Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики и Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики
от 8 июля 2015 г. N 62-д/103
"Об утверждении методических указаний по применению ключевых показателей эффективности деятельности государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Чувашской Республики составляет более 50 процентов"
Во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2013 г. N 203 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития государственных унитарных предприятий Чувашской Республики на срок до 5 лет и Правил разработки и утверждения программ деятельности государственных унитарных предприятий Чувашской Республики" приказываем:
1. Утвердить прилагаемые методические указания по применению ключевых показателей эффективности деятельности государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Чувашской Республики составляет более 50 процентов.
2. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Министр имущественных и |
А. Кузьмин |
Министр экономического развития, |
В. Аврелькин |
Зарегистрировано в Минюсте ЧР 18 августа 2015 г.
Регистрационный N 2584
Утверждены
приказом Министерства имущественных
и земельных отношений Чувашской
Республики, Министерства экономического
развития, промышленности и
торговли Чувашской Республики
от 8 июля 2015 г. N 62-д/103
Методические указания
по применению ключевых показателей эффективности деятельности государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Чувашской Республики составляет более 50 процентов
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания разработаны во исполнение пункта 3.6 Плана действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2014 г. N 456.
1.2. Настоящие Методические указания:
1.2.1. устанавливают основы системы ключевых показателей эффективности деятельности (далее также - КПЭ), определяют ее цели, задачи и предъявляемые к ней требования;
1.2.2. определяют перечень основных КПЭ для государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Чувашской Республики составляет более 50 процентов, а также особенности применения КПЭ;
1.2.3. определяют алгоритм утверждения КПЭ, алгоритм мониторинга и контроля за исполнением КПЭ, а также основные положения о взаимосвязи КПЭ с мотивацией членов органов управления компаний с государственным участием.
2. Основные термины и определения
Абсолютный показатель - показатель в форме абсолютной величины, отражающий временные или стоимостные характеристики процессов.
ГД - генеральный директор.
Госкомпания - исходя из целей настоящих Методических указаний под термином "госкомпания" понимаются следующие организации:
- государственные унитарные предприятия Чувашской Республики (далее также - унитарные предприятия);
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля Чувашской Республики составляет более 50 процентов (далее - хозяйственные общества).
Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Чувашской Республике.
Исполнительный орган хозяйственного общества - орган, осуществляющий непосредственную оперативную деятельность по управлению хозяйственным обществом (единоличный исполнительный орган/коллегиальный исполнительный орган).
Ключевой показатель эффективности деятельности (КПЭ) - оценочный критерий достижения цели, используемый для определения эффективности деятельности, поддающийся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения долгосрочных и среднесрочных задач. Показатели КПЭ являются измерителями целей определенных стратегией развития госкомпаний. В отношении унитарных предприятий КПЭ тождественны показателям экономической эффективности деятельности.
Матрица полномочий и ответственности - документ, отражающий распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями госкомпаний.
Менеджеры/руководители госкомпаний - высшие должностные лица госкомпаний, которые определяют общую стратегию госкомпании, принимают решения на высшем уровне, выполняют представительские обязанности.
МСФО - международные стандарты финансовой отчетности.
ОСА - общее собрание акционеров.
Относительные показатели - экономические показатели, определяемые в виде отношения абсолютного показателя к базисному значению или в виде соотношения двух показателей.
Программа деятельности - разрабатываемый госкомпаниями на очередной финансовый год комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования, с целью достижения целей и задач, установленных в стратегии развития госкомпаний на срок до 5 лет. Программа деятельности госкомпаний разрабатывается по форме согласно приложению к Правилам разработки и утверждения программ деятельности государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2013 г. N 203 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития государственных унитарных предприятий Чувашской Республики на срок до 5 лет и Правил разработки и утверждения программ деятельности государственных унитарных предприятий Чувашской Республики" (далее - постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2013 г. N 203).
Публичная компания - акционерное общество, акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений.
РСБУ - российские стандарты бухгалтерского учета.
СД/НС - совет директоров/наблюдательный совет (далее - СД).
