Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к муниципальной программе
Ибресинского района
"Экономическое развитие
и инновационная экономика
на 2014-2020 годы"
Муниципальная подпрограмма
"Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Ибресинском районе на 2014 - 2020 годы"
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы муниципальной программы |
Отдел экономики и управления имуществом администрации Ибресинского района |
Соисполнители подпрограммы муниципальной программы |
Отделы администрации Ибресинского района, администрации сельских и городского поселений Ибресинского района Чувашской Республики, предприятия и организации (по согласованию) |
Структура подпрограммы муниципальной программы: |
|
основные мероприятия |
- Совершенствование координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг; - развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг; - развитие конкуренции; - обеспечение безопасности и качества производимых и реализуемых товаров и услуг; - развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг; - формирование эффективной и доступной системы обеспечения защиты прав потребителей |
Цели подпрограммы муниципальной программы |
Повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг, создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги |
Задачи подпрограммы муниципальной программы |
- Совершенствование координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг; - развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг; - развитие конкуренции; обеспечение безопасности и качества производимых и реализуемых товаров и услуг; - развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг; - формирование эффективной и доступной системы обеспечения защиты прав потребителей |
Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы муниципальной программы |
Ежегодный рост физических объемов товарооборота на 1,6 - 4,5 процентов, объемов платных услуг - на 2,2 - 12,5 процента; за период реализации подпрограммы: привлечение в развитие инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг инвестиций из внебюджетных источников в объеме 51,2 млн. рублей; создание 55 новых рабочих мест |
Этапы и сроки реализации подпрограммы муниципальной программы |
2014-2020 годы |
Объем средств бюджета Ибресинского района на финансирование подпрограммы муниципальной программы и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию ее целей средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, внебюджетных источников |
Прогнозируемые объемы финансирования мероприятий подпрограммы муниципальной программы в 2014-2020 годах составляют 51 200 тыс. рублей, в том числе: внебюджетных источников - 51 200 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 5 000 тыс. рублей; в 2015 году - 5 600 тыс. рублей; в 2016 году - 6 200 тыс. рублей; в 2017 году - 7 000 тыс. рублей; в 2018 году - 7 700 тыс. рублей; в 2019 году - 8 600 тыс. рублей; в 2020 году - 9 900 тыс. рублей; Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании районного бюджета Ибресинского района на очередной финансовый год и плановый период. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы муниципальной программы |
Реализация подпрограммы муниципальной программы позволит обеспечить: ежегодный рост физических объемов товарооборота на 1,6 - 4,5 процентов, объемов платных услуг - на 2,2 - 12,5 процента; за период реализации подпрограммы привлечение в развитие инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг инвестиций из внебюджетных источников в объеме 51,2 млн. рублей; создание 55 новых рабочих мест. |
Введение
Муниципальная подпрограмма "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Ибресинском районе на 2014-2020 годы" (далее - Подпрограмма) разработана в целях реализации комплекса мероприятий, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Красноармейского района до 2020 года.
Подпрограмма определяет цели, задачи, основные мероприятия по развитию потребительских услуг в Ибресинском районе на 2014-2020 годы. При ее разработке использованы статистические данные, представленные Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (далее - Чувашстат) за период с 2010 по 2012 годы, а также информация, полученная от сельских поселений района, предложения торговых предприятий района и общественных объединений в сфере потребительского рынка.
I. Содержание проблемы и необходимость решения ее программными методами
Потребительский рынок является крупной составной частью экономики Ибресинского района. Его главные задачи - создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления, территориальную доступность товаров и услуг по всей территории района.
Быстрому развитию потребительского рынка за последние годы способствовали стабильное экономическое положение в районе, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие сети предприятий сферы потребительского рынка.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков республики, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма. Поэтому проблеме эффективного развития потребительского рынка, его регулированию должно отводиться одно из главнейших мест.
Существующая система статистического учета и информационного обеспечения потребительского рынка не позволяет проводить в полной мере мониторинг и анализ развития сферы торговли и услуг и правильно спрогнозировать его развитие, существующая законодательная база - создать единое информационное пространство для потребительского рынка, сформировать реестр объектов сферы услуг, инвестиций в данную сферу и т.д.
