Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждено
распоряжением администрации
города Чебоксары
от 3 марта 2015 г. N 43-р
Положение
о порядке подготовки и издания правовых актов администрации города Чебоксары
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки и издания правовых актов администрации города Чебоксары путем соблюдения единообразия в оформлении (далее - Положение).
1.2. Правовыми актами администрации города Чебоксары (далее - акты) являются постановления и распоряжения.
1.3. Глава администрации принимает постановления и распоряжения по всем вопросам, отнесенным к ведению администрации.
1.3.1. Постановление - это муниципальный правовой акт нормативного характера, принимаемый в целях решения вопросов местного значения и вопросов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Чебоксары федеральными законами и законами Чувашской Республики.
1.3.2. Распоряжение - это муниципальный правовой акт распорядительного характера, принятый в целях решения вопросов организации работы администрации города Чебоксары по оперативным, организационным, кадровым, финансовым и другим текущим вопросам.
II. Основания и стадии подготовки проектов постановлений и распоряжений
2.1. Основаниями для подготовки проектов постановлений и распоряжений являются:
- необходимость решения текущих задач в пределах предоставленной компетенции;
- Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, законы Чувашской Республики, указы и распоряжения Главы Чувашской Республики, постановления и распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики;
- обращения Чебоксарского городского Собрания депутатов о разработке и принятии конкретного акта;
- обращения и письма должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, трудовых коллективов и отдельных граждан;
- протесты Прокуратуры Чувашской Республики по ранее принятым главой администрации актам;
- прочие основания в соответствии с действующим законодательством.
2.2. Подготовка проектов постановлений и распоряжений включает:
- назначение ответственного лица за подготовку проекта постановления (распоряжения), которое осуществляется устным или письменным поручением главы администрации или его заместителями;
- определение круга специалистов, привлекаемых к подготовке проекта постановления (распоряжения);
- изучение нормативных правовых документов, в соответствии и на основании которых готовится данный проект;
- проработку вопросов, составляющих основу проекта постановления (распоряжения);
- составление проектов текстов постановлений (распоряжений) и пояснительных записок к ним;
- согласование проекта постановления (распоряжения) с соответствующими управлениями, комитетами, отделами и другими подразделениями администрации города, также с заинтересованными юридическими и физическими лицами;
- правовую экспертизу проекта постановления (распоряжения) в правовом управлении на предмет соответствия проекта действующему законодательству и требованиям к оформлению акта;
- антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов;
- доработку проекта постановления (распоряжения) с учетом замечаний и предложений лиц, согласующих данный проект, заключения правового управления, а также главы администрации города.
2.3. Структурные подразделения администрации города вправе по своей инициативе, в целях реализации возложенных на них задач, подготавливать и представлять проекты постановлений (распоряжений).
Руководители структурных подразделений администрации города в таких случаях самостоятельно определяют должностных лиц или специалистов, ответственных за подготовку проекта постановления (распоряжения).
2.4. Ответственность за качество проекта постановления (распоряжения), их согласование с заинтересованными лицами возлагается на руководителей структурных подразделений администрации города, которые вносят проекты.
2.5. Ответственность за несоответствие проектов действующему законодательству несет начальник правового управления и руководитель структурного подразделения, который вносит на рассмотрение данный проект.
2.6. Для подготовки проектов наиболее важных актов могут создаваться рабочие группы.
III. Структура постановлений и распоряжений
3.1. Требования к содержанию проектов постановлений и распоряжений
3.1.1. Проект постановления (распоряжения) должен быть целесообразным, практически необходимым. Он должен быть написан юридически грамотным языком, не допускающим различных толкований текста. Проект должен иметь логическую последовательность всех его составных частей. К проекту прилагаются все документы, обосновывающие его принятие.
3.1.2. В текстах актов следует избегать употребления сокращенных слов, использование сокращений должно быть оправданным.
Если требуется многократно упоминать в акте тот или иной объект, а равно когда в акте неоднократно употребляется одно и то же понятие, при первом упоминании о таком объекте (понятии) приводится его полное и в скобках сокращенное наименование, например: закрытое акционерное общество "Нива" (далее - ЗАО "Нива"), а в последующем тексте употребляется только его сокращенное наименование.
Возможно применение общепринятых или официально установленных сокращений при написании:
- названий единиц измерения при цифрах (15 млн. руб., 1996 г., 11 га и т.д.);
- обозначений административных единиц (г. Чебоксары, пос. Северный);
- различных обозначений (и так далее - и т.д., то есть - т.е., и тому подобное - и т.п., прочее - пр., другое - др.).
