Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 13
к муниципальной программе
"Развитие жилищного
строительства и сферы
жилищно-коммунального
хозяйства"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Обеспечение населения Аликовского района Чувашской Республики качественной питьевой водой" муниципальной программы "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014-2020 годы
29 мая 2015 г., 31 марта, 27 октября 2016 г., 7 марта 2017 г.
Постановлением Администрации Аликовского района Чувашской Республики от 7 марта 2017 г. N 235 в паспорт внесены изменения
Паспорт подпрограммы
I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем, на решение которых направлена Подпрограмма, и прогноз ее развития
В настоящее время в Аликовском районе Чувашской Республики существует проблема с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой - необходимым элементом жизнедеятельности человека. От качества питьевой воды зависят состояние здоровья людей, уровень их санитарно-эпидемиологического благополучия, степень комфортности и, следовательно, социальная стабильность общества. Поэтому обеспечение населения безопасной для здоровья питьевой водой является приоритетной задачей социально-экономического развития района.
Качество воды в большинстве природных водоисточников, из которых осуществляется подача воды населению, не удовлетворяет нормативным требованиям, что обусловлено присутствием в воде загрязняющих веществ природного и антропогенного происхождения. Это наряду с введением новых нормативных требований к качеству питьевой воды, значительным износом сооружений и оборудования систем водоснабжения и водоотведения определяет актуальность проблемы обеспечения жителей района доброкачественной питьевой водой.
Масштабность проблемы обусловливает необходимость применения увязанного по задачам, ресурсам и срокам комплекса долгосрочных программных мероприятий, требующих значительных финансовых расходов.
На первом этапе решения проблемы обеспечения населения Аликовского района Чувашской Республики питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, была реализована республиканская целевая подпрограмма "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005 - 2008 годы", утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2004 г. N 142. В последующем указанные проблемы решались в рамках республиканской целевой программы "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009 - 2020 годы", утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 2 декабря 2008 г. N 123.
1.1. Характеристика проблем
Аликовский район Чувашской Республики характеризуется густонаселенностью и состоит из 115 деревень. Общая численность населения, проживающего постоянно по состоянию на 01 января 2013 года, составила 17269 человек, в том числе проживают в районном центре село Аликово - 2858 человек, что составляет 16,5% от общего количества жителей района.
Наибольшие проблемы в обеспечении водой питьевого качества испытывают крупные населенные пункты, в том числе: село Аликово, село Яндоба, село Чувашская Сорма, село Шумшеваши и ряд других населенных пунктов. Протяженность уличной водопроводной сети с. Аликово, обслуживаемой организацией коммунального комплекса, составляет 4,2 км, из которых 2,5 км или около 59% изношены и требуют срочной замены.
Село Аликово и ряд деревень недостаточно обеспечены ресурсами пресных подземных вод. Отсутствуют утвержденные эксплуатационные запасы подземных вод. Подземные источники не обеспечивают население водой питьевого качества в достаточном объеме. В результате нарушений правил санитарной охраны водоисточников, частично из-за отсутствия водоочистных сооружений качество питьевой воды во многих населенных пунктах не удовлетворяет гигиеническим нормативам.
Ввиду того, что только 20 процентов добытой воды используется населением непосредственно для питья и приготовления пищи, а остальная вода - на хозяйственно-бытовые нужды, целесообразно проведение обезборивания подземных вод в объемах, необходимых только для питьевых целей, с последующим бутилированием и реализацией в торговой сети.
По данным ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике", в Аликовском районе отмечен высокий удельный вес проб воды в источниках централизованного водоснабжения, не соответствующей гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям - 50 процентов.
Из-за несвоевременного проведения аварийно-восстановительных работ, ежегодных профилактических промывок, дезинфекции водопроводных сетей и сооружений происходит вторичное микробное загрязнение питьевой воды. Об этом свидетельствует несоответствие качества воды гигиеническим нормативам в коммунальных водопроводах.