Не упорядочены процессы взаимодействия розничных торговых сетей с республиканскими и районными товаропроизводителями. В сфере торговли отсутствует система учета, объемов продажи продукции местного производства.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
В районе отсутствуют среднесрочные отраслевые схемы размещения объектов торговли, общественного питания, оптовой торговли, что сдерживает комплексное развитие инфраструктуры объектов потребительского рынка. Особенно остро стоит вопрос развития сети организаций общественного питания и бытового обслуживания населения в сельской местности.
Необходимо решать вопросы по размещению объектов сферы услуг, борьбе с контрафактной продукцией, регулированию оборота алкогольной продукции, упорядочению реализации пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы.
Рынок услуг в районе характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.
Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг занимают в основном бытовые услуги, в том числе жилищно-коммунальные, транспортные и услуги связи, тогда как расходы на нематериальные услуги (культуры, спорта, туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные и пр.) незначительны.
Ценностные ориентиры, традиции производства и потребления нематериальных услуг, стереотипы деятельности субъектов рынка (потребителей и производителей) пока еще недостаточно сформированы. Рынок нематериальных услуг слабо развит и характеризуется однообразием предлагаемых услуг.
В связи с тем, что каждый вид платных услуг курирует соответствующий ведомственный орган исполнительной власти, их развитие происходит без комплексного подхода и всестороннего анализа тенденций их развития и существующих проблем.
На текущий момент для рынка розничных услуг характерны следующие параметры:
- замедление роста покупательского спроса на продовольственные товары и обострение конкуренции;
- повышение уровня потребительских запросов и требований к обслуживанию и качеству товаров;
- снижение прибыльности отрасли;
- увеличение доли непродовольственных товаров в совокупном объеме продаж;
- увеличение доли организованной торговли в общем обороте розничной торговли.
Сетевая розничная торговля по-прежнему демонстрирует доминирующее положение в отрасли.
Основными недостатками в развитии инфраструктуры потребительского рынка является нерациональность и отсутствие схем размещения объектов, развитие и строительство объектов без учета потребности в них различных социальных групп населения.
Достигнутый в районе уровень обеспеченности торговыми площадями явно недостаточен в поселениях.
Недостаточно сформирована инфраструктура объектов дорожного сервиса, не сформированы каналы товародвижения, в котором в настоящее время значительную долю занимают посредники. В настоящее время потребительский рынок и сфера услуг базируются на многочисленных мелких розничных торговцах.
Отсутствие достаточно развитой товаропроводящей сети, соответствующей ей системы логистики и транспортной инфраструктуры сдерживает развитие современных форм бизнеса и конкурентных отношений, необходимых для установления справедливых цен на потребительские товары и услуги, реализуемые на территории района. Процессы структурной перестройки и развития оптово-распределительного звена системы товародвижения существенно отстают от запросов розничной торговли.
Сложившееся размещение объектов торгового обслуживания не полностью отвечает потребностям населения. Остро сказывается неравномерность размещения сети торгового обслуживания на территории района. В центре района в поселке Ибреси наметился избыток торговых точек, в то время как в отдаленных селениях отмечается их полное отсутствие.
В сфере слабо организованной и неорганизованной торговли наиболее остро стоит также и проблема обеспечения качества и безопасности товаров и услуг. Существование этого канала, тесно связанного с рынками, выводит из системы государственного контроля качества и налогового контроля значительные объемы продовольственных товаров, а равно остро стоит вопрос материально-технической базы организаций потребительского рынка.
Существующие проблемы замедляют динамику роста инвестиций в развитии потребительского рынка и услуг. Следствием несовершенства системы оптовой и розничной торговли, условий и порядка привлечения инвестиций в развитие потребительского рынка и услуг стали:
- рост нерациональных издержек и цен в связи с увеличением посредствующих звеньев;
- отсутствие стабильности в поставках товаров и услуг и должного контроля над их качеством;
- существенное снижение возможностей для эффективного государственного контроля и регулирования процессов на потребительском рынке и в сфере услуг;
- отсутствие прозрачности денежных потоков и как следствие неудовлетворительная общественная и бюджетная эффективность этого сектора экономики.
