Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Батыревского района
от 30 января 2014 г. N 46
Паспорт
муниципальной программы Батыревского района Чувашской Республики "Развитие образования Батыревского района Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
- |
отдел образования, социального развития, информационного обеспечения и архивного дела администрации Батыревского района Чувашской Республики (далее - Отдел образования) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соисполнители муниципальной программы |
- |
муниципальные образовательные организации, подведомственные отделу образования, социального развития, информационного обеспечения и архивного дела администрации Батыревского района Чувашской Республики: общеобразовательные организации Батыревского района Чувашской Республики; дошкольные образовательные организации; организации дополнительного образования; сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района Чувашской Республики |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подпрограммы муниципальной программы |
- |
"Государственная поддержка развития образования" "Молодежь Батыревского района"; "Обеспечение реализации муниципальной программы Батыревского района Чувашской Республики" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные мероприятия |
- |
Мероприятия подпрограммы "Государственная поддержка развития образования": 1. Обеспечение реализации приоритетного национального проекта "Образование". 2. Обеспечение выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций Батыревского района Чувашской Республики. 3. Организационно-методическое сопровождение проведения олимпиад школьников. 4. Укрепление материально-технической базы объектов образования. 5. Совершенствование организации питания учащихся. 6. Развитие единой образовательной информационной среды в Батыревском районе Чувашской Республики. 7. Организационно-методическое сопровождение проведения аттестации педагогических работников 8. Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Батыревском районе Чувашской Республики. 9. Обеспечение деятельности муниципальных организаций Батыревского района Чувашской Республики, подведомственных отделу образования, социального развития, информационного обеспечения и архивного дела администрации Батыревского района Чувашской Республики. 10. Государственная поддержка семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 11. Предоставление субсидий на осуществление государственных полномочий Чувашской Республики по финансовому обеспечению государственных гарантий. 12. Социальные пособия учащимся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Батыревского района Чувашской Республики, нуждающимся в приобретении проездных билетов для проезда между пунктами проживания и обучения на транспорте пригородного сообщения. 13. Развитие системы дошкольного образования в Батыревском районе Чувашской Республики. 14. Капитальный ремонт объектов образования. 15. Строительство новых зданий, реконструкция ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций, капитальный ремонт муниципальных образовательных организаций с целью создания дополнительных мест для реализации образовательных программ дошкольного образования. 16. Строительство и реконструкция муниципальных общеобразовательных организаций Батыревского района Чувашской Республики. Мероприятия подпрограммы "Молодежь Батыревского района" подразделены по направлениям: 1. Повышение эффективности организации работы с детьми и молодежью 2. Совершенствование системы общественно-государственного партнерства 3. Государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи 4. Государственная поддержка молодых людей в трудной жизненной ситуации 5. Информационное обеспечение государственной молодежной политики 6. Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни молодых граждан |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели муниципальной программы |
- |
обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи муниципальной программы |
- |
обеспечение населения услугами дошкольного образования; повышение доступности качественного начального общего, основного общего и среднего общего образования; развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в Батыревском районе; создание условий для активного включения молодых граждан в процесс социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Батыревского района; создание условий для активного включения молодых граждан в процесс социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Батыревского района Чувашской Республики; переход от государственно-общественного управления образованием к общественно-государственному управлению |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
- |
достижение к 2021 году следующих показателей: удовлетворенность населения качеством начального общего, основного общего и среднего общего образования, профессионального образования - 98 процентов; обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях - 989 мест на 1000 детей; доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений - 100 процентов; доля детей и молодежи, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общей численности детей и молодежи 5-18 лет - 36 процентов; доля молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, охваченной деятельностью молодежных общественных объединений, в общей ее численности - 15 процентов; удельный вес образовательных организаций, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющие на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов - 100 процентов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