Система ключевых показателей эффективности деятельности (система КПЭ) - совокупность взаимосвязанных индивидуальных численных показателей, сформированных на основе стратегии развития госкомпании, с помощью которых оценивается эффективность деятельности менеджеров госкомпании.
Стратегия развития госкомпаний - документ, утвержденный органами управления хозяйственного общества или органом исполнительной власти Чувашской Республики, на который возложены координация и регулирование в соответствующих видах экономической деятельности (далее - отраслевое министерство), включающий в себя основные разделы:
анализ внешней и внутренней среды и оценка рисков госкомпании;
определение целей развития госкомпании;
показатели достижения целей развития госкомпании с указанием планируемых сроков их достижения;
план мероприятий по реализации стратегии развития госкомпании, включая производственные, инвестиционные, финансовые, управленческие, кадровые, инновационные мероприятия;
информация о финансовом и ресурсном обеспечении реализации стратегии развития госкомпании;
мониторинг и контроль реализации стратегии развития госкомпании.
Стратегия развития госкомпаний может содержать также дополнительные разделы с учетом специфики деятельности госкомпании.
Стратегия развития хозяйственных обществ разрабатывается на срок до 5 лет в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и утверждению стратегий развития государственных унитарных предприятий Чувашской Республики на срок до 5 лет, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2013 г. N 203.
Чистая прибыль - часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей (по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации).
Эффективность деятельности - это соотношение полученного результата, отражающего достижение поставленной цели, и использованных ресурсов.
CIR (Cost income ratio) - соотношение операционных расходов (включающих себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы) по отношению к выручке.
EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) - прибыль до вычета расходов по процентам, по налогу на прибыль и амортизационных отчислений. EBITDA служит для определения конкурентоспособности и эффективности деятельности организации вне зависимости от размера задолженности по кредитам, налогового режима и способа расчета амортизационных отчислений.
NetDebt - сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов организации, за вычетом денежных средств. При этом кредиты и займы должны быть в оценке согласно стандарту МСФО (IAS) 23.
NPL (Non-performing loan) - доля просроченной задолженности сроком 90 дней и более в кредитном портфеле организации финансового сектора.
ROE (Return on equity) - коэффициент рентабельности собственного капитала - отношение чистой прибыли организации к среднегодовой величине акционерного капитала.
ROIC (Return on Invested Capital) - коэффициент рентабельности инвестированного капитала - отношение чистой операционной прибыли организации к среднегодовой величине суммарного инвестированного капитала.
TSR (Total shareholders return) - совокупная акционерная доходность (обобщающий показатель для оценки годовых результатов создания благосостояния акционеров). Данный показатель представляет собой норму доходности акционеров в результате изменения биржевых котировок акций и начисления дивидендов.
Формулы расчета финансовых КПЭ хозяйственных обществ приведены в приложении к настоящим Методическим указаниям.
3. Цели, задачи, принципы и структура системы КПЭ
3.1. Основные цели системы КПЭ.
3.1.1. Настоящие Методические указания определяют перечень основных требований к КПЭ, необходимых к принятию госкомпаниями.
3.1.2. Настоящие Методические указания разработаны с целью методической и консультационной поддержки госкомпаний при формировании и внедрении системы КПЭ.
3.1.3. Требования к системе КПЭ госкомпании, указанные в настоящих Методических указаниях, предусматривают всесторонний анализ деятельности госкомпании и позволяют провести оценку работы менеджеров и сотрудников, которая должна учитываться при принятии решений об оплате труда, а также кадровых решений.
3.1.4. Методические указания содержат типовую структуру системы КПЭ госкомпании, соответствующую целям госкомпании, стратегии развития госкомпании, и предназначенную для планирования и контроля исполнения и достижения целей, определенных стратегией госкомпании.
3.1.5. Основной целью внедрения КПЭ является приведение стратегии развития госкомпании в форму конкретных показателей оперативного управления, оценка текущего состояния их достижения и создание основы для принятия управленческих решений в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
3.2. Основные задачи системы КПЭ:
- оценка достижения стратегических целей госкомпании;
- мониторинг и контроль реализации стратегии развития госкомпании;
- создание должной мотивации менеджеров госкомпании с учетом ориентации сотрудников на достижение приоритетных целей госкомпании.
