Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к муниципальной программе
города Алатыря Чувашской
Республики "Развитие жилищного
строительства и сферы жилищно-
коммунального хозяйства"
на 2014 - 2020 годы
Подпрограмма
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Алатыря Чувашской Республики" муниципальной программы "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы
Паспорт подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Алатыря Чувашской Республики" на 2014 - 2017 годы
Наименование Подпрограммы |
- |
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Алатыря Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы |
Основания для разработки Подпрограммы |
- |
Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2012 г. N 42 "О порядке отбора муниципальных районов и городских округов для включения в республиканские адресные Подпрограммы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда" |
Муниципальный заказчик Подпрограммы |
- |
Администрация города Алатыря Чувашской Республики |
Основной разработчик Подпрограммы |
- |
Отдел градостроительства и природопользования администрации города Алатыря. |
Цель Подпрограммы |
- |
обеспечение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики |
Задачи Подпрограммы |
- |
формирование механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; создание условий для развития территории, на которой сосредоточен аварийный жилищный фонд |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- |
доля граждан, переселенных из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в жилые помещения, отвечающие установленным требованиям, в общем числе граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, составит: I этап Подпрограммы - 29,6 процента; II этап Подпрограммы - 17,7 процента; III этап Подпрограммы - 18,06 процента; IV этап Подпрограммы - 34,64 процента. |
Срок и этапы реализации Подпрограммы |
- |
2014 - 2017 годы, в том числе: I этап Подпрограммы - 2013 - 2014 годы; II этап Подпрограммы - 2014 - 2015 годы; III этап Подпрограммы - 2015 - 2016 годы; IV этап Подпрограммы - 2016 - 2017 годы. |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
- |
общий объем финансирования Подпрограммы - 294 346 847,45 рублей в том числе: I этап Подпрограммы - 93 649 000,00 рубля. II этап Подпрограммы - 56 551 148,85 рубля. III этап Подпрограммы - 57 695 090,62 рубля. IV этап Подпрограммы - 86 451 607,98 рубля. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы и показатели эффективности |
- |
социальная эффективность: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде; строительство (приобретение) для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, жилых помещений общей площадью не менее 11142,39 кв. метра, в том числе: I этап Подпрограммы - не менее 3297,5 кв. метра; II этап Подпрограммы - не менее 1972,47 кв. метра; III этап Подпрограммы - не менее 2012,37 кв. метра. IV этап Подпрограммы - не менее 3860,05 кв. метра. Экономическая эффективность: создание условий для привлечения внебюджетных средств на финансирование мероприятий Подпрограммы; развитие территорий муниципальных образований путем ликвидации аварийного жилищного фонда. Результаты реализации Подпрограммы: переселение 734 граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде; ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 11142,39 кв. метра, в том числе: I этап Подпрограммы: переселение 183 граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде; ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 3297,5 кв. метра; II этап Подпрограммы: переселение 129 граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде; ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 1972,47 кв. метра; III этап Подпрограммы: переселение 134 граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде; ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 2012,37 кв. метра IV этап Подпрограммы: переселение 288 граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде; ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 3860,05 кв. метра |
Система организации контроля за выполнением Подпрограммы |
- |
контроль за ходом реализации Подпрограммы осуществляет администрация города Алатыря Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Подпрограммы: Отдел градостроительства и природопользования администрации города Алатыря ежегодно к 15 февраля до 2017 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Подпрограммы в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. До 15 февраля 2018 г. администрация города Алатыря представляет в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики доклад о реализации Подпрограммы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма
Подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Алатыря" на 2014 - 2017 годы (далее - Подпрограмма) разработана в целях обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.
Жилищный фонд в городе Алатыре Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 922,8 тыс. кв. метров. К аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации отнесено 11 050,30 кв. метров жилых помещений, что составляет 1,2 процента от всего имеющегося жилищного фонда. В основном это здания постройки 1930 - 1960 годов с истекшим нормативным сроком эксплуатации, имеющие физический износ 65-80 процентов, не имеющие потребительской стоимости на рынке жилья. Морально и физически устаревшие и не соответствующие установленным санитарным и техническим требованиям здания не подлежат капитальному ремонту, однако занимают значительные площади. Это малоэтажные дома с деревянными и шлакобетонными стенами, деревянными перекрытиями, неблагоустроенные или частично благоустроенные.
Ветшание жилых зданий произошло из-за невыполнения в соответствии с техническими нормами планово-предупредительного, текущего и капитального ремонта вследствие недостаточного финансирования отрасли. Ситуация в муниципальном жилищном фонде ухудшилась в последние годы в связи с приемом в муниципальную собственность ведомственных жилых домов, имеющих большой физический износ. Тяжелое финансовое положение, а зачастую и банкротство организаций, передающих жилищный фонд, исключило возможность выполнения капитального ремонта за счет средств этих организаций или передачу средств на проведение необходимых работ.