В целях исключения возможности двоякого толкования при необходимости обозначения (перечисления) категорий граждан, организаций и т.д. в тексте документа рекомендуется приводить каждое наименование с новой строки, например:
- лица старше 80 лет;
- пенсионеры;
- лица, имеющие стаж работы свыше 20 лет, и т.д.
3.1.3. Недопустимы проекты актов, содержащие терминологическую путаницу, общие декларативные призывы, дословное воспроизведение всего текста акта органов власти и управления, на основании или в соответствии с которым готовится данный проект, расплывчатые, не поддающиеся контролю формулировки.
3.1.4. Проект акта должен основываться на реальных возможностях и содержать указание на организационные, финансово-экономические и иные средства обеспечения содержащихся в нем предписаний.
3.2. Требования к оформлению проектов постановлений и распоряжений
3.2.1. Проекты постановлений и распоряжений печатаются на бланках установленного образца.
3.2.2. Акты должны иметь следующие реквизиты (приложение N 1):
- герб города Чебоксары;
- наименование вида акта (постановление, распоряжение);
- дата принятия акта;
- номер акта;
- заголовок;
- текст;
- подпись главы администрации;
- визы, согласования;
- исполнитель, телефон.
3.2.3. При подготовке акта необходимо соблюдать следующие правила:
- применять текстовый редактор - Word for Windows версии от 6.0 и выше;
- шрифт - "Times New Roman Cyr", размер - 14 для набора основного текста и допускается на 1-2 пункта меньше - для дополнительного (приложения, таблицы, примечания, подписи под рисунками);
- поля: левое - 3,5 см, правое - 1,5 см, верхнее и нижнее - 2 см; на листе согласования - зеркальные поля;
- междустрочный интервал - полуторный, в приложениях допускается одинарный интервал;
- реквизиты отделяются друг от друга 2-3 междустрочными интервалами.
3.2.4. В акте объемом две и более страницы вторая и последующие страницы нумеруются арабскими цифрами посредине верхнего поля листа в интервале 10-15 мм от его верхней границы без букв и знаков препинания.
3.3. Структура текста акта
3.3.1. Наименование правового акта (заголовок) отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Заголовок должен быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители по заголовку могли определить основное содержание акта, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать. Заголовок не должен превышать 5 строк машинописного текста. Точка в конце заголовка не ставится.
3.3.2. Преамбула (констатирующая часть) - самостоятельная часть правового акта, которая содержит основания принятия акта, но не является обязательной. В ней указываются фактические обстоятельства и мотивы, послужившие причиной или поводом для принятия акта, а также содержатся ссылки на законы и другие правовые акты с указанием наименования этих документов, даты, номера и заголовка, в соответствии с которым принимается данный документ. При этом преамбула должна быть изложена кратко и не превышать 1/3 документа.
В преамбуле кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для принятия акта, и начинается она словами "В целях...", "В связи...", "В соответствии..." и т.д.
Преамбула:
- не содержит самостоятельные нормативные предписания;
- не делится на части;
- не содержит ссылки на другие акты, подлежащие признанию утратившим силу и изменению в связи с изданием данного акта;
- не формулирует предмет регулирования акта;
- не нумеруется.
Констатирующая часть завершается словом "п о с т а н о в л я ю" с двоеточием, которое печатается строчными буквами вразрядку. Затем с абзаца новой строки печатается текст постановляющей (распорядительной) части.
3.3.3. Постановляющая (распорядительная) часть излагается в повелительной форме.
Деление акта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в акте.
Употребляются следующие структурные единицы акта по нисходящей:
пункт (нумеруется арабскими цифрами с точкой);
подпункт (включают номера пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например: 1.1., 1.2., 1.3.);
абзац.
3.3.3.1. Нумерация пунктов должна быть сквозной. Обозначение номеров печатают с красной строки.
Структурные единицы акта группируются по их значимости (от наиболее существенных вопросов к второстепенным) или в последовательности развития темы документа. Каждая структурная единица должна содержать законченную мысль и включать, как правило, одно предписание. Несколько связанных между собой предписаний объединяются в один пункт в тех случаях, когда они взаимно дополняют и обуславливают друг друга.
3.3.3.2. При утверждении состава комиссии (совета, штаба, рабочей группы и т.п.) в обязательном порядке определяются председатель, секретарь и члены комиссии. Фамилии членов комиссии располагаются в алфавитном порядке вне зависимости от занимаемой должности. Лица, для которых глава администрации города Чебоксары не является работодателем, включаются в состав комиссии по согласованию.
