Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 22 октября 2015 г. N 371
"О прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года"
Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству финансов Чувашской Республики при разработке проекта бюджетного прогноза Чувашской Республики на долгосрочный период исходить из прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Кабинета Министров |
И. Моторин |
Утвержден
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 22 октября 2015 г. N 371
Прогноз
социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года
В связи с осложнением внешнеэкономической ситуации и введением санкционных ограничений в Чувашии, как и в России в целом, наблюдалась сдержанная динамика экономического роста.
В 2014 году, по оценке, объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в республике составил 100,7%, по сравнению с 2010 годом в сопоставимых ценах вырос на 11,9%.
Рост индекса промышленного производства в 2014 году к уровню 2010 года составил 129,6%, в том числе в 2014 году - 104,7%.
В 2014 году объем продукции сельского хозяйства увеличился в хозяйствах всех категорий на 29,6% к уровню 2010 года, в том числе в 2014 году - на 2,8%.
В 2010 - 2014 годах введено в эксплуатацию 4278,8 тыс. кв. метров жилья, в том числе в 2014 году - 862,1 тыс. кв. метров жилья, или 103,0% к уровню 2013 года. По итогам 2014 года введено 0,696 кв. метра жилья на 1 человека, в Приволжском федеральном округе данный показатель составляет 0,567 кв. метра на 1 человека.
Объем инвестиций в основной капитал в 2014 году снизился и составил 89,5% к предыдущему году. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал в основном связано с завершением реализации крупных инвестиционных проектов в 2011 - 2013 годах, а также с ограничением доступа компаний к финансовым ресурсам, ужесточением внутренних условий заимствования в результате повышения кредитных ставок и требований со стороны банков к качеству кредитного портфеля и корректировкой Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии объемов инвестиций в основной капитал за 2013 год (увеличение на 1,0 млрд. рублей - с 59,14 млрд. рублей до 60,12 млрд. рублей).
Темп роста оборота розничной торговли по итогам 2014 года составил 102,2% к уровню предыдущего года, к уровню 2010 года - 125,1% в сопоставимых ценах.
В 2014 году реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 1,1% по сравнению с 2013 годом и выросли по отношению к 2010 году на 10,5%.
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума по сравнению с 2010 годом снизилась на 2 процентных пункта и в 2014 году составила 16,2% от общей численности населения республики.
Уровень общей безработицы в 2014 году составил 5,0%. По уровню регистрируемой безработицы Чувашия три года стабильно занимает третье место в Приволжском федеральном округе.
Благодаря принятым мерам социальной поддержки, направленным на стимулирование рождаемости, в Чувашии изменилась динамика основных демографических показателей. В 2012 году естественная убыль населения сменилась приростом (коэффициент естественного прироста +0,7 на 1000 человек населения). В 2014 году сохранилась позитивная тенденция превышения числа родившихся над числом умерших. Коэффициент естественного прироста составил +0,6 на 1000 человек населения.
Среди основных положительных тенденций января - июля 2015 года можно отметить:
рост сельскохозяйственного производства (103,2%);
увеличение инвестиций в основной капитал (январь - июнь 2015 г. - 106,8%);
увеличение объемов вводимого жилья (111,5%);
увеличение среднемесячной заработной платы населения (январь - июнь 2015 г. - 103%);
уровень зарегистрированной безработицы по отношению к численности экономически активного населения (на 1 августа 2015 г. - 0,7%).
При этом уровень инфляции сложился ниже, чем в среднем по России (Чувашия - 8,9% (июль к декабрю), Россия - 9,4%).
Прогнозный период, с одной стороны, характеризуется сохранением на первом этапе высоких геополитических рисков и неопределенностью перспектив развития мировой экономики, с другой - базируется на достижении стратегических целей, улучшении инвестиционного климата, повышении конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулировании экономического роста.
Неопределенность прогноза внешних условий обусловливает необходимость разработки прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики до 2030 года на вариативной основе.
Варианты различаются в зависимости от степени влияния факторов ускорения социально-экономических процессов (инвестиционные, инновационно-технологические, структурные и институциональные преобразования).
При этом определены два основных варианта развития экономики: первый (базовый), второй (оптимистический).
Первый (базовый) вариант исходит из менее благоприятного сценария развития экономики, характеризуется сохранением сложившихся трендов экономического развития, работой всех секторов экономики в основном за счет использования имеющихся резервов и повышения загрузки существующих мощностей, реализации с учетом ресурсных ограничений только наиболее приоритетных и наименее ресурсоемких проектов, умеренными долгосрочными темпами роста экономики.
Второй (оптимистический) предполагает продолжение активных институциональных преобразований, направленных на улучшение делового климата, развитие конкуренции, реализацию перспективных инвестиционных проектов в ключевых секторах экономики, повышение качества и эффективности корпоративного и государственного управления. Для реализации второго варианта прогноза потребуются переход к новой индустриализации, включая внедрение новых технологий, в том числе межотраслевых, и создание новых высокотехнологичных производств.
