Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 марта 2015 г. N 95 приложение изложено в новой редакции
Утвержден
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 29 ноября 2012 г. N 532
(приложение N 2)
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
13 ноября 2013 г., 25 марта 2015 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуры проведения оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - проект акта), подготовки сводных отчетов о результатах проведения ОРВ проектов актов, а также оценки качества исполнения процедур ОРВ проектов актов, подготовки заключений об ОРВ проектов актов, отчетности о развитии и результатах процедуры ОРВ.
Под проектами актов в настоящем Порядке понимаются:
проекты законов Чувашской Республики, вносимых Главой Чувашской Республики в Государственный Совет Чувашской Республики;
проекты указов Главы Чувашской Республики;
проекты постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики;
проекты нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики.
1.2. Процедура ОРВ проектов актов проводится в отношении проектов актов по вопросам:
государственного регулирования инвестиционной деятельности и предоставления мер поддержки субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также установления дополнительных обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
осуществления государственного контроля (надзора);
лицензирования в сфере предпринимательской и иной деятельности.
1.3. Процедура ОРВ проектов актов заключается в анализе проблем и целей правового регулирования общественных отношений, выявлении альтернативных вариантов его введения, а также определении связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, выявлении положений, необоснованно ограничивающих конкуренцию, в целях выбора наиболее эффективного варианта правового регулирования и осуществления последующего мониторинга его реализации.
1.4. ОРВ проектов актов осуществляется в целях обоснованного выбора способа предлагаемого правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнения лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием.
1.5. ОРВ проектов актов не проводится в отношении проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики, разрабатываемых органами исполнительной власти Чувашской Республики в целях приведения действующих нормативных правовых актов Чувашской Республики в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, в случае если такие проекты не содержат нового правового регулирования в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также в отношении проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) для хозяйствующих субъектов.
1.6. ОРВ проектов актов, предусматривающих осуществление государственного контроля (надзора), предоставление субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, налоговых льгот, иных мер государственной поддержки, а также устанавливающих для них обязанности, исполнение которых не приведет к возникновению дополнительных расходов при осуществлении ими предпринимательской и инвестиционной деятельности и к возникновению дополнительных расходов из республиканского бюджета Чувашской Республики, проводится в соответствии с разделом III настоящего Порядка.
II. Уведомление об обсуждении идеи (концепции) проекта акта
2.1. Орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий подготовку проекта акта (далее - орган исполнительной власти), принявший решение о подготовке проекта акта, размещает уведомление об обсуждении идеи (концепции) проекта акта (далее - уведомление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку на официальном сайте regulations.cap.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт regulations.cap.ru).
2.2. Прием предложений к проекту акта всех заинтересованных лиц должен быть завершен не ранее 15 календарных дней с даты размещения уведомления на сайте regulations.cap.ru.
2.3. В течение 1 рабочего дня со дня размещения уведомления на сайте regulations.cap.ru орган исполнительной власти извещает о проведении обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц с указанием источника опубликования уведомления:
а) уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики, ответственный за организационное и методическое обеспечение проведения ОРВ проектов актов, контроль качества исполнения органами исполнительной власти Чувашской Республики процедур ОРВ проектов актов (далее - уполномоченный орган);
б) заинтересованные органы государственной власти Чувашской Республики;
в) Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике;
г) органы местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики (при необходимости);
д) региональные объединения предпринимателей, некоммерческие организации, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также различные социальные группы;
е) иные организации, которые целесообразно привлечь к подготовке проекта акта, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
2.4. Орган исполнительной власти в срок не позднее 30 календарных дней со дня окончания срока, указанного в пункте 2.2 настоящего Порядка, рассматривает предложения, поступившие в установленный в уведомлении срок, составляет справку о результатах публичных консультаций обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования, сводку предложений к ней и принимает решение о подготовке проекта акта либо об отказе в подготовке проекта акта.
В справке о результатах публичных консультаций обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования указывается перечень органов и организаций, которым были направлены извещения о проведении публичных консультаций в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Порядка.
В сводке предложений указываются автор и содержание предложения, результат его рассмотрения (предполагается использовать данное предложение при разработке проекта акта либо при обосновании решения об отказе от его разработки; в случае отказа от использования предложения указываются причины такого решения).
При принятии решения об отказе в подготовке проекта акта орган исполнительной власти в течение 2 рабочих дней со дня его принятия уведомляет о принятом решении органы, указанные в пункте 2.3 настоящего Порядка, и размещает указанное решение на сайте regulations.cap.ru.
