Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 23.07.2020 N 652-р
(приложение N 1)
Концепция
комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Чувашской Республике на 2020 - 2022 годы
10 августа 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Чувашской Республике на 2020 - 2022 годы (далее - Концепция) направлена на решение комплекса проблем социализации и социальной адаптации данной категории граждан, проживающих в Чувашской Республике.
1.2. Необходимость создания системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями (далее соответственно - РАС и ДМН) в Чувашской Республике обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов и направлена на обеспечение прав людей с РАС и ДМН на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, на охрану здоровья, абилитацию, реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду и полноценную жизнь в обществе.
1.3. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является интеграция людей с РАС и ДМН в общество, формирование условий для их развития, взаимодействия с другими людьми и окружающим миром.
Дети с РАС и ДМН отличаются от своих сверстников неразвитыми социально-бытовыми навыками, неприспособленностью к повседневным делам, неспособностью подражать поведению взрослых в повседневной жизни, трудностями с применением накопленных знаний в реальной жизни, отсутствием мотивации к овладению социально-бытовыми навыками и, как следствие, часто невозможностью самостоятельного проживания в обществе. Своевременное комплексное сопровождение детей с РАС и ДМН способствует максимальному развитию способностей, успешной социализации и включению их в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.
1.4. Создание условий для включения людей с РАС и ДМН в систему комплексного сопровождения позволит сформировать у них определенные профессиональные навыки и вовлечь в социальную и трудовую деятельность.
1.5. Необходимость постоянного ухода за людьми с РАС и ДМН значительно снижает возможность трудоустройства их родителей или иных законных представителей. Возможность вовлечения в межведомственную систему комплексного сопровождения детей с РАС и ДМН с самого раннего возраста позволит родителям и иным законным представителям заниматься трудовой деятельностью.
1.6. По данным Министерства здравоохранения Чувашской Республики, в Чувашской Республике в 2018 году зафиксировано 4503 ребенка с РАС и ДМН, из них:
с РАС - 237 детей, в том числе от 0 до 3 лет - 0 детей, от 3 до 7 лет - 32 ребенка, от 7 до 18 лет - 205 детей;
с ДМН - 4266 детей, в том числе от 0 до 3 лет - 0 детей, от 3 до 7 лет - 462 ребенка, от 7 до 18 лет - 3804 ребенка.
В 2019 году в Чувашской Республике зафиксировано 4607 детей с РАС и ДМН, из них:
с РАС - 279 детей, в том числе от 0 до 3 лет - 0 детей, от 3 до 7 лет - 48 детей, от 7 до 18 лет - 231 ребенок;
с ДМН - 4328 детей, в том числе от 0 до 3 лет - 2 ребенка, от 3 до 7 лет - 611 детей, от 7 до 18 лет - 3715 детей.
В группе патологии детей с РАС преобладают мальчики - 224 человека (80,3%), среди девочек зарегистрировано 55 случаев (19,7%).
В 2019 году отмечены небольшой рост количества детей с РАС, взятых под наблюдение врача-психиатра (29 случаев, в предыдущие годы - 15-19 случаев), а также высокий уровень инвалидизации детей данной категории (89,9% - 251 человек).
1.7. Диагноз РАС и ДМН в большинстве случаев устанавливается детям в возрасте от 5 до 9 лет. Это свидетельствует о позднем установлении диагноза и, соответственно, о позднем начале абилитационных и реабилитационных мероприятий. В связи с этим необходимо обеспечить максимально раннее выявление детей, имеющих признаки РАС и ДМН, дифференциальную диагностику и своевременное начало абилитационных и реабилитационных мероприятий. Оптимальный возраст для раннего выявления признаков РАС и ДМН у детей, а также проведения медицинской диагностики (скрининга) - от 1,5 до 3 лет.
1.8. Система оказания помощи людям с РАС и ДМН и их семьям в Чувашской Республике включает учреждения и организации системы здравоохранения, образования, социального обслуживания, общественные организации и коммерческие организации.
1.9. В Чувашской Республике амбулаторная медицинская помощь детям с РАС и ДМН предоставляется участковыми врачами-педиатрами центральных районных больниц и детских поликлиник городов Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Шумерля, а также врачами-психиатрами и психотерапевтами БУ "Республиканская психиатрическая больница" Минздрава Чувашии.
Стационарная помощь детям с РАС и ДМН оказывается БУ "Республиканская психиатрическая больница" Минздрава Чувашии.
1.10. В системе образования Чувашской Республики дети с РАС и ДМН получают услуги в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и внедряющих инклюзивную практику, в организациях среднего профессионального образования.