К основным факторам и ограничениям (рискам) развития на долгосрочный период относятся:
продолжение влияния политики санкций и ограничений в среднесрочном периоде на ситуацию в экономике как в Российской Федерации в целом, так и Чувашской Республике (ухудшение инвестиционного климата, рост инфляции, ослабление курса рубля, рост себестоимости продукции, ухудшение условий заимствования и др.);
жесткая конкуренция на внутренних и мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода на эти рынки с инновационной продукцией;
сокращение объемов государственной поддержки отраслей экономики, связанное в том числе с изменением подходов к формированию расходов федерального бюджета;
низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики, недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики;
отток талантливых и квалифицированных кадров в относительно более привлекательные для жизни крупные города или зарубежные страны;
отсутствие достаточного количества квалифицированного производственного персонала, современных сертифицированных систем управления производственным процессом и контроля качества выпускаемой продукции, что в значительной степени снижает ее технологическую конкурентоспособность;
высокая степень дифференциации муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития.
Основными целями социально-экономического развития Чувашской Республики в долгосрочной перспективе являются:
обеспечение стабильного экономического роста;
повышение качества жизни населения путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения;
формирование конкурентоспособного региона на основе сбалансированного пространственного развития территорий.
Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Чувашской Республики и формирует единую платформу для разработки бюджетного прогноза Чувашской Республики на долгосрочный период, долгосрочных отраслевых стратегий, государственных программ Чувашской Республики и других документов стратегического планирования.
Обобщающим показателем социально-экономического развития Чувашской Республики является объем ВРП, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики. Прирост ВРП обеспечивают базовые отрасли экономики: промышленность (30% от общего объема ВРП), оптовая и розничная торговля (14,2%), строительство (8,9%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (8,2%), транспорт и связь (6,7%). Доля добавленной стоимости, созданной этими отраслями, в общем объеме ВРП составляет 68%. От того, насколько успешно в прогнозируемом периоде будут развиваться указанные отрасли, будет зависеть рост ВРП.
Среднегодовые темпы роста ВРП в 2016 - 2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 102,3%, по второму варианту - 103,2%, в 2021 - 2025 годах - 103,1-104,4%, 2026 - 2030 годах - 103,6-105,4%. Объем ВРП увеличится к 2030 году в 1,6-1,9 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.
Промышленный комплекс является основой экономики Чувашской Республики, занимает 37,2% в обороте организаций и 44,3% в объеме поступлений платежей и сборов в бюджеты всех уровней Чувашской Республики.
Среднегодовые темпы роста промышленного производства в 2016 - 2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 103,5%, по второму варианту - 104,9%, в 2021 - 2025 годах - 104,7-106,1%, 2026 - 2030 годах - 105,4-106,7%. Объем промышленного производства увеличится к 2030 году в 1,9-2,4 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.
Если в среднесрочной перспективе прогноз сформирован с учетом менее благоприятных условий развития промышленного производства, сохранения сдерживающих факторов развития, таких как недостаток оборотных средств предприятий, нестабильная работа предприятий ООО "ККУ "Концерн "Тракторные заводы", сокращение инвестиционных и производственных программ стратегических партнеров (предприятий нефтегазового и энергетического комплексов, ОАО "РЖД", ОАО "АвтоВАЗ", ООО "КамАЗ" и др.), то в дальнейшем увеличению индекса промышленного производства будет способствовать реализация организациями инвестиционных проектов, направленных на расширение действующих и открытие новых производств, освоение производства новых видов продукции.
В период до 2030 года будут реализованы такие крупные и значимые инвестиционные проекты, как:
организация производства жгутов кабелей для дверей модели Skoda Rapid концерна Volkswagen, ООО "Фуджикура Аутомотив РУС Чебоксары" (2016 г.);
запуск третьей очереди многофункционального комплекса производственного назначения на ООО НПП "ЭКРА" (2019 г.);
расширение производственных мощностей ООО "ЧЭТА" (2016 г.);
запуск второй очереди научно-производственного корпуса ООО НПП "Бреслер" (2016 г.);
строительство завода по производству изделий сборного железобетона (ООО "Чебоксарский домостроительный комбинат", г. Новочебоксарск, 2016 г.);
строительство комбината по производству керамических строительных материалов мощностью 65 млн. шт. условного кирпича в селе Атрать Алатырского района (ООО "Стройкерамика", 2018 г.);
переработка и захоронение твердых бытовых отходов (ЗАО "Управление отходами", 2017 г.);
создание производства перекиси водорода антрахиноновым способом мощностью 50000 тонн в год (ЗАО "Группа Оргсинтез", г. Новочебоксарск, 2018 г.);
строительство завода по производству лопастей для ветроэнергетических установок (ВЭУ) по технологии WindNovation (Германия) (ООО "Русский Ветер", г. Новочебоксарск, 2019 г.);
завод по производству сантехнических изделий бизнес- и премиум-класса "СК Керамика" (2017 г.);
строительство завода по производству турбокомпрессоров для автомобильной промышленности (ООО "ПКФ "Турбоком-Инвест", 2017 г.);
модернизация производственных мощностей АО "АККОНД" (2017 г.);
реконструкция и модернизация производственных объектов ООО "Чебоксарский мясокомбинат" (2017 г.);
реконструкция свиноводческого комплекса, убойного цеха ООО "Агрохолдинг "Юрма" (2021 г.);
выпуск посудомоечных и картофелеочистительных кухонных машин (ООО "ФРОСТО", 2017 г.);
создание туристско-рекреационного кластера "Этническая Чувашия", Чувашская Республика (ЗАО "ТРИгрупп", 2018 г.);
организация укрупненного туристического комплекса регионального значения с развитой инфраструктурой (ООО "Волжский эксклюзив", Моргаушский район, 2020 г.);
реконструкция Центрального парка культуры и отдыха "Лакреевский лес" (2018 г.);
строительство международного авиационного терминала в аэропорту г. Чебоксары (2018 г.);
организация первого в СНГ производства глифосата мощностью 30 тыс. т/год (2021 г.);
создание производства высокоэффективных солнечных элементов и модулей на основе наноразмерных гетероструктур "аморфный кремний - монокристаллический кремний" (ООО "Хевел", 2019 г.);
разработка и освоение серийного производства рапирных металлоткацких станков (ООО "Техмашхолдинг", 2019 г.);
развитие рынка газомоторного топлива на территории Чувашской Республики (2020 г.);
строительство микрорайона "Университетский-2" (ЗАО "ТУС", г. Чебоксары, 2025 г.);
жилой район "Новый город" г. Чебоксары (ОАО "Инвестиционно-строительная компания "Честр-Групп", ОАО "Инкост", 2025 г.)