- |
2014 - 2020 годы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объемы средств бюджета Батыревского района Чувашской республики на финансирование муниципальной программы и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию её целей средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской республики, внебюджетных средств |
- |
Прогнозируемые объёмы финансирования мероприятий муниципальной программы в 2014 - 2020 годах составят 3396480,8 тыс. рублей, в том числе:
из них средства: федерального бюджета - 44267,5 тыс. рублей, в том числе:
республиканского бюджета Чувашской республики - 2682282,4 тыс. рублей в том числе:
из местного бюджета - 567817,5 тыс. рублей, в том числе:
из внебюджета - 102113,4 тыс. рублей, в том числе:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
- |
обеспеченность населения услугами дошкольного образования; доступность качественного начального общего, основного общего и среднего общего образования для всех детей независимо от места проживания и дохода родителей; доступность всех видов образования для детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями; формирование у молодежи социальных компетентностей, инициативности и предприимчивости, способности к самовыражению и активному участию в решении задач социально-экономического развития Батыревского района; расширение потенциала системы воспитания и дополнительного образования детей; сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни; внедрение инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования образовательных организаций; переход от государственно-общественного управления образованием к общественно-государственному управлению. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В основу модернизационных процессов в системе образования положены содержательные приоритеты, реализуемые в национальном проекте "Образование", сформулированные в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", определённые планом действий по модернизации системы общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р, и Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, и нашедшие свое отражение в муниципальной программе "Развитие образования Батыревского района" на 2014 - 2020 годы. Программа разработана в целях реализации Стратегии развития образования в Чувашской Республике, утверждённой Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 года N 25.
Система образования Батыревского района за последние 10 лет совершила инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы государственно-общественного управления образованием и независимой системы оценки качества образования, модернизации учебно-материальной базы и др.
В Батыревском районе функционирует 48 муниципальных и 2 государственных образовательных учреждений, в т.ч. 31 общеобразовательное учреждение, 13 дошкольных образовательных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования, 1 вечерняя школа, профессиональное училище N 7 Минобразования Чувашии и филиал Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.
Система дошкольного образования Батыревского района насчитывает 13 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, 12 МБОУ "Начальных школ - детских садов" и 8 дошкольных групп в составе 5 общеобразовательных школ с охватом 1957 ребёнка.
В настоящее время значительно возрос спрос на услуги в дошкольном воспитании и образовании. Как результат - очередь на устройство в детские дошкольные учреждения. Существующая сеть дошкольных учреждений не позволяет охватить всех детей этого возраста дошкольным образованием.
Показатель охвата детей от 1,5 года до 6,5 лет дошкольным образованием на сегодняшний день составляет 83%. От 3 до 7 лет охват составляет 100%.
Осенью 2012 года в с. Батырево открылись детские сады "Сказка" на 240 мест с уплотнением на 36 мест, а в селе Шыгырдан д/с "Сандугач" на 160 мест, с уплотнением на 26 мест, 2 группы полного дня в селе Норваш Шигали - 35 мест); открылась школа в д. Татарские Сугуты на 200 ученических мест с дошкольным образовательным учреждением на 40 мест.
Сложившаяся в районе система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных учреждений, которые оказывают разнообразные услуги с учетом потребностей семьи и общества в целом. Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ ведется по комплексным программам дошкольного образования, как "От рождения до школы" (под ред. Н.Е. Вераксы), "Детство". Совершенствуя содержание дошкольного образования и его качества, в детских садах с. Батырево дополнительно к основной программе идет реализация парциальной программы по физическому развитию дошкольников "Физическая культура - дошкольникам". В МБДОУ "Первомайский детский сад "Шусам" реализуется парциальная программа по экологическому образованию дошкольников "Юный эколог". Для реализации потребностей детей в индивидуальном развитии работают кружки, в основном художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направлений. Все дети посещают кружки бесплатно. В истекшем году работало 9 кружков, их посещало 159 детей.
Особого внимания требует решение вопроса обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях, в начальных школах - детских садах и группах кратковременного пребывания воспитываются 16 детей с ограниченными возможностями здоровья.
