Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к муниципальной программе
города Алатыря Чувашской
Республики "Экономическое развитие
и инновационная экономика
на 2014 - 2020 годы"
Подпрограмма
"Формирование благоприятной инвестиционной среды и повышение конкурентоспособности в городе Алатыре Чувашской Республики" муниципальной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 - 2020 годы"
Паспорт
подпрограммы "Формирование благоприятной инвестиционной среды и повышение конкурентоспособности в городе Алатыре Чувашской Республики" муниципальной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
отдел экономики администрации города Алатыря Чувашской Республики |
Соисполнители подпрограммы |
- |
финансовый отдел, отдел жилищно-коммунального хозяйства, отдел образования и молодежной политики, отдел градостроительства и природопользования, отдел имущественных и земельных отношений, отдел информатизации, связей с общественностью и печатно-издательской деятельности, АУ "МФЦ" города Алатыря (по согласованию), АНО "Агентство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике" (по согласованию), предприятия, индивидуальные предприниматели (по согласованию) |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цели подпрограммы |
- |
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города Алатыря; создание благоприятной конкурентной среды |
Задачи подпрограммы |
- |
разработка и реализация мер по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности; привлечение долгосрочных прямых инвестиций; развитие механизмов государственно-частного партнерства; повышение качества налогового законодательства и налогового администрирования; повышение качества оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и их проектов; создание условий для стимулирования предпринимательской деятельности на рынках товаров и услуг |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
объем инвестиций за счёт всех источников финансирования, млн. рублей; объем отгруженных товаров собственного производства, млн. рублей; количество вновь созданных рабочих мест, единиц; количество новых предприятий на 1000 чел., единиц; доля контрактов (в стоимостном выражении), заключенных с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), %; среднее количество участников, допущенных к конкурентным процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), единиц |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
Общий объем финансирования подпрограммы в 2014 - 2020 годах составит 1 573 000,00 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 199100,0 тыс. рублей; в 2015 году - 192800,0 тыс. рублей; в 2016 году - 204600,0 тыс. рублей; в 2017 году - 219750,0 тыс. рублей; в 2018 году - 235350,0 тыс. рублей; в 2019 году - 251900,0 тыс. рублей; в 2020 году - 269500,0 тыс. рублей; из них средства: республиканского бюджета Чувашской Республики - 28800,0 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 12800,00 тыс. рублей; в 2015 году - 1500,00 тыс. рублей; в 2016 году - 500,00 тыс. рублей; в 2017 году - 2000,00 тыс. рублей; в 2018 году - 3000,00 тыс. рублей; в 2019 году - 4000,00 тыс. рублей; в 2020 году - 5000,00 тыс. рублей; внебюджетных источников - 1544200,0 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 186300,0 тыс. рублей; в 2015 году - 191300,0 тыс. рублей; в 2016 году - 204100,0 тыс. рублей; в 2017 году - 217750,0 тыс. рублей; в 2018 году - 232350,0 тыс. рублей; в 2019 году - 247900,0 тыс. рублей; в 2020 году - 264500,0 тыс. рублей. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
2014 - 2020 годы |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
в количественном выражении: рост инвестиций за счёт всех источников финансирования более чем в 2,6 раза (по сравнению с 2010 годом); рост количества новых предприятий на 1000 чел. до 3,0 в 2020 году; увеличение количества вновь созданных рабочих мест, до 1000 в 2020 году; в качественном выражении: улучшен инвестиционный имидж и условия ведения бизнеса в городе Алатыре; привлечены дополнительные финансовые ресурсы для инвестиций в основные фонды; осуществлена единая согласованная экономическая политика повышения объема привлеченного внебюджетного финансирования в развитие публичной инфраструктуры путем распространения практик реализации проектов государственно-частного партнерства; обеспечен всем заинтересованным лицам равный открытый доступ в сети Интернет к информации о проведении торгов по объектам, находящимся в муниципальной собственности, и ограниченным ресурсам; осуществлена защита потребителей и участников рынков от необоснованных административных барьеров, недобросовестной конкуренции, ненадлежащей рекламы, действий органов местного самоуправления, приводящих к ограничению конкуренции; осуществлена защита потребителей и участников рынков от действий естественных монополий, ограничивающих доступ к услугам естественных монополий и препятствующих развитию конкуренции и создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности субъектов естественных монополий |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Основные параметры прогноза социально-экономического развития г. Алатырь определены исходя из анализа социально-экономического развития города за предшествующие годы, а также оценки влияния внешних условий развития экономики, определяемые ситуацией, складывающейся на российском и мировом рынках и наметившихся тенденций в текущем году.
