Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
города Канаш
от 31 декабря 2013 г. N 1458
Муниципальная программа
"Экономическое развитие и инновационная экономика города Канаш Чувашской Республики на 2014-2020 годы"
Паспорт
Основные положения муниципальной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика города Канаш Чувашской Республики на 2014-2020 годы"
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена муниципальная программа
Муниципальная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика города Канаш Чувашской Республики на 2014-2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. N 105 "О Республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"; решением Собрания депутатов города Канаш от 29 апреля 2010 г. N 17/39-4 "Об утверждении Комплексного инвестиционного плана социально-экономического развития города Канаш на 2012-2012 годы и на период до 2020 года".
В Программу входят три подпрограммы:
- подпрограмма 1 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Канаш Чувашской Республики на 2014-2020 годы";
- подпрограмма 2 "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в городе Канаш Чувашской Республики" на 2014-2020 годы;
- подпрограмма 3 "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Канаш" на 2014-2020 годы.
Многие проблемы развития малого и среднего предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов о формах господдержки, перспективных направлениях развития и отсутствием соответствующих деловых услуг. В связи с этим серьезной задачей остается система современного информационного обеспечения, в том числе с использованием Интернет-ресурсов и дистанционного консалтинга, решение которой позволит значительно улучшить условия и эффективность работы субъектов малого и среднего бизнеса. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на обеспечение доступа к правовой информации по направлениям: бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, консалтинговые услуги, нормативно-справочная информация и доступ к сетям маркетинговой информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг, для чего необходимо открытие многофункциональных центров.
В практической деятельности малое и среднее предпринимательство сталкивается с определенными трудностями, среди которых: неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства, усложненность системы сбора налогов, недостаточность собственного капитала и оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, нехватка квалифицированных кадров, сложности с арендой производственных площадей, высокая арендная плата и другие.
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства как в Чувашской Республике, так и в городе Канаш напрямую зависят от решения перечисленных проблем.
Для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в решении проблем, влияющих на активное развитие предпринимательства в городе Канаш Чувашской Республики, сформирована система поддержки малого и среднего предпринимательства.
Муниципальная политика поддержки малого и среднего предпринимательства является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики муниципалитета. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Такими условиями могут стать:
- нормативно-правовое обеспечение субъектов предпринимательства;
- формирование инфраструктуры поддержки;
- оказание поддержки: финансовой; имущественной; информационной, консультационной, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- участие субъектов малого предпринимательства в муниципальных закупках
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в городе Канаш Чувашской Республике позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.
Не упорядочены процессы взаимодействия розничных торговых сетей с товаропроизводителями, осуществляющими свою деятельность на территории города. В сфере торговли отсутствует система учета объемов продажи продукции местного производства.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Развитие рынка платных услуг тесным образом связано с потребностями и платежеспособным спросом населения. В связи с этим расширение сферы услуг в первую очередь зависит от взаимодействия администрации города и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере услуг.
Серьезными проблемами в сфере бытового обслуживания являются:
низкая рентабельность организаций службы быта;
слабая материально-техническая база: отсутствие современного оборудования и новых технологий, значительные затраты, связанные с ростом цен на материалы, оборудование, увеличение платы за аренду помещений, коммунальные услуги;
недостаточная инвестиционная и инновационная активность субъектов сферы бытового обслуживания;
слаборазвитая сеть бытового обслуживания.
Вышеуказанные проблемы на потребительском рынке в первую очередь связаны с отсутствием четкой стратегии развития различных форм торговли и формирования ее инфраструктуры с учетом новых тенденций в экономике, анализа состояния товарных рынков, развития сетевых структур предприятий розничной торговли.
Развитию потребительского рынка и сферы услуг будут способствовать улучшение транспортной доступности, рост денежных доходов населения, формирование потребностей в новых товарах и услугах со стороны предприятий и населения, развитие туризма. Особое внимание должно уделяться повышению роли малого бизнеса в производстве потребительских товаров и расширении сферы услуг.