1 сентября 2013 года за парты сели 4506 обучающихся, в том числе в первый класс - 369. Обучением охвачены все дети школьного возраста, подлежащие обучению.
В системе образования Батыревского района работают 504 педагога (без учёта часовиков и совместителей), в том числе 420 учителей, которые обучают 4506 учащихся. 30,8% учителей имеют высшую квалификационную категорию. 94,5% преподавателей с высшим образованием (в прошлом году - 91,5%). Состав педагогических работников разновозрастной. Средний возраст учителей района - 41 год (в 2012 г. - 44 года). В настоящее время наполняемость классов составляет 15,8 учеников, на одного учителя приходится 11 детей.
В районе 9 базовых школ обеспечены высококвалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная база.
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений в 2013 году составляет 17%.
Привлечение молодых специалистов в школы и обеспечение их полной учебной нагрузкой - одна из главных задач в системе образования Батыревского района. Число молодых учителей (моложе 25 лет) 1,9%, (8 учителей). Доля педагогов в возрасте до 30 лет в общей численности учителей - 2,7%. Четыре молодых учителя участвуют в республиканской программе по улучшению жилищных условий.
Количество педагогического персонала, работающего менее 2 лет - 13 человек (2,9% от общего числа педагогических работников), от 2 до 5 лет - 8 (1,6%), 5-10 лет - 6,5%.
Из общей численности педагогических работников 79,5% в возрасте 35-55 лет. (в 2012 году - 87%), 7,8% - учителя 25-35 лет (в 2012 году - 12%), 11,1% - работающие пенсионеры. По сравнению с прошлым годом количество педагогов пенсионного возраста уменьшилось на 1%, на сегодняшний день это 56 педагогов. Число педагогов, работающих в школах свыше 20 лет, составляет 67,7%, то есть 341 человек.
С целью стимулирования учителей к непрерывному повышению квалификации, обеспечения результативности их работы модернизируется система аттестации педагогических и руководящих работников школ. Количество аттестованных учителей от общего числа учителей 97% (в 2012 году - 95%).
Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений отражается в перспективных программах развития, основу их составляют компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения. Широкое развитие получает сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными учреждениями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников. В 2012/2013 учебном году 100 процентов старшеклассников были охвачены профильным обучением.
С введением профильного обучения на старшей ступени обучения большинство выпускников наших школ выбирают следующие профили:
социально-экономический профиль обучения в 2013-2014 учебном году - 210 учащихся.
В 2012-13 учебном году количество учащихся, выбравших в качестве образовательной траектории естественно - научный профиль, резко уменьшилось: в 2012 году на выборе естественных наук остановилось 218 учащихся, в 2013-2014 учебном году - 92 ученика.
Большой интерес у учащихся вызывает социально-гуманитарный профиль. На выборе данного профиля в 2012 году остановилось 135 учащихся общеобразовательных учреждений района, а в 2013-14 учебном году - 192 ученика.
Уменьшилось число учеников, выбравших в качестве предмета для углубленного изучения физик и химию. Число учащихся, изучающих дисциплины физико-химического и химико-биологического профиля составляет 160 учащихся, в 2013-2014 - 124 ребенка.
Доля выпускников 11 классов, получающих образование в рамках заказа государства на бюджетной основе в ВУЗах, составляет 73%. Наблюдается увеличение этого числа на 3,5%.
В последние годы все большее количество выпускников Батыревского района выбирают высшие учебные заведения в качестве продолжения своей профессиональной образовательной траектории.
В 2012 году в высшие учебные заведения поступило - 243 выпускника, а в 2013 году - 260. При выборе высшего образовательного учреждения абитуриенты нашего района отдают предпочтение социально-экономическому направлению, это 20% от числа выпускников, поступивших в вузы. В 2012 году 26% от общего количества выпускников стали студентами Чувашского Государственного Университета им. И.Н. Ульянова, в 2013 году - 20%.
