Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика сферы реализации программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз её развития
Экономика, бюджетная сфера, жилищно-коммунальный комплекс Моргаушского района характеризуются повышенным потреблением топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).
Энергосбережение в Моргаушском районе Чувашской Республики является актуальным и необходимым условием для нормального функционирования района, так как повышение эффективности использования ТЭР, при постоянном непрекращающимся росте цен на топливо и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии потребляемых ТЭР, снизить загрузку электросетевого оборудования и уменьшить финансовые затраты.
Анализ функционирования хозяйства района показывает, что основные потери ТЭР наблюдаются при транспортировке, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии и воды, при оказании жилищно-коммунальных услуг, ведении районного хозяйства.
В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию муниципального района становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
С учетом указанных обстоятельств, проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы муниципального района предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:
росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального района, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального района и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории муниципального района и прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
Структура потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов
1.1. Бюджетные учреждения
Учреждения бюджетной сферы Моргаушского района представлены 42 образования, 19 культуры и 1 учреждениями спорта, сводные данные, по потреблению энергоресурсов которых приведены в Таблице 1. В 62 бюджетных организациях назначены ответственные за проведение энергосберегающих мероприятий.
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат районного бюджета, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий, находящихся в муниципальной собственности, пользователями которых являются муниципальные учреждения, и как следствие, в выработке алгоритма эффективных действий по проведению администрацией района политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В бюджетных учреждениях существует значительный потенциал энергосбережения в зданиях школ, детских садов, а также административных зданиях. При этом, предполагаемый потенциал энергосбережения составляет порядка 24 процента. В настоящее время капитальный ремонт и реконструкция муниципальных зданий осуществляется с учётом влияния данных работ по энергопотреблению. Сложившаяся система контроля за потреблением услуг в муниципальных учреждениях не стимулирует их работников к обеспечению режима энергосбережения. Зачастую при выборе оборудования и приборов систем тепло-, электро- и водоснабжения превалирует только их стоимость. Персонал зданий, в большинстве случаев не имеет должной квалификации, что становится причиной сбоев в их работе, преждевременному выходу оборудования из строя.
Основными недостатками деятельности учреждений являются:
потери теплого воздуха через чердачные и оконные проемы, систему вентиляции, неплотности перекрытий, стен, трубопроводов и арматуры;
недостаточный контроль соответствующих служб (как ответственных за эксплуатацию здания, так и энергоснабжающей организации) за соблюдением необходимых параметров работы систем;
отсутствие автоматизированного отпуска тепловой энергии в тепловых узлах управления.
В результате, в муниципальных учреждениях наблюдаются потери тепла и неэффективная теплоотдача отопительных приборов. Главными недостатками являются потери тепловой энергии и увеличение расходов на теплоснабжение.
Во многих зданиях остается устаревшая система освещения помещений, что приводит к большому расходу электроэнергии.