Доля налоговых платежей субъектов потребительского рынка и услуг района в общем объеме налоговых платежей в бюджетную систему района составляет около 25%.
Для сферы общественного питания характерны следующие проблемы:
- недостаточный уровень обеспечения качественным горячим питанием школьников, учащейся молодежи, рабочих и служащих;
- организация питания школьников без учета физиологических потребностей;
- низкий уровень внедрения новых технологий на основе использования прогрессивных форм обслуживания и современного оборудования;
- низкие темпы развития мобильной сети быстрого питания;
- низкий уровень сервиса на объектах общественного питания, особенно отсутствие их в поселениях и объектах придорожного сервиса;
- большая текучесть кадров, связанная с использованием низкоквалифицированных кадров и низкой оплатой труда;
- заниженная требовательность потребителей, что ведет к искусственному завышению самооценки организаций общественного питания и снижению их конкурентоспособности;
- недостаток собственных оборотных средств организаций общественного питания, что не позволяет интенсивно развивать материально-техническую базу.
В сфере общественного питания не представлены объекты с национальной кухней и специализирующиеся на определенном ассортименте блюд (рыбный, кофейный, чайный, диетический, вегетарианский и т.д.). Необходимо расширение сети быстрого питания и сети детских кафе, которые должны быть доступны всем слоям населения.
Отсутствует дифференциация объектов общественного питания с точки зрения комфортности, уровня обслуживания, предлагаемых услуг и функционирования по интересам: кафе-мороженое, молодежные кафе, кафе-встречи, спорт-кафе и др.
Не развита сеть летних кафе.
Существенными проблемами для сферы бытового обслуживания являются:
- недостаточная инвестиционная и инновационная активность субъектов сферы бытового обслуживания;
- отсутствие заинтересованности субъектов малого бизнеса в развитии сферы бытового обслуживания на селе ввиду отсутствия экономической привлекательности занятия бизнесом на селе;
- слабо развитая сеть бытового обслуживания в сельских поселениях, в результате чего сформировался сильный разрыв в бытовом обслуживании.
Конкуренция в сфере потребительских услуг одна из самых высоких. Но при этом имеется ряд факторов, сдерживающих ее развитие:
- заключение соглашений о сотрудничестве между администрацией района и хозяйствующими субъектами в сфере торговли, производства, переработки сельскохозяйственной продукции, предусматривающих обязательства по недопущению необоснованного повышения цен на социально значимые продовольственные товары;
- отсутствие маркетинга и рекламы в продвижении продукции на рынке;
- недостаток профессиональных маркетологов и рекламных агентов;
- неразвитость высокопрофессиональных подразделений (компаний) по оказанию различного вида услуг субъектам потребительского рынка, а именно: юридических, правовых, рекламных, маркетинговых, производственных и др.;
- недостаток финансовых средств у субъектов потребительского рынка;
- неэффективный характер кредитно-инвестиционной политики и высокий процент коммерческого кредита;
- диспропорция в балансе интересов торговых сетей и организаций-поставщиков;
- недостаточно рациональное территориальное размещение объектов розничной торговли в районе;
- недостаточное правовое и нормативно-методическое обеспечение структурной политики в развитии торгового предпринимательства.
Все указанные проблемы на потребительском рынке в первую очередь связаны с отсутствием четкой стратегии развития различных форм торговли и формированием ее инфраструктуры с учетом новых общих тенденций в экономике, отсутствием анализа состояния товарных рынков, развития сетевых структур предприятий розничной торговли. Не определены критерии эффективности функционирования для субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм собственности для стимулирования здоровой конкуренции.
На потребительском рынке района все еще присутствует продукция низкого качества, опасная для здоровья граждан и окружающей среды.
