Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы реализации Муниципальной программы Вурнарского района Чувашской Республики "Управление общественными финансами и муниципальным долгом Вурнарского района Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы, прогноз ее развития
Современное состояние и развитие системы управления общественными финансами в Вурнарском районе Чувашской Республики характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, концентрацией бюджетных инвестиций на реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Вурнарского района Чувашской Республики.
Современная система управления муниципальными финансами в Вурнарском районе сложилась в результате проведенной работы по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению его прозрачности и открытости, внедрению новых технологий в формирование и исполнение бюджета Вурнарского района Чувашской Республики. Процесс реформирования на муниципальном уровне осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. В течение последних нескольких лет достигнуты следующие результаты:
обеспечена четкая регламентация процесса формирования и исполнения бюджета Вурнарского района Чувашской Республики, осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств;
осуществлен переход от годового к среднесрочному бюджету Вурнарского района Чувашской Республики на трехлетний период;
нормативно-правовыми актами установлены правила налогового регулирования, перечень местных налогов, их ставки, порядок и условия предоставления налоговых льгот;
сформированы на новой основе межбюджетные отношения, в соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными муниципальными полномочиями" Финансовый отдел администрации Вурнарского района Чувашской Республики осуществляет расчет и предоставление за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
распределение дотаций из бюджета Вурнарского района Чувашской Республики на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений Вурнарского района Чувашской Республики осуществляется по методике, основанной на объективных критериях оценки бюджетной обеспеченности и налогового потенциала поселений;
в условиях казначейского исполнения бюджета Вурнарского района Чувашской Республики обеспечена полная ликвидация просроченной кредиторской задолженности;
модернизированы системы бюджетного учета и отчетности;
обеспечена прозрачность бюджетной системы и публичность бюджетного процесса;
осуществлено поэтапное внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
На современном этапе основными направлениями дальнейшего реформирования сферы общественных финансов и совершенствования бюджетной политики являются:
развитие программно-целевых принципов бюджетного планирования в рамках муниципальных программ Вурнарского района Чувашской Республики, бюджетирования, ориентированного на достижение результата;
отработка финансовых механизмов обеспечения выполнения муниципальных заданий муниципальными учреждениями Вурнарского района Чувашской Республики, повышение качества оказания муниципальных услуг;
формирование Дорожного фонда Вурнарского района Чувашской Республики и обеспечение эффективного использования средств, поступающих в указанный фонд.
В целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" на муниципальном уровне сформирована вся необходимая нормативная правовая база и, начиная с 2012 года, формирование и исполнение бюджета Вурнарского района Чувашской Республики осуществляется в условиях новых форм финансового обеспечения оказания муниципальных услуг, которая заключается в переходе от сметного финансирования к предоставлению субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг. Формирование муниципальных заданий и установление прямой зависимости объема субсидии на исполнение муниципального задания от результатов деятельности учреждений, а также персональная ответственность руководителей учреждений за достижение плановых значений показателей муниципального задания приводит к усилению внутреннего контроля в учреждениях и, как следствие, обеспечивает повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
В результате проводимых бюджетных реформ обеспечивается преемственность и предсказуемость бюджетной политики, достигается долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета Вурнарского района Чувашской Республики, обоснованность планирования бюджетных доходов и расходов.
Систематически ведется работа по координации действий Финансового отдела администрации Вурнарского района Чувашской Республики с Межрайонной ИФНС России N 3 по Чувашской Республике, с главными администраторами неналоговых доходов для улучшения качества налогового администрирования, увеличения собираемости налогов, а также усилению контроля за состоянием недоимки по налогам и сборам и принятия всех мер, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, для ее снижения.
Администрация Вурнарского района последовательно проводит курс на оптимизацию налоговых льгот.
В целях выполнения бюджетных обязательств Финансовый отдел администрации Вурнарского района Чувашской Республики регулярно проводит мониторинг поступлений в бюджет налоговых и неналоговых платежей, анализирует исполнение бюджета, обеспечивает ликвидность счета бюджета Вурнарского района Чувашской Республики, что гарантирует стабильное финансирование всех расходов бюджета, своевременное и полное выполнение принятых обязательств.
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования муниципальной финансовой системы. Принятые в 2013 году поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля нацелены на развитие системы государственного и муниципального финансового контроля и обеспечат правовое регулирование в указанной сфере.
