Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к муниципальной программе
"Развитие жилищного
строительства и сферы
жилищно-коммунального
хозяйства"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Муниципальная поддержка строительства жилья в Аликовском районе Чувашской Республики" муниципальной программы "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы
Паспорт подпрограммы
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Обеспечение важнейшей потребности человека - иметь благоустроенное жилье - является одной из фундаментальных задач любого правового государства. Экономическая значимость жилищного строительства, являющегося генератором плановых поступлений и привлечения инвестиций в целый ряд отраслей, а также мультипликативный эффект шестикратного увеличения занятости населения в смежных отраслях определяют постоянный приоритет поддержки жилищного строительства в Аликовском районе Чувашской Республики.
К основным причинам, препятствующим инвестиционной активности в строительстве как крупных застройщиков, так и граждан, относятся:
неосведомленность потенциальных инвесторов (застройщиков), граждан о перспективных площадках для градостроительного освоения, предусмотренных в утвержденных документах территориального планирования, а также отсутствие у них информации об указанных документах;
отсутствие сформированных органами местного самоуправления земельных участков под жилищное строительство;
излишне регламентированная и громоздкая система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров;
отсутствие земельных участков, предусмотренных под жилищное строительство, с имеющейся коммунальной инфраструктурой;
высокая изношенность производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов;
низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций и граждан.
Подпрограмма муниципальной поддержки строительства жилья в Аликовском районе Чувашской Республики (далее - Подпрограмма) разработана в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 2227-р, Указа Главы Чувашской Республики от 15 октября 2012 г. N 114 "О дополнительных мерах по стимулированию развития жилищного строительства в Чувашской Республике". Программа базируется на основных положениях федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и Закона Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года".
Подпрограмма разработана с целью обеспечения населения Аликовского района Чувашской Республики доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья, привлечения инвестиций в отрасль, удовлетворения спроса населения на жилье различной степени комфортности и является одним из основных инструментов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Аликовском районе Чувашской Республики.
На федеральном уровне сформирована определенная нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Принят ряд федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Формирование рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, определяют социальную направленность нового этапа реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, и экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения.
Реформирование жилищной сферы обеспечило коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Исходя из тенденций развития строительного комплекса и строительства жилья в республике Подпрограмма призвана в рамках основных направлений, определяемых федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", обеспечить комплексное освоение и развитие территорий для массового строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, практическую реализацию мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих в этой сфере проблемных вопросов. В рамках реализации проектов комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса на республиканском уровне будет отработан комплексный подход к оказанию различных мер муниципальной поддержки, предусматривающий поддержку частной инициативы граждан, поддержку жилищных некоммерческих объединений граждан, поддержку местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, помощь в использовании средств материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий, обеспечение территорий в целях жилищного строительства необходимой инфраструктурой. Подпрограмма ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые федеральные и республиканские программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами.
На рынке жилья по-прежнему отмечается как общий, так и структурный дисбаланс спроса и предложения. Прослеживается несоответствие структуры спроса на жилье семей со средними и умеренными доходами (то есть доходами ниже средних, но не позволяющих гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) и предложения жилья в среднем и нижнем ценовых сегментах, что не дает возможности обеспечить доступность приобретения жилья для основной части граждан.
В 2012 году новым импульсом для развития жилищного строительства и реформы жилищно-коммунального хозяйства стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", определивший чёткие задачи и конкретный алгоритм действий для органов власти.
Согласно Указу Главы Чувашской Республики от 15 октября 2012 г. N 114 "О дополнительных мерах по стимулированию развития жилищного строительства в Чувашской Республике" обеспечение доступным и комфортным жильем является одной из основной задач, стоящей перед органами власти Чувашской Республики.
В рамках реализации программы планируется и осуществляется комплексный подход при строительстве жилья, в том числе экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Улучшению жилищных условий граждан будут способствовать предоставление в установленном порядке органами местного самоуправления по желанию граждан земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
В целях наращивания объемов жилищного строительства в районе формируется единый информационный ресурс о свободных земельных участках для последующего предоставления под строительство жилья, в том числе экономического класса.
Как было отмечено, одним из основных факторов развития жилищного строительства является наличие свободных земельных участков. Инженерное и социальное обустройство указанных территорий требует значительных финансовых затрат.
Необходимо принимать меры по развитию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных на бесплатной основе семьям, имеющим трех и более детей. Всего на территории района представлено 9 земельных участков для многодетных семей, из них не обеспечено инженерной инфраструктурой 4 земельных участка. Потребность в финансовых средствах по реализации мероприятий составляет более 1000,0 тыс. рублей.
Радикальные изменения прослеживаются в структуре жилищного строительства района. В предыдущие годы основной прирост ввода жилья происходил за счет индивидуального жилищного строительства на селе. В период с 2008 по 2013 годы доля объема ввода индивидуального жилья составляла до 74,6 процентов в общем объеме ввода жилья. Основным импульсом для развития индивидуального жилищного строительства на селе с 2000-х годов явилась реализация программы газификации сельских населенных пунктов, в ходе реализации которой населением осуществлялось массовое строительство пристроек к жилым домам для размещения газовых плит и котлов, либо строительство новых домов взамен ветхих.