2.5. Справка о результатах публичных консультаций обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования подлежит размещению на сайте regulations.cap.ru не позднее 2 рабочих дней с даты ее подписания.
III. Порядок проведения ОРВ
3.1. В случае принятия решения о подготовке проекта акта проведение ОРВ проекта акта обеспечивается органом исполнительной власти на этапе его разработки.
3.2. При ОРВ проекта акта проводятся:
предварительная ОРВ проекта акта (далее - предварительная оценка);
углубленная ОРВ проекта акта (далее - углубленная оценка) и публичные консультации по проекту акта (далее - публичные консультации).
3.3. Предварительная оценка проводится в целях определения:
а) наличия в проекте акта положений, регулирующих вопросы, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка;
б) наличия в проекте акта положений, которыми изменяются:
содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
содержание или порядок реализации полномочий органов исполнительной власти Чувашской Республики в отношениях с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности;
в) последствий нового правового регулирования в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, влекущих:
невозможность исполнения субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности возложенных на них обязанностей вследствие противоречий или пробелов в законодательстве, отсутствия необходимых организационных или технических условий у органов исполнительной власти Чувашской Республики;
возникновение у субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности дополнительных расходов при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности;
возникновение дополнительных расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики, связанных с созданием необходимых правовых, организационных и информационных условий применения проекта акта органами исполнительной власти Чувашской Республики.
3.4. По результатам предварительной оценки принимается одно из следующих решений:
составляется сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта акта, в котором излагается вывод о том, что проект акта не предусматривает новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо предусмотренное проектом акта новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности не приведет к последствиям, указанным в подпунктах "б", "в" пункта 3.3 настоящего Порядка;
проводятся углубленная оценка и публичные консультации в случае, предусмотренном пунктом 3.5 настоящего Порядка.
3.5. Углубленная оценка, а также публичные консультации проводятся после предварительной оценки, по результатам которой сделан вывод, что такой проект акта предусматривает новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, приводящее к обстоятельствам, указанным в подпунктах "б", "в" пункта 3.3 настоящего Порядка.
В целях выявления положений, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, при проведении углубленной оценки устанавливаются:
проблема, на решение которой направлено новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, ее влияние на достижение целей предусмотренного проектом акта правового регулирования, а также возможность ее решения иными правовыми, информационными или организационными средствами. При этом принимаются во внимание сведения об опыте решения данной или аналогичной проблемы правовыми, информационными или организационными средствами в Российской Федерации;
основные группы участников общественных отношений, интересы которых будут затронуты новым правовым регулированием в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их предполагаемые издержки и выгоды от предусмотренного проектом акта правового регулирования;
риски недостижения целей правового регулирования, а также возможные негативные последствия от введения правового регулирования для экономического развития Чувашской Республики в целом или отдельных видов экономической деятельности, конкуренции, рынков товаров и услуг, в том числе развития субъектов предпринимательства в Чувашской Республике;
расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики, связанные с созданием необходимых правовых, организационных и информационных условий для применения проекта акта органами исполнительной власти Чувашской Республики, а также для его соблюдения субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе расходы организаций, осуществляющих предпринимательскую и инвестиционную деятельность, собственником имущества которых является Чувашская Республика.
3.6. По результатам углубленной оценки составляется сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта акта, в котором делается вывод об отсутствии или наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и консолидированного бюджета Чувашской Республики.
В случае выявления в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и консолидированного бюджета Чувашской Республики, в сводном отчете о результатах проведения ОРВ проекта акта должны содержаться иные возможные варианты достижения поставленных целей, предполагающие применение иных правовых, информационных или организационных средств для решения поставленной проблемы, а также выводы об эффективности предлагаемого варианта решения проблемы.
3.7. Сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта акта оформляется по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
3.8. При проведении углубленной оценки в целях учета мнения субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности органом исполнительной власти проводятся публичные консультации с участием региональных объединений предпринимателей, научно-экспертных организаций, некоммерческих организаций, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также различных социальных групп в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
3.9. Сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта акта с проектом акта направляется на согласование в уполномоченный орган.
3.10. Сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта акта подлежит размещению на сайте regulations.cap.ru не позднее 2 рабочих дней с даты его подписания.
IV. Порядок согласования сводного отчета о результатах проведения ОРВ проекта акта и подготовка заключения об ОРВ проекта акта
4.1. Уполномоченный орган проводит экспертизу сводного отчета о результатах проведения ОРВ проекта акта, осуществляет контроль качества исполнения органом исполнительной власти процедур ОРВ проекта акта (далее - рассмотрение сводного отчета о результатах проведения ОРВ проекта акта) в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты поступления сводного отчета о результатах проведения ОРВ проекта акта с проектом акта, а особо сложных - в срок, не превышающий 10 рабочих дней.