3.3. Основными задачами для госкомпании в рамках разработки и внедрения системы КПЭ являются следующие:
3.3.1. разработка перечня КПЭ в соответствии со стратегическими целями, определенными в стратегии развития госкомпании, а также методики расчета их значений;
3.3.2. разработка механизма установления целевых значений КПЭ;
3.3.3. разработка процедур, направленных на реализацию процесса подготовки инициатив для достижения стратегических целей ("план стратегических инициатив");
3.3.4. разработка матрицы полномочий и ответственности за реализацию КПЭ на уровне структурных подразделений (бизнес-единиц и бизнес-функций) и должностных лиц;
3.3.5. разработка процедур, направленных на обеспечение проведения мониторинга фактических значений КПЭ.
3.4. Система КПЭ госкомпании должна строиться на следующих принципах:
3.4.1. прозрачность и измеримость КПЭ;
3.4.2. минимальная достаточность КПЭ;
3.4.3. комплексная характеристика деятельности госкомпании;
3.4.4. наличие оперативных показателей длительности и стратегических показателей развития госкомпании (краткосрочные и среднесрочные цели);
3.4.5. непротиворечивость показателей КПЭ;
3.4.6. ориентированность на рост финансовых и производственных результатов госкомпании.
4. Ключевые показатели эффективности деятельности
4.1. Рекомендации по формированию системы КПЭ для хозяйственных обществ.
Для хозяйственных обществ применяются:
- финансово-экономические показатели (по перечню показателей, указанному в п. 4.1.1 настоящих Методических указаний);
- отраслевые показатели (по перечню показателей, указанному в п. 4.1.2 настоящих Методических указаний);
- показатели депремирования менеджеров хозяйственного общества (по перечню показателей, указанному в п. 4.1.3 настоящих Методических указаний).
Показатели КПЭ и вес каждого из них могут изменяться от одного планового периода к другому, стимулируя развитие бизнеса хозяйственного общества в необходимом направлении.
4.1.1. Финансово-экономические КПЭ для хозяйственных обществ.
Система КПЭ должна основываться на краткосрочных (от 1 - 3 лет) и среднесрочных (с 3 - 5 лет) показателях, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности хозяйственного общества на основе консолидированной финансовой отчетности хозяйственного общества, подготовленной в соответствии с МСФО. При отсутствии МСФО в качестве основы используется сводная отчетность, подготовленная в соответствии с РСБУ.
Для повышения эффективности управления хозяйственного общества рекомендуется определить общий вес финансово-экономических показателей в диапазоне от 50% до 70% от суммы веса всех показателей. При этом в рамках утверждения системы КПЭ для хозяйственных обществ, являющихся институтами развития (ПАО "Корпорация развития Чувашской Республики"), допускается снижение веса финансово-экономических показателей до 30% от суммы всех КПЭ хозяйственного общества.
Общее количество финансово-экономических показателей рекомендуется установить в размере не более 7 показателей. При этом показатели N 1 и N 2 (см. таблицу 1 и 2) являются обязательными к применению в хозяйственных обществах и должны иметь общий вес не менее 30% от суммы общего веса всех показателей хозяйственного общества и положительную динамику значений.
К показателям на усмотрение СД хозяйственного общества при необходимости можно отнести в том числе экономические показатели - создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда и пр.
Целевые значения соответствующих показателей утверждаются для каждого хозяйственного общества СД с учетом требований, установленных настоящими Методическими указаниями. Установленные целевые значения показателей на текущий календарный год корректировке не подлежат (если иное не установлено действующим законодательством либо нормативными правовыми актами), при этом отклонения от целевых значений показателей подлежат детальному объяснению менеджеров хозяйственного общества членам СД.
Общий вес финансово-экономических КПЭ для хозяйственных обществ:
- институты развития (ПАО "Корпорация развития Чувашской Республики") - 30 - 50%;
- прочие хозяйственные общества - 50 - 70%.