комплексная застройка жилого района по ул. Б. Хмельницкого (ООО "СУОР", г. Чебоксары, 2025 г.);
строительство третьего транспортного полукольца на участке дороги от ул. Университетская до пр. 9-й Пятилетки, г. Чебоксары (2030 г.) и др.
По мере снижения геополитической напряженности и смягчения кредитных условий предполагается более активное восстановление интереса бизнеса к инвестированию.
Прирост инвестиций будет обусловлен более масштабной технологической модернизацией высоко- и среднетехнологичных производств (в более благоприятных условиях обмена технологиями и поставок оборудования), развитием машиностроения, инвестированием в отрасли, направленные на развитие человеческого капитала, и развитием транспортной инфраструктуры.
Среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в 2016 - 2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 100,8%, по второму варианту - 102,2%, в 2021 - 2025 годах - 102,6-103,7%, 2026 - 2030 годах - 103,6-104,5%. Объем инвестиций в основной капитал увеличится к 2030 году в 1,4-1,7 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.
Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения граждан доступным жильем в период до 2030 года являются повышение доступности жилья для населения и уровня комфорта жилищного фонда, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке жилья.
С целью повышения доступности жилья планируется реализация различных механизмов содействия населению в решении жилищных вопросов. Будет продолжена реализация мероприятий по государственной поддержке в решении жилищных проблем многодетных и молодых семей, ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Будут создаваться условия для строительства новых и реконструкции существующих современных предприятий по производству основных энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с использованием энергоэффективных технологий для строительства жилья экономкласса и объектов социальной инфраструктуры.
Учитывая меры, направленные на содействие жилищному строительству, в 2030 году планируется увеличить ввод жилья к уровню 2015 года по первому варианту в 1,3 раза, по второму варианту - в 1,8 раза.
Проводимая политика в сфере развития агропромышленного комплекса будет способствовать росту интенсификации производства, применению инновационных, ресурсосберегающих и биотехнологий, развитию новых технологических процессов переработки сельскохозяйственной продукции, ее последующей упаковки и хранения продукции, способствующих повышению качества и увеличению выпуска агропродовольственных товаров. Это необходимые условия для расширения присутствия продукции местных товаропроизводителей в торговых сетях и импортозамещения.
В прогнозируемом периоде рост продукции сельского хозяйства будет обеспечен за счет увеличения объемов производства в растениеводстве традиционных для Чувашской Республики сельскохозяйственных культур и востребованных на рынке новых культур на основе использования современной сельскохозяйственной техники и строительства современных овощехранилищ. Рост объемов производства в животноводстве (молочном скотоводстве, свиноводстве и мясном птицеводстве) будет происходить за счет модернизации и строительства животноводческих ферм, а также улучшения генетического потенциала сельскохозяйственных животных для увеличения их продуктивности и наращивания кормовой базы.
Среднегодовые темпы роста производства сельскохозяйственной продукции в 2016 - 2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 102,8%, по второму варианту - 103,8%, в 2021 - 2025 годах - 103,6-104,7%, 2026 - 2030 годах - 104,4-105,7%. Объем производства продукции сельского хозяйства увеличится к 2030 году в 1,7-2 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.
Инфляция в 2016 году прогнозируется по первому варианту на уровне 7,4%, по второму варианту - 6,4%, этому будут способствовать сохранение спросовых ограничений, постепенная сбалансированность рынков и рост предложения товаров. Однако инфляционные риски превышения показателя инфляции сохраняются высокими, что связано с продолжением действий контрсанкций по ограничению импорта продовольствия в страну (в том числе в республику), недостаточным насыщением продовольственного рынка и другими факторами.
