Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Шумерля
от 30 октября 2013 г. N 896
Порядок
разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Шумерли Чувашской Республики
7 марта, 28 июля 2014 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Шумерли Чувашской Республики, а также контроля за ходом их реализации (далее - Порядок).
1.2. Муниципальная программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных самостоятельных задач в рамках одной муниципальной программы. Деление на подпрограммы осуществляется, исходя из масштабности и сложности решаемых проблем и задач. Требования к содержанию и оформлению подпрограмм аналогичны требованиям к содержанию и оформлению муниципальных программ.
1.3. Понятия, используемые в настоящем Порядке:
муниципальная программа города Шумерля Чувашской Республики (далее - муниципальная программа, Программа) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам осуществления и ресурсам мероприятий, обеспечивающих в рамках решения вопросов местного значения достижение стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития города Шумерля Чувашской Республики;
подпрограмма Программы (далее - Подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам, ресурсам мероприятий, выделенный, исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках Программы;
ответственный исполнитель - структурное подразделение администрации города Шумерля и (или) иной главный распорядитель бюджетных средств, являющиеся координатором разработки и реализации Программы;
соисполнитель - структурное подразделение администрации города Шумерля и (или) иной главный распорядитель бюджетных средств, муниципальное учреждение, являющиеся разработчиками Подпрограммы (реализующие Подпрограмму);
участник - структурные подразделения администрации города Шумерля и (или) иные организации, участвующие в реализации отдельных мероприятий Программы.
целевые показатели (индикаторы) - количественные и (или) качественные показатели, позволяющие оценить решение поставленных задач, ход и итоги реализации Программы (Подпрограммы), в том числе по годам и (или) по этапам реализации, и характеризующие в числовом виде объем и (или) качество ожидаемых результатов и эффективность реализации Программы (Подпрограммы);
цель - формируемый при анализе проблемной ситуации приоритет, достижение которого с учетом имеющихся ресурсов и в заданных временных рамках ведет к достижению стратегических целей и задач социально-экономического развития города Шумерля Чувашской Республики;
задача - результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение цели (целей) Программы (Подпрограммы);
основное мероприятие - группа действий, направленных на реализацию программы и запланированного результата;
мероприятие - действие, направленное на реализацию программы и запланированного результата;
1.4. Мероприятия подпрограммы одной Программы (Подпрограммы) не могут быть одновременно включены в другую Программу (Подпрограммы).
1.5. Программа утверждается постановлением администрации города Шумерля. Внесение изменений в Программу осуществляется в порядке, установленном для разработки и реализации Программ.
Внесение изменений в Подпрограммы осуществляется путем внесения изменений в Программу.
1.6. Рекомендуемый срок реализации Программы (Подпрограммы) - не менее 5 лет.
1.7. Методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации Программ осуществляет отдел экономики, предпринимательства и торговли администрации города Шумерля.
2. Требования к содержанию Программы
2.1. Программы разрабатываются исходя из приоритетов социально-экономического развития города Шумерля Чувашской Республики, с учетом положений нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики, государственных программ Российской Федерации и государственных программ Чувашской Республики, посланий Президента Российской Федерации, Главы Чувашской Республики.
2.2. Программа содержит:
2.2.1. Паспорт Программы по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Паспорт муниципальной программы (проекта муниципальной программы) может быть утвержден отдельным постановлением администрации города Шумерля при условии последующего утверждения муниципальной программы, разработанной в соответствии с настоящим Порядком, согласно ранее утвержденному паспорту соответствующей муниципальной программы (проекта муниципальной программы).
2.2.2. Текстовую часть Программы по следующим разделам:
- характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Шумерля Чувашской Республики, прогноз ее развития;
- приоритеты реализуемой на территории города Шумерли Чувашской Республики политики в соответствующей сфере социально-экономического развития города Шумерли, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроки и этапы реализации Программы;
- обобщенная характеристика подпрограмм Программы (основных мероприятий) с планом реализации Программы, оформляемым в виде приложения к Программе;
- основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов;
- ресурсное обеспечение Программы (в разрезе главных распорядителей средств бюджета города Шумерля, подпрограмм, а также по годам реализации Программы) за счет всех источников финансирования.