По состоянию на 1 января 2013 года в селе Аликово действуют 6 действующих водозаборных скважин для хозяйственно-питьевых нужд, а также 6 скважин для хозяйственных нужд. Количества действующих подземных скважин явно не хватает для обеспечения в достаточном количестве питьевой водой жителей райцентра, а также питьевая вода по санитарно-химическим показателям оставляет желать лучшего, в связи с этим она подлежит переоценке в отношении качества. Поэтому необходимо провести дополнительные поисково-разведочные работы.
Существующее очистное сооружение в селе Аликово морально устарело, находится в крайне неудовлетворительном техническом состоянии, требует срочной модернизации, перегружено, что приводит к несоблюдению технологического режима очистки стоков. Эффективность очистки подавляющего большинства канализационных сооружений не удовлетворяет нормативным требованиям, что связано с устаревшей технологией и низким уровнем их эксплуатации.
Загрязнение водных объектов, при недостаточной барьерной роли действующих водоочистных сооружений, негативно влияет на экологическую обстановку в районе, сохранение животного и растительного мира.
Высокий износ канализационных очистных сооружений является одним из источников загрязнения окружающей среды. В большинстве населенных пунктов локальные канализационные очистные сооружения нуждаются в реконструкции.
В райцентре имеются две системы канализации. Канализационные сети вдоль улиц, переулков и других проездов составляют 3,6 км, из них 1,2 км или 33% нуждаются в срочной замене.
Для обеспечения населения Аликовского района качественной питьевой водой в достаточном количестве, защиты водных объектов как источников питьевого водоснабжения, решения проблем водоотведения требуются значительные вложения финансовых средств.
Повышение качества среды проживания населения является необходимым условием стабилизации и подъема общего уровня социально-экономического развития района и повышения уровня жизни его жителей.
Действующая система регулирования, основанная на применении метода экономически обоснованных затрат, требует реформирования, которое должно осуществляться путем перехода к установлению долгосрочных тарифов, привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений, повышения надежности и качества услуг и внедрения энергосбережения:
1. Переход на новую систему тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов.
Метод фиксированных тарифов позволяет устанавливать долгосрочные тарифы на срок от 2 до 5 лет в случае, если реализация мероприятий производственной программы превышает один год. При этом тарифы на каждый год долгосрочного периода регулирования устанавливаются следующими способами:
финансовые потребности организации по реализации производственной программы рассчитываются на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом прогнозного изменения цен (тарифов, стоимости) материальных затрат, изменения фонда оплаты труда исходя из отраслевых тарифных соглашений, изменения расходов на капитальные и текущие ремонты исходя из потребности в их выполнении и прочих параметров, влияющих на стоимостную оценку расходов. При этом тарифы рассчитываются для каждого года исходя из величины финансовых потребностей на соответствующий год и расчетного объема оказания услуг. Данный способ предпочтителен в случае ожидаемого существенного изменения объемов товаров (услуг) и (или) состава расходов;
финансовые потребности организации по реализации производственной программы рассчитываются в сопоставимых ценах (ценах базового года) совокупно за весь период регулирования.
Расчетные объемы поставки товаров (оказания услуг), а также величина присоединенной мощности потребителей товаров (услуг) рассчитываются совокупно за весь период регулирования.
При этом базовые тарифы (тарифы первого года долгосрочного периода регулирования) рассчитываются исходя из совокупного размера финансовых потребностей в сопоставимых ценах. На второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования осуществляется индексация базового тарифа исходя из индивидуальных индексов изменения отдельных статей затрат (электроэнергия, топливо, теплоэнергия, фонд оплаты труда, расходы на капитальный и текущий ремонты) и прогнозного индекса изменения цен производителей или роста потребительских цен (в отсутствие индекса изменения цен производителей), применяемого ко всем остальным статьям затрат.