До 2020 года планируется замедление инфляции, которая в 2020 году оценивается по первому варианту на уровне 4,7%, по второму варианту - 3,7%. Снижению инфляции будут способствовать умеренное повышение доходов населения, укрепление номинального курса рубля, рост предложения товаров.
В период с 2021 по 2030 год прогнозируется дальнейшее снижение инфляции, которая составит в 2030 году 3-4%, за счет прогнозируемого укрепления рубля, роста доходов населения, более умеренного роста цен на энергоносители. При этом по второму варианту прогнозируются более низкие темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги за счет расширения конкурентной среды, сокращения издержек по мере обновления основных фондов и внедрения новых ресурсосберегающих технологий.
Среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли в 2016 - 2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 103,6%, по второму варианту - 105,3%, в 2021 - 2025 годах - 104,1-106,0%, 2026 - 2030 годах - 103,2-103,8%. Объем оборота розничной торговли увеличится к 2030 году в 1,7-2,1 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.
Снижение инфляции и возобновление экономического роста в прогнозируемом периоде обеспечат среднегодовой рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2016 - 2020 годах по первому варианту темпами 102,3%, по второму варианту - 103,8%, в 2021 - 2025 годах - 102,8-104,5%, 2026 - 2030 годах - 103,3-105,3%.
В прогнозный период ожидается ежегодное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, обусловленное вступлением в трудоспособный возраст относительно малочисленных поколений 1990-х годов рождения, кроме того, на динамику численности экономически активного населения оказывает влияние выбытие многочисленных поколений рожденных в послевоенные годы (с 681,9 тыс. человек в 2015 году до 673,9-677,4 тыс. человек в 2030 году).
Динамика численности населения определяется комплексом факторов, основным из которых является естественное движение (рождаемость, смертность).
За последние 5 лет в Чувашской Республике коэффициент рождаемости вырос на 7,8%, коэффициент смертности снизился на 8,3%, естественная убыль населения (-1,6) за этот период сменилась естественным приростом (+0,6).
В целях стимулирования рождаемости в Чувашской Республике, а также сокращения доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума введены различные меры социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных. В дополнение к материнскому (семейному) капиталу выплачивается республиканский материнский (семейный) капитал, введена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста трех лет, бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, оказываются меры по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий. Как результат, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к 2030 году должна снизиться до 12,8-12,5%.
К 2030 году при первом варианте развития экономики показатель рождаемости в сравнении с показателем 2015 года увеличится на 2,9% (до 14,0 на 1000 человек населения), при втором варианте - на 5,6% (до 15,0 на 1000 человек населения). В условиях уменьшения числа женщин репродуктивного возраста особое значение имеет доступность использования вспомогательных репродуктивных технологий, прежде всего экстракорпорального оплодотворения. Внедрение новых репродуктивных технологий будет способствовать дополнительному рождению около 100 детей в год.
В республике получили развитие 5 кабинетов и 7 центров репродуктивного выбора, благодаря работе которых ежегодно сохраняется около 200 беременностей у женщин.
Для дальнейшего развития технологий деторождения актуальным является открытие кабинетов невынашивания беременности на базе межрайонных акушерских центров. Своевременный охват женщин лечебно-оздоровительными мероприятиями способствует дополнительному рождению еще около 50-100 детей в год.
Основными причинами роста смертности являются изменение возрастной структуры населения и эффект "ускоренного старения" населения. Число лиц старше трудоспособного возраста к 2030 году увеличится в 1,1 раза.
При первом варианте прогноза показатель смертности населения к 2030 году в сравнении с показателем 2015 года снизится на 3,8% (до 12,8 на 1000 человек населения), при втором варианте - на 3,1% (до 12,4 на 1000 человек населения).
В целях стимулирования населения к ведению здорового образа жизни разработан Профиль здоровья Чувашской Республики, определяющий стратегию развития общества, направленную на улучшение здоровья и качества жизни населения на основе межсекторального взаимодействия, возрождение ответственного отношения к собственному здоровью. Кроме того, разработан "Профиль здоровья семьи", представляющий собой важный инструмент для каждого жителя республики, который содержит конкретные рекомендации врачей по ведению здорового образа жизни: по своевременному прохождению профилактических медицинских осмотров, организации здорового питания семьи, организации двигательной активности, развитию семейных интересов и др.
Естественный прирост населения при первом варианте прогноза развития экономики к 2030 году составит 1,2 на 1000 человек населения, при втором варианте - 2,6 на 1000 человек населения, численность постоянного населения -соответственно 1205,7 и 1214,5 тыс. человек.
В условиях поэтапного улучшения общеэкономической ситуации в долгосрочной перспективе в республике будет наблюдаться улучшение ситуации на рынке труда.
