т.ч. из федерального бюджета - 120,5 млн. рублей, из республиканского - 231,0 млн. рублей, из местного - 24,8 млн. рублей.
Основные объемы адресной инвестиционной программы приходятся на реализацию инвестиционных проектов Комплексного инвестиционного плана модернизации города. Завершена реализация проекта по строительству и реконструкции сетей канализации и очистных сооружений мощностью 17 тыс. куб. м. в сутки. В настоящее время ведутся пуско-наладочные работы и по регулировке оборудования. Объект для города имеет стратегическое значение с точки зрения дальнейшего социально-экономического развития города и экологической безопасности. Мощность старых очистных сооружений исчерпана и не соответствует экологическим требованиям.
Полностью выполнены запланированные на 2013 год объемы строительства и реконструкции автомобильных дорог в городе. Общий объем капитального строительства дорог выполнен в сумме 67 млн. 55 тыс. рублей.
Потребительский рынок по-прежнему остаётся одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов отечественной экономики.
По итогам 2013 года прирост оборота розничной торговли организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по сравнению с 2012 годом в сопоставимых ценах составил 117,3%. Динамичнее, чем 2012 году, развивался рынок платных услуг населения. В 2013 году населению города было оказано платных услуг на 446,8 млн. руб., или 160,6% в действующих ценах к отчету 2012 года.
Положительная динамика в экономике города повлияла на такие важные показатели социальной сферы, как среднее значение заработной платы и регулярность ее выплаты.
Уровень жизни населения города характеризуется следующими показателями:
- среднемесячная заработная плата на 01.12.2013 - 16872 рубля (по республике - 20538,6 руб.);
- средний размер трудовой пенсии (на 1 января 2014 г.) - 9633 рублей, в т.ч. трудовых пенсий по старости - 9927 рублей;
- размер прожиточного минимума в IV квартале 2013 г. - 6049 рублей.
По предприятиям обрабатывающих производств города размер средней заработной платы по-прежнему остается ниже среднегородского уровня, по данным статистики за 11 месяцев 2013 года размер её составил 16317,6 рубля, что превышает соответствующий период 2012 года на 17,5%.
Наиболее высокая среднемесячная заработная плата в сфере материального производства с начала текущего года сложилась у работников, занятых производством транспортных средств и оборудования 18622,5 рубля (темп роста 108,8%).
Среднемесячная заработная плата работников в целом сферы образования города и здравоохранения увеличилась за отчетный год до 14957 рублей и 13490,5 рубля, что составляет соответственно к уровню 2012 года 130,8% и 120,5%.
На 01.01.2014 года просроченной задолженности по заработной плате работающих по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, не имелось.
По данным ГУ "Центр занятости населения города Алатыря" численность безработных граждан к 1 января 2014 года увеличилась и составила 134 человека (на 01.01.2013 года - 86 человек). Количество безработных, поставленных на учет по сокращению кадров на 1 января 2014 г., увеличилось до 214 человек (на 1 января 2013 г. числилось 178 человек).
Всего за 2013 год предприятия и организации города создали 240 постоянных рабочих мест.
Предпринимательский климат
Большое значение придается развитию малого и среднего предпринимательства, которое способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, поступлению налогов в бюджет города. Малый бизнес позволяет решать такие социальные задачи, как снижение уровня безработицы и социальной напряженности, формирование среднего класса и повышение качества жизни горожан. В деятельность малых и средних предприятий вовлечены практически все социальные группы населения Алатыря.
В целях создания благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Алатыря созданы и действуют следующие институты:
Координационный совет по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства;
Ассоциация предприятий и предпринимателей города Алатыря;
Автономная некоммерческая организация "Агентство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике".
Бизнес-сообщество города на 01 января 2014 года насчитывает 1093 индивидуальных предпринимателей и 150 действующих малых предприятий - юридических лиц.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество субъектов малого и среднего бизнеса уменьшилось на 17,6%, в том числе количество малых предприятий - на 1,3%, количество индивидуальных предпринимателей - на 17% .
В структуре малых предприятий основную долю занимают предприятия торговли и общественного питания - 45% предприятий, а также услуги - 19,7% предприятий, далее следует промышленность и транспорт - 15,1%, в строительстве - 8,2%, в других видах деятельности - 12% предприятий.
В малом бизнесе города задействовано более 4060 человек, что на 1,6% больше, чем в 2012 году. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составляет 2967 человек.