Тарифы, установленные на срок от 2 до 5 лет, в случае объективного изменения условий деятельности регулируемой организации могут корректироваться путем применения метода индексации.
2. Применение концессионных соглашений
Концессионные соглашения являются наиболее эффективной формой привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, поскольку обеспечивают четкие гарантии возврата инвестированных средств.
Строительство новых и модернизация (реконструкция) существующих объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - высокозатратный для бюджета процесс. Это приводит к необходимости поиска новых форм привлечения средств для финансирования строительства и модернизации (реконструкции) объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Одним из таких способов является внедрение принципов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов развития общественной инфраструктуры.
3. Повышение надежности и качества услуг и внедрение энергосбережения
Большая энергозатратность производственных процессов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на фоне постоянно растущих тарифов на энергоснабжение приводит к снижению рентабельности данной отрасли и, как следствие, является одним из факторов, снижающих ее инвестиционную привлекательность. Решить данную проблему и снизить энергозатратность позволяет применение энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Энергосбережение (рационализация производства, распределения и использования всех видов энергии) стало в последние годы одним из приоритетных направлений технической политики во всех развитых странах мира. Энергосбережение в любой сфере сводится к снижению бесполезных потерь. Анализ структуры потерь в сфере производства, распределения и потребления электроэнергии показывает, что основная составляющая потерь (до 90 процентов) приходится на сферу потребления. Системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, построенные в "советское" время, являются неэффективными в плане энергопотребления и энергоэффективности. В течение длительного отрезка времени отпускная цена на энергоносители была значительно ниже фактической стоимости, что не стимулировало оптимизацию энергопотребления и внедрение энергосберегающих технологий. Опережающий рост стоимости энергоносителей привел к тому, что энергетическая составляющая в себестоимости на предприятиях водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод достигает от 20 до 40 процентов. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает разработка комплекса технических и организационных мероприятий, направленных на оптимальное использование энергетических ресурсов, что позволит повысить инвестиционную привлекательность объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Развитие сферы водоснабжения и водоотведения прогнозируется по следующим направлениям:
совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе по переходу на метод образования долгосрочных тарифов, создание условий для заключения (или заключение) концессионных соглашений и других мероприятий по реформированию отношений в указанном секторе;
совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в области регулирования качества воды;
приоритет реализации мероприятий подпрограммы в первоочередном порядке в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных и подземных источников питьевого водоснабжения;
приоритет реализации мероприятий с использованием инновационной продукции, российского оборудования, материалов и услуг;
инвестирование средств в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение систем коммунального водоотведения на основе технологий, обеспечивающих очистку сточных вод до установленных нормативных значений;
продолжение софинансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета в виде субсидий по федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092, а также привлечение средств частных инвесторов;
совершенствование экологического регулирования, в том числе установление порядка определения платы за сбросы сточных вод для организаций коммунального комплекса.
II. Приоритеты в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации Подпрограммы
Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития Аликовского района.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.
Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий. Развитие исследований по выявлению риска для здоровья населения в связи с химическим и биологическим загрязнением поверхностных и подземных вод подтверждает необходимость целенаправленных действий для сокращения заболеваемости, связанной с антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.
Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни. Продолжительность жизни россиян находится на нижней границе этого показателя для развитых стран. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.
Повышение качества централизованного водоснабжения до уровня, достигнутого западноевропейскими странами, позволит населению использовать водопроводную воду и не прибегать к использованию бутилированной воды.
Сложившаяся кризисная ситуация в области питьевого водоснабжения обусловлена недостаточностью мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, несовершенством нормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.
Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:
задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития района, ее решение позволяет обеспечить возможность для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций;
необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней;
проблемы снабжения населения чистой водой носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
Целями Подпрограммы являются:
обеспечение населения Аликовского района питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, в объеме, достаточном для жизнедеятельности;
улучшение состояния здоровья жителей и социально-экологической обстановки на территории Аликовского района;
восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих основных задач:
развитие системы регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе путем применения долгосрочного тарифообразования и использования методов государственно-частного партнерства;
строительство и модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в рамках реализации инвестиционных проектов;
создание групповых систем водоснабжения;
повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий;
внедрение новых технологий обработки воды на водоочистных станциях;
предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения.
