Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Социально-экономическому комплексу района для достижения устойчивых темпов экономического роста, повышения инвестиционной активности организаций, конкурентоспособности продукции, производимой в районе, необходимо наличие эффективного кадрового обеспечения экономики Шумерлинского района. Квалифицированный персонал - основа экономической стабильности и экономического роста.
Ситуация в области кадрового обеспечения экономики района напряжена. Кадровые проблемы связаны с негативными демографическими процессами: естественной убылью населения и миграционным оттоком. По оценке численность населения на 1 января 2011 года составляла 10690 человек, на начало 2016 года - 9419 человек. Убыль населения за этот период составляет порядка 1271 человек. Одной из главных причин миграционного оттока является отсутствие в районе крупных предприятий экономики и соответственно низкая востребованность в рабочих кадрах; территориальная отдалённость учреждений, оказывающих социальные услуги. Численность экономически активного населения района в последнее время также снизилась и составляет 7227 человек (в 2011 году - 7751 чел.). Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) всех организаций муниципалитета составляет 897 человек.
В январе - сентябре 2016 года центром занятости населения г. Шумерли: трудоустроено на постоянные и временные рабочие места 368 человек (115,7% от прогнозного показателя, установленного на январь - сентябрь), из них 106 человек трудоустроены на постоянные рабочие места, 262 человека - на временные и сезонные работы; направлено на выполнение общественных работ 68 человек (106,3% от прогнозного показателя); проведено 6 ярмарок вакансий (120% от прогнозного показателя); на профессиональное обучение, получение дополнительного профессионального образования направлено 18 безработных граждан (120%), 3 женщины, воспитывающие детей в возрасте до 3-х лет (100%); оказано содействие гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению ЦЗН 5 гражданам (83,3% от прогнозного показателя); услугу по социальной адаптации на рынке труда получили 12 безработных гражданина (100% от прогнозного показателя); услуга по профессиональной ориентации оказана 333 гражданам (123,3% от прогнозного показателя); психологическую поддержку получили 15 безработных граждан (100% от прогнозного показателя).
В настоящее время сформирован прогноз потребности экономики района в квалифицированных кадрах на 2016 - 2020 гг. Отмечаются позитивные изменения в образовательном уровне работников. В структуре распределения работников по образованию с 2010 года прослеживается повышение доли работников с высшим профессиональным образованием и средним профессиональным образованием (с 15,2% до 35,2% высшее образование и с 27,3% до 32,4% среднее специальное образование). Положительным моментом является снижение доли работников с общим образованием с 41,7% до 32,2% за этот же период.
В распределении работников по возрасту с 2011 года по 2016 год наблюдается тенденция старения работающего населения. Например, так выглядит ситуация в системе образования района: основной состав педагогического сообщества района имеет педагогический стаж более 20 лет, это 75,9% педагогов и руководителей образовательных учреждений. Число молодых педагогов, имеющих педагогический стаж менее 2 лет, составляет 0%. Средний возраст педагогических работников 48,3 года, доля в возрасте моложе 25 лет - составляет 0%. За последние годы увеличился процент педагогических работников пенсионного возраста (18,2%). Средний возраст специалистов в отрасли культуры составляет 47 лет. Специалистов в возрасте до 30 лет - 8,6%, от 30 до 50 лет - 50%, от 55 лет и старше - 38,7%. С 2015 года работает только 1 молодой специалист, 3 специалиста учатся в высших учебных заведениях на заочном отделении. Стаж работы в учреждениях культуры до 3 лет имеют 21,7% работников, с 3 до 10 лет - 30,4% работников, свыше 10 лет - 47,8% работников.
В районе отмечается нехватка кадровых ресурсов по отдельным видам профессий, что становится одним из сдерживающих факторов развития экономики района. Недостаток кадров наблюдается по следующим профессиям: повара, ветеринары, фельдшеры, врачи, учителя. Учреждения культуры нуждаются в таких специалистах, как хореографы, аккомпаниаторы, библиотекари; сельскохозяйственные предприятия - агроном, механик, технолог, трактористы.
За последние годы имеет место снижение интереса у молодых людей к рабочим профессиям. Сложившееся мнение об их непрестижности привело к тому, что понадобится не один год для изменения отношения к таким профессиям. Выпускники школ района отдают предпочтение высшим учебным заведениям: с 2013 г. доля выпускников, поступивших в высшие учебные заведения составляет более 70%. Доля поступивших в средние специальные учебные заведения составляет менее 20%.