4.2. По результатам рассмотрения сводного отчета о результатах проведения ОРВ проекта акта при отсутствии замечаний к сводному отчету о результатах проведения ОРВ проекта акта уполномоченный орган готовит заключение об ОРВ проекта акта, которое содержит информацию о согласовании сводного отчета, и направляет его в адрес органа исполнительной власти.
При выявлении замечаний к сводному отчету о результатах проведения ОРВ проекта акта уполномоченный орган направляет в адрес органа исполнительной власти соответствующие замечания.
В заключении об ОРВ проекта акта делаются выводы о соблюдении или несоблюдении (неполном соблюдении) органом исполнительной власти порядка проведения ОРВ проекта акта, об отсутствии либо наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и консолидированного бюджета Чувашской Республики, необоснованному ограничению конкуренции, об отсутствии либо наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом правового регулирования.
Заключение об ОРВ проекта акта либо замечания к сводному отчету о результатах проведения ОРВ проекта акта оформляются на бланке уполномоченного органа и подписываются его руководителем (лицом, исполняющим его обязанности).
4.3. В случае если в заключении об ОРВ проекта акта сделан вывод о том, что органом исполнительной власти при подготовке проекта акта не соблюден порядок проведения ОРВ проекта акта, орган исполнительной власти проводит процедуры, предусмотренные разделами II и III настоящего Порядка (начиная с невыполненной процедуры или выполненной ненадлежащим образом процедуры), и по результатам их проведения дорабатывает проект акта и сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта акта.
Доработанный проект акта и сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта акта повторно направляются в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОРВ проекта акта.
4.4. В случае если в заключении об ОРВ проекта акта сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и консолидированного бюджета Чувашской Республики, необоснованному ограничению конкуренции, об отсутствии либо наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом правового регулирования, орган исполнительной власти устраняет замечания уполномоченного органа либо прекращает работу по проекту акта.
4.5. Орган исполнительной власти после получения отказа в согласовании сводного отчета о результатах проведения ОРВ проекта акта устраняет выявленные замечания и повторно направляет сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта акта с проектом акта в уполномоченный орган.
4.6. При наличии разногласий между органом исполнительной власти и уполномоченным органом по сводному отчету о результатах проведения ОРВ проекта акта орган исполнительной власти обеспечивает согласование сводного отчета о результатах проведения ОРВ проекта акта, в том числе путем проведения согласительного совещания.
4.7. Орган исполнительной власти в течение 1 рабочего дня после получения заключения об ОРВ проекта акта размещает его на сайте regulations.cap.ru.
4.8. Сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта акта с заключением об ОРВ проекта акта прилагается к проекту акта при направлении проекта акта на рассмотрение в установленном законодательством Чувашской Республики порядке.
Раздел V настоящего приложения вступает в силу с 1 января 2016 г.
V. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов Чувашской Республики
5.1. Проекты актов, при подготовке которых проводилась процедура ОРВ проекта акта, подлежат оценке фактического воздействия в соответствии с перечнем нормативных правовых актов Чувашской Республики, в отношении которых проводится оценка фактического воздействия на очередной год (далее - перечень), утверждаемым распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики не позднее 31 декабря текущего календарного года.
5.2. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов Чувашской Республики (далее - оценка фактического воздействия) проводится уполномоченным органом.
5.3. Проект перечня формируется уполномоченным органом ежегодно не позднее 1 ноября года, предшествующего году формирования перечня.
Нормативные правовые акты Чувашской Республики включаются в перечень не ранее 2 лет и не позднее 5 лет со дня вступления их в силу.
5.4. Перечень содержит:
наименование нормативного правового акта Чувашской Республики;
наименование органа исполнительной власти;
срок проведения оценки фактического воздействия, который не должен превышать 3 месяцев с даты начала проведения оценки фактического воздействия.
5.5. Оценка фактического воздействия осуществляется уполномоченным органом путем сопоставления сводного отчета о результатах проведения ОРВ проекта акта с фактическими результатами его применения для определения степени достижения цели правового регулирования.
5.6. Для проведения оценки фактического воздействия уполномоченный орган запрашивает у органа исполнительной власти материалы, необходимые для оценки фактического воздействия, и производит расчет фактических индикаторов (показателей) достижения целей регулирующего воздействия нормативного правового акта Чувашской Республики (далее - фактические значения показателей), а также оценивает фактические положительные и отрицательные последствия установленного правового регулирования.