В школы района ежедневно подвозится более 900 детей на 24 школьных автобусах из 36 деревень. Реализация республиканской программы "Школьный автобус" также способствует широкому развитию творческих, интеллектуальных, спортивных способностей детей.
В районе растёт число победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников республиканского и регионального этапов. В 2011/2012 учебном году было 12 победителей республиканских олимпиад и 3 региональных (г. Казань), в 2012-2013 учебном году - 24 (11 мест в республике и 12 мест в регионе, 1 место в межрегиональной олимпиаде).
Создана система независимой оценки качества образования: с 2001 года введен единый государственный экзамен для выпускников средних школ и с 2006 года - единый муниципальный экзамен для выпускников 9 классов. В этом году единый государственный экзамен сдавали 361 учащихся, в том числе 10 из вечерней школы и 2 выпускника прошлых лет. Не преодолели минимальный порог по русскому языку 5 выпускников, по математике 4 выпускника. В результате 6 учащихся не получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании (3 учащихся из средних школ: Батыревской СОШ N 2, Тарханской СОШ, Большечеменевской СОШ, 3 - из Батыревской вечерней школы).
97,7% выпускников 2013 года все экзамены в форме ЕГЭ сдали успешно. Средний балл ЕГЭ-2013 по Батыревскому району выше по сравнению с прошлогодними показателями по математике и по русскому языку почти на 4 балла (математика - 55,74, русский язык - 64,46, по республике - 56,8 и 67,4 соответственно). По району в сравнении с 2012 годом наблюдается повышение показателей среднего балла по 9 предметам, исключая физику, где средний балл понизился на 3 балла и географию, где средний балл понизился на 8 баллов. Средний балл ЕГЭ-2013 по Батыревскому району немного выше, среднереспубликанского показателя по химии, информатике, географии.
За последние годы в системе воспитания и дополнительного образования детей Батыревского района наметился ряд положительных тенденций:
- интеграция учреждений общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение сохраняет свою специфику;
- развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях;
- обновление содержания дополнительного образования;
- реализация системы воспитания учащихся через развитие детских и молодежных организаций, ученического самоуправления, школьных музеев, проведение массовых мероприятий с учащимися;
- проведение экспертизы программно-методического обеспечения;
- разработка программ нового поколения и их экспериментальная проверка;
- проведение районных туров Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей;
- развитие инновационной деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Воспитательный процесс, в своих массовых проявлениях является зеркалом самого общества. Направленность процесса совершенствования воспитания и дополнительного образования определяет цели и опережающий характер преобразований на пути реализации выбранной общественно-государственной модели развития.
В качестве основной цели совершенствования воспитания и дополнительного образования можно определить моделирование единого воспитательного и образовательного пространства в рамках реализации основных направлений модернизации Российского образования, качественный подход к организации дополнительного образования на базе школ и учреждений дополнительного образования детей, способного обеспечить дальнейшую самореализацию личности, её профессиональное самоопределение.
В 2012-2013 учебном году в системе воспитания и дополнительного образования Батыревского района в МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования детей", в 22 объединениях занималось 380 детей (4711 - 8% от общего числа обучающихся), на базе школ дополнительным образованием было занято в 19 объединениях (4711 - 85% детей). В 19 образовательных учреждениях работают 366 кружков и секций. Общий охват детей системой дополнительного образования в возрасте от 7 до 18 лет составил 4010 детей - 85%. В АУ ДОД "ДЮСШ "Паттар" МО "Батыревского района" занято 830 учащихся, в МБОУ ДОД "Батыревская детская школа искусств" - 259 учеников. Охват учащихся услугами дополнительного образования растёт, и в 2013 году на 5% больше по сравнению с 2012 годом.
