Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния малого и среднего предпринимательства, прогноз развития
Вклад малого предпринимательства в экономику города с каждым годом становится более весомым. Увеличивается доля среднесписочной численности работающих (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в совокупной численности экономически активного населения города Шумерля. Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, расширяется ее ассортимент, улучшается качество, повышается объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Субъекты малого предпринимательства обеспечивают в определенной доле наполняемость бюджета города. Сумма налогов, уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства в бюджет города, за 2012 год составила 25,5 млн. рублей против 22,9 млн. рублей в 2011 году, что на 11,4% больше соответствующего периода прошлого года.
В настоящее время вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как создание условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса может смягчить последствия финансового кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост производства. Содействие развитию малого и среднего бизнеса официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики администрации города Шумерля.
Разработка Программы обусловлена актуальностью вопросов создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, устранения административных барьеров, финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную перспективу, а также необходимостью совершенствования механизмов реализации политики администрации города Шумерля в части поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и более тесной ее взаимосвязи с общими задачами социально-экономического развития города Шумерля на долгосрочную перспективу с учетом имеющегося положительного опыта реализации предшествующих программ.
По состоянию на 1 января 2013 г. в городе зарегистрировано 165 малых предприятий, За 2012 год было создано 6 малых предприятий. Показатель плотности малых предприятий на 1 тыс. жителей составил 5,37.
Общая численность занятых в малом предпринимательстве на 1 января 2013 г. составила 3679 человека, в том числе работающих на малых предприятиях - 2154 человек. Количество зарегистрированных предпринимателей на 1 января 2013 г. составило 1525 человек.
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами малых предприятий, за 2012 год составил 854,9 млн. рублей, прогноз на 2013 год - 980,5 млн. рублей.
Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. Об этом свидетельствует сложившаяся отраслевая структура распределения малых предприятий в городе. В сфере торговли и общественного питания занято 35% предприятий. Промышленность является одним из секторов экономики, где малые предприятия играют важную роль, их количество составляет 20% от общего числа малых предприятий, строительством и ремонтом зданий и сооружений занято 19%, в прочих отраслях - 26%.
За последние два года сложившаяся отраслевая структура распределения малых и средних предприятий в городе практически не изменилась и свидетельствует о развитии предпринимательства преимущественно в сфере торговли и общественного питания, строительстве и производстве.
Развитие малых предприятий в обрабатывающей отрасли, работающих на сырье бюджетообразующих предприятий, будет способствовать повышению доли обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства. Такие предприятия с большей вероятностью смогут работать не только на внутренний, но и внешний рынок и будут более эффективно заимствовать и внедрять инновации.
Привлечение субъектов малого предпринимательства к решению вопроса об утилизации промышленных и бытовых отходов решит проблему экологического загрязнения территории города, обеспечения его чистоты и благоустройства, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду.
Среднемесячная начисленная заработная плата по малым предприятиям за 2012 год составила 9526,3 рублей, что составляет 110,3% от среднемесячной заработной платы 2011 года.
Основные показатели развития субъектов малого и среднего предпринимательства представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели
развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Шумерля
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 (оценка) |
Число малых и средних предприятий (единиц) |
157 |
159 |
165 |
167 |
Численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства (человек): |
3966 |
3600 |
3679 |
3751 |
на малых предприятиях (человек) |
1776 |
1823 |
2154 |
2564 |
индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (человек) |
2190 |
1777 |
1525 |
1187 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малыми предприятиями (млн. рублей) |
680 |
681,8 |
854,9 |
1030,8 |
Среднемесячная начисленная заработная плата по малым предприятиям (руб.) |
8640 |
8640 |
9526 |
11895,0 |
Количество проектов субъектов малого бизнеса, получивших государственную и муниципальную поддержку в форме грантов (шт.) |
4 |
0 |
27 |
30 |
Налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет города (млн. рублей) |
20,1 |
22,9 |
25,5 |
20,7 |
Заключено муниципальных контрактов с субъектами малого предпринимательства на сумму тыс. руб. |
20,1 |
28,7 |
50,6 |
55,2 |
Расходы консолидированного бюджета города, направляемые на поддержку и развитие малого предпринимательства, тыс. руб. |
50 |
- |
8758,4 |
10320,6 |
На реализацию мероприятий муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Шумерля в 2012 году направлено средств в сумме 8758,4 млн. рублей. Муниципальную поддержку в виде грантов получили 27 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму - 7710,4 тыс. рублей. С целью популяризации образа предпринимателя размещено 33 телевизионных передачи, 11 печатных материал на сумму 625,0 тыс. рублей. Проведены краткосрочные образовательные курсы и проделана работа по профессиональной ориентации учащейся молодежи в области предпринимательства - на общую сумму 423,0 тыс. рублей (общее количество слушателей 461 чел.).