5.7. В отношении нормативного правового акта Чувашской Республики, подлежащего оценке фактического воздействия, уполномоченным органом подготавливается отчет об оценке фактического воздействия (далее - отчет), который должен содержать следующие сведения:
1) реквизиты нормативного правового акта Чувашской Республики;
2) сведения о проведении процедуры ОРВ проекта акта и ее результатах, включая сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта акта, заключение об ОРВ проекта акта, сводку предложений, поступивших в ходе проведения публичных консультаций проекта акта;
3) сравнительный анализ установленных в сводном отчете о результатах проведения ОРВ проекта акта прогнозных значений индикаторов (показателей) достижения целей регулирующего воздействия нормативного правового акта Чувашской Республики (далее - прогнозные значения индикаторов) и фактических значений индикаторов (показателей) с приведением методики расчета индикаторов и источников использованных данных.
Для оценки фактических значений индикаторов (показателей) используются официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие источники информации;
4) анализ фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями;
5) результаты предыдущих оценок фактического воздействия данного нормативного правового акта Чувашской Республики (при наличии);
6) иные сведения, которые позволяют оценить фактическое воздействие нормативного правового акта Чувашской Республики.
5.8. В случае если заявленные цели правового регулирования не достигаются и (или) фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования существенно превышают прогнозные значения, это отмечается в отчете.
В указанном случае также проводится анализ причин данной ситуации, которая является основанием для формирования уполномоченным органом предложений об изменении или признании утратившим силу нормативного правового акта Чувашской Республики или его отдельных положений.
5.9. В целях выработки мнения о достижимости в процессе действия нормативного правового акта Чувашской Республики заявленных целей правового регулирования или о целесообразности изменения или признания утратившим силу нормативного правового акта Чувашской Республики или его отдельных положений уполномоченным органом проводятся публичные консультации по отчету.
5.10. Срок проведения публичных консультаций не может составлять менее 30 календарных дней со дня, следующего за днем размещения уполномоченным органом на своем официальном сайте на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт уполномоченного органа) отчета и перечня вопросов к участникам публичных консультаций.
5.11. Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня размещения на сайте уполномоченного органа отчета и перечня вопросов к участникам публичных консультаций извещает о начале публичных консультаций органы и организации, указанные в пункте 2.3 настоящего Порядка.
5.12. По результатам проведения публичных консультаций уполномоченным органом подготавливаются справка о результатах публичных консультаций и сводка предложений к ней.
Сводка предложений должна содержать:
полный текст поступивших предложений (замечаний);
сведения о заинтересованных лицах (наименование заинтересованных лиц, их местонахождение), от которых поступили предложения (замечания);
информацию об учете предложений (замечаний);
обоснование причины, по которой предложения (замечания) были отклонены (при наличии).
Справка о результатах публичных консультаций подписывается руководителем уполномоченного органа (лицом, исполняющим его обязанности) и размещается на сайте уполномоченного органа не позднее 5 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций.
5.13. По итогам проведения публичных консультаций уполномоченным органом подготавливается заключение об оценке фактического воздействия нормативного правового акта Чувашской Республики (далее - заключение), в котором делаются выводы о достижении заявленных целей правового регулирования, оцениваются положительные и отрицательные последствия действия нормативного правового акта Чувашской Республики, а также могут быть представлены предложения об изменении или признании утратившим силу нормативного правового акта Чувашской Республики или его отдельных положений.
5.14. При наличии разногласий между уполномоченным органом и органом исполнительной власти по заключению уполномоченный орган обеспечивает согласование заключения, в том числе путем проведения согласительного совещания.
5.15. Заключение утверждается руководителем уполномоченного органа (лицом, исполняющим его обязанности), не позднее 5 рабочих дней со дня подписания размещается на сайте уполномоченного органа и направляется в орган исполнительной власти.
5.16. Орган исполнительной власти в случае наличия в заключении предложений об изменении или признании утратившим силу нормативного правового акта Чувашской Республики или его отдельных положений обязан подготовить проект нормативного правового акта Чувашской Республики о внесении изменений в действующий нормативный правовой акт Чувашской Республики.
VI. Отчетность о развитии и результатах процедуры ОРВ
Уполномоченным органом ежегодно готовится доклад о развитии и результатах процедуры ОРВ в Чувашской Республике и не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, направляется в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Указанный доклад подлежит размещению уполномоченным органом на сайте уполномоченного органа не позднее 5 рабочих дней со дня его подписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.