Базой для разработки прогноза социально-экономического развития на 2014 год и параметров прогноза до 2016 года послужили основные показатели развития города за два предшествующих года (2011 - 2012 годы), ожидаемая оценка показателей 2013 года, а также сценарные условия функционирования экономики Чувашской Республики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Основные параметры прогноза разработаны в двух вариантах.
Первый вариант - предполагает сохранение положительной динамики развития экономики, но вместе с тем характеризуется относительно невысоким инвестиционным спросом, недостаточным ростом потребительского спроса, исходит из умеренного сценария развития экономики.
Второй вариант - отражает более быстрое развитие экономики на основе улучшения инвестиционного климата, реализации значимых инфраструктурных проектов, модернизации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса.
Второй вариант рассматривается как основной.
Прогноз является ориентиром социально-экономического развития на прогнозируемый период для органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов экономики и принятия конкретных решений в области социально-экономической политики.
Функционирование экономики в среднесрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.
В прогнозируемом периоде внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста.
Основными целями социально-экономического развития Чувашской Республики в среднесрочной перспективе являются:
поддержание макроэкономической стабильности и переход к устойчивому росту инвестиционного и потребительского спроса;
повышение качества жизни населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг, уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума;
формирование модели экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным потенциалом, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальную ответственность бизнеса и повышение качества жизни населения.
В настоящее время в городе реализуются:
Комплексная инвестиционная программа модернизации города Алатыря до 2020 года;
Республиканская целевая программа поддержки и модернизации моногорода Алатыря на 2011 - 2015 годы.
Данные документы являются ключевыми в системе планирования, взаимоувязаны между собой, направлены на изменение стандартов жизни и повышение уровня благосостояния населения города Алатыря.
Общая оценка социально-экономической ситуации в городе за отчетный период
Итоги 10 месяцев 2013 года свидетельствуют о положительной динамике практически всех ключевых показателей, характеризующих социально-экономическое развитие города Алатыря.
Наблюдаются следующие позитивные тенденции и факты:
Темп роста оборота организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) |
122,4% |
Темп роста объема отгруженных товаров промышленными предприятиями обрабатывающих отраслей |
123,3% |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
106,9% |
Рост заработной платы (без учета субъектов малого предпринимательства) |
22,2% |
Уровень безработицы |
0,57% |
Объем инвестиций в экономику города за счет всех источников финансирования (с учетом субъектов малого предпринимательства) за январь-сентябрь 2013 г. |
443,7 млн. руб. |
Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах |
118,4% |
Темп роста оборота общественного питания в сопоставимых ценах |
103,7% |
Темп роста сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) организаций |
107,1% |
Ведущим звеном экономики муниципального образования является промышленность, представленная 14 крупными и средними промышленным предприятиями, которыми за январь - октябрь т.г. отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по предприятиям обрабатывающих производств, и занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды на 4 млрд. 86 млн. рублей.
Темп роста объёмов реализованной продукции промышленными предприятиями города по сравнению с соответствующим уровнем 2012 года составил 123,3%.
Индекс промышленного производства превышает 120%.
Наиболее существенное увеличение темпов отгрузки продукции произошло в производстве готовых металлических изделий - в 3,3 раза, в целлюлозно-бумажном производстве - 122,2%, производстве резиновых и пластмассовых изделий - 128,6%, пищевой промышленности - 105,6%, в производстве электрооборудования - 113,1%, производство транспортных средств и оборудования - 9,2%.
