Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к муниципальной программе
города Алатыря Чувашской
Республики "Развитие жилищного
строительства и сферы жилищно-
коммунального хозяйства"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы" муниципальной программы "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы
Паспорт подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы" городской программы "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики |
Цель подпрограммы |
создание системы государственной и социально-экономической поддержки молодых семей в решении их жилищной проблемы, обеспечение защиты законных прав молодых граждан, создание условий для укрепления института семьи, повышение уровня рождаемости |
Основные задачи подпрограммы |
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; привлечение финансовых ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем; привлечение средств федерального, республиканского и местного бюджетов для решения этой проблемы на местном уровне; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения или строительства жилья; предоставление молодым семьям социальных выплат на строительство и приобретение жилья |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью предоставляемых социальных выплат и льготного ипотечного кредитования |
Срок реализации подпрограммы |
- 2014 - 2020 годы |
Основные мероприятия подпрограммы |
формирование финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; разработка нормативных правовых актов по реализации подпрограммы. |
Объемы финансирования подпрограммы с разбивкой по годам ее реализации |
- прогнозируемый общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2014 - 2020 годах составляет 233158,2 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 35459,4 тыс. рублей; в 2015 году - 33559,4, тыс. рублей; в 2016 году - 33559,4 тыс. рублей; в 2017 году - 32645,0 тыс. рублей; в 2018 году - 32645,0 тыс. рублей; в 2019 году - 32645,0 тыс. рублей; в 2020 году - 32645,0 тыс. рублей; из них средства: федерального бюджета - 0 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 0,0 тыс. рублей; в 2015 году - 0,0 тыс. рублей; в 2016 году - 0,0 тыс. рублей; в 2017 году - 0,0 тыс. рублей; в 2018 году - 0,0 тыс. рублей; в 2019 году - 0,0 тыс. рублей; в 2020 году - 0,0 тыс. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики - 25678,2 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 8559,4 тыс. рублей; в 2015 году - 8559,4 тыс. рублей; в 2016 году - 8559,4 тыс. рублей; в 2017 году - 0 тыс. рублей; в 2018 году - 0 тыс. рублей; в 2019 году - 0 тыс. рублей; в 2020 году - 0 тыс. рублей; местных бюджетов - 8000,0 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 1000,0 тыс. рублей; в 2015 году - 500,0 тыс. рублей; в 2016 году - 500,0 тыс. рублей; в 2017 году - 1500,0 тыс. рублей; в 2018 году - 1500,0 тыс. рублей; в 2019 году - 1500,0 тыс. рублей; в 2020 году - 1500,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 199480,0 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 25900,0 тыс. рублей; в 2015 году - 24500,0 тыс. рублей; в 2016 году - 24500,0 тыс. рублей; в 2017 году - 31145,0 тыс. рублей; в 2018 году - 31145,0 тыс. рублей; в 2019 году - 31145,0 тыс. рублей; в 2020 году - 31145,0 тыс. рублей. Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий молодым семьям; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников; развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Отсутствие жилья у молодых семьей приводит к нестабильности в семейных отношениях и к ухудшению демографической ситуации в Чувашской Республике.
В настоящее время основным инструментом содействия молодым семьям в обеспечении жильем за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов являются подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050; Указ Президента Чувашской Республики от 6.03.2002 г. N 51 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике"; Указ Президента Чувашской Республики от 3.10.2011 г. N 87 "О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий".
По данным государственной статистики на 1 января 2014 г. в г. Алатырь Чувашской Республики проживает 37042 человек, из них 5100 - молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. В качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации города Алатыря состоят 707 молодых семей.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что в свою очередь позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.
Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей.
Кроме того, молодая семья связана с объективно недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности, поскольку в своем большинстве молодые супруги еще не добились высокой квалификации и получают сравнительно низкую зарплату. Вместе с тем, молодая семья имеет объективно повышенные финансовые потребности в связи с необходимостью становления семейной жизни, приобретения жилья, организации быта, потребностью в дополнительных досуговых затратах.