Система дополнительного образования детей прошла определенный период совершенствования в соответствии с основными направлениями модернизации. В учреждениях дополнительного образования по сравнению с предыдущим годом на 10% увеличилось количество детей среднего и старшего возраста. Вместе с тем уменьшилось на 8% количество мальчиков в объединениях. Это связано, прежде всего, с тем, что в учреждениях большой процент составляют объединения художественного творчества и недостаточно развиваются объединения научно-технического творчества.
Разрабатываются и реализуются модифицированные программы. В среднем на 98% реализованы образовательные программы дополнительного образования, увеличивается доля программ нового поколения.
В целях обновления содержания дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей необходимо реализовывать программы опорных учреждений, экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми (для этого есть все необходимые условия в Батыревской СОШ N 1, техническому творчеству (в Тойсинской СОШ), по художественному (в Тарханской СОШ).
Рост социальной активности детей и подростков в районе происходит за счет повышения результативности деятельности детских общественных объединений.
Сложившаяся в районе система воспитания и дополнительного образования охватывает различные сферы деятельности детей и подростков. Работа в объединениях организуется в соответствии с новыми формами организации занятий, обновляемой материально-техническая базой объединений.
Успех воспитания и развития ребенка напрямую зависит от учителя, от его компетентности, эрудиции, владения современными технологиями. Педагоги района находятся на этапе внедрения современных педагогических технологий: методов проектов, научно-исследовательской работы.
Учебный предмет "Физическая культура" выступает не только в качестве главного, определяющего компонента общего физкультурного образования, но и главной формой всего процесса физического воспитания школьников, важнейшего фактора, обеспечивающего успешность формирования физической культуры в обществе.
Много полезного узнают наши учителя на семинарах методического объединения учителей физкультуры и преподавателей-организаторов ОБЖ. "Вершиной айсберга" являются здоровье наших детей, результаты наших учащихся на олимпиаде по физкультуре, спортивных соревнованиях различного уровня.
В этом учебном году на региональном этапе олимпиады по физкультуре: как и в прошлом учебном году наши учащиеся завоевали 5 призовых мест. На республиканской Спартакиаде прошлого учебного года наши учащиеся показали также хорошую подготовку: по 13 зачетным видам спорта Батыревский район занял второе место после города Чебоксар среди 26 районов и городов Республики.
По итогам IX Спартакиады школьников Чувашской Республики по спортивно-техническим и прикладным видам спорта на Кубок космонавта А.Г. Николаева в 2012-2013 учебном году Батыревский район принял активное участие, занял 3 место среди 26 районов и городов республики.
По итогам Всероссийского смотра физической подготовленности школьников Батыревская СОШ N 1 заняла 3 место.
За всю историю проведения республиканские финальные юнармейские Игры "Зарница" и "Орленок" зарничники Батыревской СОШ N 2 стали победителями Игр, орлята Батыревской СОШ N 1 стали вторыми.
Несмотря на положительные тенденции развития, заданные направления позволяют выделить ряд проблем, существующих сегодня в системе воспитания и дополнительного образования Батыревского района и требующих решения с применением программно-целевого метода:
- недостаточное развитие системы дополнительного образования в части поддержки технического творчества обучающихся, инженерно-конструкторской и изобретательской деятельности;
- применение традиционных форм занятий объединений, что не делает привлекательным дополнительное образование для детей среднего и старшего школьного возраста;
- недостаточное изменение содержания дополнительного образования, многие образовательные программы не соответствуют требованиям.
- малое количество педагогов дополнительного образования детей участвует в конкурсах профессионального мастерства;
- недостаточная ретрансляция опыта работы педагогических работников, самих учреждений по вопросам воспитания и дополнительного образования на региональном, всероссийском уровнях. Вместе с тем, выстроенная система воспитания и дополнительного образования позволяет реализовать детям и подросткам свои способности, становиться победителями в различных творческих конкурсах, научно-исследовательских конференциях, форумах и других мероприятиях регионального, Всероссийского и международного уровней, а также самоопределиться в выборе дальнейшей профессии.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в образовательных учреждениях района организуется внеурочная деятельность обучающихся, которая направлена на спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности и тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов и включения их в различные виды деятельности.