При первом варианте прогноза уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизится с 5,0% в 2015 году до 3,7% в 2030 году, уровень зарегистрированной безработицы - соответственно с 0,7 до 0,5%. Второй вариант прогноза предполагает более высокие темпы развития экономики, а также повышение конкурентоспособности бизнеса, реализацию как заявленных, так и новых инвестиционных проектов, способствующих созданию большего количества высокопроизводительных рабочих мест. Соответственно темпы снижения безработицы прогнозируются несколько выше: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизится до 3,5% в 2030 году, уровень зарегистрированной безработицы - до 0,4%.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года, разработанные с учетом основных параметров государственных программ Чувашской Республики и основных показателей развития по отдельным видам экономической деятельности на долгосрочный период, приведены в приложении.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Чувашской Республики
на период до 2030 года
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года
Наименование показателей |
Вариант |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
|||||||||||||||||
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
2030 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
|
Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. человек, из них: |
1 |
1245,2 |
1241,7 |
1239,0 |
1236,8 |
1234,4 |
1231,9 |
1229,4 |
1227,0 |
1224,5 |
1222,1 |
1219,6 |
1217,2 |
1214,7 |
1212,3 |
1210,5 |
1209,3 |
1208,1 |
1206,9 |
1205,7 |
|
2 |
1235,1 |
1233,1 |
1231,2 |
1229,2 |
1227,3 |
1225,5 |
1223,7 |
1221,8 |
1219,4 |
1217,6 |
1216,9 |
1216,3 |
1215,7 |
1215,1 |
1214,5 |
||||||
моложе трудоспособного возраста, тыс. человек |
1 |
214,7 |
218,8 |
223,1 |
225,1 |
229,6 |
235,3 |
238,5 |
241,7 |
243,7 |
245,6 |
246,4 |
245,9 |
245,4 |
243,7 |
240,9 |
238,2 |
234,4 |
230,5 |
225,5 |
|
2 |
229,7 |
235,5 |
238,8 |
242,1 |
244,2 |
246,4 |
247,2 |
246,8 |
246,3 |
244,7 |
242,2 |
239,6 |
235,9 |
232,1 |
227,1 |
||||||
в трудоспособном возрасте, тыс. человек |
1 |
757,4 |
744,0 |
730,6 |
723,5 |
717,2 |
708,3 |
699,5 |
690,8 |
683,3 |
677,1 |
670,8 |
669,5 |
668,1 |
666,8 |
665,8 |
665,2 |
664,4 |
663,8 |
663,1 |
|
2 |
717,6 |
709,0 |
700,6 |
692,1 |
684,9 |
678,9 |
673,0 |
672,0 |
670,7 |
669,7 |
669,3 |
669,0 |
668,6 |
668,3 |
668,0 |
||||||
старше трудоспособного возраста, тыс. человек |
1 |
273,1 |
278,9 |
285,3 |
288,2 |
287,6 |
288,3 |
291,4 |
294,5 |
297,5 |
299,4 |
302,4 |
301,8 |
301,2 |
301,8 |
303,8 |
305,9 |
309,3 |
312,6 |
317,1 |
|
2 |
287,8 |
288,6 |
291,8 |
295,0 |
298,2 |
300,2 |
303,5 |
303,0 |
302,4 |
303,2 |
305,4 |
307,7 |
311,2 |
314,7 |
319,4 |
||||||
Общий коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 человек населения |
1 |
14,0 |
14,0 |
13,9 |
13,6 |
13,6 |
13,7 |
13,7 |
13,7 |
13,7 |
13,8 |
13,8 |
13,8 |
13,8 |
13,9 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
|
2 |
14,2 |
14,3 |
14,4 |
14,5 |
14,5 |
14,5 |
14,5 |
14,6 |
14,6 |
14,7 |
14,7 |
14,8 |
14,8 |
14,9 |
15,0 |
15,0 |
|||||
Общий коэффициент смертности, число умерших на 1000 человек населения |
1 |
13,3 |
13,1 |
13,3 |
13,3 |
13,2 |
13,1 |
13,1 |
13,1 |
13,0 |
13,0 |
13,0 |
13,0 |
13,0 |
13,0 |
13,0 |
13,0 |
12,9 |
12,8 |
12,8 |
|
2 |
12,8 |
12,8 |
12,8 |
12,8 |
12,7 |
12,6 |
12,6 |
12,6 |
12,6 |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
12,4 |
12,4 |
12,4 |
12,4 |
|||||
Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения |
1 |
0,7 |
0,9 |
0,6 |
0,3 |
0,4 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
1,2 |
|
2 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
1,9 |
2,0 |
2,0 |
2,2 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
2,6 |
2,6 |
|||||
Индекс потребительских цен: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
