Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к муниципальной программе
города Алатыря Чувашской
Республики "Экономическое развитие
и инновационная экономика
на 2014 - 2020 годы"
Паспорт
подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Алатыре Чувашской Республики на 2014 - 2020 годы" муниципальной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика"
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, основные проблемы в сфере малого и среднего предпринимательства и прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
По состоянию на 1 января 2014 г. в городе Алатыре осуществляли деятельность 1243 субъекта малого и среднего предпринимательства, из них: 150 малых предприятий, 1093 индивидуальных предпринимателя и 1 крестьянско-фермерское хозяйство. По сравнению с прошлым годом количество субъектов малого и среднего бизнеса уменьшилось на 15,3%, в том числе количество малых предприятий осталось прежним, количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 16,9%. В секторе МСП (без внешних совместителей) занято 4,06 тыс. человек, что составляет 28,8% от экономически активного населения города. Таким образом, каждый четвертый работник в целом по городу в настоящее время занят в секторе МСП.
В течение последних лет в отношении малого бизнеса было достигнуто главное - осознание значимости состояния и уровня развития малого и среднего бизнеса для качественного роста экономики, его роли в решении поставленной задачи обеспечения структурной диверсификации и экономического развития, предполагающему создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы.
Содействие развитию малого и среднего бизнеса официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики государства, при этом особое внимание уделено поддержке малого и среднего бизнеса в приоритетных секторах.
Для поддержки субъектов малого бизнеса в городе Алатыре разработана Муниципальная программа поддержки малого и среднего предпринимательства на 2011 - 2015 годы, на реализацию которой в 2011 году выделено финансирование в размере 21,975 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 16,7 млн. рублей, из республиканского бюджета - 4,175 млн. рублей, из бюджета города Алатыря - 1,1 млн. рублей.
Данные средства были израсходованы на следующие мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса:
- содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в разработке бизнес планов и технико-экономических обоснований на бесплатной основе. На эти цели потрачено 270,0 тыс. рублей; разработано 28 бизнес-планов;
- на поддержку начинающим предпринимателям направлено 8,3 млн. рублей. В 2011 году граты получили 28 предпринимателей;
- на предоставление грантов молодым гражданам на поддержку проектов в сфере малого предпринимательства направлено 2,5 млн. рублей. 9 молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет получили финансовую поддержку;
- гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в сфере народных художественных промыслов. На поддержку проектов в сфере НХП затрачено 1,2 млн. рублей. 4 предпринимателя, осуществляющих деятельность по производству сувенирной продукции, получили финансовую поддержку; они заняты изготовлением сувенирной куклы, резьбой по дереву, производством трикотажных изделий с элементами народных художественных промыслов. В целях сбыта произведённой продукции открыт художественный салон по продаже изделий художественных промыслов;
- на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией программ по энергосбережению, а также затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на присоединение к объектам электросетевого хозяйства направлено 500,0 тыс. рублей. Двум субъектам оказан этот вид поддержки.
- подготовка менеджеров для субъектов малого и среднего бизнеса. Для реализации этого мероприятия была отобрана на конкурсной основе организация - Ассоциация информационных работников - которая подготовила 66 менеджеров. Размер израсходованных средств составил 500,0 тыс. рублей.
- создано представительство АНО "Агентство по поддержке малого бизнеса", основной целью которого является выдача займов на особых условиях. Финансирование этого мероприятия составило 8085,75 тыс. рублей.
Всего финансовую поддержку в виде грантов и субсидий на безвозмездной основе получили 46 субъектов малого и среднего предпринимательства, большая часть из которых занята в производственной сфере (обрабатывающие производства). Они заняты производством строительных материалов, металлических конструкций и дверей, изготовлением оконных блоков и дверей из дерева, производством мебели, сбором и прессованием твёрдых бытовых отходов, переработкой древесины, полиграфической и издательской деятельностью; другие заняты изготовлением полуфабрикатов из мяса и рыбы. Часть предпринимателей, получивших гранты, оказывают платные услуги населению: парикмахерские и фотоуслуги, услуги кинопроката, медицинские (стоматологические услуги), услуги общественного питания, по ремонту и пошиву одежды, услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, прочие услуги. То есть в бизнес-планах был представлен достаточно широкий спектр услуг и видов деятельности. И уже сегодня большая часть тех, кто получил гранты, начали свою деятельность, а молодые предприниматели, которые работают более года, начинают наращивать объёмы оказываемых услуг за счёт приобретения оборудования.