2.2.3. Кроме информации, указанной в подпункте 2.2.2 настоящего Порядка, текстовая часть Программы может содержать:
- в случае оказания муниципальными учреждениями города Шумерля Чувашской Республики муниципальных услуг юридическим и (или) физическим лицам - прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы;
- в случае участия в реализации муниципальной программы общественных, научных и иных организаций - соответствующую информацию, включая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию муниципальной программы.
2.2.4. Приложения к текстовой части Программы оформляются по формам согласно приложениям N 2, 4-7 к настоящему Порядку.
2.2.5. Подпрограммы муниципальной программы города Шумерля Чувашской Республики.
2.3. В характеристике текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Шумерля Чувашской Республики отражается развернутая постановка основных проблем, включая анализ причин их возникновения, обоснование связи с приоритетами социально-экономического развития города Шумерля Чувашской Республики и полномочиями органов местного самоуправления города Шумерля Чувашской Республики, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
2.4. Приоритеты реализуемой на территории города Шумерля Чувашской Республики политики в соответствующей сфере социально-экономического развития города Шумерля Чувашской Республики формируются с учетом положений нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики, государственных программ Российской Федерации и государственных программ Чувашской Республики, посланий Президента Российской Федерации, Главы Чувашской Республики, иных нормативных (муниципальных) правовых актов, определяющих решение вопросов местного значения.
Цель и задачи Программы не могут дублировать цель и задачи других Программ.
Требования, предъявляемые к цели Программы:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации Программы и полномочиям в этой сфере);
- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, имеющие произвольное или неоднозначное толкование);
- измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения цели);
- достижимость (цель должна быть потенциально достижима за период реализации Программы);
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации Программы).
Комплекс задач должен быть необходим и достаточен для достижения соответствующей цели. Срок решения задач не может превышать срок достижения соответствующей цели.
Показатели (индикаторы) должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей муниципальной программы, а также:
а) отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация Программы;
б) иметь количественное значение;
в) непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации Программы;
В случае целесообразности показатели (индикаторы) могут иметь буквенное значение ("да", "нет").
В перечень целевых показателей (индикаторов) Программы подлежат включению показатели, значения которых удовлетворяют одному из следующих условий:
а) определяются на основе данных государственного статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности;
б) рассчитываются по методикам, утвержденным актом ответственного исполнителя (соисполнителя) или включенным в состав Программы (при необходимости).
2.5. В обобщенной характеристике подпрограмм Программы указывается краткое содержание подпрограмм.
Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров Подпрограммы и Программы.
Подпрограмма состоит из мероприятий, содержит паспорт подпрограммы (по форме согласно приложению N 8 к настоящему порядку) и текстовую часть по следующим разделам:
- характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Шумерля Чувашской Республики, прогноз ее развития;
- приоритеты реализуемой на территории города Шумерли Чувашской Республики политики в соответствующей сфере социально-экономического развития города Шумерли, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроки и этапы реализации Подпрограммы;
- описание мероприятий (включает в себя перечень и описание мероприятий Подпрограммы);
- обеспечение реализации (содержит только обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы);
- основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов;
Текстовая часть Подпрограммы может содержать:
- в случае оказания муниципальными учреждениями города Шумерля Чувашской Республики муниципальных услуг юридическим и (или) физическим лицам - прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы;
- в случае участия в реализации муниципальной программы общественных, научных и иных организаций - соответствующую информацию, включая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию муниципальной программы.
2.6. В случае невозможности выделения в составе Программы Подпрограмм, Программа состоит из мероприятий, сгруппированных в основные мероприятия.
3. Основание и этапы разработки муниципальных программ
3.1. Разработка Программы осуществляется на основании перечня Программ, утверждаемого распоряжением администрации города Шумерля Чувашской Республики.
Проект перечня Программ формируется отделом экономики, предпринимательства и торговли администрации города Шумерля совместно с финансовым отделом администрации города Шумерля на основании положений муниципальных правовых актов, предусматривающих реализацию муниципальных программ города Шумерля Чувашской Республики, а также с учетом предложений органов местного самоуправления города Шумерля и структурных подразделений администрации города Шумерля.