Доля численности работающих в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике города увеличилась до 28,8% (за 2012 г. - 28,0%).
Среднемесячная начисленная заработная плата по малым предприятиям города достигла 10500 рублей или 110,1% к уровню прошлого года.
За 2013 год малым бизнесом (включая микропредприятия) выполнено работ и оказано услуг на сумму свыше 834 млн. рублей, что составило 120% к уровню 2012 года.
За 2013 год сумма оказанной государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства составила 43,5 млн. рублей, 120 предпринимателей воспользовались следующими видами государственной поддержки:
предоставление займов на льготных условиях - выдано 115 займов на сумму 38,8 млн. рублей;
предоставление субсидий и грантов на реализацию бизнес-проектов в сфере малого предпринимательства в сумме 4 млн. 680 тыс. рублей.
Основной задачей предпринимательства в городе является обеспечение занятости и самозанятости населения. В 2013 году оказана финансовая помощь на открытие собственного бизнеса 8 безработным гражданам на сумму 470,4 тыс. рублей.
Обеспечено поступление в бюджет города налога на совокупный доход от предпринимательской деятельности в сумме 37,4 млн. рублей.
Субъекты малого и среднего предпринимательства привлекаются к размещению муниципального заказа. Объем муниципальных заказов, размещенных у субъектов малого и среднего предпринимательства, за 2013 год составил 14,0% от общего объема размещенных заказов.
Сектор малого и среднего предпринимательства должен занять одно из основных мест в социально-экономическом развитии города, создавая реальные возможности населению для самореализации и занятия индивидуальным бизнесом, решая различные социальные и экономические задачи города.
Качество муниципального управления
Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг по-прежнему является основной целью реформирования системы государственного управления. В рамках проводимой на территории Российской Федерации административной реформы как перед федеральными органами власти, так и перед региональной и муниципальной властью поставлен целый комплекс задач, решение которых должно способствовать повышению качества взаимодействия населения с государством.
К настоящему моменту в администрации города Алатыря Чувашской Республики уже реализованы базовые мероприятия в рамках общего для Российской Федерации направления модернизации системы предоставления муниципальных услуг в том числе:
сформирован реестр муниципальных услуг, предоставляемых в администрации города Алатыря Чувашской Республики, ее отраслевыми (функциональными) органами и подведомственными учреждениями;
утверждены нормативные правовые акты по вопросам разработки и утверждения административных регламентов;
разработаны административные регламенты по большинству муниципальных услуг, оказываемых в администрации города Алатыря Чувашской Республики, и её отраслевыми (функциональными) органами и подведомственными учреждениями.
Ключевой мерой, направленной на повышение качества и доступности услуг, оказываемых администрацией города Алатыря Чувашской Республики, и ее отраслевыми (функциональными) органами и подведомственными учреждениями, стало размещение на территории города Алатыря Чувашской Республики многофункционального центра предоставления муниципальных и государственных услуг.
МФЦ должен стать ключевой формой предоставления любых публичных услуг на территории города Алатыря Чувашской Республики и местом приема заявителей и предоставления им конечного результата государственной или муниципальной услуги.
В основу работы МФЦ положен принцип "одного окна", который предполагает единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и организациям при оказании им услуг. Основным препятствием для перехода к оказанию всех услуг по принципу "одного окна" является отсутствие механизма межведомственного взаимодействия, создание которого требует решения вопросов как нормативного, так организационного и технологического характера. Это касается предоставления услуг не только на базе МФЦ, но и непосредственно органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Задача повышения качества и доступности муниципальных услуг не может носить единовременный характер. В связи с этим потребуется внедрить систему, которая позволит на постоянной основе проводить оценку уровня удовлетворенности получателей услуг, уровня качества предоставления услуг, выявлять сложившиеся недостатки предоставления услуг и принимать меры, направленные на повышение качества предоставления услуг.
На Портале государственных услуг Чувашской Республики создан сайт МФЦ г. Алатыря для размещения информации о предоставляемых в городе Алатыре Чувашской Республики государственных и муниципальных услугах (http://gosuslugi.cap.ru/). Осуществляется перевод предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронную форму.
Избыточное администрирование, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов власти - эти и многие другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность, что в конечном итоге затрудняет экономическое развитие.
Для преодоления существующих проблем необходима реализация мероприятий, направленных на оптимизацию предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных контрольных и надзорных функций; создание и развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; продолжение регламентации государственных и муниципальных услуг, а также осуществление контрольно-надзорных и разрешительных функций; формирование муниципального реестров государственных и муниципальных услуг (функций).
