Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы города Чебоксары описание основных проблем и прогноз ее развития
Современное состояние и развитие системы управления муниципальными финансами в городе Чебоксары характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, концентрацией бюджетных инвестиций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
Социально-экономическое развитие города Чебоксары за 2012 год характеризуется бесперебойным функционированием инфраструктуры жизнеобеспечения, снижением уровня безработицы и социальной напряженности. В городе Чебоксары в 2012 году индекс промышленного производства сложился на уровне 100 процентов, объем инвестиций в основной капитал по крупным организациям составил 116,9 процента по сравнению с 2011 годом. С ростом производства улучшились и финансовые показатели. Сальдированный финансовый результат организаций за 2012 год составил 8,3 млрд. рублей или 116,8% к соответствующему периоду прошлого года.
За 2012 год бюджет города Чебоксары исполнен по доходам в сумме 5397,2 млн. рублей, или на 96,3 процента к годовым плановым назначениям, по расходам - в сумме 5754,5 млн. рублей, или на 94,4 процента, дефицит бюджета составил 357,4 млн. рублей. По сравнению с плановыми назначениями дефицит бюджета уменьшен на 131,5 млн. рублей.
Собственные доходы бюджета города Чебоксары исполнены в сумме 3564,9 млн. рублей, что составляет 102,1 процента к годовым плановым назначениям.
По состоянию на 1 октября 2013 года бюджет города Чебоксары исполнен по доходам в сумме 4288,1 млн. рублей (61,5 процента к годовым плановым назначениям), по расходам - в сумме 4245,9 млн. рублей (58,1 процента к годовым плановым назначениям), профицит бюджета составил 42,2 млн. рублей. Собственные доходы бюджета города Чебоксары за 9 месяцев 2013 года составили 2745,9 млн. рублей, или 72,0 процента к годовым плановым назначениям. При этом рост собственных доходов бюджета города Чебоксары по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 8,2 процента.
Сложившаяся система управления муниципальными финансами является результатом активных процессов реформирования. Важным новым этапом в реформировании муниципальных финансов является реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов города Чебоксары на 2011 и 2012 годы, утвержденной постановлением администрации города Чебоксары от 18 июля 2011 года N 233.
В результате реформирования сферы муниципальных финансов в городе Чебоксары:
обеспечена четкая законодательная регламентация процесса формирования и исполнения бюджета города Чебоксары, осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств;
осуществлен переход к среднесрочному формированию бюджета города Чебоксары на трехлетний период;
в условиях казначейского исполнения бюджета города Чебоксары обеспечена ликвидация просроченной кредиторской задолженности муниципальных учреждений;
законодательно закреплено ведение постоянного учета муниципального долга города Чебоксары в муниципальной долговой книге города Чебоксары.
На современном этапе основными направлениями дальнейшего реформирования сферы муниципальных финансов и совершенствования бюджетной политики являются:
развитие программно-целевых принципов бюджетного планирования в рамках муниципальных программ города Чебоксары, бюджетирования, ориентированного на достижение результата;
отработка финансовых механизмов обеспечения выполнения муниципальных заданий муниципальными учреждениями города Чебоксары, повышение качества оказания муниципальных услуг;
расширение применения современных информационно-коммуникационных технологий в сфере управления муниципальными финансами.
В системе управления муниципальными финансами одним из ключевых инструментов является долговая политика. Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета города Чебоксары, минимизации рисков невыполнения принятых обязательств при его исполнении необходимо эффективное управление муниципальным долгом города Чебоксары.
Развитие города осуществляется в условиях относительно ограниченного налогового потенциала и высокой плотности населения, что предопределяет необходимость осуществления значительных социальных расходов. Кроме того, остается высокой потребность в капитальных вложениях в социальную сферу (образование, культура, физическая культура и спорт), жилищно-коммунальное хозяйство, развитие транспортной инфраструктуры. В связи с этим объективно существует потребность в привлечении заемных финансовых ресурсов, прежде всего для осуществления бюджетных расходов инвестиционного характера.
В рамках долговой политики города Чебоксары вырабатывается и реализуется стратегия управления муниципальными заимствованиями города Чебоксары в целях поддержания объема муниципального долга города Чебоксары на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания, равномерного распределения во времени платежей, связанных с исполнением долговых обязательств.