Финансово-экономические показатели для хозяйственных обществ (за исключением финансового сектора) включают в себя:
Таблица 1
|
N |
Наименование показателя |
Вес |
||
Обязательные |
1 |
Для публичных компаний |
Рентабельность инвестиций акционеров (TSR - Total shareholders return) за прошедший год* |
Не менее 10% |
Общий вес не менее 30% |
Для непубличных компаний |
Размер дивидендов (динамика в сравнении со средним размером за 3 последних года) |
||||
2 |
Для всех компаний |
- Рентабельность инвестированного капитала (ROIC - return on invested capital) - Рентабельность акционерного капитала (ROE - Return on equity) СД общества выбирает один из показателей, а также устанавливает целевое значение. |
Не менее 10% |
||
На рассмотрение/утверждение СД (от 2 до 5 показателей) |
3 |
Для всех компаний |
Динамика размера EBITDA к предыдущему году (рост показателя) |
На усмотрение СД |
|
4 |
Рентабельность по EBITDA (рост показателя в сравнении со средним показателем за 3 последних года) |
На усмотрение СД |
|||
5 |
Динамика удельной выручки (за вычетом нерегулярных составляющих) за год из расчета на одного сотрудника (рост к предыдущему году) |
На усмотрение СД |
|||
6 |
Снижение затрат на приобретение товаров (работ, услуг) на единицу продукции |
На усмотрение СД |
|||
7 |
Показатель на усмотрение СД |
На усмотрение СД |
_____________________________
* При установлении целевого значения данного показателя рекомендуется учитывать/использовать динамику изменений отраслевого индекса.
Финансово-экономические показатели для хозяйственных обществ финансового сектора включают в себя:
Таблица 2
|
N |
Наименование показателя |
Вес |
||
Обязательные |
1 |
Для публичных компаний |
Рентабельность инвестиций акционеров (TSR - Total shareholders return) за прошедший год* |
Не менее 10% |
Общий вес не менее 30% |
Для непубличных компаний |
Размер дивидендов (динамика в сравнении со средним размером за 3 последних года) |
||||
|
2 |
Для всех компаний |
- Рентабельность инвестированного капитала (ROIC - return on invested capital) - Рентабельность акционерного капитала (ROE - Return on equity) СД общества выбирает один из показателей, а также устанавливает целевое значение. |
Не менее 10% |
|
На рассмотрение/утверждение СД (от 2 до 5 показателей) |
3 |
Для всех компаний |
Прирост портфеля кредитов к предыдущему году (положительная динамика) |
На усмотрение СД |
|
4 |
Прирост денежных средств клиентов на счетах (включая депозиты) (положительная динамика) |
На усмотрение СД |
|||
5 |
Обеспечение заданного уровня маржи (разница между ставкой по привлечению денежных средств и ставкой для выдачи кредитов/денежных средств) к предыдущему году |
На усмотрение СД |
|||
6 |
Рост комиссионных доходов к предыдущему году |
На усмотрение СД |
|||
7 |
Показатель на усмотрение СД |
На усмотрение СД |
_____________________________
* При установлении целевого значения данного показателя рекомендуется использовать динамику изменений отраслевого индекса.
4.1.2. КПЭ, учитывающие отраслевую специфику.
В части отраслевых КПЭ для хозяйственных обществ необходимо предусмотреть не более 4 показателей, учитывающих специфику деятельности хозяйственного общества, политику государства в отношении развития конкретного хозяйственного общества и вида экономической деятельности в целом, положения действующих госпрограмм, а также решений Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики и отраслевого министерства по вопросам развития хозяйственного общества.
Наименование и порядок расчета отраслевых КПЭ подлежат обязательному согласованию с отраслевыми министерствами, до утверждения целевых значений КПЭ СД.
Для повышения эффективности управления хозяйственным обществом рекомендуется определить:
- общий вес отраслевых КПЭ в диапазоне от 30% до 50% от суммы всех КПЭ хозяйственного общества;
- для хозяйственных обществ, являющихся институтами развития (ПАО "Корпорация развития Чувашской Республики"), допустимо увеличение веса отраслевых КПЭ до 70% от суммы всех КПЭ хозяйственного общества.