Внесение изменений в перечень Программ производится в соответствии с распоряжением администрации города Шумерля Чувашской Республики не позднее 30 декабря текущего финансового года на очередной финансовый год (и плановый период).
Перечень Программ содержит:
а) наименования Программ;
б) наименования ответственных исполнителей и соисполнителей Программ;
в) основные направления реализации Программ (подпрограммы).
3.2. Разработка проекта Программы производится ответственным исполнителем совместно с соисполнителями в соответствии с настоящим порядком.
3.3. При разработке проекта Программы ответственным исполнителям необходимо не позднее 1 июня текущего финансового года направлять в органы исполнительной власти Чувашской Республики, являющиеся ответственными исполнителями (соисполнителями) государственных программ Чувашской Республики, по соответствующей отраслевой принадлежности предложения:
о финансировании в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики основных мероприятий государственных программ Чувашской Республики, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований;
об участии в реализации основных мероприятий государственных программ Чувашской Республики в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджета города Шумерля Чувашской Республики;
3.4. Проект Программы подлежит обязательному согласованию со всеми соисполнителями и участниками Программы.
В случае привлечения для реализации Программы (Подпрограммы) средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетных источников, проект Программы подлежит согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики и иными организациями.
3.5. После согласования со всеми заинтересованными организациями (структурными подразделениями), ответственный исполнитель направляет проект Программы для согласования в отдел экономики, предпринимательства и торговли администрации города Шумерля, финансовый отдел администрации города Шумерля и организационно-правовой отдел администрации города Шумерля.
В случае если проект государственной программы согласован с соисполнителями и заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики с замечаниями и предложениями, к нему также прилагаются замечания соисполнителей и протоколы согласительных совещаний.
3.6. Проект постановления администрации города Шумерля об утверждении муниципальной программы представляется в отдел экономики, предпринимательства и торговли администрации города Шумерля и финансовый отдел администрации города Шумерля с приложением заключения о проведении антикоррупционной экспертизы указанного проекта и планом реализации муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период ее реализации (далее - план реализации).
План реализации представляется по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и оформляется как приложение к муниципальной программе.
В план реализации подлежат включению все мероприятия подпрограмм. В целях обеспечения сопоставимости данных мероприятия плана реализации подлежат группировке в основные мероприятия и подпрограммы в разрезе основных мероприятий, указанных в подпрограммах. Объем расходов на реализацию мероприятий должен соответствовать объемам расходов на реализацию соответствующих основных мероприятий.
3.7. Отдел экономики, предпринимательства и торговли администрации города Шумерля, финансовый отдел администрации города Шумерля в течение 3 рабочих дней с момента получения проекта Программы проводят согласование проекта и направляют ответственному исполнителю Программы.
3.8. После согласования с отделом экономики, предпринимательства и торговли администрации города Шумерля, финансовым отделом администрации города Шумерля и организационно-правовым отделом администрации города Шумерля проект муниципальной программы направляется ответственным исполнителем Программы на финансово-экономическую экспертизу в Контрольно-счетную палату города Шумерля. В течение 3 рабочих дней Контрольно-счетная палата города Шумерля проводит финансово-экономическую экспертизу проекта Программы и направляет заключение ответственному исполнителю Программы.
3.9. Основные параметры утвержденных муниципальных программ подлежат отражению в прогнозе социально-экономического развития города Шумерля на среднесрочный период.
Постановлением Администрации г. Шумерли Чувашской Республики от 28 июля 2014 г. N 578 раздел III дополнен пунктом 3.10, вступающим в силу со дня официального опубликования названного постановления
3.10. Собрание депутатов города Шумерли вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ города Шумерли Чувашской Республики и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном решением Собрания депутатов города Шумерля.
4. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ
4.1. Финансовое обеспечение реализации Программ осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета города Шумерля Чувашской Республики, а также дополнительных ресурсов и привлекаемых средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетных источников.
Ресурсное обеспечение программы за счет всех источников финансирования представляется по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку.
4.2. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ в очередном финансовом году (и плановом периоде) осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами города Шумерля Чувашской Республики, регулирующими порядок составления проекта бюджета города Шумерля и планирование бюджетных ассигнований.
