Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика развития жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства города Шумерли, прогноз развития
В настоящее время экономика города Шумерля, как и вся экономика Чувашской Республики, характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации. Показатели энергетической эффективности в Чувашской Республике уступают среднероссийским показателям в 1,15 раза и более чем в 2 раза промышленно развитым странам с сопоставимыми климатическими условиями.
Снижение энергоемкости производства, топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов является важнейшим стратегическим направлением, без реализации которого не может быть обеспечен прогнозируемый рост экономики города Шумерля, что актуально для ресурсозависимого региона - Чувашской Республики.
Решение вопросов напряженного состояния бюджета г. Шумерля, дефицита и постоянного роста цен на энергоресурсы, невозможно без проведения мероприятий по энергосбережению, которые рассматриваются как новый энергетический источник и потенциал для решения существующих проблем города.
Необходимо отметить, что около 60% энергосберегающего потенциала находится в повышении эффективности энергоснабжения в ЖКХ, бюджетной сфере. Вместе с тем, данные отрасли характеризуются высокой изношенностью и низким уровнем модернизации объектов жилищно-коммунальной и бюджетной сферы, что наряду с неполной оплатой жилищно-коммунальных услуг потребителями и сложным финансово-экономическим положением муниципальных предприятий ЖКХ приводит к росту расходов на обеспечение объектов ЖКХ и бюджетной сферы энергетическими ресурсами.
Многоквартирные дома и социальные объекты города отапливают 13 котельных, износ которых составляет в среднем 70 - 75%. В 2014 - 2020 годах планируется строительство 11 блочно-модульных газовых котельных взамен существующих морально устаревших и физически изношенных котельных, и планируется построить еще 2 внутриквартальных блочно-модульных газовых котельных в микрорайоне ОАО "ШЗСА".
Имеет место несоответствие присоединенной тепловой нагрузки фактической установленной мощности теплогенерирующего оборудования котельных, что приводит к несоответствию температурных режимов тепловых сетей и зданий нормативным режимам (снижение параметров микроклимата у конечных потребителей, перегрев зданий на начальных участках тепловой сети).
Эксплуатация неэффективного оборудования (котловое, насосное, теплообменное) сопровождается перерасходом электроэнергии, топлива, необходимостью проведения частых ремонтных работ. Несоответствие диаметров существующих трубопроводов тепловых сетей существующему гидравлическому режиму, а также несоответствие установленного насосного оборудования на источниках тепла требуемым параметрам подключенных тепловых сетей является одним из факторов, влияющих на перерасход энергоресурсов.
Отсутствие средств телемеханики и автоматического регулирования технологических процессов работы теплогенерирующего, насосного оборудования приводит к перерасходу энергоресурсов и необходимости содержания большой численности обслуживающего персонала.
Из-за отсутствия приборного учета энергоресурсов на источниках тепла невозможно получение фактических данных о параметрах их работы, а значит и своевременная организация мер по повышению эффективности функционирования, своевременное определение причин потерь топливно-энергетических ресурсов при транспортировке и их устранение.
Высокий уровень износа тепловых сетей и их неудовлетворительное техническое состояние приводит к сверхнормативным тепловым потерям в системах централизованного теплоснабжения и частым возникновением аварийных ситуаций.
Основным источником электроснабжения города Шумерля является подстанция "Северная" 110/6 кВ и подстанция "Шумерлинская" 110/6 кВст 110/35/6 кВ, входящая в систему филиала ОАО "МРСК Волги" - "Чувашэнерго" и подстанция "Венец" 220/110/6 кВ Верхне-Волжской ПМЭС. Протяженность муниципальных электрических сетей составляет 310,1 км.
Муниципальные электрические сети характеризуются высоким уровнем морального и физического износа основного оборудования, что наряду с несовершенством приборного учета отпускаемой электрической энергии, особенно в частном секторе, приводит к сверхнормативным потерям в системе электроснабжения, а также негативным образом сказывается на надежности и качестве электроснабжения потребителей.
Источником водоснабжения городского хозяйственно-питьевого водопровода являются поверхностные воды реки Суры и подземные воды. Протяженность водопроводной сети - 74 км. Степень физического и морального износа - 80%. 22 км водопроводных сетей нуждается в замене.
В связи с отсутствием компенсации влияния суточной неравномерности водопотребления, насосные агрегаты, подобранные исходя из расчетных характеристик (как правило, с запасом по производительности), функционируют с постоянной частотой вращения, без учета изменяющихся расходов, вызванных переменным водопотреблением. Так, к примеру, происходит в ночное время суток, когда потребление воды резко падает. Указанные факторы приводят к повышенному расходу электроэнергии на подъем и транспортировку воды.
Положение дел в отрасли коммунальной инфраструктуры остается сложным. Планово-предупредительный ремонт инженерных сетей и оборудования практически уступил место аварийно-восстановительным работам, что ведет к снижению уровня надежности и качества предоставляемых услуг, росту затрат.
