Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика экономического развития города Шумерли, прогноз развития
Город Шумерля расположен на Восточно-Европейской равнине, в пределах Чувашского плато (100-167 м), расчлененного долиной р. Суры, в северо-восточной части Приволжской возвышенности у западной границы Чувашской Республики.
Население города Шумерля по состоянию на 1 января 2013 года составляет 30,9 тыс. человек.
Расположен в 110 км от столицы Чувашской Республики г. Чебоксары. Город имеет удобные транспортные связи. Через его территорию проходит железнодорожная магистраль "Москва - Арзамас - Казань", имеющая важнейшее значение для осуществления пассажирских и грузовых перевозок. Развита автодорожная сеть, связывающая г. Шумерлю со столицей Чувашии, а также с гг. Канашом, Алатырем и Ядрином, имеются понтонный мост в Нижегородскую область и водные пути по р. Суре.
Площадь территории города составляет 1378 га, в том числе зеленых насаждений 28 га. В пределах городской черты расположен городской парк культуры и отдыха площадью 17,1 га, который с 1981 года имеет статус особо охраняемой природной территории Чувашской Республики.
Экономика г. Шумерли является монопрофильной. Основную роль в ней играет машиностроительный комплекс, включающий производство транспортных средств и оборудования. В 2012 году 77,3% процента объема отгруженной продукции обрабатывающих производств приходилось на машиностроительный комплекс. Данная отрасль представлена градообразующими предприятиями - ОАО "Комбинат автомобильных фургонов" и ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей".
Доля среднесписочной численности работающих на градообразующих предприятиях в общей численности экономически активного населения муниципального образования в 2012 году составила 24,4 процента, доля градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства - 53,2 процента.
Таблица 1
Развитие обрабатывающих производств в городе Шумерля за 2012 год
Показатели |
Отгружено продукции, выполнено работ и услуг собственными силами |
|
млн. рублей |
% |
|
Обрабатывающие производства |
5477,5 |
100,0 |
из них: |
|
|
производство пищевых продуктов, включая напитки |
1088,6 |
19,9 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
85,0 |
1,6 |
целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность |
7,5 |
0,1 |
производство транспортных средств и оборудования |
4235,1 |
77,3 |
прочие |
61,3 |
1,1 |
В 2012 году отгружено продукции, выполнено работ и оказано услуг собственными силами организаций обрабатывающих производств в действующих ценах на сумму 5,5 млрд. рублей, что составляет 130,8% к уровню 2011 года. Уменьшение объема отгруженной продукции допущено ОАО "Шукофа" и ООО "Молочное дело".
Высокие темпы роста объема отгруженной продукции обрабатывающих производств обеспечили ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей", ОАО "Комбинат автомобильных фургонов".
В г. Шумерле функционируют два предприятия, выпускающие однотипную продукцию специального назначения для силовых структур (кузова-фургоны военного и гражданского назначения), что приводит к снижению и ухудшению финансово-экономических показателей их работы. Позднее проведение тендеров на размещение государственных заказов, составляющих основную долю портфеля заказов предприятий, а также несвоевременность расчетов за поставленную продукцию приводят к нестабильной загрузке производственных мощностей и отвлечению большей части оборотных средств.
После конверсии 1990-х годов, резкого сокращения объема госзаказа численность работающих в ОАО "Комбинат автомобильных фургонов" и ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей" сократилась более чем в 3 раза.
В 2012 году организациями обрабатывающих производств, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, сальдированный финансовый результат составил 426,6 млн. рублей, что в 5,98 раза больше, чем в 2011 году. 80% организаций обрабатывающих производств сработали прибыльно, ими получена прибыль в размере 626,2 млн. рублей.
Основная проблема города Шумерля - зависимость доходной части местного бюджета, экономической безопасности и социальной стабильности в городе от стабильности работы градообразующих предприятий.
Для того, чтобы преодолеть моноструктурность экономики города, уменьшить зависимость наполняемости местного бюджета от результатов деятельности градообразующих организаций, необходимо развитие новых и существующих производств.
В 2012 году разработан и одобрен Кабинетом Министров Чувашской Республики Комплексный инвестиционный план модернизации города Шумерли до 2020 года. Комплексный План представляет собой согласованный по задачам, ресурсам и срокам исполнения комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области экономического, социального и культурного развития г. Шумерли. Комплексный план разработан в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Правительством Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, посланиями Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 - 2012 годы.