В целях повышения эффективности системы муниципального финансового контроля в Вурнарском районе Чувашской Республики в 2012 году создан контрольно-счетный орган.
В системе управления общественными финансами одним из ключевых инструментов является долговая политика. Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета Вурнарского района Чувашской Республики, минимизации рисков невыполнения принятых обязательств при его исполнении необходимо эффективное управление муниципальным долгом Вурнарского района Чувашской Республики.
Развитие Вурнарского района Чувашской Республики осуществляется в условиях относительно ограниченного налогового потенциала и высокой плотности населения, что предопределяет необходимость осуществления значительных социальных расходов. Кроме того, остается высокой потребность в капитальных вложениях в социальную сферу (образование, культура, физическая культура и спорт), жилищно-коммунальное хозяйство. В связи с этим объективно существует потребность в привлечении заемных финансовых ресурсов, прежде всего для осуществления бюджетных расходов инвестиционного характера.
Долговая политика Вурнарского района Чувашской Республики направлена на активное использование механизма заимствований путем привлечения бюджетных и банковских кредитов для ускоренного развития общественной инфраструктуры (строительства школ, библиотек, спортивных комплексов, автомобильных дорог, жилья, объектов водоснабжения), что способствует развитию новых производств, укреплению доходной базы Вурнарского района.
В то же время в сфере управления общественными финансами в Вурнарском районе Чувашской Республики сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при в целом низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств;
отсутствие глубокого всестороннего анализа сложившейся практики применения муниципальных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма.
Таким образом, управление общественными финансами в значительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами.
Сформулированные на период до 2020 года стратегические цели и задачи социально-экономического развития Вурнарского района Чувашской Республики требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень.
Муниципальная программа "Управление общественными финансами и муниципальным долгом Вурнарского района Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ Вурнарского района. Она является "обеспечивающей", то есть ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации.
Поэтому реализация Программы не может быть непосредственно связана с достижением определенных конечных целей долгосрочной стратегии развития Вурнарского района Чувашской Республики, обеспечивая значительный (по ряду направлений - решающий) вклад в достижение практически всех стратегических целей, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения стабильности и соблюдения принятых ограничений по налоговой и долговой нагрузке, повышения уровня и качества жизни населения.
Управление и распоряжение муниципальным имуществом Вурнарского района Чувашской Республики осуществляется в соответствии с "Положением о порядке управления распоряжения муниципальной собственностью Вурнарского района", утвержденным Вурнарским районным Собранием депутатов Чувашской Республики от 23 апреля 2008 года.
В целях учета объектов муниципальной собственности Вурнарского района осуществляется ведение Реестра муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики.
В состав муниципального имущества Вурнарского района входят:
имущество, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями Вурнарского района Чувашской Республики;
имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями Вурнарского района Чувашской Республики;
земельные участки, части земельных участков, за исключением находящихся в федеральной собственности и собственности Чувашской Республики, городского и сельских поселений, граждан, юридических лиц;
имущество, составляющее казну Вурнарского района.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики в области учета муниципального имущества, а также законодательства Российской Федерации по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений с 2011 года значительно возрос объем пообъектного учета муниципального имущества Вурнарского района и муниципального имущества в реестре муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики.
На современном этапе приватизация муниципального имущества выступает одним из инструментов достижения целей привлечения инвестиций в модернизацию муниципальных предприятий, развития конкуренции и вовлечения имущества в хозяйственный оборот.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 191-р утверждена государственная программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", в соответствии с которой к 2018 году в муниципальной собственности должно остаться только имущество, которое необходимо для исполнения муниципальных функций и полномочий, а все унитарные предприятия должны быть преобразованы в хозяйственные общества либо реорганизованы в казенные предприятия или учреждения. Для каждого объекта должна быть определена конечная цель управления: разгосударствление либо стратегическое развитие. Достижение целей управления активами предполагается путем разработки "дорожных карт".
В настоящее время в Вурнарском районе постановлением администрации Вурнарского района от 25 июня 2013 г. N 431 утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Сокращение количества муниципальных унитарных предприятий Вурнарского района" (далее - "дорожная карта").
Основными целями "дорожной карты" являются:
установление целей управления и мероприятий, направленных на достижение данных целей, по всем муниципальным унитарным предприятиям Вурнарского района Чувашской Рес
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.