Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Подпрограмма "Развитие культуры в Аликовском районе"
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Сеть учреждений культуры Аликовского района составляет 32 учреждения культурно-досугового типа, в том числе: муниципальное учреждение культуры "АМКДЦ", 4 культурно-досуговых центра, 7 сельских Домов культуры, 9 сельских клубов, 2 культурно-оздоровительных центра, 5 - клуба-библиотеки, 1 - дом фольклора, 2 центра досуга, 20 общедоступных библиотек в том числе: 1 центральная библиотека, 1 детская, 18 сельских библиотек; 2 народных музея (Аликовский литературно-краеведческий; Ч-Сорминский краеведческий). В районе действуют 6 народных коллективов: фольклорный коллектив Сириккасинского ДФ "Ахпай", фольклорный коллектив муниципального учреждения "Аликовский межпоселенческий культурно-досуговый центр" "Валинке", народный театр муниципального учреждения "Аликовский межпоселенческий культурно-досуговый центр", народный бальный коллектив "Грация" муниципального учреждения "Аликовский межпоселенческий культурно-досуговый центр" Грация", народный хор ветеранов муниципального учреждения "Аликовский межпоселенческий культурно-досуговый центр", народный театр Татмышского СК.
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 9 ноября 2007 г. N 97 "О мерах по развитию сельских учреждений культуры в Чувашской Республике" приоритетным направлением социально-экономического развития отрасли остается модернизация муниципальных культурно-досуговых учреждений. С 2008 по 2010 годы на реализацию данного Указа из республиканского бюджета Аликовскому району было выделено 1,2 млн. рублей на приобретение звукового, светового, видеопроекционного, компьютерного оборудования и 2,9 млн. рублей на капитальный ремонт зданий учреждений клубного типа. Это позволило оснастить 3 учреждения и в 4 учреждениях провести капитальный ремонт.
По состоянию на 1 января 2011 г. 10 учреждений требуют капитального ремонта, что составляет 32,2 процента от общего числа зданий культурно-досуговых учреждений (в 2006 году - 55,9 процентов).
Динамика количества зданий культурно-досуговых учреждений, требующих капитального ремонта, проценты (2006-2010 гг.)
Вместе с тем имеющийся культурный потенциал района с учетом изменившихся социально-экономических условий жизни нуждается в радикальном обновлении. Остается слабой материально-техническая база многих учреждений культуры. Из 31 культурно-досугового учреждения 29 имеют свое собственное здание, 2 расположены в зданиях образовательных учреждений. Из 29 зданий негазифицированными остаются 6, в том числе 2 здания в последние пять лет не оттапливаются из-за выхода из строя отопительных котлов и отопительной системы.
Противопожарное состояние ряда учреждений культуры остается неудовлетворительным, только в 6 зданиях имеются пожарные и охранные сигнализации, не проводится замер сопротивления и изоляции электропроводов, не проводится аттестация рабочих мест, что ставит под угрозу жизнь посетителей, работников и сохранность зданий. Из 3 модернизированных учреждений только одно имеет доступ в Интернет.
Сохраняются несоответствие технического оснащения муниципальных культурно-досуговых учреждений современным требованиям, недостаток финансовых средств на обновление сценических костюмов, музыкальных инструментов, мебели, дефицит квалифицированных кадров, владеющих новыми информационными технологиями, недостаточный уровень трудовой мотивации работников культуры и, как следствие, низкий потенциал управленческого состава муниципальных учреждений культуры несмотря на то, что доля специалистов с образованием в сельских учреждениях клубного типа составляет 80,4 процентов.
Творческие коллективы и солисты достойно представляют культуру Аликовского района, как в Чувашской Республике, так и в регионах России. Вместе с тем отсутствие автобуса и необходимых финансовых средств не позволяет творческим коллективам и солистам участвовать в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах, тем самым снижая возможности создания положительного творческого имиджа Аликовского района за пределами района и республики.
Основной фонд муниципального учреждения "Аликовский районный литературно-краеведческий музей" насчитывает 17928 экспонатов, в том числе 13863 экспонатов основного фонда, 4065 - научно-вспомогательного. Растет количество посетителей музеев. Если за 2009 год количество посетителей музеев составляет 1675 человека, то в 2010 году общее количество посетителей составляет 2703 человек, в том числе Чувашско-Сорминском краеведческом музее 214.
Музейные учреждения позиционирует себя как важную часть развития туризма в Аликовском районе. Ежегодно увеличивается количество туристов-посетителей. Туристам Аликовского района предлагаются различные туристические (экскурсионные) маршруты, в том числе и в Аликовский районный литературно-краеведческий музей. Среди посетителей в последние годы - туристы из Германии, Эстонии, Латвии, Бельгии, Намибии, Бельгии и из городов Российской Федерации.
Вместе с тем задачи, поставленные перед музеем, не решаются в полном объеме.
Недостаточное бюджетное финансирование музейной отрасли отрицательно сказывается на состоянии безопасности и сохранности музейных фондов, уровне научно-исследовательской и научно-просветительной деятельности. Музей нуждается в обновлении и построении новых современных стационарных экспозиций. Он слабо оснащен специализированным фондовым и экспозиционно-выставочным оборудованием. Замедлился процесс пополнения фондовых собраний и музейных коллекций. На протяжении последних 5 лет в бюджете не предусмотрены средства на приобретение экспонатов. Музейные предметы экспонируются без соблюдения норм "Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в Государственных музеях СССР" М., 1984 г. Они находятся в постоянном экспонировании, так как отсутствуют фондохранилища.