Мероприятия по развитию города тесно увязаны с мероприятиями республиканских целевых программ Чувашской Республики в сферах инновационного развития промышленности, внедрения в экономику международных стандартов качества, повышения экологической безопасности, обеспечения населения качественной питьевой водой, развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике.
Город участвует в 10 республиканских и федеральных программах:
Основу экономического потенциала города Шумерли составляет машиностроительный комплекс - производство транспортных средств и оборудования. Основные бюджетообразующие предприятия - ОАО "Шумерлинский комбинат автофургонов" и ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей". Для подготовки специализированных кадров в городе имеются соответствующие образовательные учреждения.
Главной целью развития города являются повышение качества жизни населения города и создание полифункциональной структуры его экономики посредством ее диверсификации за счет внедрения и использования инновационных технологий и создания новых видов производств.
Основными приоритетами являются создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, благоприятной среды жизнедеятельности населения, внедрение инноваций в технологические и организационные процессы.
Политика социально-экономического развития города направлена на непрерывное повышение качества жизни населения города через осуществление структурных преобразований в экономике, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города на основе инновационного подхода. Результатом реализации принятой политики социально-экономического развития города и выполнения Комплексного инвестиционного план модернизации города Шумерли до 2020 года должно быть снижение зависимости от градообразующих предприятий, развитие инновационной экономики и достижение устойчивого, экономически эффективного, социально ориентированного, экологически сбалансированного развития.
Для повышения качества жизни населения и создания полифункциональной структуры экономики города посредством ее диверсификации и обеспечения ухода от монопрофильности предполагается решение следующих задач:
диверсификация рисков градообразующих предприятий за счет реструктуризации и модернизации существующих производственных мощностей, повышения рентабельности, финансовой устойчивости, внедрения инновационных, ресурсосберегающих технологий, снижения энергоемкости продукции и роста конкурентоспособности производства;
создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для развития промышленных предприятий, сельскохозяйственных производств, малого бизнеса путем создания индустриального парка;
развитие малого предпринимательства, являющегося важным фактором повышения качества жизни населения, создания рабочих мест, способствование развитию конкуренции;
формирование новых точек роста, развитие новых видов деятельности;
снижение социальной напряженности благодаря обеспечению максимальной занятости населения, созданию новых рабочих мест, содействию самозанятости, росту доходов населения и оказанию социальной поддержки малообеспеченным слоям населения;
комплексное развитие общественной инфраструктуры (транспортной, дорожной, инженерной, коммуникационной);
обеспечение прироста населения за счет создания благоприятных условий проживания, развития социальной сферы, инфраструктуры;
развитие новых форм оказания государственных и муниципальных услуг, повышение доступности и качества муниципальных услуг в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта и других социально значимых сферах.
Малое предпринимательство
Вклад малого предпринимательства в экономику города с каждым годом становится более весомым. Увеличивается доля среднесписочной численности работающих (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в совокупной численности экономически активного населения города Шумерля. Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, расширяется ее ассортимент, улучшается качество, повышается объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Субъекты малого предпринимательства обеспечивают в определенной доле наполняемость бюджета города. Сумма налогов, уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства в бюджет города, за 2012 год составила 25,5 млн. рублей против 22,9 млн. рублей в 2011 году, что на 11,4% больше соответствующего периода прошлого года.
В настоящее время вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как создание условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса может смягчить последствия финансового кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост производства. Содействие развитию малого и среднего бизнеса официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики администрации города Шумерля.
Разработка Программы обусловлена актуальностью вопросов создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, устранения административных барьеров, финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную перспективу, а также необходимостью совершенствования механизмов реализации политики администрации города Шумерля в части поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и более тесной ее взаимосвязи с общими задачами социально-экономического развития города Шумерля на долгосрочную перспективу с учетом имеющегося положительного опыта реализации предшествующих программ.
По состоянию на 1 января 2013 г. в городе зарегистрировано 165 малых предприятий. За 2012 год было создано 6 малых предприятий. Показатель плотности малых предприятий на 1 тыс. жителей составил 5,37.
Общая численность занятых в малом предпринимательстве на 1 января 2013 г. составила 3679 человека, в том числе работающих на малых предприятиях - 2154 человек. Количество зарегистрированных предпринимателей на 1 января 2013 г. составило 1525 человек.
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами малых предприятий, за 2012 год составил 854,9 млн. рублей, прогноз на 2013 год - 980,5 млн. рублей.
Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. Об этом свидетельствует сложившаяся отраслевая структура распределения малых предприятий в городе. В сфере торговли и общественного питания занято 35% предприятий. Промышленность является одним из секторов экономики, где малые предприятия играют важную роль, их количество составляет 20% от общего числа малых предприятий, строительством и ремонтом зданий и сооружений занято 19%, в прочих отраслях - 26%.
За последние два года сложившаяся отраслевая структура распределения малых и средних предприятий в городе практически не изменилась и свидетельствует о развитии предпринимательства преимущественно в сфере торговли и общественного питания, строительстве и производстве.
Развитие малых предприятий в обрабатывающей отрасли, работающих на сырье бюджетообразующих предприятий, будет способствовать повышению доли обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства. Такие предприятия с большей вероятностью смогут работать не только на внутренний, но и внешний рынок и будут более эффективно заимствовать и внедрять инновации.
При благоприятных условиях развития экономики в 2013 году численность владельцев собственного бизнеса может увеличиться за счет регистрации в качестве предпринимателей лиц из числа бывших безработных, прошедших отбор бизнес-проектов и получивших государственную поддержку на реализацию этих проектов; при неблагоприятных условиях - численность уже действующих бизнесменов может снизиться, поскольку малое предпринимательство является тем сектором экономики, который наиболее быстро и оперативно реагирует на все изменения на рынке: изменение спроса, налоговой системы, влияние конкуренции и т.д.
Многие проблемы развития малого и среднего предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов о формах господдержки, перспективных направлениях развития и отсутствием соответствующих деловых услуг. В связи с этим серьезной задачей остается система современного информационного обеспечения, в том числе с использованием Интернет-ресурсов и дистанционного консалтинга, решение которой позволит значительно улучшить условия и эффективность работы субъектов малого и среднего бизнеса. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на обеспечение доступа к правовой информации по направлениям: бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, консалтинговые услуги, нормативно-справочная информация и доступ к сетям маркетинговой информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг.
Анализ основных показателей экономики, образования, культуры подтверждает, что в городе Шумерля, как и в Чувашской Республике в целом, имеется основа для более активного развития предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции, несущей в себе народные традиции.
Народные художественные промыслы и ремесла представляют собой важную часть национального культурного достояния. Традиционными чувашскими народными промыслами являются национальная вышивка, ткачество. Развиты также резьба и роспись по дереву, лозоплетение, гончарное дело, изготовление изделий из бересты, лыка, изготовление национальных костюмов и национальных кукол, бисероплетение. В настоящее время народные промыслы - это скорее вопрос престижа республики, города, сохранения истории и традиций и, конечно, занятие для души.
Снижение платежеспособного спроса населения на изделия народных художественных промыслов, которые при их несомненной культурно-исторической значимости не относятся к товарам первой необходимости, привело к сокращению объемов производства, численности художников и мастеров народных художественных промыслов. Возникла опасность распада сложившихся творческих коллективов художников и мастеров народных художественных промыслов и утраты традиций народного искусства. Необходимость решения вышеуказанных проблем программными методами обусловлена спецификой поддержки народных художественных промыслов и ремесел, так как основной проблемой, препятствующей их развитию, является очень низкий уровень предпринимательской инициативы индивидуальных мастеров и ремесленников. С учетом изложенного государственная и муниципальная поддержка народных художественных промыслов прежде всего должна быть направлена на создание благоприятной среды для развития и реализации имеющегося потенциала мастеров и ремесленников города Шумерля по организации и ведению ими собственного бизнеса.
Важнейшими составляющими государственной политики в создании инфраструктуры в области народных художественных промыслов и ремесел являются обеспечение функционирования единой системы сведений о мастерах народных художественных промыслов и ремесленниках, производителях сувенирной продукции, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики, и производимых ими изделиях и сувенирах, выявление новых направлений развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике, повышение качества изделий и конкурентоспособности отрасли, а также создание благоприятной среды для развития и реализации имеющегося потенциала производителей изделий народных художественных промыслов.
В настоящее время очень мало мастеров народных художественных промыслов и ремесел, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, что подтверждает необходимость оказания государственной поддержки развитию предпринимательской инициативы в данной сфере деятельности.
В рамках реализации мероприятий программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Шумерля в 2012 году муниципальную поддержку в виде грантов получили 5 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму - 1,2 млн. руб.
