Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы, прогноз ее развития
Управление и распоряжение муниципальным имуществом Вурнарского района Чувашской Республики осуществляется в соответствии с "Положением о порядке управления распоряжения муниципальной собственностью Вурнарского района", утвержденным Вурнарским районным Собранием депутатов Чувашской Республики от 23 апреля 2008 года.
В целях учета объектов муниципальной собственности Вурнарского района осуществляется ведение Реестра муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики. Под Реестром муниципального имущества Вурнарского района понимается муниципальная информационная система Вурнарского района, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики и предоставления сведений о нем.
Реестр муниципального имущества Вурнарского района ведется в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.05.2011 N 424, Положением об учете муниципального имущества Вурнарского района, утвержденным решением Вурнарского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.06.2013 N 31/4, с принятием которых значительно изменились требования к порядку учета муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики.
В состав муниципального имущества Вурнарского района входят:
имущество, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями Вурнарского района Чувашской Республики;
имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями Вурнарского района Чувашской Республики;
земельные участки, части земельных участков, за исключением находящихся в федеральной собственности и собственности Чувашской Республики, городского и сельских поселений, граждан, юридических лиц;
имущество, составляющее казну Вурнарского района.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики в области учета муниципального имущества, а также законодательства Российской Федерации по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений с 2011 года значительно возрос объем пообъектного учета муниципального имущества Вурнарского района и муниципального имущества в реестре муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики.
Значительное количество уточнений в Реестре муниципального имущества за истекший период внесено в связи с внесением изменений в федеральное законодательство, определяющих перечень полномочий публично-правовых образований разного уровня.
По состоянию на 1 октября 2013 г. в Реестре муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики учтено:
49 автономных, бюджетных учреждений Вурнарского района;
5 муниципальных унитарных предприятий Вурнарского района;
409 объектов недвижимого имущества;
85 земельных участков.
В Вурнарском районе в 2011 году изменили свой тип 47 учреждений.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2011 г. Федерального закона от 8 мая 2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменились полномочия учреждений в сфере распоряжения имуществом, а также механизм их взаимодействия с учредителем и собственником в вопросах распоряжения имуществом.
В новых условиях автономные и бюджетные учреждения наделены большим объемом правомочий распоряжения имуществом в рамках права оперативного управления. Однако свобода такой имущественной деятельности компенсируется отменой субсидиарной ответственности собственника по обязательствам учреждения.
Вместе с тем по отношению к автономным и бюджетным учреждениям собственник законодательно сохраняет часть полномочий в области управления ими. Это - определение муниципальных заданий для названных учреждений, согласование совершения определенных законом сделок.
Тем самым существенно расширилась область деятельности органа местного самоуправления, осуществляющего политику в сфере имущественных и земельных отношений, управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности Вурнарского района, связанная с принятием решений по использованию имущества муниципальных учреждений Вурнарского района, значительно возросло количество объектов муниципального имущества Вурнарского района, подлежащего учету в Реестре муниципального имущества Вурнарского района в рамках требований законодательства Российской Федерации в области реформирования муниципальных учреждений.
На современном этапе приватизация муниципального имущества выступает одним из инструментов достижения целей привлечения инвестиций в модернизацию муниципальных предприятий, развития конкуренции и вовлечения имущества в хозяйственный оборот.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 191-р утверждена государственная программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", в соответствии с которой к 2018 году в муниципальной собственности должно остаться только имущество, которое необходимо для исполнения муниципальных функций и полномочий, а все унитарные предприятия должны быть преобразованы в хозяйственные общества либо реорганизованы в казенные предприятия или учреждения. Для каждого объекта должна быть определена конечная цель управления: разгосударствление либо стратегическое развитие. Достижение целей управления активами предполагается путем разработки "дорожных карт".
В настоящее время в Вурнарском районе постановлением администрации Вурнарского района от 25 июня 2013 г. N 431 утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Сокращение количества муниципальных унитарных предприятий Вурнарского района" (далее - "дорожная карта").
Основными целями "дорожной карты" являются:
установление целей управления и мероприятий, направленных на достижение данных целей, по всем муниципальным унитарным предприятиям Вурнарского района Чувашской Республики;
однозначное определение и формирование исчерпывающего состава муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики, необходимого для выполнения муниципальных функций и полномочий Вурнарского района;
эффективное отчуждение муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики, востребованного в коммерческом обороте.
По состоянию на 1 октября 2013 г. в муниципальной собственности Вурнарского района насчитывается 409 объектов недвижимости.
В хозяйственное ведение муниципальных унитарных предприятий Вурнарского района передан 1 объект недвижимости.