3.3.3.3. Подпись отделяется от текста 1-2 междустрочными интервалами. Наименование должности печатается через 1 междустрочный интервал от левой границы текстового поля. Инициалы и фамилия печатаются у правой границы текстового поля.
3.3.3.4. Обязательные пункты проекта акта.
В актах должны быть указаны:
- точные наименования организаций в полном соответствии с их официальным названием, утвержденным в уставе, положении, должности и фамилии лиц, которым поручается исполнение задания;
- сроки выполнения заданий;
- поручения о контроле за выполнением данного акта;
- указание о признании утратившими силу актов либо их отдельных пунктов, если вновь принимаемый акт исключает действие ранее принятых;
- указание о снятии с контроля акта в случае его выполнения либо принятия (издания) нового документа.
3.3.3.5. К проекту акта рекомендуется прилагать пояснительную записку, которая содержит необходимые обоснования и ожидаемые прогнозы и результаты их реализации. Пояснительную записку подписывает ответственный исполнитель. Объем текста пояснительной записки не должен превышать 1 листа формата А 4.
3.3.3.6. В проектах актов, основанием для принятия которых послужили другие документы (заявления, договоры, контракты, соглашения, решения конкурсных комиссий, акты проверок и т.п.), делается ссылка на данные документы, которые в обязательном порядке прилагаются к данному акту (в исключительных случаях - их копии).
В тексте постановлений (распоряжений) недопустимы ссылки на нормативные предписания законодательных и иных правовых актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
3.3.3.7. Поручения о контроле за исполнением акта.
Контроль за исполнением постановлений и распоряжений может быть оставлен за главой администрации либо возложен на его заместителей или начальников управлений, которым в оперативном порядке поручено ведение данного вопроса.
Пункт о возложении контроля и подпись главы администрации не должны размещаться на отдельном листе акта в отрыве от основного текста.
3.3.4. Оформление приложений.
В качестве приложений к проекту акта оформляются положения, регламенты, перечни, составы комиссий и советов, графики, таблицы и т.д.
Приложения оформляются на отдельных листах бумаги.
При наличии приложения к проекту в соответствующем пункте акта делается ссылка "согласно приложению" или "приложение".
Приложения должны иметь все необходимые для документа реквизиты: наименование, заголовок, подпись, дату и т.д.
Приложения оформляются следующим образом.
В верхнем правом углу первого листа делается отметка с указанием наименования документа, его даты, номера. Например:
|
Приложение к постановлению администрации города Чебоксары от _________________ N _______ |
При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами, перед которыми проставляется знак N. Например:
|
Приложение N 2 к постановлению администрации города Чебоксары от __________________ N_______ |
Если в тексте акта содержится формулировка утвердить прилагаемое положение, инструкцию или иной документ нормативного характера, то перед его заголовком помещается гриф утверждения. Наименование акта в этом случае пишется в творительном падеже. Например:
|
УТВЕРЖДЕНО постановлением администрации города Чебоксары от __________________ N _______ |
При утверждении нескольких приложений они оформляются следующим образом:
|
Приложение N 1 |
|
УТВЕРЖДЕНО постановлением администрации города Чебоксары от __________________ N________ |
Слова "УТВЕРЖДЕН, УТВЕРЖДЕНО, УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ" (без кавычек и двоеточия) согласуются в роде и числе с первым словом наименования утверждаемого приложения: положение - УТВЕРЖДЕНО, программа - УТВЕРЖДЕНА и т.п.
Заголовок к тексту приложения печатается по центру, отделяется от грифа утверждения 2-3, от текста приложения - 1-2 междустрочными интервалами. Точка в конце заголовка не ставится.
Текст приложения может быть оформлен в виде таблицы. Заголовки граф и строк таблицы пишутся в именительном падеже единственного числа.
Если таблица печатается более чем на одном листе, наименование граф заменяется их нумерацией на каждом последующем листе.
Листы каждого приложения нумеруются самостоятельно.
3.3.5. Согласование проектов правовых актов.
3.3.5.1. Лица, осуществляющие согласование проектов актов в соответствии со своей компетенцией, объединяются условным наименованием "согласующие".
3.3.5.2. Согласование проектов распоряжений и постановлений осуществляется в форме визирования проекта акта.
На проекте акта обязательны визы:
- заместителей главы и должностных лиц администрации города, которым подведомственны вопросы, составляющие содержание проекта;
- заместителя главы администрации - руководителя аппарата, начальника правового управления, соответствующего исполнителя - на всех проектах постановлений (распоряжений).