При благоприятных условиях развития экономики в 2013 году численность владельцев собственного бизнеса может увеличиться за счет регистрации в качестве предпринимателей лиц из числа бывших безработных, прошедших отбор бизнес-проектов и получивших государственную поддержку на реализацию этих проектов; при неблагоприятных условиях - численность уже действующих бизнесменов может снизиться, поскольку малое предпринимательство является тем сектором экономики, который наиболее быстро и оперативно реагирует на все изменения на рынке: изменение спроса, налоговой системы, влияние конкуренции и т.д.
Многие проблемы развития малого и среднего предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов о формах господдержки, перспективных направлениях развития и отсутствием соответствующих деловых услуг. В связи с этим серьезной задачей остается система современного информационного обеспечения, в том числе с использованием Интернет-ресурсов и дистанционного консалтинга, решение которой позволит значительно улучшить условия и эффективность работы субъектов малого и среднего бизнеса. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на обеспечение доступа к правовой информации по направлениям: бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, консалтинговые услуги, нормативно-справочная информация и доступ к сетям маркетинговой информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг.
Проведенный выше анализ показывает, что решение имеющихся в развитии малого и среднего бизнеса проблем требует усиления роли органов местного самоуправления города Шумерля и создания новых механизмов в сфере муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с применением программных методов.
Анализ основных показателей экономики, образования, культуры подтверждает, что в городе Шумерля, как и в Чувашской Республике в целом, имеется основа для более активного развития предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции, несущей в себе народные традиции.
Народные художественные промыслы и ремесла представляют собой важную часть национального культурного достояния. Традиционными чувашскими народными промыслами являются национальная вышивка, ткачество. Развиты также резьба и роспись по дереву, лозоплетение, гончарное дело, изготовление изделий из бересты, лыка, изготовление национальных костюмов и национальных кукол, бисероплетение. В настоящее время народные промыслы - это скорее вопрос престижа республики, города, сохранения истории и традиций и, конечно, занятие для души.
Снижение платежеспособного спроса населения на изделия народных художественных промыслов, которые при их несомненной культурно-исторической значимости не относятся к товарам первой необходимости, привело к сокращению объемов производства, численности художников и мастеров народных художественных промыслов. Возникла опасность распада сложившихся творческих коллективов художников и мастеров народных художественных промыслов и утраты традиций народного искусства. Необходимость решения вышеуказанных проблем программными методами обусловлена спецификой поддержки народных художественных промыслов и ремесел, так как основной проблемой, препятствующей их развитию, является очень низкий уровень предпринимательской инициативы индивидуальных мастеров и ремесленников. С учетом изложенного государственная и муниципальная поддержка народных художественных промыслов прежде всего должна быть направлена на создание благоприятной среды для развития и реализации имеющегося потенциала мастеров и ремесленников города Шумерля по организации и ведению ими собственного бизнеса.
Появление на рынке новой сувенирной продукции с изображением государственных символов города Шумерля, Чувашской Республики будет способствовать их популяризации и воспитанию у населения, особенно у молодого поколения, уважительного отношения к ним. Использование национальной тематики повысит интерес к традициям и истории своего народа. Сувенирная продукция позволит удовлетворить растущий спрос населения города и гостей Чувашской Республики на качественные, высокохудожественные сувенирные изделия.