Для реализации Программы важно создание побудительных мотивов проведения энергоэффективных мероприятий у различных участников процесса производства, передачи и потребления энергоресурсов, а также механизма аккумулирования и финансирования энергосберегающих мероприятий.
Данная программа призвана решить существующие проблемы, вовлечь энергосберегающий потенциал города Шумерля в работу и имеет не только экономическое значение, но и ярко выраженное социальное и экологическое значение.
Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение целевых программ субъектов хозяйственной деятельности в рамках муниципальной подпрограммы энергосбережения.
Программа направлена на повышение эффективности энергетических обследований, учета и контроля за потреблением энергоресурсов, совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере, разработку системы мониторинга внедряемых мероприятий по энергосбережению, стимулирование мер по снижению энергоемкости, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации проектов в области энергосбережения.
В связи с этим Программа предусматривает осуществление комплекса организационных мер по пропаганде и популяризации вопросов энергосбережения, на освещение этой темы в средствах массовой информации, по повышению культуры энергопотребления среди населения, формированию и проведению энергосберегающей политики в городе Шумерля.
С 2004 года начался современный этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. Был принят ряд федеральных законов, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые сформировали законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере.
Новые направления государственной жилищной политики нашли отражение в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализация которого началась в 2006 году. Были определены четыре приоритетных направления реализации национального проекта: повышение доступности жилья; увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования; увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в городе Шумерля. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан города Шумерля позволит сформировать экономически активный слой населения.
Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:
является одной из приоритетных при формировании муниципальных программ и ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни молодых семей;
носит межотраслевой и межведомственный характер и не может быть решена без участия федерального центра;
не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;
носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.
Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы" на 2014 - 2020 годы муниципальной программы "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование расходных обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. N 55 "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняют органы местного самоуправления городов и районов. Выявление граждан указанных категорий, нуждающихся в жилых помещениях, и постановка их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях продолжаются.
Жилищный фонд города Шумерли по состоянию на 1 января 2014 г. включает в себя 801,1 тыс. кв. метров общей площади, из которых 762,4 тыс. кв. метров - частный жилищный фонд, 36,8 тыс. кв. метров - муниципальный, 1,9 тыс. кв. метров - государственный. Количество жилых единиц (квартир и индивидуальных жилых домов) составляет 12,310 тыс., при этом средняя общая площадь жилой единицы - 65,1 кв. метра.
С 2009 года в городе Шумерле реализовывались муниципальные целевые программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда города Шумерля".
В рамках реализации указанных программ за 2013 - 2016 года было переселено 855 граждан из 378 жилых помещений общей площадью 11131,6 кв. метров.
К аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации отнесено 12890,48 кв. метров жилых помещений города.
Основная часть жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, занята по договору социального найма. Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда необходимо проводить программным методом, комплексно, с привлечением средств бюджетов разного уровня, с учетом законодательства Российской Федерации, а также региональных и местных условий.
Настоящая Программа позволит определить пути решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Программный метод решения данной проблемы позволит обеспечить граждан, проживающих в аварийных домах, доступным жильем за счет консолидации средств бюджетов всех уровней и будет способствовать комплексной реконструкции (модернизации и развитию наряду со строительством жилых зданий инженерной, социальной, культурной и бытовой инфраструктуры).
С 2008 года в городе Шумерле ежегодно разрабатываются муниципальные адресные программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерля". В рамках реализации указанных программ капитально отремонтировано 80 многоквартирных домов общей площадью 189,8 тыс. кв. метров.
В течение длительного времени мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов проводились в недостаточных объемах. Более половины многоквартирных домов требует капитального ремонта, решение этой задачи имеет огромное значение для повышения качества жизни и требует кардинальных решений на уровне всех собственников.
В последние годы ухудшилась ситуация в муниципальном жилищном фонде в связи с приемом в муниципальную собственность ведомственных домов, имеющих большой физический износ. Тяжелое финансовое положение, а зачастую и банкротство предприятий, передающих жилищный фонд, исключили возможность выполнения капитального ремонта домов за счет этих предприятий или передачу предприятием средств на проведение необходимых восстановительных работ.
Осуществление комплекса мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов необходимо для предупреждения прироста ветхого и аварийного жилищного фонда, а также для обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан в многоквартирных домах.
Дома, построенные в соответствии с техническими нормативами середины прошлого века, не отвечают современным требованиям по тепло- и шумоизоляции. Теплоизоляционные материалы того времени, не обладая необходимой долговечностью, давно обветшали или полностью разрушились, что ухудшило теплозащиту.
Программа окажет позитивное влияние на состояние жилищного фонда в городе Шумерля, социальное благополучие общества.
В рамках муниципальной программы города Шумерли "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы (далее - муниципальная программа) необходимо мобилизовать все ресурсы (финансовые, земельные, организационные и др.), имеющиеся в распоряжении органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, а также государственных институтов развития, и обеспечить координацию использования этих ресурсов. Такой подход позволит повысить результативность и эффективность государственной жилищной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.