Одним из направлений приоритетного национального проекта "Образование" стала организация и развитие дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В Батыревском районе в этом направлении работают 5 школ (Батыревская СОШ N 1, Норваш-Шигалинская СОШ, Полевобикшикская СОШ, Первомайская СОШ, Тойсинская СОШ), где обучаются 7 учащихся, не имеющих возможности посещать школу. В 2012 году в рамках ПНПО поступило дистанционное образование для детей-инвалидов на сумму 2114726,97 рублей, заключены договоры на подключение и оплату услуг Интернет. Работа этой сети координируется Республиканским центром дистанционного обучения.
В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (организация обучения детей-инвалидов, создание условий, приобретение оборудования и др.) на 2012 финансовый год в МБОУ "Батыревская СОШ N 1" создали условия универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. На эти цели из республиканского бюджета выделено 2747,6 тыс. руб. за счёт федерального и республиканского бюджета.
В районе не разработаны мероприятия по созданию в образовательных учреждениях безбарьерной среды. Необходима разработка и реализация на базе ЦДОД образовательных программ, направленных на создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализацию. Обеспечение образовательными учреждениями подготовки участников ежегодного конкурса для детей-инвалидов "Мы все можем".
Необходимо своевременное обновление сайтов учреждений дополнительного образования детей, раздела "Воспитательная работа" сайтов общеобразовательных учреждений.
Образовательными учреждениями ведется работа по учету детей из "группы риска", несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, а также учет неблагополучных, малообеспеченных, многодетных и неполных семей. По состоянию на 1 июня 2013 года на профилактическом учете ПДН и КДН состоят 35 несовершеннолетних, 43 учащихся - на внутришкольном учете, 22 учащихся в "группе риска". Основные причины правонарушений: 1) нет контроля местонахождения детей во внеурочное время со стороны родителей; 2) излишнее обеспечение родителями своих несовершеннолетних детей денежными средствами и другими материальными благами.
В образовательных учреждениях созданы Советы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Профилактический совет объединяет усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально - психологической службы в создании единой системы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Поставлены задачи:
- повысить эффективность оценки качества образования по воспитательной работе, дополнительному образованию;
- разработать районную программу по развитию кадетского движения на 2014 - 2015 годы исходя из опыта работы Батыревской СОШ N 1.
- совершенствование механизма реагирования на изменения потребности населения в дополнительных образовательных услугах;
- проводить ежегодный социальный опрос детей и родителей по удовлетворенности услугами дополнительного образования детей;
- создать и организовать работу научных лабораторий, школ раннего развития детей на базе ЦДОД;
- выпустить методический сборник из опыта работы: "Дети, Творчество и Мы", "Ступени", в 2014 году сборника по воспитанию с целью обобщения и ретрансляции опыта работы педагогов образовательных учреждений.
Огромное значение в воспитании ребят имеет художественно-эстетическое развитие. Соприкасаясь с духовной культурой, человек становится чище, благороднее, толерантнее. Работа Батыревской детской школы искусств играет большую роль в этом отношении.
В 1962 году в селе Батырево, Батыревского района Чувашской АССР была открыта детская музыкальная школа, правопреемником которой и является МБОУ ДОД "Батыревская детская школа искусств". Штатная численность всего работников - 19, из них 17 педагогических работников.
Школа имеет 6 структурных подразделений, где осуществляет образовательную деятельность: - Тойсинское, Татарско-Сугутское, Сугутское, Шыгырданское, Тарханское. Численность контингента учащихся в целом и по отделениям:
Народные инструменты (баян) - 32, Народные инструменты (гитара) - 17; Фортепиано - 45; Фольклор - 44; Хореография - 28; Художественное - 91; Вокал - 2; Итого - 259 учащихся.