4.1.3. КПЭ, используемые для депремирования менеджеров хозяйственных обществ.
Для повышения эффективности управления хозяйственным обществом рекомендуется СД утвердить показатели депремирования менеджеров хозяйственного общества, пример которых представлен в таблице 3.
Таблица 3
|
N |
Наименование показателя депремирования |
Вес |
|
На рассмотрение/утверждение СД |
1 |
Для всех компаний |
Превышение установленного СД лимита NetDebt/EBITDA (расчет по методике S&P) |
На усмотрение СД |
2 | ||||
На усмотрение СД | ||||
Для финансовых организаций |
Ухудшение динамики показателя NPL/превышение установленного СД показателя |
На усмотрение СД |
Вес показателей (КПЭ), целевое значение КПЭ, а также размер (%) депремирования определяются решением СД хозяйственного общества.
4.2. КПЭ для унитарных предприятий.
Для унитарных предприятий рекомендуемый перечень КПЭ установлен Методическими рекомендациями по разработке и утверждению стратегий развития государственных унитарных предприятий Чувашской Республики на срок до 5 лет, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2013 г. N 203.
Основные финансово-экономические КПЭ для унитарных предприятий:
1) выручка;
2) чистая прибыль (убыток);
3) чистые активы;
4) часть прибыли, подлежащая перечислению в республиканский бюджет Чувашской Республики;
5) среднесписочная численность;
6) среднемесячная заработная плата;
7) затраты на социальное обеспечение и здравоохранение;
8) затраты на реализацию экологических программ.
В программах деятельности унитарных предприятий также устанавливаются дополнительные финансово-экономические и натуральные показатели деятельности унитарных предприятий.
Целевые показатели и значения КПЭ для унитарных предприятий устанавливаются программой деятельности и утверждаются отраслевым министерством.
5. Использование базы для сравнения
Менеджеры госкомпании, а также СД может использовать следующую базу сравнения:
5.1. Ретроспективный анализ, в случае если это позволяют данные (в денежном и процентном выражении).
5.2. Сравнение факт/план значений в рамках исполнения ежегодной программы деятельности, стратегий развития госкомпаний и прочих документов (бизнес-плана, программы реструктуризации, инвестиционной программы, финансовых моделей и т.д.), утвержденных СД.
5.3. Сравнение со среднеотраслевыми показателями.
6. Относительные и абсолютные показатели
6.1. Абсолютные величины используют при характеристике общей численности совокупности (численность работников, объемные, стоимостные величины и пр.), а также при оценке явлений (число аварий, смертность и пр.).
Выбор единицы измерения в каждом конкретном случае зависит от свойств признака, сущности его и задач и определяется госкомпанией.
6.2. Относительные величины дают числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин.
По способу получения относительные показатели всегда величины производные, определяемые в форме коэффициентов, процентов и пр.
6.3. Основная ставка должна быть сделана на относительные показатели, рассчитанные исходя из динамики изменения показателей в денежном и процентном соотношении, в части норм рентабельности собственного капитала (ROE), совокупной акционерной доходности (TSR), соотношение операционных расходов (включающих себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы) по отношению к выручке (CIR) и пр.
7. Источник получения информации
7.1. Для расчета планового значения КПЭ используются программа деятельности; стратегия развития госкомпаний и прочие документы (бизнес-план, программа реструктуризации, инвестиционная программа, финансовые модели и т.д.), утвержденные СД; действующие государственные программы Российской Федерации и федеральные целевые программы; государственные программы Чувашской Республики; Закон Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики в части дивидендных выплат; нормативные правовые акты, регулирующие деятельность госкомпаний; решения Главы Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, отраслевых министерств в части развития госкомпаний.