декабрь к декабрю, процентов к предыдущему году |
1 |
105,8 |
106,3 |
110,9 |
111,9 |
107,4 |
106,8 |
105,7 |
105,2 |
104,7 |
105,1 |
105,5 |
104,7 |
104,2 |
104,0 |
105,0 |
105,4 |
104,5 |
104,3 |
104,0 |
|
2 |
106,4 |
105,8 |
104,7 |
104,2 |
103,7 |
104,1 |
104,5 |
103,7 |
103,2 |
103,0 |
104,0 |
104,4 |
103,5 |
103,3 |
103,0 |
||||||
в среднем за год, процентов к предыдущему году |
1 |
104,2 |
106,8 |
107,6 |
113,9 |
107,9 |
106,9 |
106,1 |
105,6 |
105,2 |
104,6 |
104,9 |
105,1 |
104,4 |
104,5 |
104,4 |
105,2 |
105,3 |
104,2 |
104,4 |
|
2 |
106,9 |
106,4 |
105,1 |
104,3 |
103,8 |
104,5 |
104,2 |
103,9 |
103,3 |
103,4 |
103,6 |
103,9 |
104,4 |
103,2 |
103,2 |
||||||
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
1 |
217821,1 |
224447,6 |
241840* |
245222,2 |
266280,9 |
290591,2 |
317526,1 |
346981,1 |
378834,0 |
413209,4 |
450728,0 |
489783,6 |
532751,3 |
578967,5 |
626780,9 |
677903,7 |
733203,7 |
794552,3 |
861040,4 |
|
2 |
268936,1 |
295531,2 |
323914,0 |
355030,8 |
389539,8 |
426176,8 |
466719,9 |
511618,4 |
561373,2 |
615966,8 |
675865,9 |
740873,3 |
812115,7 |
891053,4 |
977574,7 |
||||||
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
106,2 |
98,1 |
100,7* |
94,5 |
101,2 |
101,8 |
102,6 |
102,8 |
103,0 |
102,9 |
103,1 |
103,0 |
103,2 |
103,5 |
103,3 |
103,4 |
103,5 |
103,8 |
104,0 |
|
2 |
102,4 |
102,7 |
103,4 |
103,5 |
104 |
103,8 |
104,1 |
104,4 |
104,5 |
105 |
105,1 |
105,2 |
105,4 |
105,5 |
106 |
||||||
Индекс промышленного производства, процентов к предыдущему году |
1 |
110,3 |
100,5 |
104,7 |
93,4 |
102,1 |
102,6 |
103,2 |
104,6 |
104,8 |
104,9 |
104,6 |
104,5 |
104,7 |
104,8 |
105,0 |
105,3 |
105,2 |
105,6 |
105,7 |
|
2 |
95,6 |
103,7 |
104,0 |
104,5 |
105,7 |
106,4 |
106,3 |
105,9 |
105,8 |
106,0 |
106,3 |
106,2 |
106,7 |
106,8 |
106,9 |
107,0 |
|||||
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
1 |
32625,4 |
30862,4 |
37764,7 |
42000,0 |
46107,0 |
50315,0 |
54631,0 |
59072,0 |
63668,0 |
69387,0 |
75880,0 |
82558,0 |
89534,0 |
96598,0 |
105385,0 |
115368,0 |
125286,0 |
136789,0 |
149434,0 |
|
2 |
46476,0 |
50700,0 |
54836,0 |
59254,0 |
63842,0 |
69584,0 |
76133,0 |
82899,0 |
90005,0 |
97244,0 |
106289,0 |
116621,0 |
126966,0 |
139028,0 |
152377,0 |
||||||
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
100,7 |
89,1 |
102,8 |
103,0 |
102,5 |
102,7 |
102,8 |
103,0 |
103,1 |
103,3 |
103,5 |
103,6 |
103,8 |
103,9 |
104,1 |
104,3 |
104,4 |
104,6 |
104,7 |
|
2 |
104,0 |
103,5 |
103,7 |
103,9 |
104,1 |
104,3 |
104,5 |
104,7 |
104,9 |
105,1 |
105,3 |
105,5 |
105,7 |
105,9 |
106,1 |
||||||
Инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
1 |
65254,6 |
60121,5 |
56445,8 |
55988,6 |
58382,1 |
62850,9 |
68274,9 |
74100,4 |
80504,6 |
87294,5 |
94845,4 |
103153,2 |
112298,0 |
122375,6 |
133490,2 |
145758,5 |
159311,2 |
174294,7 |
190692,3 |
|
2 |
60544,9 |
65822,8 |
72199,5 |
79273,6 |
87128,0 |
95856,1 |
105461,4 |
116144,0 |
128032,1 |
141275,7 |
155892,1 |
172188,6 |
190373,4 |
210883,5 |
233606,2 |
||||||
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
106,9 |
82,7 |
89,5 |
91,0 |
97,0 |
100,8 |
102,0 |
102,1 |
102,3 |
102,2 |
102,5 |
102,7 |
102,8 |
103,0 |
103,2 |
103,4 |
103,6 |
103,8 |
104,0 |
|
2 |
100,5 |
101,7 |
102,8 |
103,0 |
103,2 |
103,4 |
103,5 |
103,7 |
103,8 |
104,0 |
104,1 |
104,3 |
104,5 |
104,8 |
105,0 |
||||||
Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
1 |
27823,4 |
34931,6 |
36961,4 |
40958,4 |
44732,3 |
48818,6 |
53391,7 |
58283,7 |
63504,5 |
69062,7 |
75324,9 |
82002,6 |
89361,6 |
97472,9 |
106220,1 |
115536,3 |
125788,5 |
136953,5 |
149401,2 |
|
2 |
45119,8 |
49667,9 |
54632,7 |
59869,1 |
65609,7 |
71974,9 |
78878,7 |
86456,2 |
94855,1 |
104365,0 |
115052,0 |
125628,2 |
137176,5 |
149644,5 |
163878,7 |
||||||
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
97,8 |
111,7 |