В музеях не имеются термогигрометры, поэтому в залах не ведется наблюдение за температурно-влажностным режимом, что соответствует утере экспонатов.
II. Основные цели и задачи подпрограммы. Целевые индикаторы и показатели эффективности ее реализации
Целями подпрограммы являются совершенствование комплексной системы мер реализации политики в сфере культуры, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности и оказания услуг жителям Аликовского района творческими коллективами и учреждениями культуры.
Задачами подпрограммы являются:
в сфере развития народного творчества, музейного дела:
обеспечение разнообразия и доступности культурных услуг; развитие культурно-досуговых учреждений как центров общения; формирование творческих способностей личности, в первую очередь детей и молодежи;
сохранение нематериального культурного наследия и трансляция лучших образцов народной культуры, мониторинг ситуации и основных тенденций культурно-досуговой сферы; укрепление материально-технической базы и модернизация муниципальных учреждений культуры в целях повышения качества оказания культурных услуг;
увеличение количества посещений муниципальных музеев по сравнению предыдущим годом;
обеспечение надлежащего состояния и использования музейных предметов и коллекций, увеличение количества экспонатов основного фонда муниципальных музеев.
в сфере укрепления материально-технической базы и информатизации учреждений культуры:
оказание содействия в модернизации специального оборудования организаций сферы культуры, приобретении музыкальных инструментов, внедрении компьютерных технологий, укреплении материальной базы;
формирование системы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации в сфере культуры.
Перечень индикаторов ожидаемой эффективности реализации основных мероприятий подпрограммы приведен в табл. 1.
Таблица 1
Индикаторы эффективности реализации подпрограммы
Индикаторы | |||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Увеличение количества посещений муниципальных музеев, тыс. человек |
2,7 |
2,9 |
3,2 |
3,4 |
3,6 |
3,9 |
4,1 |
4,3 |
4,3 |
4,8 |
5,00 |
Доля представленных (во всех формах) зрителям музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда муниципальных музеев, процентов |
60,8 |
61,0 |
61,1 |
61,2 |
61,3 |
61,4 |
61,5 |
61,6 |
61,7 |
61,8 |
62 |
Число музейных предметов, внесенных в электронный каталог (ед.) |
- |
870 |
2370 |
3870 |
5370 |
6870 |
8370 |
9870 |
11370 |
12870 |
14870 |
Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях и в клубных формированиях, процентов |
197,0 |
198,0 |
199,0 |
200,0 |
201,0 |
202,0 |
203,0 |
204,0 |
205,0 |
206,0 |
207,0 |
III. Перечень мероприятий подпрограммы
В рамках настоящей подпрограммы будет осуществлена следующая система мероприятий:
в сфере развития народного творчества:
оснащение муниципальных учреждений культуры современным звуковым, световым, видеопроекционным, компьютерным оборудованием, сценическими костюмами и т.д. в целях повышения качества оказания культурных услуг;
проведение мониторинговых исследований, экспедиций в сфере традиционного народного творчества и культурно-досуговой деятельности;
проведение районных фестивалей, конкурсов, творческих акций, в том числе для детей и молодежи;
оказание поддержки коллективам самодеятельного народного творчества, мастерам декоративно-прикладного творчества для участия во всероссийских, межрегиональных фестивалях, конкурсах;
реализация программы повышения квалификации кадров культурно-досуговых учреждений;
проведение ежегодных конкурсов творческих проектов среди муниципальных культурно-досуговых учреждений.
в сфере библиотечного дела:
реализация районной целевой программы "Развитие муниципальных библиотек Аликовского района на 2010-2020 годы", принятой решением Собрания депутатов Аликовского района 4 августа 2009 г. N 281;
в сфере музейного дела:
повышение качества и динамики обновления музейных фондов с учетом установленных нормативов и стандартов;
развитие информатизации музеев
обеспечение сохранности музейных фондов, организация безопасности и обеспечения доступа к ним;
развитие современных форм работы с различными категориями населения, в том числе с детьми и юношеством, инвалидами по зрению, на основе расширения новых видов услуг;
в сфере архивного дела:
обеспечение сохранности архивного фонда, организация безопасности и обеспечения доступа к ним;
развитие современных форм работы с различными категориями населения.
VI. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 14036,5 тыс. рублей, в том числе из консолидированного бюджета Аликовского района 13536,2 тыс. рублей, внебюджетных источников 500,3 тыс. рублей (табл. 2).
Таблица 2
Объемы финансирования подпрограммы
Годы |
Всего объем финансирования, тыс. рублей |
В том числе за счет средств |
|
консолидированного бюджета Аликовского района |
внебюджетных источников |
||
2011 |
1896,5 |
1854,6 |
41,9 |
2012 |
2407,0 |
2335,6 |
71,4 |
2013 |
1600,0 |
1557,0 |
43,0 |
2014 |
2304,0 |
2257,0 |
47,0 |
2015 |
1354,0 |
1307,0 |
47,0 |
2016 |
1728,0 |
1678,0 |
50,0 |
2017 |
1328,0 |
1278,0 |
50,0 |
2018 |
730,0 |
680,0 |
50,0 |
2019 |
352,0 |
302,0 |
50,0 |
2020 |
337,0 |
287,0 |
50,0 |
Итого |
14036,5 |
13536,2 |
500,3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.