Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы направлены на реализацию поставленных целей и задач подпрограммы и Муниципальной программы в целом. Основные мероприятия подпрограммы подразделяются на отдельные мероприятия, реализация которых позволит обеспечить достижение индикаторов эффективности подпрограммы.
Подпрограмма объединяет шесть основных мероприятия.
Основное мероприятие 2.1. Переход к программной структуре расходов бюджета города Шумерля.
Внедрение программного принципа организации деятельности органов исполнительной власти города Шумерля и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения процесса составления и утверждения бюджета города Шумерля.
При этом предполагается, что в течение ближайших двух - трех бюджетных циклов будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов бюджета города в соответствии с проектами муниципальных программ с поэтапным расширением числа программ, утвержденных в установленном администрацией города Шумерля порядке.
После внесения изменений в бюджетное законодательство утвержденные муниципальные программы, а также отчеты об их реализации предполагается представлять Собранию депутатов города Шумерля. Программная структура должна охватывать значительную часть расходов бюджета города Шумерля.
Необходимо учитывать, что по мере развития программного принципа организации деятельности органов местного самоуправления города Шумерля будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности отделов администрации города и других учреждений, отвечающих за реализацию соответствующих программ, уточнения их структуры и полномочий.
Укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета города Шумерля и одновременно расширить полномочия главных распорядителей средств бюджета в формировании и ведении собственных бюджетных росписей.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований.
Основное мероприятие 2.2. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Серьезная работа проделана по совершенствованию муниципальных бюджетных (автономных) учреждений, направленная на стимулирование персонала на повышение качества услуг.
Целями данного направления подпрограммы являются:
- повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, культуры и других социально значимых сферах;
- привлечение и сохранение в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
- создание условий для оптимизации бюджетной сети;
- развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
- снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
- внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 83-ФЗ в Гражданский кодекс Российской Федерации, государственное или муниципальное учреждение может создаваться в форме бюджетного (нового типа), автономного или казенного учреждения.
Выбор соответствующего правового статуса должен осуществляться с учетом возможности функционирования учреждения на основе рыночных принципов.
Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать администрация города Шумерля, осуществляющая функции и полномочия его учредителя.
Для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при планировании бюджетных проектировок.
В этих целях отделам администрации города Шумерля и другим учреждениям, разрабатывающим проекты муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями города Шумерля, необходимо в рамках подготовки проекта бюджета разрабатывать и представлять в финансовый отдел администрации города Шумерля сводные показатели муниципальных заданий.
Основное мероприятие 2.3. Совершенствование инструментов управления и повышения эффективности при муниципальных закупках
Мероприятие подпрограммы в данном направлении взаимоувязаны с процессом формирования в Российской Федерации комплексной контрактной системы. Одним из инструментов, объединяющим элементы контрактной системы, будет являться официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд. За счет функционирования такого сайта будет обеспечена возможность проведения мониторинга заключения, изменения и исполнения контрактов и анализа стоимостной информации. Заказчикам будет предоставлена возможность доступа к методической и правовой информации по вопросам, связанным с планированием закупок, размещением заказов и исполнением контрактов, путем выделения в рамках официального сайта информационно-справочного блока.
Кроме того, дополнительно предусматривается совершенствование в пределах установленных полномочий нормативно-правовых актов города Шумерля, регламентирующего управление муниципальными закупками, предусматривающее:
- определение начальных цен продукции для разных ее типов, проведение мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг;
- переход на планирование закупок для муниципальных нужд на среднесрочный период в составе прогнозов социально-экономического развития, разрабатываемых в составе документов для формирования бюджета города Шумерля на очередной финансовый год;
- использование в бюджетном процессе планов закупок бюджетополучателей в качестве обязательных приложений к бюджетным заявкам на очередной финансовый год, представление сведений об исполнении планов закупок главными распорядителями средств бюджета города в составе отчетов об исполнении бюджета за финансовый год, а также в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
- закрепление в качестве обязательных требований применения для организаций, осуществляющих производство тепловой энергии, передачу электрической энергии, услуги по водоснабжению и (или) очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, процедур, установленных законодательством при размещении заказов для муниципальных нужд, через механизмы установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- учет стоимости последующей эксплуатации продукции, обладающей длительным жизненным циклом;
- установление обязанности заказчика применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Указанные меры позволят:
- значительно повысить контроль за осуществлением муниципальных закупок;
- усилить взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, размещения заказов на их поставки и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
- обеспечить планирование бюджетных ассигнований исходя из муниципального задания, взаимоувязки реестра расходных обязательств с реестром муниципальных контрактов и адресной инвестиционной программы, совершенствования методологии кассового планирования, обеспечения планирования объемов бюджетных ассигнований на реализацию городских и ведомственных целевых программ города Шумерля, изменения механизмов финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений.
В целом развитие контрактных отношений с участием публично-правовых образований должно быть направлено на создание прозрачной и равной среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов. Кроме того, комплексная федеральная контрактная система позволяет повышать качество и снижать издержки при реализации муниципальных услуг, исполнении функций и задач публично-правовых образований и бюджетных учреждений.
Основное мероприятие 2.4. Развитие системы муниципального финансового контроля.
Основными целями муниципального финансового контроля в городе Шумерля являются контроль за формированием и исполнением бюджета города Шумерля, а также определение правомерности, целевого характера, эффективности, рациональности и экономности использования бюджетных средств и материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности.