99,2 |
101,2 |
101,5 |
101,9 |
102,5 |
102,5 |
102,5 |
102,5 |
102,7 |
102,7 |
102,8 |
103,0 |
103,0 |
103,0 |
103,1 |
103,2 |
103,5 |
|
2 |
102,0 |
102,4 |
102,8 |
102,8 |
102,9 |
103,2 |
103,0 |
103,5 |
103,7 |
103,7 |
104,0 |
103,5 |
103,5 |
103,5 |
104,0 |
||||||
Ввод в действие жилых домов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тыс. кв. метров общей площади |
1 |
818,5 |
837,1 |
862,1 |
865,0 |
869,0 |
879,0 |
896,0 |
912,0 |
928,0 |
945,0 |
963,0 |
980,0 |
998,0 |
1017,0 |
1036,0 |
1056,0 |
1076,0 |
1099,0 |
1130,0 |
|
2 |
874,0 |
891,0 |
909,0 |
950,0 |
990,0 |
1 035,0 |
1 080,0 |
1 130,0 |
1 180,0 |
1230,0 |
1285,0 |
1340,0 |
1398,0 |
1460,0 |
1530,0 |
||||||
темп роста, процентов к предыдущему году |
1 |
92,3 |
102,3 |
103,0 |
100,3 |
100,5 |
101,2 |
101,9 |
101,8 |
101,8 |
101,8 |
101,9 |
101,8 |
101,8 |
101,9 |
101,9 |
101,9 |
101,9 |
102,1 |
102,8 |
|
2 |
101,0 |
102,0 |
102,0 |
104,5 |
104,2 |
104,5 |
104,3 |
104,6 |
104,4 |
104,2 |
104,5 |
104,3 |
104,3 |
104,4 |
104,8 |
||||||
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
1 |
108746,6 |
119867,8 |
131887,3 |
146580,9 |
157706,4 |
171541,6 |
186783,1 |
205340,4 |
225095,7 |
246045,0 |
268172,3 |
291449,6 |
316140,1 |
342264,0 |
369478,1 |
397704,0 |
426437,3 |
455921,2 |
486028,4 |
|
2 |
158980,1 |
174608,4 |
192869,8 |
215052,7 |
239333,0 |
265849,9 |
294744,6 |
326159,4 |
359558,1 |
392259,9 |
423452,4 |
456245,8 |
490158,6 |
525576,5 |
561921,1 |
||||||
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
108,1 |
104,1 |
102,2 |
95,4 |
101,5 |
103,2 |
103,7 |
104,8 |
104,6 |
104,4 |
104,2 |
104,0 |
103,9 |
103,8 |
103,6 |
103,4 |
103,2 |
103,0 |
102,8 |
|
2 |
103,0 |
104,7 |
105,5 |
106,7 |
106,6 |
106,5 |
106,4 |
106,3 |
106,0 |
105,0 |
104,0 |
103,9 |
103,8 |
103,7 |
103,6 |
||||||
Платные услуги населению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. рублей |
1 |
34349,9 |
38002,9 |
39945,2 |
42630,3 |
46593,2 |
50768,5 |
55174,0 |
59211,4 |
63297,7 |
67535,2 |
71916,8 |
76434,4 |
81078,3 |
85837,3 |
90699,2 |
95650,0 |
100577,7 |
105448,9 |
110231,0 |
|
2 |
46828,6 |
51324,8 |
56101,5 |
60737,4 |
65630,0 |
70780,4 |
76188,0 |
81850,8 |
87764,8 |
93924,5 |
100322,3 |
106948,6 |
113681,7 |
120604,5 |
127825,1 |
||||||
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
1 |
102,0 |
100,3 |
98,6 |
98,0 |
101,2 |
102,6 |
103,7 |
102,5 |
102,2 |
102,1 |
102,0 |
101,9 |
101,8 |
101,7 |
101,6 |
101,5 |
101,4 |
101,2 |
101,0 |
|
2 |
101,6 |
103,3 |
104,4 |
103,8 |
103,7 |
103,6 |
103,5 |
103,4 |
103,3 |
103,2 |
103,1 |
103 |
102,9 |
102,8 |
102,9 |
||||||
Численность экономически активного населения, тыс. человек |
1 |
655,1 |
671,6 |
683,7 |
681,9 |
680,8 |
679,6 |
678,2 |
677,1 |
678,2 |
679,2 |
681,2 |
680,3 |
679,2 |
678,1 |
677,0 |
676,2 |
675,4 |
674,6 |
673,9 |
|
2 |
680,9 |
679,7 |
678,8 |
677,8 |
679,5 |
680,8 |
682,4 |
681,5 |
680,6 |
680,1 |
678,9 |
678,5 |
678,1 |
677,7 |
677,4 |
||||||
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек |
1 |
569,7 |
567,6 |
560,7 |
558,5 |
557,3 |
556,2 |
555,1 |
554,0 |
552,9 |
551,8 |
550,7 |
549,6 |
548,5 |
547,4 |
546,8 |
546,3 |
545,7 |
545,2 |
544,5 |
|
2 |
557,9 |
557,3 |
556,8 |
556,2 |
555,7 |
555,1 |
554,6 |
554,0 |
553,5 |
552,9 |
552,3 |
551,8 |
551,2 |
550,7 |
550,1 |
||||||
Фонд заработной платы, млн. рублей |
1 |
73523,8 |
82528,8 |
87263,9 |
90351,4 |
97824,1 |
107704,0 |
117762,3 |
127806,7 |
138565,2 |
149615,4 |
161453,3 |
174690,5 |
188045 |
202428,7 |
216656,1 |
233635,9 |
252554,4 |
270934,6 |
292589,9 |
|
2 |
100571,1 |
111252,5 |
122313 |
133126,2 |
144880,4 |
159511,3 |
172867,2 |
187227,4 |
201753,1 |
217358,7 |
233386,8 |
251530,2 |
272077,5 |
293910,5 |
320303,5 |
||||||
Среднемесячная начисленная заработная плата, рублей |
1 |
17187,4 |
19387,5 |
20854,4 |
21717,0 |
23704,6 |
26266,7 |