По данным Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, в 2019 году общая численность людей с РАС и ДМН (в том числе с сопутствующим РАС), обучающихся в образовательных организациях, составила 2988 человек, из них:
234 ребенка с РАС и ДМН получают услуги в 16 дошкольных образовательных организациях в группах комбинированной направленности, в группах компенсирующего вида;
2751 ребенок с РАС и ДМН обучается в 319 общеобразовательных организациях, в том числе 1127 детей в 12 общеобразовательных организациях, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы;
3 человека - в образовательных организациях среднего профессионального образования.
В образовательных организациях с детьми с РАС и ДМН работают педагогические работники (учителя, воспитатели) и специалисты сопровождения: педагоги-психологи - 134 человека, учителя-дефектологи - 84 человека, учителя-логопеды - 127 человек, социальные педагоги - 120 человек, тьюторы - 41 человек. При этом отмечается дефицит специалистов сопровождения.
263 педагога, работающих с детьми с РАС и ДМН, прошли соответствующие курсы повышения квалификации, в том числе 17 воспитателей, 101 учитель, 51 педагог-психолог, 16 учителей-дефектологов, 19 учителей-логопедов, 46 социальных педагогов, 6 тьюторов.
Психолого-педагогическая и консультативная помощь семьям с детьми с РАС и ДМН оказывается в БОУ "Центр образования и комплексного сопровождения детей" Минобразования Чувашии, муниципальных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Региональном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, действующем на базе БОУ "Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ N 3" Минобразования Чувашии (далее - Региональный республиканский центр).
С целью определения образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе детей с РАС и ДМН, дошкольного и школьного возраста в Чувашской Республике организована работа 4 психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК): 1 центральной, 3 муниципальных.
В связи с дефицитом кадров территориальные ПМПК в ряде муниципальных образований Чувашской Республики отсутствуют. Дети, нуждающиеся в заключении ПМПК, получают помощь в центральной ПМПК на базе БОУ "Центр образования и комплексного сопровождения детей" Минобразования Чувашии (г. Чебоксары, ул. Семашко, д. 1) либо в близлежащей территориальной ПМПК (гг. Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш).
1.11. Система социального обслуживания людей с РАС и ДМН включает:
1 реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ (БУ "Реабилитационный центр для детей" Минтруда Чувашии);
3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних (БУ "Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Минтруда Чувашии, БУ "Алатырский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Минтруда Чувашии, БУ "Канашский КЦСОН" Минтруда Чувашии);
6 психоневрологических интернатов;
1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей.
Технология сопровождаемого проживания инвалидов в Чувашской Республике не реализуется.
1.12. В государственных и муниципальных учреждениях сферы культуры и спорта системно не реализуются адаптированные для работы с людьми с РАС и ДМН дополнительные образовательные программы, отсутствуют для них кружки и секции. Отмечается необходимость обучения специалистов определенным навыкам работы с людьми с РАС и ДМН.
1.13. Услуги людям с РАС и ДМН на территории Чувашской Республики также оказывает ЧРОО "Крылья".
1.14. Анализ имеющихся ресурсов в сфере оказания помощи людям с РАС и ДМН указывает на необходимость развития межведомственной системы непрерывного комплексного сопровождения данной категории людей.
2. Термины и определения, используемые в Концепции
В настоящей Концепции применяются следующие термины и определения:
2.1. Абилитация - система и процесс формирования отсутствующих способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
2.2. Автономный класс - форма обучения на базе общеобразовательных организаций, при которой обучающиеся с РАС и ДМН зачислены в отдельный класс и обучаются по специальной адаптированной основной общеобразовательной программе, при этом они могут принимать участие в учебном процессе общеобразовательного класса в меру своих возможностей. Учащиеся автономного класса участвуют в разных видах инклюзии вне обучения в общеобразовательном классе (например, столовая, перемена, праздник).
2.3. Группа комбинированной направленности - форма организации дошкольного образования, при которой организовано совместное образование нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Дети с ОВЗ получают дошкольное образование по адаптированной программе с учетом особенностей их психофизического развития.
2.4. Группа компенсирующего вида - форма организации дошкольного образования только для детей с ограниченными возможностями здоровья, при которой осуществляется коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
2.5. Доступная среда - обеспечение равного доступа людей с РАС и ДМН к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая возможность образования и трудоустройства, независимо от наличия постоянных или временных ограничений мобильности.
2.6. Комплексное сопровождение - содействие при получении людьми с РАС и ДМН социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной подготовки и занятости), а также проведение комплекса мероприятий с родителями и иными законными представителями людей с РАС и ДМН, направленных на социальную интеграцию в общество и повышение ресурсности данных семей.
2.7. Коррекционный класс - это класс, в котором обучаются до 18 детей с ОВЗ. В классе данной категории возможно обучение не более 2 детей с РАС и ДМН.