7.2. Для расчета фактического значения КПЭ используется финансовая (бухгалтерская) и иные отчетности, в том числе отчеты об исполнении программы деятельности, стратегий развития госкомпаний и прочих документов (бизнес-плана, программы реструктуризации, инвестиционной программы, финансовых моделей и т.д.), утвержденных СД, а также данные органов государственной статистики.
Основу расчета фактических значений показателей, характеризующих результат финансово-хозяйственной деятельности госкомпании, должна составлять аудированная консолидированная финансовая отчетность госкомпании, подготовленная в соответствии с МСФО, или аудированная сводная отчетность госкомпании, подготовленная в соответствии с РСБУ.
8. Алгоритм утверждения КПЭ для госкомпаний
8.1. Для целей настоящих Методических указаний в случае отсутствия СД компетенция СД переходит к ОСА.
Для хозяйственных обществ
8.2. Члены СД обеспечивают утверждение программы деятельности и стратегии развития хозяйственного общества, учитывающих отраслевую специфику. Срок, на который устанавливаются КПЭ, совпадает со сроком, на который разрабатывается стратегия развития хозяйственного общества.
8.3. Менеджеры хозяйственного общества на основе выбранной стратегии обеспечивают формирование КПЭ (перечень КПЭ, методику их расчета, целевые значения КПЭ с разбивкой по годам действия утвержденной стратегии (при первичном формировании КПЭ), а также в поквартальной разбивке значений КПЭ на отчетный год).
8.4. На уровне СД хозяйственного общества проводится утверждение КПЭ в соответствии с утвержденными целями стратегии развития хозяйственного общества.
8.5. Руководители хозяйственного общества обеспечивают определение фактически достигнутых величин показателей эффективности деятельности за отчетный год и включают сведения о фактически достигнутых значениях показателей, а также предложения по целевым значениям показателей на три последующих года (либо на срок формирования стратегии) в годовой отчет. В случае отклонения фактически достигнутых показателей от ранее установленных целевых значений в годовом отчете приводится описание и анализ причин, повлекших указанные отклонения.
8.6. При рассмотрении СД хозяйственного общества годового отчета утверждаются целевые значения показателей на три последующих года (либо на срок формирования стратегии). При этом ранее установленные целевые значения показателей за истекший год и на текущий календарный год корректировке не подлежат, если иное не установлено действующим законодательством и нормативными правовыми актами Чувашской Республики.
8.7. При рассмотрении СД хозяйственного общества вопросов распределения чистой прибыли и вопросов выплаты вознаграждения единоличному исполнительному органу учитываются фактически достигнутые в отчетном году значения утвержденных КПЭ, а также причины отклонений от целевых значений в случае невыполнения/перевыполнения целевых значений.
8.8. В случае невыполнения целевых значений КПЭ, утвержденных СД, менеджеры хозяйственного общества представляют СД обоснование причин, повлекших отклонение.
Для унитарных предприятий
8.9. Руководители унитарных предприятий обеспечивают определение фактически достигнутых величин показателей экономической эффективности деятельности за отчетный год и включают сведения о фактически достигнутых значениях показателей, а также предложения по целевым значениям показателей на 3 последующих года в проект программы деятельности унитарного предприятия. В случае отклонения фактически достигнутых показателей от ранее установленных целевых значений в программе деятельности приводится описание и анализ причин, повлекших указанные отклонения.
8.10. При рассмотрении проекта программы деятельности унитарного предприятия отраслевое министерство утверждает целевые значения показателей на три последующих года в составе программы деятельности унитарного предприятия в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 апреля 2002 г. N 110 "Об утверждении Положения об отраслевых балансовых комиссиях и Положения о порядке определения и уплаты государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики части прибыли, подлежащей перечислению в республиканский бюджет Чувашской Республики". По истечении сроков, установленных данным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики, ранее установленные целевые значения показателей за истекший год и на текущий календарный год корректировке не подлежат.
8.11. При рассмотрении вопросов распределения чистой прибыли унитарного предприятия и вопросов выплаты вознаграждения руководителю унитарного предприятия учитываются фактически достигнутые в отчетном году показатели, указанные в пункте 4.2 настоящих Методических указаний.
