Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Вурнарского района
Чувашской Республики
от 31 декабря 2013 г. N 1053
Муниципальная программа
"Содействие занятости населения Вурнарского района на 2014 - 2020 годы"
Паспорт программы
I. Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы "Содействие занятости населения Вурнарского района на 2014-2020 годы", прогноз его развития
Государственная и муниципальная политика в области содействия занятости реализовывается в рамках постоянно действующих мероприятий активной политики занятости, а также дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда Чувашской Республики.
По итогам 11 месяцев 2013 года на временные работы было трудоустроено 401 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В основном на благоустройство улиц населенных пунктов Вурнарского района. В том числе за счет софинансирования из бюджета Вурнарского района - 70 несовершеннолетних граждан.
На рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это - женщины, имеющие малолетних детей, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи, несовершеннолетние (не имеющие профессионального образования или выпускники образовательных учреждений профессионального образования без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).
Настоящая программа разработана в целях обеспечения комплексного подхода к решению проблем занятости населения на территории Вурнарского района.
В 2013 году социально-экономическое положение Вурнарского района, как и в целом в Чувашской Республике, характеризовалось повышением объемов промышленного производства, напряженностью на рынке труда. Ведущими факторами, сдерживающими развитие экономики в современных условиях, являются высокая смертность, травматизм, заболеваемость и неблагоприятные условия труда работающих. Прямо или косвенно 40 процентов профессиональных заболеваний связаны с неудовлетворительными условиями труда. Ежегодно растет доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. В 2013 году она составляла 11,9 процентов (в 2012 году - 11,2 процента, в 2011 году - 11,6 процентов).
Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма, инвалидности и профессионального заболевания трудоспособного населения.
Показатель первичного выхода на инвалидность взрослого населения в 2013 году по сравнению с 2012 годом возрос на 0,9 процентов. В возрастном составе лиц, впервые признанных инвалидами, преобладают лица старше трудоспособного возраста - 46 человек, что составляет в расчете на 10 тыс. человек старше трудоспособного возраста 38,3 человек.
В группе инвалидов III группа инвалидности составляет 1020 человек, тяжелая степень ограничения жизнедеятельности - I и II группы соответственно равны 458 и 930 инвалидов.
За 12 месяцев 2013 года в районе всего пострадали от травм и временно утратили трудоспособность 5 человек.
На протяжении последних шести лет в районе наблюдается устойчивый рост производственного травматизма, только в 2013 году произошло незначительное снижение. В 2013 году несчастных случаев на производстве произошло - 4, в 2012 году - 5, в 2011 году - 5, в 2010 году - 12. Число пострадавших в расчете на 1000 работающих за это время уменьшилось не более чем на 0,2 раза и составило в прошедшем году 1,4 человека на 1000 работающих. По-прежнему остается высоким уровень производственного травматизма в обрабатывающих производствах и в сельском хозяйстве.
Производственный травматизм представляет серьезную опасность для здоровья людей, вызывает человеческие и материальные потери.
Главным условием сохранения здоровья работающего населения являются безопасная производственная и трудовая среда, и производственная культура. Состояние условий и охраны труда и профессиональной заболеваемости в Вурнарском районе показывает, что ситуация в области условий и охраны труда во многих организациях различных отраслей экономики продолжает оставаться сложной и является серьезной социально-экономической проблемой. Это связано с недостатком инвестиций на реконструкцию производства, внедрение новых технологий, замену изношенного оборудования.
Большинство несчастных случаев происходят в результате неудовлетворительной организации производства работ и нарушения трудовой дисциплины. Основная часть несчастных случаев на производстве со смертельным и тяжелым исходом происходит в результате эксплуатации неисправных машин, механизмов, оборудования, из-за несовершенства технологических процессов, неприменения средств индивидуальной защиты, нарушения трудовой и производственной дисциплины, недостатков обучения безопасности труда.
Устранение вредных и опасных производственных факторов или приведение их в соответствие с нормами, модернизация оборудования и технологических процессов, создание, таким образом, безопасных и безвредных условий труда ведет к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
По данным Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике, на многих предприятиях отсутствуют комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, даже там, где они имеются, выполняются не в полном объеме. Ассигнования на выполнение этих мероприятий выделяются в ограниченных объемах, отмечается низкий уровень санитарной культуры, производственной дисциплины, не проводится комплекс санитарно-профилактических мероприятий; отсутствует система оценки воздействия на работающих нагрузок и вредных факторов.
Неудовлетворительное состояние условий труда также определяется заметным сокращением объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, недостаточным финансированием приобретения новой техники, технологии, ослаблением ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда. Размещение вновь создаваемых производств на арендуемых площадях также не способствует улучшению условий труда, так как работодатель не стремится вкладывать свои средства в арендуемую собственность.
