Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации Муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В системе образования Ибресинского района действуют 13 дошкольных образовательных организаций, 16 общеобразовательных организаций, 3 организации дополнительного образования детей.
Проблемы совершенствования и развития системы образования в районе решаются в соответствии с основополагающими стратегическими документами государственного уровня: "Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года.
На 01 сентября 2013 года в системе образования Ибресинского района работают 842 человека, (педагогических работников - 407), 260 - в дошкольных образовательных организациях, 475 - в общеобразовательных организациях, 64 - организациях дополнительного образования, 43 - в отделе образования администрации Ибресинского района (ИМЦ, ЦППС, РХГ и централизованная бухгалтерия).
Средний возраст педагогических работников составляет 46 лет (в Чувашской Республике - 48 лет). Квалификационные категории имеет 376 педагогический работник (92,3 процента), из них высшую квалификационную категорию - 88 человек (21,6 процента), первую квалификационную категорию - 270 человека (66,3 процента), вторую квалификационную категорию - 18 человек (4,4 процента).
Развитие системы дошкольного образования в Ибресинском районе направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное образование призвано обеспечить для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Обеспечение доступа к дошкольному образованию является одним из ключевых моментов решения проблемы социальной мобильности и снижения потенциальной социальной напряженности
На 1 января 2014 года в районе функционируют 13 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 1 учреждение "начальная школа - детский сад".
Несмотря на ежегодное введение дополнительных мест в функционирующих детских садах проблема ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации остается по-прежнему актуальной.
На 1 января 2014 года в районе 1985 детей дошкольного возраста. Охвачено дошкольным образованием 1125 детей, в том числе в детских садах п. Ибреси - 583, в сельских - 476, в группах кратковременного пребывания - 34 детей. Процент охвата детей дошкольным образованием в возрасте от 0 года до 7 лет составляет 56,7% (от 1,5 до 7 лет - 71,5%). Для устройства детей в дошкольные организации п. Ибреси имеется очередность. В п. Ибреси зарегистрировано в очереди для устройства детей в дошкольные организации 332 ребенка. Всего в очереди на получение места в сельских дошкольных образовательных организациях зарегистрировано 90 детей. В остальных сельских дошкольных образовательных организациях большой очереди нет, все желающие дети принимаются в дошкольные организации.
Продолжается ремонт в Айбечском детском саду "Аистенок" 1 группы на 25 мест.
25 декабря 2013 года введен в действие новый детский сад в п. Буинск - на 68 мест. Планируется строительство детского сада в п. Ибреси на 160 мест.
Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые детскими садами, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Недооценка значения игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте и обогащения игровой среды может привести к серьезным упущениям в развитии ребенка. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования, разработке системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций, при котором каждое образовательная организация выступает отдельным ресурсом для других образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.
Существующие организационные формы дошкольного образования не удовлетворяют полностью растущие потребности населения. Требуется создание дополнительных альтернативных форм дошкольного образования (семейные детские сады, домашние детские сады, центры игровой поддержки и др.). Для эффективного развития сети альтернативных форм дошкольного образования необходимо привлечь организации разной формы собственности.
В системе школьного образования ведется активный поиск экономических резервов: приближают к европейским стандартам нормативные показатели наполняемости общеобразовательных организаций, классов, количество учащихся на 1 учителя, эффективно используют энергоресурсы. В настоящее время наполняемость классов составляет - 15,1; на одного учителя приходится 8,9 учеников.
На 01 января 2014 года в районе функционируют 16 общеобразовательных организаций, в которых обучаются 2703 учащихся.
В районе сформирована система развития одаренных и талантливых детей. Интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, муниципальная поддержка юных дарований - все эти меры обеспечивают равные условия для открытой конкуренции.
В 2013 году на олимпиадах участвовали все образовательные организации района. Количество участников на районных олимпиадах по 24 предметам составило 907 учащихся, 130 учащихся начальных классов приняли участие на интеллектуальных играх. По итогам районных олимпиад определено 92 победителя и 215 призеров.
Создана система независимой оценки качества образования: с 2001 года введен единый государственный экзамен для выпускников средних школ и с 2006 года - единый муниципальный экзамен для выпускников 9 классов.
Значительное внимание уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Положено начало формированию целостной системы физического воспитания школьников, включающей урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий (47,0 процента учащихся занимаются в спортивных школах, кружках, секциях и др.). Для обеспечения 6-8-часовой двигательной активности в школах ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры. Ежегодно проводится спортивные мероприятия разного уровня. Наиболее массовыми являются спартакиада школьников Ибресинского района, районная олимпиада по физической культуре, физкультурно-оздоровительные фестивали для дошкольников "Малышиада" и др.