Управление муниципальным долгом города Чебоксары в целом направлено на обеспечение в полном объеме исполнения расходных обязательств города Чебоксары. В бюджетном процессе качество и эффективность управления муниципальным долгом непосредственно влияют на исполнение расходной части бюджета.
Осуществление заимствований путем привлечения кредитов кредитных организаций проводится при соблюдении требований законодательства Российской Федерации о размещении муниципального заказа на право заключения муниципального контракта на оказание финансовых услуг по предоставлению кредита по результатам торгов. Отбор кредитных организаций для предоставления кредитов городу Чебоксары осуществляется по результатам открытых аукционов в электронной форме. Это позволяет добиться снижения стоимости обслуживания привлекаемых кредитов.
Объем муниципального долга города Чебоксары в 2012 году составил 1366,7 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2013 г. в структуре муниципального долга города Чебоксары прямые обязательства (кредиты кредитных организаций) составили 1195,0 млн. рублей (87,4 процента) и условные обязательства (по муниципальным гарантиям города Чебоксары) - 171,7 млн. рублей (12,6).
Управление муниципальным долгом города Чебоксары осуществлялось с соблюдением ограничений, установленных статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой верхний предел муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (не более 100,0 процента).
Отношение муниципального долга города Чебоксары к доходам бюджета города Чебоксары (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) составило в 2011 году - 31,2 процента, в 2012 году - 44,2 процента. Такая динамика указанного показателя отражает проблему повышения долговой нагрузки на бюджет города Чебоксары, необходимость направления значительного объема бюджетных средств на исполнение принятых долговых обязательств. В результате сужаются возможности бюджета по принятию новых расходных обязательств, особенно в части расходов инвестиционного характера.
В соответствии с решением Чебоксарского городского Собрания депутатов "О бюджете муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" верхний предел муниципального внутреннего долга города Чебоксары на 1 января 2014 г. установлен в сумме 1616,5 млн. рублей, или 49,0 процентов к доходам бюджета города Чебоксары (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений).
Прогнозируется обеспечение своевременного исполнения всех долговых обязательств города Чебоксары.
Несмотря на положительную динамику отдельных показателей эффективности деятельности в области управления и распоряжения муниципальным имуществом города Чебоксары, пока еще рано утверждать, что в муниципалитете сделано все возможное для решения основной проблемы, связанной с обеспечением эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью города Чебоксары.
Одним из важнейших направлений повышения конкурентоспособности экономики города Чебоксары является оптимизация ее муниципального сектора.
По состоянию на 01.01.2013 в муниципальной собственности города Чебоксары насчитываются 36989 объектов недвижимости (в том числе сооружений и инженерных сетей) общей площадью 2666,88 тыс. кв.м. Из общего количества объектов недвижимости, учтенных в реестре муниципального имущества города Чебоксары, муниципальную казну города Чебоксары по состоянию на 01.01.2013 составляют 992 объекта недвижимости нежилого фонда, общей площадью 155,82 тыс. кв.м. По состоянию на 01.01.2013 на имущество, составляющее казну города Чебоксары, заключено 673 договора аренды нежилых помещений общей площадью 127,7 тыс. кв.м., в соответствии с которыми ежегодно подлежит перечислению в муниципальный бюджет города Чебоксары 179 000 000 рублей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации муниципальные унитарные предприятия, казенные унитарные предприятия города Чебоксары и автономные учреждения города Чебоксары самостоятельно с согласия собственника сдают в аренду муниципальное имущество города Чебоксары, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, и получают соответствующие доходы в виде арендной платы. По состоянию на 1 октября 2013 года такими предприятиями и учреждениями передано в аренду 1472,9 кв. м площадей с общей суммой месячного начисления арендной платы в размере 3513,2 тыс. рублей.
Часть объектов муниципальной собственности, составляющих казну города Чебоксары, свободно от пользователей, несмотря на проведение в отношении их аукционов на право заключения договоров аренды. Это связано с их неудовлетворительным техническим состоянием. В целях привлечения инвесторов - арендаторов в эти помещения, подготавливается положение о порядке зачета капитального ремонта в счет арендной платы.