В большинстве организаций приостановлены работы по реконструкции и техническому вооружению, низкими темпами осуществляется внедрение новых технологий, не проводятся механизация и автоматизация производственных процессов, в том числе тяжелых физических работ, особенно в сельском хозяйстве.
В организациях сельского хозяйства не решаются вопросы улучшения условий труда и бытового обслуживания сельских тружеников. Изношенность средств производства, отсутствие финансирования комплексных планов улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий усугубляют и без того критическую ситуацию в большинстве сельскохозяйственных предприятий. Как правило, не работает или отсутствует вентиляция в зимний период, не отапливаются производственные помещения, крайне недостаточна освещенность рабочих мест, имеющиеся бытовые, производственные помещения используются не по назначению, отсутствует горячая вода. Существующее положение усугубляется отсутствием нормальных условий отдыха. По санитарно-техническому состоянию до 60 процентов предприятий отрасли отнесены к третьей группе объектов (крайне неудовлетворительное состояние), а к первой группе (удовлетворительное состояние) - всего 3 процента.
Неудовлетворительные условия труда становятся причиной профессиональных заболеваний. В 2013 году выявлено 2 первичных профессиональных заболевания (2012 г. - 2 случая).
Проведение медицинских осмотров позволяет своевременно выявлять первые признаки заболевания. В 2013 году в целом по району прошли периодический медицинский осмотр 78,6% от общего числа по плану (в 2012 году - 77,2%).
В прошедшем году периодическим медицинским осмотрам подлежало 3302 работника, из них женщин 2303; осмотрено 2596 работников, в том числе 1931 женщина. Охват работников медосмотром по Вурнарскому району составляет 60,4 процента.
Основными причинами несвоевременного или позднего выявления больных с профессиональными заболеваниями являются незаинтересованность работодателей в выявлении профессиональных заболеваний; низкая квалификация врачей по профпатологии, проводящих медицинские осмотры работающих; скрытие работниками ранних признаков профзаболеваний; отсутствие экономических механизмов стимулирования работодателей к профилактике профессиональной заболеваемости работников.
Одним из механизмов улучшения условий и охраны труда является аттестация рабочих мест по условиям труда, которая позволяет комплексно оценить условия труда на каждом рабочем месте с учетом совокупности всех факторов производственной среды и наметить конкретные мероприятия по их улучшению.
По состоянию на 1 января 2013 года аттестацию рабочих мест по условиям труда провели 8 организаций района. Аттестацией охвачено 1379 рабочих мест, на которых трудятся 1570 работников. По итогам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными и допустимыми 495 рабочих мест, на вредных и опасных условиях труда - 842 рабочих места. Органами по сертификации работ по охране труда выдано 4 сертификата безопасности.
Основной проблемой в развитии аттестации рабочих мест по условиям труда остаются непонимание со стороны работодателей необходимости ее проведения, а также отсутствие финансовых средств на ее проведение в бюджетных организациях. В результате, несмотря на обязательное требование трудового законодательства, удельный вес организаций, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда, составляет 5,1 процента от общего количества средних и крупных организаций.
Важнейшим направлением работы по улучшению условий и охраны труда является обучение требованиям охраны труда. В 2013 году в обучающих организациях было обучено 383 человека (в 2012 году - 112 человек).
Оценка сложившейся ситуации показывает, что решение проблем производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшения условий труда, здоровья работающих требует программно-целевого комплексного подхода.
Для решения проблемы дефицита трудового потенциала требуются эффективные системы управления охраной труда и профессиональными рисками, которые составляют основу безопасности жизнедеятельности и благополучия человека. Поиск новых подходов к управлению охраной труда и ее реформированию обусловлен происходящими в экономике и социальной сфере изменениями и предусматривает обеспечение системного подхода ко всему спектру решаемых в этой области задач.
Важным элементом информационной и воспитательной работы не только в области охраны труда, но и в целом в области безопасности во всех сферах жизнедеятельности могут стать районные Дни безопасности. В их подготовке и проведении могут принимать участие органы власти, коммерческие структуры, государственные учреждения и общественные организации, работающие в различных направлениях обеспечения безопасности населения. Необходимо развивать информационную работу, используя новейшие информационные и рекламные технологии. Серьезным шагом в этом направлении может стать развитие социальной рекламы по охране труда.
Другим направлением в работе по улучшению условий и охраны труда стало обеспечение работников современными удобными и сертифицированными спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Участие в республиканских выставках СИЗ и проведение районных выставок современной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты позволит привлечь внимание работодателей к этой проблеме.