Переход в экономике к рыночным отношениям влечет за собой создание новых механизмов в системе обеспечения жильем малоимущих слоев населения, в том числе молодых семей. Нерешенность проблемы обеспечения молодых семей жильем приводит к негативным явлениям в социальной сфере:
у молодежи формируется чувство социальной незащищенности, возникает отрицание молодежью их причастности к государственным делам;
угасает интерес к трудовой деятельности из-за отсутствия перспективы создания нормальных условий жизни;
снижается потребность в создании семьи из-за трудностей, связанных с обеспечением жильем;
усиливается миграция молодежи, многие стремятся выехать за пределы республики и за рубеж на постоянное место жительства;
остается сложной ситуация с детской и молодежной преступностью.
Государственную поддержку молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предполагается осуществлять путем:
предоставления социальных выплат молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья;
выделения льготных долгосрочных ипотечных кредитов;
выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Чувашской Республике.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
содействие инициативам активной части молодежи, направленным на улучшение их жилищных и социально-бытовых условий;
привлечение финансовых ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем;
привлечение средств федерального, республиканского и местного бюджетов для решения этой проблемы на местном уровне;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения или строительства жилья;
предоставление молодым семьям социальных выплат на строительство и приобретение жилья.
В связи с этим на уровне органов местного самоуправления предусматривается разработка плана действий органов местного самоуправления, привлечение средств местных бюджетов и внебюджетных источников для решения жилищных проблем молодых семей, эффективное управление бюджетными и внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных мероприятий.
3. Мероприятия подпрограммы
В решении жилищных проблем молодых семей задействованы органы исполнительной власти местного самоуправления, предприятия и организации различных форм собственности.
Однако в целях дальнейшего развития молодежного жилищного строительства и ускорения обеспечения жильем молодых семей необходимо создание комплексной системы государственной поддержки молодых семей в решении их жилищных проблем, предусмотренной мероприятиями настоящей подпрограммы.
Подпрограмма включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации подпрограммы;
финансовое обеспечение реализации подпрограммы;
организационное обеспечение реализации подпрограммы.
Подпрограммой ставится задача создания в муниципальном образовании города Алатыря Чувашской Республики эффективной правовой, экономической и социальной платформы, способной привлечь большой объем внебюджетных инвестиций в жилищное строительство.
Для повышения доступности молодым гражданам форм государственной поддержки в виде льготного ипотечного кредитования будет усовершенствован комплекс мер по увеличению количества приобретаемых квартир за счет удешевления их стоимости путем увеличения объемов строительства малогабаритных, экономичных квартир и домов по типовым быстровозводимым проектам, привлечения вторичного рынка жилья.
4. Механизм реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы осуществляется Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, администрацией города Алатыря с участием отделов и управлений администрации города Алатыря и других заинтересованных организаций.
Государственный заказчик подпрограммы осуществляет:
координацию деятельности исполнителей по реализации мероприятий подпрограммы;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период на реализацию подпрограммы бюджетам муниципальных районов и городских округов;
содействие органам местного самоуправления в разработке муниципальных подпрограмм поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;
контроль за целевым использованием средств, выделяемых на подпрограмму, составление отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных инвестиций, направляемых на реализацию подпрограммы;
подготовку соответствующих документов для участия в конкурсе, проводимом Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках подпрограммы, для получения средств из федерального бюджета;
сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, представляемых органами местного самоуправления, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по Чувашской Республике;
отбор муниципальных образований для участия в подпрограмме и распределение субсидий между муниципальными образованиями;
отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям;
организацию информационной и разъяснительной работы среди населения, направленной на освещение целей и задач подпрограммы.
Задачами администрации города Алатыря Чувашской Республики являются:
разработка и утверждение муниципальных подпрограмм поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;
формирование списков молодых семей - участников подпрограммы на территории муниципального образования г. Алатырь и представление их государственному заказчику;
ежегодное определение объема средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы;
выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, а также объемов софинансирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и федерального бюджета.
Критериями предоставления средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики органам местного самоуправления являются:
наличие разработанной и утвержденной муниципальной подпрограммы поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;
наличие финансовых средств в местном бюджете на очередной финансовый год на реализацию подпрограммы;
количество молодых семей, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание участвовать в реализации подпрограммы;
уровень обеспеченности населения жильем;
уровень ввода жилья;
объемы средств, привлекаемых органами местного самоуправления на строительство (приобретение) жилья для молодых семей из внебюджетных источников финансирования.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
- молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством;
Основной формой государственной поддержки в решении жилищных проблем молодых семей в рамках подпрограммы являются социальные выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - социальная выплата).