Активно формируются современный корпус педагогов и управленцев системы образования, новая профессиональная культура, внедряются в учебный процесс инновационные образовательные технологии. В настоящее время в системе школьного образования работают 305 педагогов, из них 92 процента - с высшим образованием, остальные - со средним специальным. Доля молодых учителей со стажем работы до 5 лет составляет 5,2 процента.
С целью стимулирования учителей к непрерывному повышению квалификации, обеспечения результативности их работы модернизируется система аттестации педагогических и руководящих работников школ. Продолжила развитие введенная в 2007 году инновационная модель аттестации педагогических работников. В 2012-2013 учебном году 77 педагогов прошли курсы повышения квалификации. Кроме этого предоставлена возможность обучения и в дистанционном режиме.
Одно из приоритетных направлений инновационной экономики - развитие единой образовательной информационной среды. За счет реализации приоритетного национального проекта "Образование" удалось обеспечить школы новой компьютерной техникой и повысить информационную компетентность не только учащихся, но и педагогов. Все школы подключены к электронной почте, сети Интернет, имеют сайты. Сайты и электронные почты имеются во всех дошкольных образовательных организациях и организациях дополнительного образования детей.
В районе ведется активная работа по модернизации системы воспитания подрастающего поколения. Разработаны и внедряются в практику проекты по совершенствованию воспитательной работы. Создана система методической работы с кадрами по вопросам воспитания, которая реализуется посредством школьных, районных методических объединений.
Воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классным руководителям, они составляют 59 процентов от общего числа учителей, т.е. 179 человек. Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Образование" статус классного руководителя значительно повысился.
Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством их инициативного действия является дополнительное образование детей. На сегодняшний день в районе функционируют 3 учреждения дополнительного образования детей. Задача дополнительного образования района - расширение воспитательного пространства образовательных организаций, в том числе и дошкольных, тесная интеграция с программами общего образования при реализации элективных курсов, активная работа с одарёнными детьми.
Охват детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам в учреждениях дополнительного образования, составляет 38%, их обучают 30 педагогов.
В общеобразовательных школах в кружках задействованы более 70% от общего количества обучающихся.
Программные мероприятия по реализации государственной молодежной политики представляют собой целостную систему мер направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
По состоянию на 1 января 2012 г. в Ибресинском районе проживали 6244 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляло 23,9% от общего числа жителей района.
Для проведения наиболее полной работы с молодежью в каждом сельском поселении введены ставки специалистов по делам молодежи. Координирует работу специалистов по делам молодежи отдел образования администрации района. Специалисты по делам молодежи сельских поселений района ведут работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактике преступности среди несовершеннолетних и молодежи, вовлечению молодежи в работу спортивных кружков и секций, патриотических клубов. Ведут работу по созданию клубов молодых семей, Советов работающей молодежи. Занимаются работой подростковых трудовых бригад. Принимают участие в районных и республиканских мероприятиях, связанных с молодежью.
В Ибресинском районе совершенствуется работа в области поддержки творчески устремленной молодежи. В 2013 году постановлением главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики учреждены именные стипендии учащимся образовательных учреждений за особую творческую устремленность по 300 рублей в месяц.
Условием гражданского становления личности, развития социальной активности молодежи в различных сферах общественной жизни является ее участие в молодежных общественных объединениях и волонтерской деятельности. Ресурсным центром добровольческого (волонтерского) объединения за здоровый образ жизни Фонда "Чувашия" в рамках проекта "Я, ты, он, она: Мы - здоровая страна!" является Ибресинская СОШ N 2.
Констатируя достижения в системе образования Ибресинского района, необходимо акцентировать внимание на факторах, сдерживающих её развитие, препятствующих созданию необходимой образовательной среды, обеспечивающей доступное качественное образование, достижение новых образовательных результатов.
Имеет место недостаточное финансирование для укрепления и развития материально-технической базы образовательных организаций. Требуются реконструкция, капитальный ремонт отдельных зданий и сооружений, спортивных залов, пищеблоков. Серьёзные трудности испытывают образовательные организации в содержании инженерных сетей. Недостаточно оборудованы медицинские кабинеты, спортивные залы, учебные кабинеты. Не всегда эффективно используются потенциальные возможности нового экономического механизма. На качественно новый уровень необходимо поставить систему повышения квалификации управленческих и педагогических кадров через использование Интернет-ресурсов. Наблюдается недостаточный уровень правовой и юридической грамотности руководителей образовательных организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.