Программное решение существующих проблем позволит обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик потребительского рынка и сферы услуг, будет способствовать поддержанию высоких темпов их развития, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, обеспечить значительную часть поступлений в бюджеты различных уровней.
Выполнение Программы обусловлено наличием рисков, источниками которых являются:
зависимость конъюнктуры рынка потребительских товаров и услуг, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов, в числе которых низкая покупательская способность значительной части населения, инфляция, зависимость продовольственного рынка от уровня развития агропромышленного комплекса, результативность принимаемых мер в области импортозамещения потребительских товаров и услуг;
нахождение объектов потребительского рынка в частной собственности, что влияет на объемы ресурсов, направляемых на выполнение основных мероприятий Программы.
В ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части развития и совершенствования системы предоставления муниципальных услуг, организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" существует ряд проблем:
- отсутствует единая система информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам получения муниципальных услуг, низкого уровня информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения муниципальных услуг;
- неэффективна существующая система обратной связи с пользователями государственных и муниципальных услуг, отсутствует система мониторинга качества и доступности муниципальных услуг;
- недостаточна степень внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс предоставления муниципальных услуг;
- создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью определения основных направлений политики города Канаш в области развития субъектов предпринимательства, торговли, общественного питания и платных услуг, а также оказания государственных и муниципальных услуг и выработки основных направлений развития отрасли до 2020 года.
В основе Программы лежат положения, ориентированные на улучшение обслуживания населения г. Канаша путем создания условий для обеспечения их доступности и качества. Настоящая Программа направлена на реализацию приоритетных направлений, определенных Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.
Достижению поставленных целей будет способствовать программно-целевой метод. Он предусматривает концентрацию усилий органов власти и организаций сферы потребительского рынка на решении главных задач, направленных на создание благоприятных условий проживания для населения г. Канаша, и будет способствовать оптимизации затрат бюджетных средств с учетом достижения ожидаемых результатов.
II. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Целями Программы являются:
- создание условий для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Канаш Чувашской Республики на основе формирования эффективных механизмов муниципального развития;
- повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг, создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги;
- развитие многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
Задачами Программы являются:
- развитие и совершенствование форм и механизмов взаимодействия органов местного самоуправления, субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;
- формирование условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в производственно-инновационной и научной сферах;
- совершенствование координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг в г. Канаш;
- развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг;
- развитие конкуренции;
- повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг;
- развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг, повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, эффективности деятельности органов исполнительной власти, сокращение сроков предоставления государственных (муниципальных) услуг
- повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, эффективности деятельности органов исполнительной власти, сокращение сроков предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Сроки реализации Программы - 2014-2020 годы.
III. Перечень программных мероприятий
Мероприятия муниципальной Программы объединены в три подпрограммы. Каждая из подпрограмм имеет собственную систему целевых ориентиров, согласующихся с целями и задачами муниципальной программы и подкрепленных конкретными комплексами мероприятий.
Подпрограмма 1 "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Канаш Чувашской Республики на 2014-2020 годы". Достижение заявленной цели и решение поставленных задач подпрограммы будет осуществляться в рамках реализации основных мероприятий:
- Совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействие органов государственной власти ЧР и муниципального самоуправления с общественными объединениями предпринимателей;
- Развитие малого и среднего предпринимательства в области инноваций;
- Развитие механизмов финансово-имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства.
Подпрограмма 2 "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в городе Канаш Чувашской Республики" на 2014-2020 годы. Достижение заявленных целей и решение поставленных задач подпрограммы будет осуществляться в рамках реализации основных мероприятий, предполагающих:
- Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг
- Развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг в сферах: - розничной торговли; - общественного питания; - оказания услуг
- Развитие конкуренции
- Повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг
- Развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг.