В первоочередном порядке должны быть оптимизированы государственные и муниципальные услуги, являющиеся наиболее проблемными и сложными, с наиболее закрытыми процедурами и максимальными объемами неформальных платежей.
В настоящее время процесс оптимизации услуг носит исключительно внутриведомственный характер, то есть каждый орган оптимизирует свои функции без построения общего процесса с точки зрения предоставления муниципальной услуги, которая будет являться конечным (а не промежуточным) необходимым заявителю результатом деятельности всей системы органов власти.
В целом комплексная оптимизация государственных и муниципальных услуг должна быть направлена на:
сокращение количества обращений (процедур), необходимых для получения конечного результата услуги (в том числе путем организации межведомственного взаимодействия);
сокращение сроков предоставления услуги;
определение нормативов материальных затрат заявителей;
улучшение качества правовой регламентации порядка предоставления услуг.
В сфере контрольно-надзорной деятельности следует отметить, что реализованные на первых этапах административной реформы мероприятия также до настоящего времени носили локальный, внутриотраслевой характер и в основном ограничивались разработкой и утверждением административных регламентов исполнения контрольно-надзорных функций.
В целях обеспечения контроля эффективности реализации мероприятий по оптимизации государственных и муниципальных услуг и совершенствования контрольно-надзорной деятельности необходимо внедрение развернутой системы мониторинга, которая позволила бы оценить такие параметры, как:
удовлетворенность получателей государственных и муниципальных услуг их качеством и доступностью (как в случае предоставления их на базе МФЦ, так и непосредственно в органах государственной власти и местного самоуправления);
соблюдение установленных законодательством, в том числе административными регламентами, сроков, порядка и условий предоставления государственных и муниципальных услуг;
удовлетворенность представителей бизнеса условиями ведения предпринимательства, что является важнейшим показателем эффективности мероприятий по снижению административных барьеров.
Внедрение такой системы мониторинга позволит, с одной стороны, своевременно выявлять реальные проблемы и "узкие места" в системе предоставления государственных и муниципальных услуг (исполнения государственных и муниципальных функций), оценивать эффективность реализуемых мероприятий и при необходимости актуализировать и корректировать их направленность. С другой стороны, выявлять и масштабировать лучшие практики предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, как показывает опыт, успешное выполнение широким кругом органов государственной власти и местного самоуправления большого спектра мероприятий, направленных на достижение единой цели, невозможно без координирующего органа, а также программного документа, который позволил бы унифицировать подходы к реализации однонаправленных мероприятий. Таким инструментом и призвана стать настоящая Программа.
Основные проблемы в сфере реализации Программы
Несмотря на отмеченные успехи в сфере реализации экономической политики, в настоящее время темпы модернизационных и инновационных преобразований не достигают необходимого уровня. Об этом свидетельствуют:
невысокие показатели выпуска и экспорта инновационной продукции;
крайне низкая доля частных затрат на исследования и разработки;
невысокий удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции;
незначительные величины затрат на модернизацию и технологические инновации в промышленности, явно несоизмеримые с реальными потребностями экономики в расширении спектра принципиально новой конкурентоспособной продукции.
Одной из главных причин подобной ситуации является низкий уровень инвестиций в инновации, которые позволили бы обеспечивать непрерывное обновление технической и технологической базы производства, снижать себестоимость, осваивать и выпускать новую конкурентоспособную продукцию.
Не отвечает задачам модернизации и сложившаяся отраслевая структура малого и среднего бизнеса, которая качественно отстает от уровня развития малого и среднего бизнеса в других регионах, где количественный показатель и вклад производственных компаний значительно выше и доминирует неторговый сектор экономики.
Созданные элементы государственной поддержки не запустили в должной степени модернизационные процессы и пока не привели к необходимым структурным изменениям.
Нерешенными остаются и ряд других серьезных проблем, сохранение которых может свести к нулю результативность деятельности. В первую очередь это:
высокие риски ведения предпринимательской деятельности;
наличие коррупции и излишних административных барьеров, прежде всего для развития малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного;
незаинтересованность кредитных организаций в финансировании рискового инновационного бизнеса;
недостаточное развитие механизмов государственно-частного партнерства, ограниченная эффективность государственных инвестиций;
недостаточный кадровый, в том числе управленческий потенциал для развития инновационных секторов экономики и модернизации традиционных отраслей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.