При визировании проектов руководителями предприятий, организаций, учреждений, не входящих в структуру администрации города, их подписи заверяются печатью.
3.3.5.3. Согласование проекта каждым согласующим осуществляется в срок не более 3-х рабочих дней, правовым управлением не более 5 рабочих дней, если главой администрации не установлен иной срок согласования.
3.3.5.4. Сбор виз осуществляется лицом, ответственным за подготовку проекта.
3.3.5.5. Виза включает в себя наименование должности согласующего, личную подпись, ее расшифровку и дату визирования. Согласование производится на обратной стороне первого листа проекта и действительно в течение 3-х месяцев.
В случае необходимости продления срока согласования ответственный исполнитель обращается к согласующему с просьбой подтвердить согласие, т.е. фактически проводит повторное согласование.
3.3.5.6. Возврат проекта акта без визирования не допускается. Замечания и дополнения к проекту излагаются на отдельном листе, о чем при визировании ставится отметка: "замечания прилагаются" или "с замечаниями".
Если замечания носят принципиальный характер, оформляется лист разногласий, и при визировании указывается: "Лист разногласий прилагается" (приложение N 2).
3.3.5.7. Отказ в согласовании или согласование с замечаниями (особыми мнениями и дополнениями) по конкретным пунктам проекта не препятствует дальнейшему рассмотрению проекта, кроме случаев, если эти замечания сделаны правовым управлением по причине несоответствия этих пунктов действующему законодательству.
3.3.5.8. Если в процессе согласования или в ходе доработки проекта вносятся существенные изменения в первоначальную редакцию проекта, он подлежит повторному визированию.
Повторного визирования не требуется, если при доработке в проект акта внесены редакционные поправки, существенно не изменившие его содержание. В данном случае допускаются исправления чернилами в тексте проекта с обязательной подписью лица, внесшего поправки.
3.4. Правовая экспертиза проектов постановлений и распоряжений
3.4.1. Все проекты постановлений и распоряжений проходят правовую экспертизу в правовом управлении администрации на предмет соответствия проекта действующему законодательству.
3.4.2. В случае противоречия закону отдельных положений проекта, не носящих принципиального характера и требующих юридической доработки, указанный проект должен быть отредактирован исполнителем проекта с участием юриста правового управления.
3.4.3. На проект акта, полностью или в существенной своей части противоречащий действующему законодательству, составляется заключение правовой экспертизы со ссылками на конкретные правовые нормы, которые нарушаются положениями проекта.
Проект постановления (распоряжения) вместе с заключением правовой экспертизы возвращается правовым управлением исполнителю.
3.5. Антикоррупционная экспертиза
3.5.1. Антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары по вопросам, касающимся:
- прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
- государственной и муниципальной собственности, муниципальной службы, бюджетного, налогового, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства;
- социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) должности муниципальной службы.
3.5.2. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в срок до 5 рабочих дней.
3.6. Доработка окончательного варианта акта
3.6.1. Окончательный вариант проекта акта представляется исполнителем на бумажном и электронном носителе в отдел делопроизводства для проверки правильности оформления согласно требованиям настоящего положения, комплектности представленных документов (приложения, пояснительная записка, документы, на которые есть ссылка или упоминание в тексте), наличия всех необходимых согласований и списка рассылки.
3.6.2. Ответственность за идентичность текстов на бумажном и электронном носителях несет ответственный исполнитель. Электронные файлы, содержащие текст документа, должны быть проверены на отсутствие вирусов.
3.6.3. Проекты постановлений и распоряжений, подготовленные с нарушением порядка и требований по оформлению и содержанию, установленных настоящим Положением, возвращаются их исполнителям.
3.6.4. Проекты актов после доработки распечатываются на цветном бланке, являющимся оригиналом, согласовываются заместителем главы администрации - руководителем аппарата.
IV. Внесение изменений в правовые акты.
Признание правовых актов утратившими силу
4.1. Приведение правовых актов администрации города в соответствие с вновь принятым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации, законом Чувашской Республики, указом Главы Чувашской Республики и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики, устранение множественности правовых норм по одним и тем же вопросам осуществляются путем внесения изменений в правовые акты администрации города или путем признания их утратившими силу.
4.2. Внесением изменений считается:
- замена слов, цифр;
- исключение слов, цифр, предложений, структурных единиц;
- новая редакция структурной единицы правового акта;
- дополнение структурной единицы правового акта новыми слова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.