Включение мероприятий по развитию народных художественных промыслов и ремесел в Программу позволит организовать работу в данном направлении более комплексно.
Муниципальная политика поддержки малого и среднего предпринимательства является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики муниципалитета. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.
Создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса будет способствовать увеличению к 2021 году: доли малых и средних предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства до 19,5%, доли среднесписочной численности работающих (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе индивидуальных предпринимателей) в совокупной численности экономически активного населения города Шумерля до 27,0%, что позволит увеличить доходную часть бюджета города за счет увеличения налоговых поступлений, повысить занятость и уровень жизни населения за счет создания дополнительных рабочих мест.
Потребительский рынок и сфера услуг
Потребительский рынок - активно развивающаяся сфера экономики города Шумерли.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики города.
Состояние розничной торговли и сферы услуг в значительной мере определяется показателями социально-экономического развития города Шумерли.
С каждым годом в городе растет количество предприятий, оказывающих услуги торговли. По состоянию на 1 января 2012 г. на территории города функционировало 221 предприятия розничной торговли. В течение 2012 года открылось 15 новых магазинов. Из общего количества предприятий розничной торговли 70 - по реализации продовольственной группы товаров, 141 - по реализации промышленной группы товаров, 10 - смешанные.
В соответствии с методикой расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов установлены нормативы минимальной обеспеченности населения г. Шумерли площадью торговых объектов. Суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по городу Шумерле в 2012 году составил 478 кв. метров на 1 тыс. человек, фактически по городу этот показатель - 620,0 кв. метров, в том числе по продаже продовольственных товаров - 149 кв. метров на 1 тыс. человек (по городу - 224,4 кв. метров на 1 тыс. человек), непродовольственных - 338 кв. метров на 1 тыс. человек (по городу - 376 кв. метров на 1 тыс. человек). Исходя из рассчитанных нормативов обеспеченности в г. Шумерле должно быть не менее 14721,5 кв. метра торговых площадей, по состоянию на 1 января 2011 г. общая торговая площадь по г. Шумерле составила 19094,7 кв. метра.
В настоящее время переведены на работу по методу самообслуживания 16 магазинов.
Количество объектов общественного питания на 1 января 2013 г. составило 22 единицу, из них в открытой сети - 11.
Всего в течение 2012 года в развитие и улучшение качества потребительских услуг вложено 15,9 млн. рублей собственных средств предпринимателей.
Состояние розничной торговли характеризовалось увеличением объема розничного товарооборота на 13,4% (с учетом всех каналов реализации), который за 2011 год составил 2645,9 млн. рублей. В системе услуг сегодня работает 97 предприятий. В городе хорошо развиты такие виды услуг, как парикмахерские, фотоуслуги, ремонт обуви. Объем бытовых услуг, оказанных населению в 2012 году составил в действующих ценах 657,6 млн. рублей.
Высокие темпы роста показателей сферы потребительского рынка позволили обеспечить положительный финансовый результат организаций сферы оптовой и розничной торговли.
Среднемесячная заработная плата работников организаций розничной торговли за 2012 год составила 13472,6 руб., что составляет 119,6% к 2011 году, среднемесячная заработная плата работников гостиниц и ресторанов - 10716,2 руб., что составляет 139,5% к 2011 году.
В городе представлены практически все типы торгующих организаций - от крупных торговых комплексов до магазинов "шаговой доступности".
На сегодняшний день в городе функционируют 4 ярмарки, 7 торговых комплексов, планируется построить к 2016 году еще 3 торговых комплекса. Ежегодно проводится ярмарка "Дары осени" по реализации сельскохозяйственной продукции с размещением торговых площадок в разных районах города.
Реализуется комплекс мер, направленных на сдерживание роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. В еженедельном режиме проводится мониторинг цен на социально значимые продукты питания в предприятиях розничной торговли города. Вопрос о недопущении необоснованного завышения цен на продовольственные товары в 2012 г. рассмотрен на более чем 5 семинарах и совещаниях с руководителями организаций потребительского рынка.
В рамках реализации положений Указа Главы Чувашской Республики от 07.02.2012 N 19 "О мерах по совершенствованию защиты прав потребителей в Чувашской Республике" в 2012 г. в СМИ города размещено более 10 выступлений и публикаций, связанных с ситуацией на потребительском рынке, более 20 - в сети Интернет.
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в городе Шумерля позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.