Система государственного обеспечения безопасности и качества товаров, работ и услуг не позволяет в полной мере предотвратить производство опасной и недоброкачественной продукции, некачественного оказания услуг.
Данная проблема связана рядом негативных явлений в сфере потребительского рынка:
- строительство и реконструкция объектов сферы обслуживания без учета требований нормативных правовых актов (торговые площади не обеспечиваются складскими и административными помещениями);
- наличие диспропорций в системе товародвижения, неудовлетворительное соотношение складских и торговых площадей;
- недостаток современных типов торговых структур, особенно оптового звена (распределительные и логистические центры и т.д.), складских площадей, отвечающих международным стандартам качества;
- отсутствие системы стандартов обслуживания - показателей, характеризующих текущее состояние сферы потребительских услуг;
- отсутствие механизмов ответственности работодателя за привлечение и использование работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки;
- недостаточно активная работа по вовлечению в процесс внедрения международных стандартов качества малого бизнеса, организаций сферы услуг, образования, здравоохранения, строительного комплекса, культуры.
Развитие сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания сдерживают следующие факторы, связанные с кадровой политикой:
- недостаток работников массовых профессий;
- низкий уровень образования работников сферы торговли и общественного питания;
- текучесть кадров, связанная с низкой заработной платой в организациях потребительского рынка, особенно у субъектов малого предпринимательства;
- низкая правовая защищенность наемных работников сферы розничного рынка и отсутствие социальных гарантий;
- отсутствие в большинстве организаций общественных объединений (профсоюзов, советов и т.д.), призванных защитить интересы работников;
- отсутствие четкой системы профориентационной работы среди молодежи;
- недостаточность форм и методов по подъему престижности профессий сферы услуг;
- отсутствие системности и периодичности повышения квалификации руководителей, специалистов и кадров массовых профессий сферы услуг.
Программное решение указанных проблем позволит обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик потребительского рынка и услуг, будет способствовать поддержанию высоких темпов развития отрасли, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, обеспечить значительную часть поступлений в бюджеты различных уровней.
Основными недостатками подхода к развитию потребительских услуг без использования программно-целевого метода являются:
невозможность определения и формирования показателей Подпрограммы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение существующих проблем;
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий, направленных на развитие и совершенствование потребительских услуг;
отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблем, и последовательности их реализации;
недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.
Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на:
создании информационной системы в сфере потребительского рынка, позволяющей использование ее субъектами потребительского рынка в своей деятельности;
обеспечении качества и безопасности, оказываемых населению услуг;
развитии и совершенствовании системы мониторинга и прогнозирования показателей сферы потребительских услуг;
повышении кадрового потенциала сферы потребительских услуг;
обеспечении организационного и функционального единства местного самоуправления в решении существующих проблем в сфере услуг;
сроках достижения требуемых результатов и затрат.
II. Приоритеты, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и задач, сроки и этапы реализации Подпрограммы
Приоритеты в сфере развития потребительского рынка и сферы услуг Ибресинского района определены основными направлениями Стратегии социально-экономического развития до 2020 года и основными целями муниципальной программы Ибресинского района "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2020 годы".
Основными целями Подпрограммы являются повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг, создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги.
Достижению поставленных в подпрограмме целей способствует решение следующих приоритетных задач:
совершенствование координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг;
развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг;
развитие конкуренции;
обеспечение безопасности и качества производимых и реализуемых товаров и услуг;
развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг;
формирование эффективной и доступной системы обеспечения защиты прав потребителей.
Подпрограмма реализуется в 2014-2020 годах без разделения на этапы, так как большинство мероприятий Подпрограммы реализуется ежегодно с установленной периодичностью.
Состав показателей (индикаторов) Подпрограммы определен, исходя из необходимости выполнения основных целей и задач подпрограммы, и приведен в приложении 1 к настоящей Подпрограмме.
В результате реализации мероприятий Подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
ежегодный рост физических объемов товарооборота на 1,6 - 4,5 процентов, объемов платных услуг - на 2,2 - 12,5 процента;
к 2020 году за период реализации подпрограммы привлечение в развитие инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг инвести
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.