Всего же всеми видами поддержки воспользовалось 156 субъектов малого и среднего предпринимательства.
В последующие годы такого финансирования муниципальная программа не получала. Основную поддержку предприниматели города получают в виде микрофинансирования: созданное в 2011 году в городе Алатыре представительство АНО "Агентство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике" осуществляет кредитование СМП на льготных условиях. Кроме того поддержку малые компании получают в рамках реализации мероприятий Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010 - 2020 годы, утверждённой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. N 105. В 2013 году предприниматели города получили следующую поддержку:
предоставление займов на льготных условиях АНО "АПМБ" - выдано 115 займов на сумму 38,8 млн. рублей;
предоставление поручительства (гарантии) - 1 субъект (ООО "Стома") поручительство на 1,2 млн. рублей;
предоставление грантов молодым гражданам на поддержку проектов в сфере малого предпринимательства - 1 субъект (ООО "Триэр") 300,0 тыс. рублей;
предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми - центров времяпрепровождения детей - 1 субъект (ИП Панова Л.В.) 1,0 млн. рублей.
В 2013 году из республиканского бюджета выделены на поддержку Муниципальной программы бюджетные средства в размере 170,0 тыс. рублей. Софинансирование средствами бюджета города Алатыря составило 10,0 тыс. рублей. Проведённый конкурсный отбор претендентов выявил победителя. Грант в размере 180,0 тыс. рублей получила ИП Юдина О.А. на реализацию бизнес-проекта "Организация детского досуга"; выделенные средства будут потрачены на приобретение игрового оборудования.
Субсидии на организацию предпринимательской деятельности в рамках программы самозанятости населения в 2012 году получили 16 человек на сумму 940,0 тыс. рублей. С начала 2013 г. оказана финансовая помощь на открытие собственного бизнеса 7 безработным гражданам на сумму 411,6 тыс. рублей.
Активная позиция малого и среднего бизнеса, поддерживаемого государством, во многом способствует постепенной стабилизации экономической ситуации внутри страны, и как следствие, улучшению условий и состояния предпринимательства в целом.
Реализация подпрограммы направлена на создание условий и факторов, способствующих развитию МСП, включая:
оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам МСП;
увеличение количества субъектов МСП, использующих возможности лизинговых инструментов и заемного финансирования;
создание условий, обеспечивающих подключение субъектов МСП в коммунальной и энергетической инфраструктуре;
совершенствование нормативного и правового регулирования сферы МСП.
Увеличение вклада субъектов МСП в экономику города Алатыря в среднесрочной перспективе обусловлено следующими факторами:
увеличение мероприятий при реализации подпрограммы, направленных на поддержку малых предприятий, что создаст необходимые материальные стимулы для появления и развития предприятий;
увеличение количества действующих объектов инфраструктуры поддержки МСП, что позволит поддержать малые предприятия на начальном этапе развития;
акцентирование мероприятий подпрограммы на поддержке малых и средних предприятий, ведущих деятельность в неторговых секторах экономики, что позволит постепенно увеличить долю таких предприятий в реальном секторе экономики;
предоставление в аренду малым и средним предприятиям имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе возможность приватизации муниципального имущества.
2. Приоритеты в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
2.1. Приоритетными в сфере реализации подпрограммы являются следующие направления:
создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику в целях поддержки образования новых предприятий и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;
переход к новой модели пространственного развития российской экономики за счет формирования новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.
Переход к инновационному социально ориентированному типу развития невозможен без формирования институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека. Такая институциональная среда характеризуется благоприятными условиями для массового появления новых предприятий, в том числе в инновационных секторах экономики.
Для формирования институциональной среды инновационного развития необходимо осуществить ряд мер институционального характера для содействия развитию МСП.
Указанные меры должны включать в себя развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.
2.2. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач.
Учитывая, что развитие малого и среднего предпринимательства является одной из основных задач развития экономики, при реализации подпрограммы выделена следующая основная цель - увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике города.
Задачи подпрограммы приведены ниже.
1. Повышение доступности бизнес-образования для субъектов малого и среднего предпринимательства и пропаганда предпринимательства (стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности).
2. Обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
При оценке достижения поставленной цели и решения задач планируется использовать индикаторы, характеризующие общее развитие предпринимательства в Российской Федерации, и индикаторы, позволяющие оценить непосредственно реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках подпрограммы.
Показатели, используемые для достижения поставленной цели:
количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения города, единиц;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку (ежегодно), единиц;
количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы (ежегодно), тыс. единиц.