Согласно демографическому прогнозу в период с 2013 по 2020 годы ожидается снижение численности сельского населения республики на 12,7 процентов к показателю 2013 года, что также негативно повлияет на темпы индивидуального жилищного строительства на селе.
Основным направлением дальнейшего развития жилищного строительства в республике является строительство многоквартирных жилых домов, в том числе экономического класса.
Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
Предусмотренные программой сбалансированный подход и взаимоувязанный комплекс мероприятий будет способствовать повышению доступности жилья для населения, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
Обеспеченность жильем на 1 тыс. человек составляет 538 жилых единиц, что близко к среднеевропейскому уровню. В то же время средняя обеспеченность населения площадью жилья пока составляет 27,4 кв. метра на человека, что приблизительно в 1,6 раза меньше, чем в среднем в странах Европейского Союза.
В рамках реализации статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Чувашской Республики "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике", Указа Президента Чувашской Республики от 4 марта 2011 г. N 23 "О дополнительных мерах поддержки многодетных семей в Чувашской Республике" в республике ведется работа по бесплатному предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия Подпрограммы направлены на реализацию поставленных целей и задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 2227-р, Указа Главы Чувашской Республики от 15 октября 2012 г. N 114 "О дополнительных мерах по стимулированию развития жилищного строительства в Чувашской Республике" подпрограммы и Государственной программы в целом. Мероприятия Подпрограммы подразделяются на мероприятия по финансовому обеспечению, организационные мероприятия и мероприятия по нормативно-правовому обеспечению реализации Подпрограммы.
Мероприятия Подпрограммы приведены в приложении N 2 к настоящей Подпрограмме. Основные мероприятия Подпрограммы подразделяются на отдельные мероприятия, реализация которых обеспечит достижение индикаторов эффективности Подпрограммы.
Основное мероприятие 1. Поддержка отдельных категорий граждан в приобретении жилья.
Мероприятие 1.1. Обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N 42 "О регулировании жилищных отношений").
Мероприятие 1.2. Ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Мероприятие 1.3. Обеспечение жильем малоимущих граждан, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Мероприятие 1.4. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Основное мероприятие 2. Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Мероприятие 2.1. Строительство объектов инженерной инфраструктуры для земельных участков, предоставленных многодетным семьям для целей жилищного строительства.
Мероприятие 2.2. Строительство сетей инженерной инфраструктуры жилого района.
Мероприятие 2.3. Обеспечение доступа участников Подпрограммы к долгосрочным источникам финансирования инвестиционных проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе:
привлечение государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанка) к предоставлению долгосрочных кредитных ресурсов исполнителям мероприятий Подпрограммы и к рефинансированию коммерческих банков, предоставляющих долгосрочные инвестиционные займы для реализации программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
предоставление государственных и муниципальных гарантий для реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры со сроком окупаемости более 10 лет и при эмиссии участниками Подпрограммы долгосрочных инфраструктурных облигаций.
Основное мероприятие 3. Обеспечение жилищного строительства земельными участками.
Мероприятие 3.1. Разработка планов освоения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Аликовского района Чувашской Республики, под жилищное строительство на период 2014 - 2020 годы на основе документов территориального планирования.
Мероприятие 3.2. Формирование новых площадок под комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства, в том числе жилья экономического класса, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Аликовского района Чувашской Республики.
Мероприятие 3.3. Сокращение количества процедур и совокупного времени прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство.
Мероприятие 3.4.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом Чувашской Республики "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике", Указом Президента Чувашской Республики от 4 марта 2011 г. N 23 "О дополнительных мерах поддержки многодетных семей в Чувашской Республике", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 октября 2011 г. N 427 "О мерах по реализации Закона Чувашской Республики "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике".
Основное мероприятие 4. Актуализация документов территориального планирования.
Мероприятие 4.1. Предварительная подготовка и утверждение проектов планировки и проектов межевания территорий (микрорайонов, кварталов, жилых групп и т.п.), расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Аликовского района Чувашской Республики.
Комплекс мероприятий по реализации Подпрограммы включает в себя набор необходимых инструментов поддержки строительной индустрии и жилищного строительства, который направлен на стимулирование спроса и предложения на рынке жилья, достижение баланса на рынке спроса и предложения жилья.
IV. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется по многоканальному принципу - за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников (средства организаций, средства кредитных организаций, средства населения).
Мероприятия Подпрограммы предусматривают финансирование расходов на строительство, обеспечение территорий жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры, улучшение качества жилищного фонда за счет сноса аварийного жилья, развитие ипотечного жилищного кредитования, создание госжилфонда, обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, мероприятия по поддержке развития малоэтажного жилищного строительства и граждан в улучшении жилищных условий в сельской местности.
Механизм привлечения и использования финансовых средств федерального бюджета определяется соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На реализацию мероприятий Подпрограммы в 2014 - 2020 годах потребуется 74236,1 тыс. рублей, в том числе средства:
федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 67236,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
местных бюджетов - 7000,0 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей.
В ходе реализации подпрограммы объемы финансирования подлежат уточнению с учетом реальных возможностей федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.