Для реализации указанной цели необходимо осуществление:
- контроля за правильностью формирования и исполнения бюджета города Шумерля;
- контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и достоверностью отчетности;
- контроля за соблюдением бюджетного законодательства и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также законодательства в области налогообложения и банковской деятельности;
- выявления резервов роста доходной базы и возможностей повышения эффективности использования бюджетных средств;
- контроля за обращением бюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
- пресечения незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий;
- выявления фактов финансовых злоупотреблений;
- применения санкций к виновным лицам.
К муниципальным органам финансового контроля в городе Шумерля относятся:
Финансовый отдел администрации города Шумерля и Контрольно-счетная палата города Шумерля Чувашской Республики, осуществляющие:
- предварительный контроль - в ходе рассмотрения бюджетных заявок при формировании проектов бюджетов, анализа представленных ими документов при составлении и ведении сводной бюджетной росписи, рассмотрения бюджетных смет и смет доходов и расходов от приносящей доход деятельности с прилагаемыми к ним расчетами и обоснованиями;
- текущий контроль - в ходе исполнения расходной части бюджета, соблюдения установленных процедур санкционирования расходов бюджета;
- последующий контроль - в ходе анализа отчетной финансовой и бухгалтерской документации с целью оценки результатов деятельности главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств и в ходе проверок правомерности и целевого характера использования средств бюджета города Шумерля;
главные распорядители средств бюджета города Шумерля, осуществляющие внутренний контроль, направленный на:
- соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности;
- ведение бюджетного учета;
- составление бюджетной отчетности;
- соблюдение административных регламентов;
- подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности использования бюджетных средств.
Процедура осуществления муниципального финансового контроля, проводимая уполномоченными органами, регламентирована нормативными актами и имеет единый подход.
В целях обеспечения действенности, эффективности и результативности муниципального финансового контроля необходимо усовершенствовать систему правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, в частности:
- установить закрытый перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, как совокупность мер бюджетно-правового принуждения и мер административно-правового принуждения;
- обеспечить увязку определенных фактов нарушения бюджетного законодательства с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установлена отсылка к применению административно-правовых мер принуждения;
- установить административные наказания за нарушения бюджетного законодательства.
Внешний муниципальный контроль возложен на Контрольно-счетную палату города Шумерля.
Основное мероприятие 2.5. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
В настоящее время основы современной системы управления муниципальными финансами в городе сформированы на базе информационно-технологической инфраструктуры финансового отдела администрации города Шумерля, обеспечивающей полный охват денежных операций сектора государственного управления.
Применение современных средств управления бюджетным процессом основывается на принципах стандартизации, управляемости и прозрачности муниципальных финансов. Все этапы бюджетного процесса в городе автоматизированы и связаны единой методологией и учетной политикой.
Сфера муниципальных финансов накладывает более строгие требования к таким показателям, как надежность и защищенность информационных систем. В городе построена единая интегрированная информационная система управления общественными финансами, которая уже сегодня включает множество взаимодействующих участников бюджетного процесса - финансовый отдел администрации города, отделы администрации города и другие учреждения, подведомственных бюджетополучателей, использующих единые информационные ресурсы. По мере готовности средств связи есть техническая возможность расширения сферы охвата участников бюджетного процесса в режиме on-line-взаимодействия с применением средств электронно-цифровой подписи, а также запас на будущую модернизацию самого бюджетного процесса.
Повышение оперативности контроля состояния муниципальных финансов и получение информации для принятия управленческих решений - приоритетные задачи развития на современном этапе, решение которых практически невозможно без использования новейших информационно-технологических средств.
Кроме того, современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. Законом N 83-ФЗ предусмотрено создание официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о деятельности всех муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества.
Для реализации этих задач, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развитие информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), которая:
- обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности главных распорядителей средств бюджета города Шумерля, создаст механизм общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления, информации о стоимости предоставленных муниципальных услуг, в том числе информации в разрезе муниципальных программ, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
- создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов муниципальной программы и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг;
- обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;
- усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставки и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
- позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов муниципальной собственности.
В рамках развития системы электронного бюджета города Шумерля, в частности, потребуется создание информационных ресурсов, имеющих возможность транспортировки в республиканские реестры сведений об организациях государственного сектора, муниципальных служащих, муниципальных заданиях, оказываемых услугах и деятельности муниципальных учреждений, имуществе и обязательствах публично-правовых образований.
Дальнейшее развитие системы электронного бюджета позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Основное мероприятие 2.6. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности
Снижение энергоемкости производства, топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплекса является важнейшим стратегическим направлением, без которого не может быть обеспечен прогнозируемый рост экономики. Поэтому одним из приоритетных направлений модернизации экономики города Шумерля является повышение ее энергоэффективности, в том числе в бюджетной сфере. Задача по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере является одной из составляющих комплекса мер по повышению эффективности бюджетных расходов.
Учитывая количество участников мероприятий по энергосбережению, решение задач повышения энергоэффективности выполняется путем применения программно-целевых методов через разработку комплексных программ энергосбережения и создание системы управления, позволяющей вносить оперативные корректировки при анализе ее выполнения.
Стимулирующим фактором для организаций бюджетной сферы будет возможность предоставления им права на распоряжение средствами, сэкономленными в результате реализации проектов по энергосбережению, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Оценку достижения целей и задач в части реализации мероприятий по повышению энергоэффективности в бюджетной сфере планируется осуществлять в рамках показателей, установленных Программой энергосбережения.
Обобщенная характеристика реализуемых в составе подпрограммы (основных мероприятий) представлена в приложении N 2 к муниципальной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.