4.3. Объемы финансового обеспечения реализации Программы за счет средств бюджета города Шумерля на очередной финансовый год (и плановый период) указываются в муниципальной программе в соответствии с показателями бюджета города Шумерля на очередной финансовый год (и плановый период).
Объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств бюджета города Шумерля на период после планового периода определяется в соответствии с показателями бюджета города Шумерля в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы второго года планового периода.
Постановлением Администрации г. Шумерли Чувашской Республики от 7 марта 2014 г. N 193 в подпункт 4.4 внесены изменения, вступающие в силу с даты официального опубликования названного постановления
4.4. В финансовое обеспечение реализации муниципальных программ могут быть включены расходы на содержание органов местного самоуправления города Шумерли, являющихся ответственными исполнителями и соисполнителями муниципальной программы, бюджетных и казенных учреждений города Шумерли. Такие расходы учитываются в подпрограмме "Обеспечение реализации муниципальной программы".
Постановлением Администрации г. Шумерли Чувашской Республики от 7 марта 2014 г. N 193 действие абзаца 2 подпункта 4.4 настоящего Порядка было приостановлено до 1 января 2015 г.
Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением Собрания депутатов города Шумерля о бюджете не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.
5. Управление, реализация и контроль за ходом реализации муниципальных программ
5.1. Текущее управление реализацией Программы осуществляется ответственным исполнителем.
5.2. Ответственным исполнителем разрабатывается план реализации Программы, содержащий перечень Подпрограмм (в случае их наличия), с перечнем основных мероприятий и мероприятий с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей, исполнителей основных мероприятий (мероприятий). План реализации составляется по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
5.3. План реализации содержится в составе приложений к Программе и составляется на очередной финансовый год и плановый период.
5.4. В процессе реализации Программы ответственный исполнитель (по согласованию с соисполнителями) вправе принимать решения о внесении изменений в перечни и состав основных мероприятий.
Указанные решения принимаются ответственным исполнителем при условии, что планируемые изменения не оказывают влияние на параметры Программы и не приведут к ухудшению плановых значений целевых показателей (индикаторов) Программы.
5.5. Ответственный исполнитель:
5.5.1. обеспечивает разработку Программы, ее согласование и утверждение;
5.5.2. организует реализацию Программы, обеспечивает внесение изменений в Программу и несет ответственность за достижение целевых индикаторов (показателей) Программы, а также ожидаемых результатов ее реализации;
5.5.3. предоставляет ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, в целях оперативного контроля в отдел экономики, предпринимательства и торговли администрации города Шумерля:
5.5.3.1. информацию о степени выполнения подпрограмм и основных мероприятий (мероприятий) Программы;
5.5.3.2. информацию о финансировании реализации Программы;
5.5.3.3. сведения о достижении значений показателей (индикаторов) Программы;
5.5.3.4. подготавливает годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы (далее - годовой отчет) и представляет его в отдел экономики, предпринимательства и торговли администрации города Шумерля и финансовый отдел администрации города Шумерля в срок до 1 марта года, следующего за отчетным годом;
Годовой отчет содержит:
а) конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;
б) перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки;
в) анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы;
г) данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий;
д) информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в муниципальную программу;
е) данные, необходимые для оценки эффективности Программы.
5.5.3.5. несет ответственность за качество и достоверность информации, содержащейся в отчете.
5.6. Соисполнители:
5.6.1. обеспечивают разработку и реализацию подпрограмм, отдельных мероприятий, в реализации которых предполагается их участие;
5.6.2. представляют в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ответственному исполнителю информацию о ходе реализации мероприятий подпрограмм, отдельных мероприятий, в реализации которых принимали участие;
5.6.3. представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности реализации Программы и подготовки годового отчета, в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным годом;
5.6.4. несут ответственность за достижение целевых индикаторов (показателей) подпрограмм, отдельных мероприятий, в реализации которых принимали участие.
6. Оценка эффективности муниципальных программ
6.1. Оценка эффективности реализации Программы проводится ответственным исполнителем и представляется одновременно с годовым отчетом в отдел экономики предпринимательства и торговли администрации города Шумерля, являющимся ответственным за подготовку сводного годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программ за отчетный год, а также по итогам завершения реализации Программы.