По состоянию на 01.01.2013 в реестре муниципального имущества города Чебоксары учтено 1598 земельных участков муниципальной собственности города Чебоксары общей площадью 1835 га. Земельные участки активно вовлекаются в хозяйственный оборот. По состоянию на 01.01.2013 земельные участки в количестве 619 единиц общей площадью 96 га. переданы в аренду в соответствии с договорами аренды, земельные участки в количестве 609 единиц общей площадью 1183 га. переданы в безвозмездное срочное пользование, земельные участки в количестве 265 единиц общей площадью 546 га. переданы в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления соответствующих видов деятельности.
В настоящее время поступления от сдачи в аренду муниципального имущества не являются доходным источником бюджета города Чебоксары. Снижение доходов от сдачи в аренду муниципального имущества обусловлено уменьшением количества объектов, находящихся в собственности муниципального образования город Чебоксары - столица Чувашской Республики, сдаваемых в аренду, в связи с реализацией муниципального имущества.
В связи со снижением доли муниципального имущества необходимо проведение комплекса мероприятий по обеспечению поступлений доходов от использования муниципального имущества.
В городе Чебоксары ведется активная работа по сокращению количества муниципальных унитарных предприятий города Чебоксары, в результате которых количество муниципальных унитарных предприятий города Чебоксары сократилось с 16 предприятий в 2010 году до 7 предприятий в 2013 году.
Немаловажную роль в процессе оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий города Чебоксары играет приватизация муниципального имущества города Чебоксары, основными целями которой являются повышение эффективности деятельности организаций, на сегодняшний день задействованных в муниципальном секторе экономики, привлечение в экономику города Чебоксары дополнительных инвестиций и использование доходов от приватизации прежде всего в целях модернизации экономики.
По состоянию на 01.01.2013 муниципальное образование город Чебоксары - столица Чувашской Республики является акционером 12 открытых акционерных обществ.
В 2014-2020 годах продолжится работа по оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий города Чебоксары и повышению эффективности их деятельности.
В соответствии с действующим законодательством муниципальные унитарные предприятия города Чебоксары и автономные и бюджетные учреждения города Чебоксары самостоятельно с согласия собственника сдают в аренду муниципальное имущество города Чебоксары, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, и получают соответствующие доходы в виде арендной платы.
По прогнозу, в 2014-2020 годах во всех муниципальных учреждениях города Чебоксары будут проведены контрольные мероприятия по вопросам сохранности и эффективного использования муниципального имущества города Чебоксары.
Для этого необходимо проведение полной инвентаризации объектов недвижимости муниципальной собственности города Чебоксары, осуществление постоянного мониторинга использования данного имущества, выявление не учтенных в реестре муниципального имущества города Чебоксары объектов недвижимости, формирование земельных участков, техническая паспортизация и государственная регистрация права собственности муниципального образования город Чебоксары - столица Чувашской Республики на объекты недвижимости с учетом целевого их назначения, а также дальнейшее совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества города Чебоксары.
Для создания информационной базы по недвижимости - земельные участки и объекты капитального строительства, необходимо проведение работ по информационному наполнению муниципального кадастра недвижимости.
Приоритетами государственной политики Российской Федерации являются эффективное расходование бюджетных средств, предупреждение и исключение коррупционных проявлений в различных сферах, в том числе в сфере государственных и муниципальных закупок.
На сегодняшний день регулирование системы муниципальных закупок обеспечивается Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Важнейшим этапом в развитии системы муниципальных закупок стал переход к централизованному размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и нужд муниципальных бюджетных учреждений города Чебоксары. Отправной точкой при этом стало создание уполномоченного органа по размещению заказов в лице управления муниципального заказа в составе Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом.
Централизация размещения заказов через уполномоченный орган в соответствии с нормативной базой позволяет повысить эффективность размещения заказов, а также уменьшить количество нарушений законодательства о размещении заказов за счет единого методологического подхода к процедурам планирования и формирования закупок.
Согласно прогнозу к 2020 году уровень актуализации реестра муниципального имущества города Чебоксары составит 100,0 процентов, уровень актуализации реестра муниципальных земельных участков - 100, 0 процентов, доля муниципальных учреждений города Чебоксары, в которых проведены контрольные мероприятия по вопросам сохранности и эффективного использования муниципального имущества города Чебоксары, в общем количестве муниципального имущества города Чебоксары - 100, 0 процентов, доля продукции, закупаемой путем проведения открытых аукционов в электронной форме, в общем объеме муниципальных закупок - 73,0 процента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.