Социальная выплата предоставляется в размере:
30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей, не имеющих детей;
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.
В случае использования социальной выплаты для погашения долга по кредитам размер социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Расчет размера социальной выплаты для молодой семьи, в которой один из супругов не является гражданином Российской Федерации, производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности с учетом членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации.
Молодая семья имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.
Одним из условий предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодая семья также вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Государственная поддержка за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики направляется также на:
возмещение части затрат на уплату процентов за пользование ипотечными кредитами или займами, привлеченными молодыми семьями на строительство (приобретение) жилья в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 06.03.2002 г. N 51 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике". Возмещению подлежит в течение до 15 лет часть затрат на уплату процентов за пользование ипотечными кредитами или займами, привлеченными молодыми семьями в коммерческих банках или в иных некредитных организациях на строительство (приобретение) жилья, в размерах, уменьшающих проценты за кредит до 5 процентов годовых в первые три года, до 10 процентов - в последующие годы. При этом молодым семьям, которые имеют трех и более детей или в которых один из членов семьи признан инвалидом - полное возмещение затрат на уплату процентов за пользование ипотечным кредитом или займом.
социальные выплаты на строительство (приобретение) у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения в размере 15 процентов расчетной (средней) стоимости жилого помещения, определяемой исходя из количества членов молодой семьи, социальной нормы общей площади жилого помещения 18 кв. метров на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра общей площади - на семью из двух человек и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Чувашской Республике, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
возмещение части затрат на уплату процентов за пользование ипотечными кредитами или займами, привлеченными молодыми семьями на строительство (приобретение) жилья в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. N 87 "О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий". Возмещению подлежит в течение до 10 лет часть затрат на уплату процентов за пользование ипотечными кредитами или займами, привлеченными молодыми семьями в коммерческих банках или в иных некредитных организациях на строительство (приобретение) жилья, в размере 4 процентов годовых.
Строящееся (приобретаемое) жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи.
Общая площадь строящегося (приобретаемого) жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте строительства (приобретения) жилья.
Строящееся (приобретаемое) жилье должно находиться на территории Чувашской Республики.
Молодые семьи могут реализовать свое право на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики при улучшении жилищных условий только один раз.
Правила предоставления молодым семьям за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики социальных выплат на строительство (приобретение) жилья и порядок возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлекаемым молодыми семьями на строительство (приобретение) жилья в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. N 51 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике", а также порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам или займам, привлекаемым молодыми семьями на строительство (приобретение) жилья в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. N 87 "О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий", устанавливаются Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В целях реализации подпрограммы средства, предусмотренные на поддержку местных бюджетов, направляются на предоставление дополнительной социальной выплаты в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка.
В соответствии с подпрограммой возможными формами участия организаций в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, могут являться такие, как участие в софинансировании предоставления социальных выплат, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников подпрограммы, а также иные формы поддержки.
Конкретные формы участия этих организаций в реализации подпрограммы определяются в соглашении, заключаемом между организациями и администрацией города Алатыря в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Чувашской Республики.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Основными источниками финансирования подпрограммы являются:
средства федерального бюджета в соответствии с подпрограммой;
средства республиканского бюджета Чувашской Республики;
средства местного бюджета;
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого или строящегося жилья;
средства кредитных организаций, предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение или строительство жилья;
используемые для предоставления займов молодой семье средства организаций, заинтересованных в закреплении молодых специалистов.
Общий объем финансирования подпрограммы из средств местного бюджета составит 8,0 млн. рублей, в том числе:
2014 год - 1,0 млн. рублей,
2015 год - 0,5 млн. рублей,
2016 год - 0,5 млн. рублей,
2017 год - 1,5 млн. рублей,
2018 год - 1,5 млн. рублей,
2019 год - 1,5 млн. рублей,
2020 год - 1,5 млн. рублей.
Объем финансирования подпрограммы за счет средств местного бюджета города Алатыря Чувашской Республики ежегодно будет уточняться исходя из возможностей городского бюджета на соответствующий год.
6. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации подпрограммы
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить:
- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
- привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников и увеличение объема жилищного строительства;
- развитие и закрепление положительных демографических тенденций в республике;
- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;
- развитие интереса молодежи к трудовой деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.