9. Алгоритм мониторинга и контроля за исполнением КПЭ
9.1. Анализ достижения КПЭ руководством хозяйственных обществ проводится членами СД ежеквартально и ежегодно совместно с анализом годового отчета о деятельности, отчетов об исполнении программ деятельности, стратегий развития госкомпаний и прочих документов (бизнес-плана, программы реструктуризации, инвестиционной программы, финансовых моделей и т.д.), утвержденных СД.
9.2. Ежеквартально результаты выполнения КПЭ хозяйственных обществ оцениваются членами СД.
9.3. С целью обеспечения достоверности расчетов КПЭ, не реже одного раза в год (по итогам отчетного года), членам СД необходимо обеспечить проверку корректности расчетов КПЭ и соответствующих корректировок, а также обоснованность премирования руководства хозяйственного общества (с учетом выполнения КПЭ), с привлечением членов ревизионной комиссии и представителей внутреннего и/или внешнего аудита.
9.4. Ежегодные результаты выполнения КПЭ хозяйственных обществ до рассмотрения членами СД предварительно оцениваются на балансовой комиссии отраслевого министерства, по результатам которой формируются рекомендации членам СД по депремированию менеджеров хозяйственного общества.
9.5. В отношении унитарных предприятий мониторинг и контроль за исполнением КПЭ производится отраслевым министерством с обязательным рассмотрением на балансовой комиссии отраслевого министерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
10. Связь показателей эффективности деятельности госкомпаний и мотивации менеджеров и членов СД
10.1. На основании утвержденных СД КПЭ необходимо обеспечить принятие положений о вознаграждении исполнительных органов хозяйственных обществ, членов СД хозяйственных обществ (далее также - Положение о вознаграждении) и внесение изменений в трудовые договоры (контракты) с единоличными исполнительными органами хозяйственных обществ, в части включения в них обязанности по достижению утвержденных СД КПЭ.
10.2. Положение о вознаграждении должно содержать порядок расчета вознаграждения исполнительных органов и членов СД хозяйственных обществ за исполнение КПЭ, а также в случае невыполнения - необходимость предоставления исполнительным органом хозяйственного общества членам СД подробной информации о причинах отклонений от утвержденных целевых значений.
10.3. Утвержденное Положение о вознаграждении должно быть общедоступно и подлежит обязательному размещению на официальном сайте хозяйственного общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение
к методическим указаниям по применению
ключевых показателей эффективности
деятельности государственными унитарными
предприятиями Чувашской Республики и
хозяйственными обществами, в уставном
капитале которых доля участия Чувашской
Республики составляет более 50 процентов
Формулы
расчета финансовых ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Чувашской Республики составляет более 50 процентов
N |
Наименование показателя |
Формула расчета |
1. |
EBITDA |
Прибыль (убыток) до налогообложения + (Проценты к уплате + Амортизация основных средств и нематериальных активов) |
2. |
NPL |
Просроченная задолженность сроком более 90 дней / кредитный портфель. Просроченный (недействующий, неблагополучный) кредит - кредит, по которому не выполняются условия первоначального кредитного соглашения |
3. |
ROE |
(Чистая прибыль / среднегодовой акционерный капитал) х 100% |
4. |
TSR |
((Цена акции в конце периода - цена акции в начале периода + дивиденды, выплаченные в течение периода) / цена акции в начале периода) х 100% |
5. |
CIR |
Операционные расходы / выручка |
6. |
ROIC |
Чистая операционная прибыль после вычета налогов / суммарный инвестированный капитал |
7. |
NetDebt |
сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов компании, за вычетом денежных средств |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики и Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 8 июля 2015 г. N 62-д/103 "Об утверждении методических указаний по применению ключевых показателей эффективности деятельности государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Чувашской Республики составляет более 50 процентов"
Зарегистрировано в Минюсте ЧР 18 августа 2015 г.
Регистрационный N 2584
Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Вести Чувашии" от 29 августа 2015 г. N 33 (1450)
Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики и Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 19 декабря 2019 г. N 244-о/258 настоящий приказ признан утратившим силу с 30 декабря 2019 г.