Таблица 1
Объем
потребляемых энергоресурсов бюджетными учреждениями и их стоимость за период 2011-2013 годы
Наименование организации |
Наименование топливно-энергетического ресурса (ТЭР) |
Ед. измерения |
Год |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||
Учреждения образования |
Электроэнергия |
МВтч |
68881,09 |
69531,94 |
171415,94 |
Тыс. руб. |
5652815,7 |
5828897,67 |
8373759,04 |
||
Теплоэнергия |
Гкал |
7725,37 |
7549,5 |
22914,1 |
|
Тыс. руб. |
3618,72 |
4557,13 |
8406,64 |
||
Природный газ |
Тыс. |
43499,50 |
46746,0 |
132375,94 |
|
Тыс. руб. |
3552,53 |
3393,41 |
6834,47 |
||
Вода |
36307,47 |
34906,17 |
19308,82 |
||
Тыс. руб |
442,95 |
536,83 |
222,62 |
||
Спортивные учреждения |
Электроэнергия |
МВтч |
7740,58 |
3820,01 |
4460,72 |
Тыс. руб. |
794826,1 |
490171,62 |
670000 |
||
Теплоэнергия |
Гкал |
1079,50 |
1122,9 |
1189,1825 |
|
Тыс. руб. |
1423,63 |
816429,69 |
1290,26 |
||
Природный газ |
Тыс. |
3912,33 |
0,0 |
4511,93 |
|
Тыс. руб. |
80214,42 |
0,0 |
37449 |
||
Вода |
890 |
5032 |
7086 |
||
Тыс. руб |
14,33 |
88,86 |
124,73 |
||
Учреждения культуры |
Электроэнергия |
МВтч |
4128,71 |
84550,84 |
77712,38 |
Тыс. руб. |
15178,8 |
408796,35 |
334394,82 |
||
Теплоэнергия |
Гкал |
0,0 |
12305,7 |
14610,2 |
|
Тыс. руб. |
0,0 |
1492,17 |
1541,95 |
||
Природный газ |
Тыс. |
3982,69 |
45859,4 |
51803,95 |
|
Тыс. руб. |
39225,5 |
507141,61 |
1269,36 |
||
Вода |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Тыс. руб |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
Итого: |
Электроэнергия |
МВтч |
80750,38 |
157902,8 |
253589,04 |
Тыс. руб. |
6462,82 |
6727,86 |
9378,15 |
||
Теплоэнергия |
Гкал |
8804,87 |
20978,1 |
38713,4825 |
|
Тыс. руб. |
5042,36 |
6865,73 |
1123,9 |
||
Природный газ |
Тыс. |
451394,52 |
92605,4 |
188691,82 |
|
Тыс. руб. |
3671,97 |
3900,55 |
8141,28 |
||
Вода |
37197,47 |
39938,17 |
26394,82 |
||
Тыс. руб |
457,28 |
625,69 |
347,35 |
||
Всего: |
Тыс. руб. |
556584,2 |
329544,3 |
4999,85 |
На рисунке 1 отражена динамика изменения затрат бюджета на оплату топливно-энергетических ресурсов, потребляемых бюджетными учреждениями. Из приведенного графика видно, что максимум затрат приходится на оплату тепло и электроэнергии, причем существенный рост в первую очередь объясняется ростом тарифов на потребляемые ТЭР.
Рисунок 1. Затраты бюджета на оплату ТЭР бюджетными учреждениями, тыс. рублей.
Для расчета целевых показателей, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", определены сводные данные по бюджетным учреждениям, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Основные
данные по бюджетным учреждениям, используемые для расчета целевых показателей на конец 2013 года
Наименование показателя |
Итого: |
За 2013 год в разрезе: |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
образование |
культура+прочие |
спорт |
||
Количество объектов |
48 |
64 |
62 |
42 |
19 |
1 |
|
Занимаемая площадь |
75495,7 |
94850,85 |
94850,85 |
71995,7 |
19255,15 |
3600 |
|
Количество сотрудников |
1167 |
1367 |
1238,8 |
1056 |
147,8 |
35 |
|
Оснащенность приборами учета, % | |||||||
Электроэнергия |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Теплоэнергии |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Природный газ |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Вода |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
100 |
|
Оснащенность приборами учета |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Использование энергосберегающих источников света | |||||||
Внутреннее освещение |
13450,0 |
Как видно из представленной таблицы, минимальная оснащенность присутствует по приборам учета воды и теплоэнергии, оснастить которыми предстоит все бюджетные учреждения бюджетной сферы до 1 января 2011 года. Следует отметить, что без наличия соответствующего приборного обеспечения учета энергоресурсов невозможно реализация комплексной программы по энергосбережению.
Текущее оснащение приборами учета и динамика оснащения представлена целевыми показателями оснащенности, приведенными в таблице 3.
В таблице 4 представлено изменение целевых удельных показателей потребления энергетических ресурсов в годовом исчислении и их динамика на период 2011-2013 годы.