Настоящая Подпрограмма позволит определить пути решения проблемы и привлечения необходимого объема финансовых ресурсов. Программный метод решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда позволит обеспечить граждан, проживающих в таких домах, доступным жильем за счет консолидации средств бюджетов всех уровней, создание условий для внебюджетных источников способствует комплексной реконструкции микрорайонов и кварталов.
Перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, приведен в приложении N 1 к настоящей подпрограмме.
2. Цель, задачи, показатели и срок реализации Подпрограммы
Основной целью Подпрограммы является обеспечение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.
Основными задачами Подпрограммы являются:
создание условий для развития территории, на которой сосредоточен аварийный жилищный фонд, улучшение архитектурного облика города Алатыря.
Настоящая Подпрограмма реализуется в период с 2013 по 2015 годы, в том числе:
I этап Подпрограммы 2013 - 2014 годы;
II этап Подпрограммы 2014 - 2015 годы;
III этап Подпрограммы - 2015 год.
3. Система подпрограммных мероприятий
Система подпрограммных мероприятий включает в себя:
- формирование перечня многоквартирных домов, подлежащих переселению;
- взаимодействие с собственниками и нанимателями, проживающими в многоквартирных домах, признанных непригодными для проживания;
- формирование муниципального заказа на приобретение (строительство) жилья для переселения граждан;
- организация процесса переселения граждан;
- организация процесса сноса домов, освободившихся в процессе переселения;
- формирование механизмов использования земельных участков, освободившихся в результате сноса аварийных жилых домов.
3.1. Мероприятия, направленные на нормативно-правовое и методологическое обеспечение Подпрограммы
Мероприятия по реализации Подпрограммы определяют основные положения при переселении граждан из аварийного для постоянного проживания жилья и организационные мероприятия, обеспечивающие достижение программных целей, а также нормативно-правовые акты, принимаемые на муниципальном уровне.
Критерии и технические условия отнесения жилых домов к категории аварийных и подлежащих сносу установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (Приложение 1).
Площади жилых помещений, предоставленные собственниками, дальнейшему изменению не подлежат ни при каких условиях.
Аварийные жилые дома расселяются в следующем порядке:
жилые дома, грозящие обвалом и подлежащие сносу;
аварийные дома в порядке очередности, исходя из величины физического износа зданий. При этом в первоочередном порядке в перечень признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, в том числе многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, включаются аварийные многоквартирные дома, для собственников помещений в которых истек установленный разумный срок сноса таких домов силами собственников, а также аварийные многоквартирные дома, в которых все жилые и нежилые помещения находятся в муниципальной собственности. Во вторую очередь необходимо осуществлять переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, где всеми собственниками жилых помещений выбраны конкретные варианты переселения, взяты обязательства в письменной форме о реализации конкретного варианта переселения и согласованы с органами местного самоуправления условия изъятия жилых помещений. В третью очередь рекомендуется включать аварийные многоквартирные дома, в которых общие собрания собственников помещений приняли единогласное решение об участии в Программе, но для которых не истек установленный разумный срок для сноса аварийных многоквартирных домов силами собственников;
жилые дома, находящиеся на планируемых к застройке земельных участках с компактным расположением аварийного жилья.
Земельные участки для строительства многоквартирных домов или домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Подпрограммой, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, финансируемой за счет средств Фонда, республиканского бюджета Чувашской Республики и (или) местного бюджета, предоставляются застройщику на праве безвозмездного срочного пользования без проведения торгов из земельных участков или земель, которые находятся в муниципальной собственности на которые не разграничена, на основании решения органов местного самоуправления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
Администрацией города Алатырь при принятии решения о строительстве (приобретении) жилых помещений для расселения аварийных жилых домов должны использоваться проекты стандартного типа, в том числе учитывающие возможность изменения внутренней планировки квартир. Приобретение жилищного фонда для переселения граждан, проживающих в аварийных жилых зданиях, на вторичном рынке жилья допускается только в жилых домах, имеющих износ не более 40 процентов. При заключении муниципальных контрактов с застройщиками рекомендуется оговаривать планировку (поэтажное расположение квартир), площадь и номера (условные) квартир, предоставляемых гражданам, переселяемым из аварийного жилья. Экономически наиболее эффективным является предоставление жилья взамен сносимого в строящихся жилых домах с высокой степенью строительной готовности.
В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам или месяцам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории города Алатыря.
Средства местного бюджета, полученные за счет средств Фонда, средств республиканского бюджета Чувашской Республики и предусмотренные в местном бюджете на оплату разницы между сносимой и приобретаемой площадью жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, расходуются на приобретение и (или) строительство жилых помещений в многоквартирных домах, расходуются исключительно на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) и (или) на строительство таких домов или:
на выплату выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, при условии наличия у таких лиц в собственности других жилых помещений, пригодных для проживания. При этом стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения не должна превышать три четверти предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения, для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. При этом стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения не должна превышать три четверти предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом предельная стоимость одного квадратного метра общей площади приобретаемого жилого помещения у застройщиков не должна превышать стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемую федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и правилами предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания на территории города Алатыря (приложение N 2). Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах города Алатыря или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта Чувашской Республики.