28880,3 |
31501,2 |
34264,4 |
36985,9 |
40113,6 |
43621,3 |
47192,8 |
51058,8 |
54923,0 |
59526,1 |
62633,1 |
69727,1 |
75680,0 |
|
2 |
24285,5 |
26997,8 |
29820,8 |
32600,2 |
35562,2 |
38912,8 |
42319,1 |
45995,6 |
49738,2 |
53764,4 |
57921,8 |
62633,1 |
67975,8 |
73675,8 |
80560,0 |
||||||
Реальные располагаемые денежные доходы населения, процентов к предыдущему году |
1 |
107,5 |
102,3 |
101,1 |
94,7 |
101,2 |
102,3 |
102,5 |
102,7 |
102,8 |
102,4 |
102,8 |
102,9 |
102,7 |
103,0 |
103,1 |
103,2 |
102,9 |
103,6 |
103,5 |
|
2 |
102,1 |
103,8 |
104,0 |
104,4 |
104,5 |
104,2 |
104,4 |
104,5 |
104,2 |
105,0 |
105,2 |
105,4 |
104,8 |
105,5 |
105,5 |
||||||
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, процентов от общей численности населения |
1 |
16,0 |
16,0 |
16,2 |
17,4 |
17,3 |
17,0 |
16,8 |
16,4 |
16,0 |
15,6 |
15,3 |
15,0 |
14,8 |
14,5 |
14,2 |
13,8 |
13,5 |
13,1 |
12,8 |
|
2 |
17,1 |
16,8 |
16,5 |
16,1 |
15,7 |
15,3 |
15,0 |
14,7 |
14,5 |
14,2 |
13,9 |
13,5 |
13,2 |
12,8 |
12,5 |
||||||
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), процентов |
1 |
5,9 |
5,7 |
5,0 |
5,0 |
4,9 |
4,8 |
4,7 |
4,6 |
4,4 |
4,4 |
4,3 |
4,3 |
4,2 |
4,2 |
4,1 |
4,0 |
3,9 |
3,8 |
3,7 |
|
2 |
4,9 |
4,8 |
4,7 |
4,6 |
4,4 |
4,3 |
4,3 |
4,2 |
4,1 |
4,0 |
3,9 |
3,8 |
3,7 |
3,6 |
3,5 |
||||||
Уровень зарегистрированной безработицы, процентов к экономически активному населению |
1 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
2 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
_____________________________
* Оценка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Чувашской Республики и формирует единую платформу для разработки бюджетного прогноза на долгосрочный период, долгосрочных отраслевых стратегий, государственных программ Чувашской Республики и других документов стратегического планирования.
Неопределенность прогноза внешних условий обусловливает необходимость разработки прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики до 2030 года на вариативной основе. Определены два основных варианта развития экономики: первый (базовый), второй (оптимистический).
Обобщающим показателем социально-экономического развития Чувашской Республики является объем ВРП, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики.
Прирост ВРП обеспечивают базовые отрасли экономики: промышленность (30% от общего объема ВРП), оптовая и розничная торговля (14,2%), строительство (8,9%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (8,2%), транспорт и связь (6,7%). Доля добавленной стоимости, созданной этими отраслями, в общем объеме ВРП составляет 68%.
Среднегодовые темпы роста ВРП в 2016 - 2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 102,3%, по второму варианту - 103,2%, в 2021 - 2025 годах - 103,1-104,4%, 2026 - 2030 годах - 103,6-105,4%. Объем ВРП увеличится к 2030 году в 1,6-1,9 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.
Объем промышленного производства увеличится к 2030 году в 1,9-2,4 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.
Среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в 2016 - 2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 100,8%, по второму варианту - 102,2%, в 2021 - 2025 годах - 102,6-103,7%, 2026 - 2030 годах - 103,6-104,5%. Объем инвестиций в основной капитал увеличится к 2030 году в 1,4-1,7 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 октября 2015 г. N 371 "О прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики (http://www.cap.ru) 22 октября 2015 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 октября 2015 г., в газете "Вести Чувашии" от 31 октября 2015 г. N 42 (1459), в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2015 г., N 10, ст. 1194
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2019 г. N 379 настоящее постановление признано утратившим силу с 12 сентября 2019 г.