6.2. Расчет критериев оценки эффективности реализации Программы:
6.2.1. расчет степени достижения цели Программы:
6.2.1.1. применяется для целевых индикаторов (показателей), у которых положительным результатом считается превышение фактического значения целевого индикатора (показателя) над плановым значением целевого индикатора (показателя):
,
где:
- фактическое достижение цели Программы;
- фактическое значение целевого индикатора (показателя);
- плановое значение целевого индикатора (показателя);
6.2.1.2. применяется для целевых индикаторов (показателей), у которых положительным результатом считается снижение фактического значения целевого индикатора (показателя) по сравнению с плановым значением целевого индикатора (показателя):
,
где:
- фактическое выполнение цели Программы;
- фактическое значение целевого индикатора (показателя);
- плановое значение целевого индикатора (показателя);
6.2.2. расчет степени достижения задач Программы:
6.2.2.1. применяется для целевых индикаторов (показателей), у которых положительным результатом считается превышение фактического значения над плановым значением:
,
где:
- фактическое достижение задачи Программы;
- фактическое значение целевого индикатора (показателя);
- плановое значение целевого индикатора (показателя);
6.2.2.2. применяется для целевых индикаторов (показателей), у которых положительным результатом считается снижение фактического значения показателя по сравнению с плановым значением показателя:
,
где:
- фактическое достижение задачи Программы;
- фактическое значение целевого индикатора (показателя);
- плановое значение целевого индикатора (показателя);
6.2.3. среднее значение достижения задач Программы:
,
где:
- среднее значение выполнения задач Программы;
- суммарное значение фактического выполнения задач Программы;
n - количество задач Программы.
6.2.4. В случае наличия в Программе нескольких целей аналогичным образом рассчитывается среднее значение достижения целей Программы.
6.2.5. Сравнение среднего значения достижения цели Программы со средним значением достижения задач Программы:
6.2.5.1. в случае если разница между средним значением достижения цели Программы () и средним значением достижения задач Программы (
) составляет не более 10%, то показатели задач в полной мере способствуют достижению цели Программы;
6.2.5.2. в случае если разница между средним значением достижения цели Программы () и средним значением достижения задач Программы (
) составляет свыше 10%, то показатели задач не способствуют достижению цели Программы.
6.2.6. Расчет степени эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств:
,
где:
- степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета и внебюджетных средств;
- фактическое освоение средств бюджета и внебюджетных средств в отчетном периоде;
- запланированный объем средств бюджета и внебюджетных средств в отчетном периоде.
Под бюджетными средствами понимается сумма средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, бюджета города Шумерли.
6.2.7. Оценка эффективности Подпрограмм не проводится.
7. Подготовка сводного годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программ
7.1. Отдел экономики, предпринимательства и торговли администрации города Шумерля готовит сводный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программ в течение одного месяца со дня получения от ответственного исполнителя годового отчета и оценки эффективности муниципальной программы.
7.2. Финансовый отдел администрации города Шумерля в срок до 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет в отдел экономики, предпринимательства и торговли администрации города Шумерля информацию о кассовых расходах бюджета города Шумерля на реализацию Программ.
7.3. Отдел экономики, предпринимательства и торговли администрации города Шумерля ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным годом, разрабатывает и представляет главе администрации города Шумерля сводный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программ, который содержит:
а) сведения об основных результатах реализации Программ за отчетный год;
б) сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов (показателей) Программ за отчетный год;
в) сведения о фактическом финансировании Программ за счет всех источников;
г) оценку эффективности программ.
7.4. Сводный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программ подлежит размещению на официальном сайте города Шумерля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7.5. По результатам оценки эффективности реализации Программ глава администрации города Шумерля может принять решение об изменении форм и методов управления реализацией Программы, о сокращении (увеличении) объемов финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или Программы в целом, начиная с очередного финансового года.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Паспорт муниципальной программы |
|
Содержание Постановление Администрации г. Шумерли Чувашской Республики от 30 октября 2013 г. N 896 "О Порядке разработки, реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.