Из общего количества объектов, учтенных в Реестре муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики, 264 объектов недвижимого имущества (64,5 процентов) закреплено на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями Вурнарского района.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики автономным и бюджетным учреждениям Вурнарского района Чувашской Республики наряду с муниципальными унитарными предприятиями Вурнарского района, с 2011 года предоставлено право самостоятельной передачи в аренду закрепленного муниципального имущества Вурнарского района по согласованию с собственником и, соответственно, право получения доходов в виде арендной платы. По состоянию на 1 ноября 2013 г. бюджетными учреждениями Вурнарского района передано в аренду 62,17 тыс. кв.м площадей с годовым размером арендной платы 1,16 млн. рублей.
Казну Вурнарского района Чувашской Республики составляют 118 объектов недвижимого имущества.
На имущество, составляющее казну Вурнарского района, заключено 12 договоров аренды объектов общей площадью 62,17 тыс. кв.м, в соответствии с которыми ежегодно подлежит перечислению в бюджет Вурнарского района Чувашской Республики 1,16 млн. рублей.
Общая сумма доходов бюджета Вурнарского района от сдачи в аренду муниципального имущества Вурнарского района на 1 ноября 2013 г. составила 2,29 млн. рублей, что в 3,1 раза больше, чем в аналогичном периоде 2012 года (0,73 млн. рублей).
По состоянию на 1 ноября 2013 г. в реестре муниципального имущества Вурнарского района учтено 85 земельных участков муниципальной собственности Вурнарского района общей площадью 222,3 га. Все земельные участки активно вовлекаются в хозяйственный оборот.
Земельные участки муниципальной собственности Вурнарского района площадью 67,9 га используются юридическими лицами на праве постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования для осуществления соответствующих видов деятельности.
В настоящее время заключено 68 договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Вурнарского района, в соответствии с которыми в аренду переданы 68 земельных участков площадью 856,37 га. От аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Вурнарского района, в бюджет Вурнарского района на 1 ноября 2013 г. поступило 815,80 тыс. рублей.
Вопросы эффективности управления, целевого использования и сохранности объектов муниципального имущества Вурнарского района, переданного муниципальным учреждениям Вурнарского района и муниципальным унитарным предприятиям Вурнарского района, являются приоритетными в области имущественных и земельных отношений.
Проведение проверок сохранности, использования по назначению муниципального имущества Вурнарского района обеспечивает постоянный мониторинг использования данного имущества, выявление неучтенных в Реестре муниципального имущества Вурнарского района объектов недвижимости, формирование земельных участков, максимальное вовлечение имущества в хозяйственный оборот и способствует достоверности налогооблагаемой базы бюджета Вурнарского района по имущественным налогам, мониторинг площадей, не задействованных организациями в хозяйственном обороте.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" проведены мероприятия по созданию единого государственного кадастра недвижимости, являющегося систематизированным сводом сведений об объектах недвижимости - земельных участках и объектах капитального строительства. Создание государственного кадастра недвижимости рассматривается в качестве меры, позволяющей обеспечить внедрение налога на недвижимость.
По результатам проведенных в 2008 году мероприятий на государственный кадастровый учет были поставлены все земельные участки на территории Чувашской Республики.
Посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. предусмотрено, что для укрепления собственной налоговой базы регионов надо предоставить им право перейти к налогообложению недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, причем начиная уже с 2014 года.
Несмотря на положительную динамику отдельных показателей эффективности деятельности в области управления и распоряжения муниципальным имуществом Вурнарского района, пока еще рано утверждать, что сделано все возможное для эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Реализация поставленных в подпрограмме целей и задач требует эффективного механизма реализации мероприятий в сфере управления и распоряжению муниципальной собственностью Вурнарского района.
Реализация мероприятий носит межотраслевой и межведомственный характер и направлена на развитие мероприятий в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом Вурнарского района, что позволит проводить единую государственную политику в этой области.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
отсутствие достоверной информации о муниципальном имуществе Вурнарского района Чувашской Республики;
отсутствие контроля за эффективным использованием муниципального имущества Вурнарского района;
неэффективное использование объектов основных средств и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Вурнарского района.
При отсутствии подпрограммы, являющейся одним из основных инструментов единой государственной политики в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом Вурнарского района, все указанные противоречия, возникающие между органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника муниципальных унитарных предприятий Вурнарского района, муниципальных учреждений Вурнарского района, а также прямо либо косвенно касающиеся имущества казны Вурнарского района, не будут устранены, а поставленные задачи не найдут своего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.