Со дня открытия детской музыкальной школы в селе Батырево выпустились около семисот учащихся. В 2012 - 2013 учебном году окончили 46 учащихся. Из них: Поступили в профильные учебные заведения - 3 выпускника.
В Батыревском районе ведется активная работа по развитию информационной образовательной среды школы. В значительной степени этому способствовал приоритетный национальный проект "Образование". Удалось обеспечить высокое насыщение образовательных учреждений современным компьютерным оборудованием, появились эффективные проекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
В образовательных учреждениях систематически пополняется и обновляется парк компьютерной техники. В настоящее время в школах насчитывается 652 компьютера, 26 интерактивных досок, 22 персональных компьютеров (ноутбуки, планшеты), 258 (181) проекторов. Все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет, имеют постоянно обновляемые сайты. Школы района активно использует электронные системы управления.
В настоящее время на один компьютер приходится 6,7 школьников, а в базовых школах 7,5 школьников на один компьютер.
Продолжая работу по совершенствованию публичной информации о деятельности учреждений на сайтах, в текущем году уделено значительное внимание переходу образовательных учреждений на электронный школьный документооборот, включая электронные журналы и дневники. В 2012 году со второй учебной четверти на электронный документооборот перешла Батыревская СОШ N 1, частичное использование электронного журнала в Большечеменевской СОШ.
В ходе реализации комплекса мер по модернизации общего образования Чувашской Республики в 2013 году Батыревскому району выделено более 27 млн. рублей, в том числе на оснащение школ современным компьютерным оборудованием АРМ для начальных классов, пополнение фонда школьных библиотек, приобретение учебно-лабораторного оборудования, модернизацию столовых 7 средних школ, обновление парка школьных автобусов, проведение капитального ремонта 9 школ.
В рамках комплексной компактной застройки сельских поселений проведен капитальный ремонт в Кзыл-Камышской начальной школе - д/с на сумму 2,3 млн. рублей.
В районе сформирована система поддержки талантливой молодёжи. В 2012 году специальной стипендии для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность удостоились 22 чел. (из них 6 человек из числа работающей молодежи Специальную стипендию Главы Чувашской Республики для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность в размере 1830 рублей получают 23 человека (из них 7 человек из числа работающей молодежи)., 5 учащихся общеобразовательных учреждений получают стипендию главы администрации Батыревского района в размере 300 рублей ежемесячно.
Горбунова Кристина Андреевна, учащаяся МБОУ "Алманчиковская СОШ" (на 2012-2013 учебный год) стала именным стипендиатом Главы Чувашской Республики для одаренных учащихся общеобразовательных школ, достигших высоких результатов в учебе и дополнительном образовании в размере 400 руб. сроком на один год (20 именных ежемесячных стипендий со всей республики) и одновременно стипендиатом Главы Чувашской Республики для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность в 2013 году.
Повышается социальный статус и профессиональное совершенствование педагогических работников. Более 92% педагогов дополнительного образования детей системы имеют высшее образование, из них 88% - высшую и первую квалификационные категории.
Ежегодно педагоги дополнительного образования принимают участие в муниципальном конкурсе педагогов дополнительного образования детей "Самый классный - классный", А также в творческих конкурсах профессионального мастерства республиканского и всероссийского уровней.
К 2016 году в отрасли "образование" прогнозируется достижение обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях - 989 мест на 1000 детей; доли муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений - 95 процентов; доли детей и молодежи, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общей численности детей и молодежи 5-18 лет - 36 процентов.
II. Приоритеты реализуемой на территории Батыревского района Чувашской Республики политики в образовании, цели, задачи и показатели (индикаторы), описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроки и этапы реализации Программы
В соответствии со Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. N 25, приоритетом государственной политики Батыревского района в сфере образования является достижение современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства. Исходя из анализа текущего состояния системы образования, в контексте стратегических ориентиров развития образования в Батыревском районе Чувашской Республики до 2020 года намечены приоритетные направления политики в сфере образования. В системе дошкольного образования:
- реализация комплекса мер по достижению 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- переход на новые организационно-экономические механизмы;
- обновление содержания и повышение качества дошкольного образования.