К основным причинам, вызывающим ухудшение ситуации, можно отнести следующие:
неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, отразившаяся на росте себестоимости производимой продукции и снижении рентабельности выпускаемой продукции;
потеря объемов продаж и отсутствие спроса на внутреннем рынке;
из-за сокращения оборонного заказа сохраняется нестабильность с договорами на поставку продукции, что усложняет производственную и финансовую ситуацию, вызывает социальную напряженность на рынке труда города. В режиме неполной занятости под угрозой сокращения находятся свыше 170 человек.
Перечень основных проблемных вопросов развития города, сдерживающих его социально-экономическое развитие
При уточнении Комплексного инвестиционного плана модернизации города Алатыря до 2020 года и прогноза социально-экономического развития города на 2014 - 2016 гг. были определены основные проблемы муниципального образования, это:
высокая изношенность (физическая и моральная) основных фондов организаций;
низкий уровень использования имеющихся производственных мощностей (обрабатывающая отрасль - 50-80%).
В настоящее время градообразующие предприятия проводят диверсификацию производств и рынков сбыта за счет собственных и заемных средств, объемы которых полностью зависят от уровня финансово-хозяйственной деятельности и которых недостаточно для широкомасштабной модернизации производств;
в целях развития индустриального парка необходимо строительство объездной дороги (ПСД имеется, сметная стоимость 287,9 млн. рублей);
завершение модернизации объектов теплоснабжения. За последние годы построены и введены в эксплуатацию 9 современных квартальных блочно-модульных газовых котельных. Еще 2 последние котельные планируется построить в 2014 году;
ухудшение демографической ситуации, снижение общей численности населения;
диспропорция в оплате труда по отраслям экономики;
несоответствие рынка спроса и предложений трудовых ресурсов, усиление дефицита квалифицированных кадров.
Перспективы социально-экономического развития г. Алатыря
При наличии проблем в социально-экономической ситуации муниципального образования г. Алатырь имеет все основания развиваться интенсивно и многофункционально, чему способствует:
высокий уровень развития промышленного сектора, машиностроения, электроприборостроения, пищевой и перерабатывающей промышленности и др.;
наличие полезных ископаемых на территории региона: Алатырский район обладает запасами стекольных песков. Разработка данной сырьевой базы позволяет развить строительную индустрию, создать производство по обогащению кварцевого песка для стекловарения и выпуску сухих строительных смесей с последующим развитием стекольного производства, организовать производство железобетонных изделий и конструкций для гражданского и производственного строительства;
экономическое сотрудничество при реализации республиканских инвестиционных проектов;
наличие потенциально свободной рабочей силы;
обеспеченность транспортным сообщением;
относительно высокий уровень обеспеченности жильем;
обеспеченность населения жилищно-коммунальными услугами;
наличие производственных площадей с развитой инженерной инфраструктурой.
Это делает возможным реализацию задач, определенных в Комплексном инвестиционном плане модернизации города Алатыря до 2020 года, а именно: повышение жизненного уровня населения за счет:
- обеспечения устойчивого развития промышленного потенциала;
- создания условий для развития предпринимательства (активизация инвестиционной деятельности субъектов предпринимательства и др.);
- повышения эффективности социальной политики.
II. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и этапов реализации подпрограммы
2.1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы.
К числу приоритетов отнесены следующие направления:
формирование благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечение инвестиций в экономику города Алатыря;
стимулирование локализации производств на территории города Алатыря;
содействие развитию конкуренции;
устранение излишних административных барьеров;
обеспечение защиты прав собственности и контрактных обязательств;
привлечение для развития инфраструктуры внебюджетных средств, обеспечение конкурентных условий для участия бизнеса в соответствующих инвестиционных проектах.
2.2. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач.
Разработанная подпрограмма направлена на создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в экономику города Алатыря, повышение качества оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и их проектов, создание благоприятной конкурентной среды.
С учетом приоритетов государственной политики сформулированы следующие цели реализации настоящей подпрограммы.
1. Создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности для привлечения инвестиций в экономику города Алатыря, достижение которой позволит обеспечить модернизацию экономики города на основе стимулирования роста инвестиций, создания благоприятного инвестиционного климата. В рамках достижения цели 1 необходимо обеспечить решение следующих задач:
разработка и реализация мер по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности;
привлечение долгосрочных прямых инвестиций;
развитие механизмов государственно-частного партнерства;
повышение качества оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и их проектов.
Показателями достижения цели и решения задач являются:
объем инвестиций за счёт всех источников финансирования, млн. рублей;
объем отгруженных товаров собственного производства, млн. рублей;
количество вновь созданных рабочих мест, единиц;
количество новых предприятий на 1000 чел., единиц;
доля контрактов (в стоимостном выражении), заключенных с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), %;
среднее количество участников, допущенных к конкурентным процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), единиц.
В рамках достижения цели 2 "Создание благоприятной конкурентной среды" необходимо обеспечить решение следующих задач:
создание условий для стимулирования предпринимательской деятельности на рынках товаров и услуг;
совершенствование процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
2.3. Описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы.
В результате реализации подпрограммы ожидается:
в количественном выражении:
рост инвестиций за счёт всех источников финансирования более чем в 2,6 раза (по сравнению с 2010 годом);
рост количества новых предприятий на 1000 чел. до 3,0 в 2020 году;
увеличение количества вновь созданных рабочих мест, до 1000 в 2020 году;
в качественном выражении:
улучшен инвестиционный имидж и условия ведения бизнеса в городе Алатыре;
привлечены дополнительные финансовые ресурсы для инвестиций в основные фонды;
осуществлена единая согласованная экономическая политика повышения объема привлеченного внебюджетного финансирования в развитие публичной инфраструктуры путем распространения практик реализации проектов государственно-частного партнерства;
обеспечен всем заинтересованным лицам равный открытый доступ в сети Интернет к информации о проведении торгов по объектам, находящимся в муниципальной собственности, и ограниченным ресурсам;
осуществлена защита потребителей и участников рынков от необоснованных административных барьеров, недобросовестной конкуренции, ненадлежащей рекламы, действий органов местного самоуправления, приводящих к ограничению конкуренции;
осуществлена защита потребителей и участников рынков от действий естественных монополий, ограничивающих доступ к услугам естественных монополий и препятствующих развитию конкуренции и создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
2.4. Сроки реализации подпрограммы.
Срок реализации подпрограммы: 2014 - 2020 годы.
III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы будут реализованы следующие основные мероприятия: "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города Алатыря", "Повышение качества оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и их проектов", "Создание благоприятной конкурентной среды".
Характеристика основных мероприятий приведена ниже.
Основное мероприятие 1.1. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города Алатыря
В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата в городе Алатыре, привлечения инвесторов и сопровождения инвестиций в экономику города планируется сосредоточиться на следующих направлениях.
В рамках разработки и реализации мер по улучшению инвестиционного климата города Алатыря в указанный период планируется:
реализация мер, направленных на сокращение административных барьеров в строительстве;
реализация мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в городе Алатыре;
выявление в нормативных правовых актах органов местного самоуправления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности в городе Алатыре, и инициирование процедуры об отмене таких актов или их отдельных положений.
В рамках разработки и реализации мер, направленных на улучшение инвестиционного имиджа в указанный период планируется:
участие в экономических и инвестиционных форумах, семинарах и конференциях.
В рамках развития механизмов государственно-частного партнерства в указанный период планируется:
совершенствование нормативно-правовой базы функционирования механизмов ГЧП в инвестиционной сфере, в том числе:
обеспечение эффективного взаимодействия органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности, общественных и научно-исследовательских организаций в части развития механизмов и реализации ГЧП проектов;
повышение эффективности реализации проектов ГЧП;
упрощение процедуры доступа к инструментам ГЧП;
формирование предложений по повышению квалификации муниципальных служащих в части использования механизмов ГЧП.