Еще одним направлением в работе по улучшению условий и охраны труда у работодателей стало внедрение современных систем управления, основанных на международных стандартах менеджмента качества, экологической безопасности, производственной безопасности и здоровья (OHSAS 18001:2007). С 1 июля 2009 г. вступил в силу межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования". В связи с этим одной из главных задач на ближайшие годы станет пересмотр действующих систем управления охраной труда с учетом нововведений указанного стандарта. Единственным предприятием, успешно прошедшим сертификацию системы OHSAS 18001:2007, на территории Чувашии является филиал ЗАО Фирма "Август" "Вурнарский завод смесевых препаратов". Опыт этого предприятия является уникальным как для района, так и для республики в целом, и представляет большой интерес для специалистов по вопросам охраны труда и безопасности.
Целенаправленная государственная и муниципальная политика в области улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих позволит совершенствовать механизмы управления профессиональными рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранить и увеличить трудовой потенциал Вурнарского района.
II. Приоритеты реализуемой на территории Вурнарского района политики в сфере содействия занятости населения Вурнарского района на 2014 - 2020 годы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов программы, сроки и этапы реализации программы
Приоритетом реализуемой программы является занятость населения и обеспечения устойчивого функционирования рынка труда.
Основной целью программы являются:
совершенствование организационных форм содействия занятости населения с учетом специфических потребностей отдельных социально-демографических групп населения;
снижение профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда;
переход к системе управления профессиональными рисками на всех уровнях охраны труда.
Достижение целей Программы будет осуществляться путем выполнения следующих задач:
создание условий для повышения эффективности временной занятости несовершеннолетних;
снижение профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда;
переход к системе управления профессиональными рисками на всех уровнях охраны труда.
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышение качества рабочих мест и условий труда;
развитие системы обучения требованиям охраны труда;
сохранение и укрепление физического, психического здоровья работающих, обеспечение их профессиональной активности и долголетия;
развитие аттестации рабочих мест по условиям труда;
внедрение работодателями современных систем управления охраной труда;
ведение комплексной системы мониторинга условий и охраны труда;
информационное обеспечение здорового образа жизни и охраны труда работающего населения
В результате выполнения муниципальной программы прогнозируются следующие результаты к 2021 году:
созданы условия для временной занятости несовершеннолетних граждан;
снижение производственного травматизма и первичной профессиональной заболеваемости;
увеличение количества рабочих мест, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям,
увеличение количества организаций, охваченных аттестацией рабочих мест, увеличение количества обученных требованиям охраны труда в обучающих организациях.
Реализация программы будет осуществляться в один этап 2014 - 2020 годы.
III. Описание мероприятий программы
Программа включает следующие основные мероприятия по приоритетным направлениям в сфере занятости населения и охраны труда населения Вурнарского района:
организация трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышение качества рабочих мест и условий труда;
развитие системы обучения требованиям охраны труда;
сохранение и укрепление физического, психического здоровья работающих, обеспечение их профессиональной активности и долголетия;
развитие аттестации рабочих мест по условиям труда;
внедрение работодателями современных систем управления охраной труда;
ведение комплексной системы мониторинга условий и охраны труда;
информационное обеспечение здорового образа жизни и охраны труда работающего населения
Мероприятия по охране труда распределены по шести направлениям:
совершенствование нормативных правовых актов в области условий и охраны труда и здоровья работающих;
организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих;
учебное и научное обеспечение охраны труда и здоровья работающих;
профилактика заболеваемости, оздоровление и реабилитация работающих;
информационное обеспечение охраны труда и здоровья работающих.
IV. Основные меры правового регулирования в сфере занятости населения, охраны труда Вурнарского района на 2014 - 2020 годы, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов
Правовое регулирование в сфере занятости и охраны труда населения Вурнарского района осуществляется федеральными и республиканскими органами власти. Вурнарское районное Собрание депутатов Чувашской Республики предусматривает при принятии бюджета Вурнарского района на очередной год финансовые средства на реализацию программных мероприятий. Администрация Вурнарского района на основании действующего законодательства муниципальной программы осуществляет реализацию программных мероприятий в соответствии с планом в рамках собственных полномочий.
V. Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы осуществляется за счет средств бюджета Вурнарского района Чувашской Республики. Главным распорядителем средств бюджета Вурнарского района является администрация Вурнарского района, в пределах выделенных средств 1 116 200 рублей из средств бюджета Вурнарского района, в том числе:
в 2014 году - 116 600 рублей;
в 2015 году - 166 600 рублей;
в 2016 году - 166 600 рублей;
в 2017 году - 166 600 рублей;
в 2018 году - 166 600 рублей;
в 2019 году - 166 600 рублей;
в 2020 году - 166 600 рублей;
Объем финансирования программы подлежит ежегодному уточнению, исходя из реальных возможностей бюджета Вурнарского района Чувашской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.