В результате анализа состояния народных художественных промыслов и ремесел города Шумерля выявлены следующие основные проблемы, характерные для мастеров народных художественных промыслов:
низкий уровень предпринимательской инициативы среди индивидуальных мастеров народных художественных промыслов;
тяжелое финансово-экономическое состояние и нестабильность производства;
отсутствие экономической концепции развития народных художественных промыслов и ремесел;
недостаточный технологический потенциал и сокращение материальной базы для развития производства, отсутствие необходимого оборудования, сырья и материалов;
неразвитая маркетинговая деятельность и, как следствие, затруднения, возникающие со сбытом продукции народных художественных промыслов и ремесел;
недостаточный уровень подготовки профессиональных кадров;
распад творческих коллективов;
отсутствие единой системы, объединяющей производителей изделий народных художественных промыслов и ремесел, художников, организации торговли и учебные заведения, готовящие специалистов в данной сфере;
присутствие на рынке продукции низкого художественного уровня и подделок.
Указанные проблемы свидетельствуют о том, что в ближайшее время государственная политика в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции должна быть направлена, во-первых, на сохранение и укрепление организаций данной отрасли, во-вторых, на активное развитие предпринимательства.
Важнейшими составляющими государственной политики в создании инфраструктуры в области народных художественных промыслов и ремесел являются обеспечение функционирования единой системы сведений о мастерах народных художественных промыслов и ремесленниках, производителях сувенирной продукции, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики, и производимых ими изделиях и сувенирах, выявление новых направлений развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике, повышение качества изделий и конкурентоспособности отрасли, а также создание благоприятной среды для развития и реализации имеющегося потенциала производителей изделий народных художественных промыслов.
В 2003 году при содействии Кабинета Министров Чувашской Республики при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики была создана Гильдия ремесленников Чувашии, которая продолжает функционировать и на сегодняшний день.
В настоящее время в городе насчитывается 11 человек, занимающихся изготовлением изделий народных художественных промыслов и ремесел. По данным художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Чувашской Республики, звание "Мастер народных художественных промыслов Чувашской Республики" имеют 2 человека.
В настоящее время очень мало мастеров народных художественных промыслов и ремесел, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, что подтверждает необходимость оказания государственной поддержки развитию предпринимательской инициативы в данной сфере деятельности.
В рамках реализации мероприятий программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Шумерля в 2012 году муниципальную поддержку в виде грантов получили 5 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму - 1,2 млн. руб.
Включение мероприятий по развитию народных художественных промыслов и ремесел в Программу позволит организовать работу в данном направлении более комплексно.
Муниципальная политика поддержки малого и среднего предпринимательства является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики муниципалитета. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.
В практической деятельности малое и среднее предпринимательство сталкивается с определенными трудностями, среди которых неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства, усложненность системы сбора налогов, недостаточность собственного капитала и оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, нехватка квалифицированных кадров, сложности с арендой производственных площадей, высокая арендная плата и др.
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства как в Чувашской Республике, так и в г. Шумерле напрямую зависят от решения перечисленных проблем.
Основные направления развития предпринимательства:
устранение административных барьеров, коррупционных рисков за счет упрощения и сокращения сроков проведения процедур согласования и выдачи разрешений, оформления документов на объекты недвижимости (в том числе земельные участки), находящиеся в муниципальной собственности;
создание режима максимального благоприятствования для развития малого бизнеса со стороны органов местного самоуправления;
повышение доступности финансовых и материальных ресурсов для индивидуальных предпринимателей;
расширение возможностей для развития инновационно направленных и экспортоориентированных малых предприятий;
совершенствование механизма осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в том числе за счет расширения практики осуществления закупок путем размещения на электронных торгах у субъектов малого предпринимательства, консолидации заказчиков;
содействие самозанятости безработных граждан;
сохранение и развитие благоприятных условий для функционирования бизнеса (включая льготы по налогам, реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, установление понижающих коэффициентов к размеру годовой арендной платы и т.п.).
Необходимыми действиями на пути преодоления административных барьеров для малого и среднего бизнеса являются:
анализ деятельности контролирующих органов и разработка предложений по устранению административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства на местном, республиканском и федеральном уровнях;
организация консультаций для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам получения государственной и муниципальной поддержки и обеспечения сопровождения проекта муниципальными службами от бизнес-идеи до его реализации.
Создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса будет способствовать увеличению к 2021 году: доли малых и средних предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства до 19,5%, доли среднесписочной численности работающих (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе индивидуальных предпринимателей) в совокупной численности экономически активного населения города Шумерля до 27,0%, что позволит увеличить доходную часть бюджета города за счет увеличения налоговых поступлений, повысить занятость и уровень жизни населения за счет создания дополнительных рабочих мест.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.