В системе общего образования:
- обеспечение доступности качественного общего образования;
- обеспечение поэтапного перехода общеобразовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты;
- создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества путем воспитания толерантной, поликультурной личности, с высоким уровнем экологической культуры, активно участвующей в общественной жизни, осознающей свой долг перед Отечеством и малой родиной, уважающей национальные традиции и культуру народов мира;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;
- обеспечение всеобщего доступа к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;
- разработка организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов, способствующих формированию педагогических кадров с квалификацией мирового уровня (курсовое повышение квалификации и профессиональная переподготовка); развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности.
В системе дополнительного образования детей:
- обеспечение детям в соответствии с их потребностями и учетом индивидуальных особенностей доступности и равных возможностей получения дополнительного образования в различных формах;
- расширение взаимодействия общего и дополнительного образования детей в рамках реализации нового федерального государственного образовательного стандарта и профильного обучения старшеклассников;
- укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей с целью создания условий для развития творческих способностей детей по физкультурно-спортивной, военно-патриотической, технической, научно-исследовательской и другим направленностям.
В системе специального образования:
- обеспечение доступности всех видов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для интегрированного (инклюзивного) обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в классах общеобразовательных школ с детьми, не имеющими нарушений развития;
- реализация комплекса мер по повышению эффективности социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В сфере организации отдыха и оздоровления детей:
- сохранение действующей сети детских оздоровительных организаций для обеспечения качественного детского отдыха при создании в местах организациях отдыха и оздоровления детей условий, безопасных для жизни и здоровья детей;
В кадровой политике: стимулирование развития инновационного потенциала педагогических работников;
- повышение социального статуса педагогических работников;
- совершенствование механизмов оплаты труда педагогов по результатам их деятельности;
- привлечение в отрасль высококвалифицированных, а также молодых специалистов.
Основная цель программы - обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.
Для достижения целей муниципальной программы необходимо решение следующих задач:
обеспечение населения услугами дошкольного образования;
повышение доступности качественного начального общего, основного общего и среднего общего образования;
развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в Батыревском районе Чувашской Республики;
создание условий для активного включения молодых граждан в процесс социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Батыревского района Чувашской Республики;
переход от государственно-общественного управления образованием к общественно-государственному управлению.
Сведения о показателях (индикаторах) муниципальной программы, подпрограммы "Государственная поддержка развития образования" муниципальной программы "Развития образования в Батыревском районе Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы, подпрограммы "Молодежь Батыревского района" муниципальной программы "Развития образования в Батыревском районе Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы и их значениях приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
В результате реализации муниципальной программы ожидается достижение следующих результатов:
обеспеченность населения услугами дошкольного образования;
доступность качественного начального общего, основного общего и среднего общего образования для всех детей независимо от места проживания и дохода родителей;
доступность всех видов образования для детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями;
формирование у молодежи социальных компетентностей, инициативности и предприимчивости, способности к самовыражению и активному участию в решении задач социально-экономического развития Батыревского района;
расширение потенциала системы воспитания и дополнительного образования детей;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни;
внедрение инновационных организационно-экономических моделей и механизмов, повышающих экономическую и социальную эффективность функционирования образовательных организаций;
переход от государственно-общественного управления образованием к общественно-государственному управлению.
Наиболее значимым эффектом от реализации муниципальной программы станут планомерные, последовательные и позитивные системные изменения по основным направлениям модернизации системы образования Батыревского района, которые коснутся всех субъектов образовательного процесса - от учителей и директоров до родителей и общественности.
Муниципальная программа планируется к реализации в течение 2014 - 2020 годов. При этом достижение цели и решение задач муниципальной программы будут осуществляться с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов в сфере образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.