2.3. Описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы.
Основными ожидаемыми результатами реализации подпрограммы по итогам 2020 года будут:
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации с 33,55 в 2013 году до 42,7 в 2020 году;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, составит до 2016 года не менее 15 ежегодно, с 2016 по 2020 года - не менее 25 ежегодно;
количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы составит до 2016 года не менее 150 рабочих мест ежегодно, с 2016 до 2020 года - не менее 250 рабочих мест ежегодно.
2.4. Сроки и этапы реализации подпрограммы.
Общий срок реализации подпрограммы рассчитан на период с 2014 по 2020 год (в один этап).
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы будут реализованы два основных мероприятия: 2.1. "Муниципальная программа поддержки малого и среднего предпринимательства" и 2.2 "Совершенствование законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства".
Основное мероприятие 2.1. Муниципальная программа поддержки малого и среднего предпринимательства
Муниципальная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - Муниципальная программа) реализуется с 2011 года.
Основной задачей муниципальной программы является увеличение количества созданных субъектов МСП, а также количества созданных и сохраненных рабочих мест.
Основные направления поддержки МСП.
1. Развитие лизинга.
Развитие лизинга оборудования субъектами МСП планируется осуществлять за счет предоставления субсидий по следующим направлениям:
субсидирование уплаты субъектом МСП первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;
2. Гранты начинающим собственное дело.
Гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела предоставляются в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в размере не более 300 тыс. рублей на одного получателя поддержки.
Получателями грантов являются вновь зарегистрированные или действующие менее одного года субъекты МСП, прошедшие краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности и представившие бизнес-проект.
3. Развитие микрофинансирования.
Программа содействия развитию микрофинасовых организаций позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта и так далее).
Микрофинансовые организации оперативно кредитуют малых предпринимателей на выгодных условиях, чтобы посредством дополнительного стимулирования оборотов компании содействовать получению большей прибыли не только предпринимателя, но и самой микрофинансовой организации. Микрофинансирование бизнеса, особенно малого, можно назвать наиболее оптимальным вариантом получения денежных средств на организацию и развитие предпринимательской деятельности.
4. Создание и развитие сети объектов инфраструктуры МСП (бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков).
Создание объектов инфраструктуры поддержки МСП (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков, центров кластерного развития) позволит обеспечить реализацию высокотехнологичных проектов модернизации экономики.
5. Содействие вовлечению в предпринимательскую деятельность.
Реализация мероприятия осуществляется за счет направления средств субсидий на осуществление следующих основных направлений:
содействие развитию молодежного предпринимательства, популяризация предпринимательства, повышение предпринимательских компетенций;
пропаганда предпринимательства.
Основное мероприятие 2.2. Совершенствование законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства
Подпрограммой предусматривается реализация ряда мероприятий, направленных на совершенствование правового обеспечения в сфере МСП, в том числе:
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей поддержку субъектов МСП;
обеспечение доступа к муниципальному заказу (работам, услугам);
повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП;
развитие МСП в отдельных отраслях экономики;
содействие в проведении выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП.
4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Основные приоритетные направления подпрограммы ориентированы, в первую очередь, на содействие модернизации производства компаний, на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий, повышение образовательного уровня предпринимателей, менеджеров, молодежи по специальным образовательным программам.
Объем финансирования подпрограммы составит 629200,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 65220,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 74125,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 82630,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 90540,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 98550,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 105560,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 1125775,0 тыс. рублей;
из них средства:
федерального бюджета - 3500,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 500,0 тыс. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 252000,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 30000,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 32000,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 34000,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 36000,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 38000,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 40000,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 42000,0 тыс. рублей;
бюджета города Алатыря Чувашской Республики - 300,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 20,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 25,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 40,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 60,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 75,0 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 373400,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 34700,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 41600,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 48100,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 54000,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 60000,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 65000,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 70000,0 тыс. рублей.
При условии дополнительного финансирования подпрограммы из средств федерального или регионального бюджетов объёмы софинансирования подпрограммы из средств местного бюджета будут уточнены.
5. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Риск неуспешной реализации подпрограммы при исключении форс-мажорных обстоятельств оценивается как минимальный. Вместе с тем, существует риск неполучения требуемых средств на реализацию подпрограммы. В этом случае не будет осуществлен ряд мероприятий подпрограммы.
Также необходимо отметить возможные риски при реализации подпрограммы, связанные с совершенствованием нормативного обеспечения деятельности, что в целом может привести к замедлению темпов развития сферы МСП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.