Основное мероприятие 1.2. Повышение качества оценки регулирующего воздействия проектов и экспертизы действующих нормативных правовых актов
Институт оценки регулирующего воздействия создавался как инструмент борьбы с административными барьерами, а также с регулированием, несущим необоснованные издержки для производителей. Развитие данного института - одно из приоритетных направлений работы, направленной на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата посредством повышения качества правотворчества, создания прозрачных и понятных для всех механизмов для принятия обоснованных регулятивных решений.
Основное мероприятие "Повышение качества оценки регулирующего воздействия и их проектов" предполагает реализацию комплекса мер, направленного на стимулирование использования органами местного самоуправления взвешенного подхода к регулированию экономической активности предпринимателей, основанного на использовании механизмов ОРВ.
Реализация основного мероприятия будет осуществляться по следующим основным направлениям:
переход к проведению процедуры оценки регулирующего воздействия на стадию разработки и обоснования регулирующих решений, еще до их оформления в тексте конкретного проекта акта;
развитие институтов экспертизы действующих нормативных актов и мониторинга вновь введенного правового регулирования.
Основное мероприятие 1.3. Создание благоприятной конкурентной среды
Реализация основного мероприятия предполагается в нижеследующих направлениях.
1. Реализация общесистемных мер по развитию конкуренции, направленных на создание благоприятных условий ведения бизнеса, обеспечения доступа для входа и выхода на рынок и снижение административных барьеров.
В целях обеспечения реализации данного основного мероприятия предусматриваются следующие мероприятия:
развитие конкуренции при осуществлении закупок;
повышение уровня защиты прав потребителей.
2. Развитие конкуренции за счет обеспечения в сети Интернет равного доступа всем заинтересованным лицам к информации о торгах по объектам, находящимся в муниципальной собственности, и ограниченным ресурсам.
IV. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Плановый объем финансирования подпрограммы из всех источников финансирования в 2014 - 2020 годах составит 1 573 000,00 тыс. рублей, в том числе из средств:
республиканского бюджета Чувашской Республики - 28800,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 12800,00 тыс. рублей;
в 2015 году - 1500,00 тыс. рублей;
в 2016 году - 500,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 2000,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 3000,00 тыс. рублей;
в 2019 году - 4000,00 тыс. рублей;
в 2020 году - 5000,00 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 1544200,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 186300,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 191300,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 204100,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 217750,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 232350,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 247900,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 264500,0 тыс. рублей.
Мероприятия в рамках основных мероприятий "Повышение качества оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и их проектов", "Создание благоприятной конкурентной среды" будут реализовываться за счет средств, выделяемых на основную деятельность органов местного самоуправления.
Объем финансирования подпрограммы в 2014 - 2020 годах в разрезе основных мероприятий из всех источников финансирования представлен в Приложении N 3.
V. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы подвержена влиянию следующих групп рисков и негативных факторов.
Несмотря на позитивные тенденции последнего времени, сохраняется высокая степень неопределенности относительного того, как и какими темпами будет проходить восстановление мировой экономики после периода глубокой глобальной рецессии. Неопределенность в этом вопросе будет снижать интерес инвесторов вкладывать в более рискованные проекты, в связи с этим они будут придерживаться более консервативного поведения при выборе мест приложения своим капиталам.
Отсутствие финансирования либо финансирование в недостаточном объеме мероприятий подпрограммы, в том числе из внебюджетных источников. В этом случае будет затруднена реализация запланированных мероприятий подпрограммы.
Другим не менее важным риском реализации подпрограммы может стать несогласованная работа с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (затруднения в выработке общей позиции и ее последовательная реализация на законодательном уровне в последующем).
Еще одним негативным фактором, который может существенно осложнить планы по улучшению инвестиционного климата, является параллельное принятие законодательных и ведомственных актов (как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровне). Так, реализация данного негативного сценария может привести к избыточным административным и иным ограничениям и, соответственно, дополнительным необоснованным расходам инвесторов.
Также следует отметить риски, связанные с денежно-кредитной политикой Центрального банка Российской Федерации и бюджетной политикой Минфина России. Кроме того, к этим рисками также необходимо добавить риск валютной политики, к которому также относятся вопросы оттока капитала из страны и прочее.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.