Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика сферы реализации подпрограммы муниципальной программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Качественная оценка результатов и опыта предыдущего этапа развития образования подтверждает, что в последние годы система образования Шумерлинского района совершила инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы государственно-общественного управления образованием и независимой системы оценки качества образования, модернизации учебно-материальной базы и др.
Стратегическим документом, положившим начало модернизации всей системы образования, стала Президентская программа "Новая школа". В соответствии с ней и другими республиканскими целевыми программами реализовывались идеи последовательного увеличения ресурсов, направленных на удовлетворение потребностей образования (увеличение финансирования образовательных учреждений, развитие информатизации и др.). За последние десять лет объем бюджетного финансирования образования в районе вырос более чем в 12 раз.
В Шумерлинском районе функционируют 16 дошкольных групп при 9 образовательных организациях. В них воспитывается 223 ребенка. В целом система дошкольного образования района охватывает 46,3% в возрасте от рождения до 7 лет, от 1 года до 6,5 лет (от 380 чел.) составляет 58,7%
Количество детей, зарегистрированных в сельских поселениях Шумерлинского района, в возрасте от рождения до 7 л., составляет 482 чел. Очередность в дошкольные образовательные учреждения с учетом детей с самого рождения в настоящее время составляет 25 детей. Очередность детей старше 3-х лет ликвидирована. Денежные затраты на содержание 1 ребенка в год в среднем составляют 47 360 руб. (2011 г. - 47 612 руб.). Процент от стоимости содержания ребенка в учреждении составляет 16,47% (2011 г. - 15,4%). Родительская плата за содержание ребенка в дошкольной группе в месяц - 775 руб.
Педагогических работников дошкольных групп - 25 чел. (46,6% от числа всех работников дошкольного образования - 73 чел.), из них: имеют высшее образование 9,5%, квалификационные категории 71,4% (все с первой категорией). Средняя заработанная плата воспитателей составляла в 1 кв. 2013 года - 17 215 руб. во 2 кв. - 18 889 руб., в 3 кв. - 18 766 руб., в 4 кв. 18 962 руб. (в 2011 году - 8 425 руб., в 2012 году - 16 313 руб.).
Награждены Почетной грамотой Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики 3 чел. (11,1%).
За последние 3 года администрацией Шумерлинского района совместно с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики было немало сделано по решению проблемы ликвидации очередности в дошкольные группы: в 2012 г. были открыты 2 дошкольные группы по 15 мест каждая в МБОУ "Туванская ООШ" и МБОУ "Юманайская СОШ". Во вновь открытые дошкольные группы поступило детское игровое оборудование на общую сумму 127 720 руб. за счет средств республиканского бюджета. С 01.09.2013 г. в рамках комплексной компактной застройки сельских поселений после капитального ремонта открыта дошкольная группа на 20 мест, на которую выделено на условиях софинансирования 3 151 тыс.руб. На оснащение группы из Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики поступит детское игровое оборудование на сумму 265 480 руб.
В районе функционируют 9 общеобразовательных организаций (2 организации - "начальная школа - детский сад", 1 организация - основная школа, 6 организаций - средние школы), в которых с 1 сентября т.г. обучаются 778 учащихся. Все общеобразовательные организации имеют лицензию и прошли государственную аккредитацию.
Наполняемость классов в 2013-2014 учебном году составляет 10,51 чел. (по республике в сельской местности - 14), число учащихся на 1 учителя - 8,3 (по республике в сельской местности - 10).
Горячим питанием охвачено 95,5 процентов учащихся (по республике - 93,5%).
Важным фактором, неблагоприятно влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.
Выражен возрастной и гендерный дисбаланс в общем образовании: доля учителей пенсионного возраста составляет 18%. Медленно происходит обновление педагогического корпуса. Доля учителей российских школ в возрасте до 35 лет составляет 13% (по республике - 14,8%). Средний возраст учителя - 48 лет.
Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы. Среднегодовая зарплата педагогических работников школ за 2013 год составила 19 204 рублей, педагогических работников дошкольных групп - 18 916,8 рублей педагогических работников учреждений дополнительного образования - 13 392,5 рублей.
Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации. 95,7% учителей имеют квалификационные категории (по республике - 81,4%), из них высшую - 14,9% (по республике - 19,8%), первую - 78,2% (по республике - 54,8%), вторую - 2,1% (по республике - 6,5%).