2.8. Ментальные нарушения - умственные и психические (интеллектуальные) расстройства, которые ограничивают способность человека обслуживать себя, обучаться, заниматься трудовой деятельностью и осложняют процесс интеграции в общество.
2.9. Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям с РАС и ДМН в возрасте до 3 лет и их семьям, направленных на раннее выявление детей с РАС и ДМН, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей или иных законных представителей. При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет.
2.10. Расстройства аутистического спектра - расстройства, возникающие в детском возрасте вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
2.11. Реабилитация - система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности.
2.12. Ресурсный класс - форма обучения на базе общеобразовательных учреждений, при которой обучающиеся с РАС и ДМН зачислены в регулярные (общеобразовательные) классы, одновременно с этим большую часть времени они обучаются в ресурсной зоне в малых группах и ряд учебных предметов посещают в регулярных классах.
2.13. Служба ранней помощи - форма организации сопровождения детей с РАС и ДМН в раннем возрасте (до 3 лет), предполагающая индивидуальную диагностику ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми и консультаций родителей специалистами сопровождения.
2.14. Сопровождаемое проживание инвалидов - стационарзамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации, абилитации и социальному сопровождению, образовательных услуг в привычной, благоприятной для него среде, максимально приближенной к домашней.
2.15. Тьютор - педагогический работник, который обеспечивает персональное сопровождение учащегося с особенностями развития в образовательном пространстве в целях обеспечения его успешной интеграции в образовательную среду школы.
3. Цель, задачи и приоритетные направления Концепции
3.1. Целью настоящей Концепции является создание системы комплексного непрерывного сопровождения людей с РАС и ДМН, направленной на их максимальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество, снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление психического и физического здоровья, повышение доступности образования и занятости.
3.2. Задачи Концепции:
создание условий для развития системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН на основе непрерывного межведомственного взаимодействия всех участников, реализующих цель и задачи настоящей Концепции;
разработка нормативно-правовой и методической базы по организации комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН;
создание условий для развития деятельности учреждений и организаций разной ведомственной принадлежности, а также некоммерческих организаций в сфере оказания комплексной помощи людям с РАС и ДМН, а также семьям людей с РАС и ДМН;
создание доступной среды для людей с РАС и ДМН;
развитие механизмов всесторонней поддержки семей людей с РАС и ДМН;
формирование толерантного отношения в обществе к людям с РАС и ДМН.
3.3. Приоритетные направления Концепции:
создание регионального регистра людей с РАС и ДМН для их последующего включения в программу комплексного сопровождения;
создание регионального реестра организаций различных форм собственности - поставщиков услуг людям с РАС и ДМН;
повышение квалификации и обучение специалистов организаций эффективным технологиям и методикам работы и помощи людям с РАС и ДМН, а также семьям людей с РАС и ДМН;
создание механизма своевременного выявления и ранней диагностики детей с РАС и ДМН;
обеспечение своевременной ранней абилитации и реабилитации детей с РАС и ДМН;
обеспечение доступности дошкольного, общего, дополнительного, а также профессионального образования для людей с РАС и ДМН;
создание дифференцированных условий и подходов к комплексному сопровождению людей с РАС и ДМН с учетом степени тяжести их нарушений;
обучение родителей или иных законных представителей, воспитывающих детей с РАС и ДМН, эффективным технологиям и методикам помощи людям с РАС и ДМН;
организация информационной, правовой, психологической, материальной, социальной поддержки семей, воспитывающих людей с РАС и ДМН;
организация трудоустройства людей с РАС и ДМН с учетом их возможностей и функциональности;
обеспечение сопровождаемым проживанием недееспособных людей с РАС и ДМН;
проведение информационной кампании для формирования толерантного отношения к людям с особенностями развития, в том числе людям с РАС и ДМН.
4. Целевые группы
К целевым группам по оказанию услуг комплексного сопровождения относятся:
Дети раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), определенные к группе риска по наличию РАС и ДМН по результатам общего скрининга.
Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) с РАС и ДМН.
Дети школьного возраста (от 7 до 18 лет) с РАС и ДМН.
Люди с РАС и ДМН старше 18 лет.
Семьи людей с РАС и ДМН.
5. Участники системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН в Чувашской Республике
Пункт 5.1 изменен. - Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 августа 2021 г. N 700-р
5.1. В систему взаимодействия в рамках реализации Концепции включены органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Чувашской Республики, центральная и территориальные ПМПК, медицинские, социальные, образовательные, спортивные и культурные организации различных ведомственной принадлежности и форм собственности, социально ориентированные некоммерческие организации, родительские объединения.
5.2. Методологическое сопровождение Концепции осуществляют федеральный ресурсный центр по организац
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.