Необходимо учесть, что проблемы кадрового обеспечения не могут быть решены без участия самих работодателей. В основном, вопросами повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров занимаются бюджетные учреждения, коммерческие организации практически не занимаются обучением кадров, развитием и сохранением персонала. В общем числе субъектов малого и среднего предпринимательства основная доля предприятий приходится на микропредпрития, руководители которых, как правило, самостоятельно выполняют все функции по ведению бизнеса (делопроизводство, бухгалтерия, кадры и пр.). По состоянию на 1 июля 2016 года в районе действует 41 малое предприятие и зарегистрировано 253 индивидуальных предпринимателя. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 14% (на 01.07.2015 - 222 человека), количество малых предприятий осталось на том же уровне. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций муниципалитета (без внешних совместителей) составляет 47,8%. Структура малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности представлена следующим образом: торговля и общественное питание - 39%, с/х - 36%, обрабатывающая промышленность - 11%, строительство - 10%, производство и распределение эл. энергии, газа, воды - 4%. В районе регулярно оказывается государственная поддержка в виде разработки бизнес-планов на бесплатной основе, консультационные услуги по вопросам финансового планирования" (в 2016 г. - Егоров И.В., ООО "Проф-Эко"). И тем не менее есть потребность в организации курсов повышения квалификации предпринимателей и граждан, желающих организовать собственный бизнес, мастер-классов для занятых в сферах торговли, производства, общественного питания, бытового обслуживания.
Социальную значимость в последние годы представляет проведение общественных и временных работ в сельской местности: например, в 2016 году трудоустроены на временные рабочие места в свободное от учебы время 210 несовершеннолетних граждан (142,9% от прогнозного показателя); трудоустроены на временные рабочие места 10 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (111,1% от прогнозного показателя); трудоустроено 2 безработных гражданина в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые на временные рабочие места (200% от прогнозного показателя).
В январе - сентябре 2016 года в Центр занятости населения г. Шумерли за содействием в поиске подходящей работы обратилось 436 человек, что на 4 человека меньше, чем за соответствующий период прошлого года. В числе обратившихся: незанятые граждане для признания в качестве безработных - 95 чел.; граждане, ищущие работу (без признания безработным) - 131 чел.; учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время и во время каникул, - 210 чел.
В составе граждан, обратившихся за содействием в поиске работы: 20,6% - работники, уволенные по собственному желанию и по соглашению сторон; 3,4% - работники, уволенные в связи с ликвидацией организаций либо сокращением в них численности или штата работников; 1,1% - выпускники школ и учебных заведений профессионального образования всех уровней, не приступившие к трудовой деятельности;
18,8% - длительно (более года) не работавшие; 56,1% - другие категории граждан.
Граждане из категории особо нуждающихся в социальной защите: многодетные и одинокие родители; инвалиды; лица, освобожденные из мест лишения свободы, составили 13,7% от общего числа обратившихся для признания безработными.
Признано безработными за 9 месяцев т.г. 95 человек, что составило 135,7% к соответствующему периоду прошлого года (за 9 месяцев 2015 года признаны безработными 70 человек). Численность официально зарегистрированных безработных граждан в Шумерлинском районе на 1 октября 2016 года составила 22 человека. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности трудоспособного населения составил 0,43%. В структуре безработных граждан по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошли значительные изменения: в 2016 году значительную часть составляют мужчины - 72,7%.
На конец сентября в банке вакансий Центр занятости населения г. Шумерли имелись сведения о наличии 103 вакантных должностей. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, состоящих на учете в центре занятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию) составил 0,21 единицы. То есть на каждого соискателя приходится 4 вакансии. По сравнению с данными на конец сентября 2016 года количество вакансий увеличилось на 38 единиц или на 58,5%. Надо отметить, что из 103 свободных вакансий 98,1% - это рабочие профессии. Средняя заработная плата по вакансиям, заявленным в Центр занятости населения г. Шумерли, составляет - 8500 руб. (на 01.10.2016).
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости комплексного решения обозначенных проблем в области обеспечения профессиональными кадрами хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории Шумерлинского района. Реализация мероприятий подпрограммы позволит создать условия для успешного и устойчивого развития экономики района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.