Расчет в таблице 3 велся исходя из площади бюджетных учреждений:
- Образование - 71995,7 ;
- Культура - 19255,15 ;
- Спорт - 3600 ;
Целевые показатели, связанные с оснащением приборами учета бюджетных учреждений не рассчитывались, исходя из требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к оснащению приборами учета потребления ТЭР всех бюджетных учреждений в срок до 31 декабря 2014 года. Соответствующие значения целевых показателей на прогнозный срок изменятся не будут. К таким показателям относятся следующие:
- Удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- Изменение удельного расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- Изменение отношения удельного расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
- Удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
- Изменение удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
- Изменение отношения удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
- Удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
- Изменение удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
- Изменение отношения удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета.
Таблица 3
Целевые показатели
доли объемов потребляемых энергетических ресурсов бюджетными учреждениями, оплата за которые производится на основании приборов учета за 2011-2013 годы
Наименование целевого показателя |
Годы |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|
Доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями, оплата за которую осуществляется с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями на территории муниципального образования; |
47% |
47% |
47% |
Доля объемов тепловой энергии, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями, оплата за которую осуществляется с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями на территории муниципального образования |
0% |
0% |
0% |
Доля объемов воды, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями, оплата за которую осуществляется с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) бюджетными учреждениями на территории муниципального образования; |
0% |
0% |
0% |
Доля объемов природного газа, потребляемого (используемой) бюджетными учреждениями, оплата за которую осуществляется с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемой) бюджетными учреждениями на территории муниципального образования; |
24% |
24% |
24% |
Таблица 4
Целевые удельные показатели
потребления энергетических ресурсов в годовом исчислении и их динамика на период 2011-2013 годы
Наименование целевого показателя |
Ед. измерения |
Годы |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
Удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади); |
Мкал/ |
43,6 |
38,7 |
74,4 |
Изменение удельного расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади); |
Мкал/ |
18,9 |
-4,8 |
35,6 |
Удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека); |
/чел. |
6,1 |
6,2 |
8,2 |
Изменение удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека); |
/чел. |
0,5 |
0,2 |
2,0 |
Удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека); |
кВт*ч/чел. |
946,2 |
1143,1 |
1374,0 |
Изменение удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека); |
кВт*ч/чел. |
-23,2 |
196,9 |
230,9 |
Таблица 5
Целевые показатели
определяющие изменения затрат на оплату потребляемых энергетических ресурсов бюджетных учреждений в годовом исчислении и их динамика на период 2011-2013 годы
Наименование целевого показателя |
Ед. измерения |
Годы |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
Доля расходов бюджета муниципального образования на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений (для фактических и сопоставимых условий) |
% |
3,8% |
4,3% |
5,6% |
Динамика расходов бюджета муниципального образования на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений (для фактических и сопоставимых условий) |
тыс. руб. |
1834,5 |
6193,3 |
5943,9 |
Доля расходов бюджета муниципального образования на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива |
|
Субсидии не предоставляются |
||
Динамика расходов бюджета муниципального образования на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива |
|
|||
Доля бюджетных учреждений, финансируемых за счет бюджета муниципального образования, в общем объеме бюджетных учреждений, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование |
|
Обследования проводились в 2011 г. |
||
Число энергосервисных договоров (контрактов), заключенных муниципальными заказчиками |
|
Договоры заключались 2011-2012 г. |
||
Доля муниципальных заказчиков в общем объеме муниципальных заказчиков, которыми заключены энергосервисные договоры (контракты) |
|
|||
Доля товаров, работ и услуг, закупаемых для муниципальных нужд, в соответствии с требованиями энергетической эффективности в общем объеме закупаемых товаров, работ и услуг для муниципальных нужд (в стоимостном выражении) |
|
Закупки не проводились |
||
Удельный расход бюджета муниципального образования на предоставление социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в расчете на одного жителя) |
руб./чел. |
530,3 |
692,3 |
936,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.