Подпрограмма 3 "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Канаш" на 2014-2020 годы
Достижение заявленных целей и решение поставленных задач подпрограммы будет осуществляться в рамках реализации основных мероприятий, предполагающих:
- Организацию дополнительных окон;
- Монтаж и открытие CALL-центра по информированию граждан о порядке предоставления услуг на базе МФЦ;
- Оценку деятельности МФЦ.
Перечень мероприятий с непосредственными результатами их реализации приведён в приложении N 1 к муниципальной Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются федеральный бюджет, республиканский бюджет Чувашской Республики, местный бюджет, средства субъектов предпринимательской деятельности (внебюджетные средства).
Объем финансирования Программы подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
Объем финансирования муниципальной Программы составляет 982518,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета 0,0 тыс. рублей; республиканского бюджета - 0,0 тыс. рублей, местного бюджета - 21518,2 тыс. рублей (3,0 процента), внебюджетных источников 961000 тыс. рублей. (97,0 процентов).
Более подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий Программы и прогнозной оценке на период до 2020 года за счет средств федерального, республиканского, местного бюджетов, а также внебюджетных источников представлена в приложении N 2.
V. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
5.1. Муниципальная Программа реализуется:
в части подпрограмм: "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Канаш Чувашской Республики на 2014-2020 годы"; "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в городе Канаш Чувашской Республики" на 2014-2020 годы - отделом экономики администрации города Канаш;
в части подпрограммы "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Канаш" на 2014-2020 годы - АУ "МФЦ" г. Канаш ЧР.
5.2. Контроль за ходом реализации подпрограмм осуществляют руководители указанных подразделений.
VI. Оценка социальной и бюджетной эффективности Программы
В качестве целей управления, определяющих критерии оценки эффективности Программы, приняты такие количественные показатели, как прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение доли работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в общей численности работников предприятий и организаций; увеличение доли продукции, работ (услуг), произведенных малыми и средними предприятиями, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами по городу Канаш; увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства.
Социальный эффект от реализации программы выражается в повышении качества жизни населения, создании 840 дополнительных рабочих мест на вновь строящихся объектах потребительского рынка, совершенствовании системы подготовки и переподготовки кадров для сферы потребительского рынка и услуг. Уровень средней заработной платы работников сферы потребительского рынка и услуг к 2020 году составит 50,0 тыс. рублей.
Совокупность мероприятий, предусмотренных подпрограммой, обеспечит внедрение современных передовых технологий в сфере услуг и прирост доли объектов, предлагающих прогрессивные методы продажи и новые виды услуг, ежегодно на более чем 5 процентов.
Социальная эффективность подпрограммы также обусловлена улучшением здоровья населения путем повышения качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг, улучшением питания детей в средних общеобразовательных учреждениях и увеличением охвата школьников горячим питанием до 100 процентов, повышением уровня знаний населения о защите своих прав, а также снижением стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения и т.д.
Бюджетная эффективность подпрограммы будет выражена в увеличении:
доли налоговых платежей по видам экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", "Гостиницы и рестораны" в общем объеме налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации до 15 процентов;
суммы инвестиций в развитие потребительских услуг до 230,0 млн. рублей ежегодно.
Достижение к 2020 году показателей, предусмотренных подпрограммой, позволит увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней и обеспечить вклад в увеличение валового регионального продукта.
Благодаря реализации принципа "одного окна" в МФЦ предоставление государственных и муниципальных услуг является более эффективным по сравнению с традиционными формами работы органов исполнительной власти. Повышение качества и доступности государственных услуг достигается за счет упрощения процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых общественно значимых государственных и муниципальных услуг. Сокращаются сроки предоставления как государственных, так и муниципальных услуг. При обращении в МФЦ граждане и юридические лица получают возможность быть более информированными о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг. К положительным моментам также можно отнести противодействие коррупции, ликвидацию рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Такая форма организации взаимодействия государства и граждан повышает степень удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы приведены в приложении N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.