Имеют награды 85 чел. (26,3%), из них: государственные награды 3 чел. (1,2%), в т.ч. Орден Трудовой Славы III степени - 1 чел., Заслуженный учитель Чувашской Республики - 1 чел., Заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашской Республики - 1 чел.; отраслевые награды РФ 44 чел. (13,6%), в т.ч. почетное звание "Почетный работник общего образования" - 15 чел. (4,6%), "Отличник просвещения, отличник народного образования" - 8 чел. (2,5,6%#), Почетная грамота Министерства образования и науки РФ - 21 чел. (6,5%), почетная грамота Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики - 36 чел. (11,1%).
В настоящее время обеспеченность общеобразовательных школ компьютерной техникой составляет 3,8 школьника (по селу по республике - 8,1) В образовательных учреждениях систематически пополняется и обновляется парк компьютерной техники. В настоящее время в школах насчитывается 203 компьютера, в том числе 19 ноутбуков, 8 интерактивных досок, 50 проекторов. Все образовательные организации подключены к сети Интернет, имеют постоянно обновляемые сайты. Школы района активно используют электронные системы управления.
В 2-х школах района (МБОУ "Туванская ООШ", МБОУ "Ходарская СОШ им.И.Н. Ульянова") ведется электронный дневник и журнал.
Одним из показателей качества образования является Единый государственный экзамен. В 2013 году в ЕГЭ приняло участие 56 выпускников.
Доля выпускников, успешно сдавших обязательные предметы по русскому языку и математике, составила 91,7% (по республике - 98,74%).
Доля сдавших 3 и более предмета в 2013 году составила 85,7%. Показатель снизился по сравнению с прошлым годом (95,7%) и свидетельствует о неэффективной работе отдельных школ по профильному обучению.
По итогам учебного года 7 выпускников награждены золотыми и серебряными медалями (5 золотых и 2 серебряных).
В 2013 г. в рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в Шумерлинский район поступило:
- 1 школьный автобус на сумму 1 327 000 руб. для МБОУ "Ходарская СОШ им.И.Н. Ульянова";
- на пополнение фонда школьных библиотек образовательных учреждений поступило художественной литературы, учебников, пособий на сумму 715 388,88 руб. В результате 100% обучающихся 1-4 классов полностью обеспечены бесплатными учебниками из федерального перечня учебников, пособиями для изучения чувашского языка;
- технологическое оборудование в школьные столовые на сумму 1 163 900 руб., мебель для столовых в МБОУ "Юманайская СОШ" и МБОУ "Агашинская СОШ" на сумму 147 456 руб.;
- АРМ на сумму 155 324,80 руб. для учителей 1-х классов;
Кроме того, на проведение капитального ремонта МБОУ "Алгашинская СОШ" выделено 1 285 700 руб.
По итогам республиканского этапа всероссийской олимпиады школьников в 2013 году призерами стали 2 человека, что составляет 4,0% от общего числа участвующих в республиканском этапе.
В районе ведется активная работа по модернизации системы воспитания подрастающего поколения. Разработаны и внедряются в практику проекты по совершенствованию воспитательной работы. Создана разноуровневая система методической работы с кадрами по вопросам воспитания, которая реализуется посредством школьных, районных методических объединений, творческих лабораторий.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классным руководителям, они составляют 78,7 процентов от общего числа учителей. Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Образование" статус классного руководителя значительно повысился. Более 30 процентов классных руководителей имеют профессиональные сайты и блоги в сети Интернет.
Воспитательная работа имеет отсроченный результат. Одним из показателей ее эффективности является показатель детской преступности. Благодаря работе, проводимой всеми субъектами профилактики, в районе за последние годы наметилась позитивная тенденция сокращения преступности среди детей и молодежи. В 2013 году наблюдалось подростковой преступности не зафиксировано. При КДН района ведется Единая база данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, которая ежемесячно обновляется. По итогам 2013 года на учете КДН состоит 11 несовершеннолетних и 23 неблагополучных семьи, в которых проживает 51 ребенок.
Основным механизмом развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является создание условий, мотивирующих и стимулирующих граждан на прием в семью ребенка-сироты. В 2013 году в Шумерлинском районе в семьи передано 9 детей.
Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством их инициативного действия является дополнительное образование детей. Системой дополнительного образования (2 учреждения) охвачено 26,2 процента учащихся.
Таким образом, образование, сохраняя некоторые ценности традиционного обучения, будет стремиться к индивидуализации траектории обучения, выбору образовательных технологий и построению образовательной среды, обеспечивающей достижение новых образовательных результатов.
Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования окажут три внешние тенденции. Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет стабильна численность детей школьного возраста. Во-вторых, недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности, в-третьих будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.
Образовательные организации Шумерлинского района станут интегрированными социально-культурными учреждениями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.