Жилые помещения, отвечающие установленным санитарным требованиям, приобретенные (построенные) в рамках настоящей Подпрограммы, предоставляются:
- нанимателям, переселяемым из жилых помещений, признанных непригодными для проживания;
- собственникам, переселяемым из многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания.
3.2. Разработка механизмов оптимального использования земельных участков, освободившихся в результате сноса аварийных зданий
В зависимости от объемов жилищного строительства и ликвидации аварийного жилищного фонда расселение домов осуществляется:
поквартальным отселением (т.е. комплексным восстановлением и обновлением жилищного фонда кварталов, микрорайонов);
отселением из отдельных зданий, техническое состояние которых является критическим.
Одновременно с расселением граждан из аварийных домов в городе Алатырь должны быть решены задачи по демонтажу (разборке) зданий.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Средства, направляемые на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, имеют целевое назначение и не могут быть использованы на иные цели. Подпрограмма может быть реализована при условии финансирования в полном объеме бюджетами всех уровней и привлечения внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий Подпрограммы предусматривается за счет средств Фонда, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов.
Отбор муниципальных образований для включения в Программу, а также распределение средств Фонда и республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляются в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2012 г. N 42 "О порядке отбора муниципальных районов и городских округов для включения в республиканские адресные Подпрограммы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда".
Средства Фонда и консолидированного бюджета Чувашской Республики используются администрациями муниципальных образований на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством Российской Федерации.
Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.
При изъятии жилого помещения путем выкупа у собственников согласно части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением органа местного самоуправления с собственником каждого изымаемого помещения, находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным.
Выплаты за счет средств, предусмотренных Подпрограммой, лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены возможны в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при условии наличия у таких лиц в собственности других жилых помещений, пригодных для проживания. При этом для выплаты выкупной цены средства, могут быть использованы не более чем в размере, рассчитанном исходя из трех четвертей предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, признанном аварийным, является обязательным при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены жилого помещения в нее включаются:
а) рыночная стоимость жилого помещения;
б) все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с:
изменением места проживания;
временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если соглашением органа местного самоуправления с собственником изымаемого жилого помещения не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения);
переездом;
поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него;
оформлением права собственности на другое жилое помещение;
досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгодой.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения следует определять в размере не выше рыночной стоимости жилого помещения и убытков (часть 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) с таким расчетом, чтобы определяемая соглашением органа местного самоуправления с собственником жилого помещения выкупная цена изымаемого жилого помещения была эквивалентна стоимости жилого помещения на сложившемся в поселении жилищном рынке с характеристиками, аналогичными характеристикам изымаемого жилого помещения.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено органом местного самоуправления другое жилое помещение взамен изымаемого. При этом при реализации Подпрограммы в стоимость предоставляемого органом местного самоуправления по договору мены жилого помещения засчитывается выкупная цена изымаемого жилого помещения, определяемая в соответствии с условиями Подпрограммы исходя из планируемого значения выкупной цены и площади изымаемого жилого помещения.
Выселяемым в связи со сносом дома гражданам, проживающим в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, органы местного самоуправления предоставляют другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Выкупную цену жилого помещения за единицу площади изымаемого в рамках Подпрограммы жилого помещения, а также цена жилого помещения за единицу площади предоставляемого взамен изымаемого в рамках Подпрограммы жилого помещения не могут превышать установленного для муниципального образования планируемого значения выкупной цены за единицу общей площади жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным.
5. Механизм реализации Подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения
Основным Исполнителем Подпрограммы является отдел градостроительства и природопользования (далее отдел) администрации города Алатыря. При необходимости отдел осуществляет взаимодействие с другими отделами администрации города.
Ежегодно отдел формирует перечень многоквартирных домов, подлежащих переселению в текущем году, исходя из требований, изложенных в настоящей программе, а также фактических объемов финансирования, предусмотренных на текущий год. В первую очередь в данный перечень включаются многоквартирные дома, в которых 100% собственников квартир выразили желание участвовать в Программе.
Отдел организует работу по переселению граждан в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляет Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы и показатели ее эффективности
Реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, обеспечит создание благоприятных условий для наращивания объемов жилищного строительства.
Социальная эффективность:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде;
строительство (приобретение) для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда.
Экономическая эффективность:
- создание условий для привлечения внебюджетных средств на финансирование мероприятий Подпрограммы;
- развитие территорий муниципальных образований путем ликвидации аварийного жилищного фонда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.