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы и оценка её эффективности.
Мероприятия Подпрограммы предусматривают завершение строительства наиболее значимых объектов водоснабжения и водоотведения, а также строительство новых и модернизацию существующих объектов.
Конечным результатом реализации Подпрограммы является увеличение доли населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества (централизованными системами водоснабжения), за счет строительства систем водоснабжения с вводом в жилые дома.
Реализация мероприятий Подпрограммы позволит увеличить обеспеченность населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям, и обеспечить доступ к централизованным системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, что приведет к повышению качества жизни граждан, снижению заболеваемости, связанной с распространением кишечных инфекций и антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.
Переход на долгосрочное регулирование тарифов в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод приведет к сокращению операционных расходов, что позволит сдерживать рост тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и одновременно повышать качество предоставляемых услуг.
Реализация Подпрограммы к концу 2020 года позволит:
увеличить долю населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности;
сократить потерю воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
увеличить долю сточных вод, соответствующих нормативам.
Не менее важным результатом реализации Подпрограммы станет повышение качества воды в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения, что позволит уменьшить количество заболеваний пищеварительной системы, уменьшить риск инфекционных заболеваний, распространяющихся в водной среде.
Результатом реализации Подпрограммы станет переход на долгосрочное регулирование тарифов, в том числе методом доходности инвестированного капитала. Это позволит увеличить долю капитальных вложений в структуре расходов организаций, а также повысить инвестиционную активность частных инвесторов, что обеспечит финансовую устойчивость организаций.
Оценка социально-экономической и экологической эффективности Подпрограммы будет осуществляться на основе системы целевых показателей и индикаторов (далее - система индикаторов), приведенных в приложении N 1 к подпрограмме. Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за отчетный период, равный году, с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
III. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
Достижение целей и задач Подпрограммы осуществляется путем выполнения основных мероприятий Подпрограммы:
1. Развитие систем водоснабжения муниципальных образований.
Развитие систем водоснабжения предусматривает выполнение следующих мероприятий:
реконструкция, строительство и кольцевание водозаборных скважин по результатам оценки эксплуатационных запасов подземных вод;
строительство, реконструкция и восстановление централизованных локальных систем водоснабжения в населенных пунктах;
проектирование систем водоснабжения и водоотведения;
регистрация права собственности на системы водоснабжения и водоотведения, в том числе оформление земельных участков и техническая инвентаризация объектов.
2. Охрана и восстановление водных объектов. При этом планируется проведение следующих мероприятий:
2.1. Инвентаризация разведочно-эксплуатационных скважин на воду;
2.2. Ликвидационный тампонаж бесхозных, заброшенных и подлежащих ликвидации разведочно-эксплуатационных скважин.
2.3. Водоотведение и очистка бытовых сточных вод.
Снабжение населения качественной питьевой водой без решения проблемы водоотведения невозможно, поэтому в первоочередном порядке будут обеспечены биологическими очистными сооружениями канализации.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к подпрограмме.
IV. Характеристика мер правового регулирования
Для реализации подпрограммы планируется применять меры правового регулирования Государственной программы.
Основная мера правового регулирования подпрограммы состоит из:
Закона Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года";
Постановлением Администрации Аликовского района Чувашской Республики от 29 мая 2015 г. N 439 раздел V изложен в новой редакции
V. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется по многоканальному принципу - за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников (средства организаций, средства кредитных организаций, средства населения).
Механизм привлечения и использования финансовых средств федерального бюджета определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе реализации подпрограммы объемы финансирования подлежат уточнению с учетом реальных возможностей федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.