Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика потенциала природно-сырьевых ресурсов и экологической безопасности в Моргаушском районе Чувашской Республики
Экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.
Моргаушский район Чувашской Республики плотно населен и высоко урбанизирован, с множеством потенциально опасных источников загрязнения окружающей среды. Техногенное загрязнение окружающей среды в районе является результатом значительной антропогенной нагрузки.
Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в Моргаушском районе Чувашской Республики характеризуется как устойчивая.
Вместе с тем практически для всех регионов России и районов Чувашской Республики, в том числе и Моргаушского района Чувашской Республики характерны условия выработки ресурсов оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации, интенсивного использования природных ресурсов, наметившегося роста промышленного производства, увеличения объемов застраиваемых жильем территорий и перевода в связи с этим земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений, увеличения потребления артезианской вод, увеличения и накопления отходов производства и потребления, которые способствуют возрастанию экологической напряженности.
Анализ состояния окружающей среды, по данным наблюдений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, свидетельствует о положительных тенденциях как в изменении показателей ее качества, так и в организации управления в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В Чувашской Республике в 2015 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников составили 26,9 тыс. тонн и по сравнению с 2014 годом уменьшилась на 9,0 тыс. тонн, или на 29,1 процента.
Основной вклад в выбросы стационарных источников вносят предприятия транспорта и связи - 49,1 процента, предприятия обрабатывающего производства - 26,4 процента, предприятия по производству и распределению теплоэлектроэнергии, газа и воды - 13,4 процента, сельское хозяйство - 4,5 процента.
Наибольшие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух наблюдались в районах: Красноармейском, Чебоксарском, в городах: Чебоксары и Новочебоксарск.
Наиболее острой проблемой, способствующей ухудшению качества окружающей среды и нарастанию экологической напряженности, является загрязнение отходами производства и потребления.
Для складирования и изоляции ТБО населенных пунктов Моргаушского района Чувашской Республики в 2010 году южнее д. Ивановка введен в эксплуатацию современный полигон захоронения ТБО отвечающим всем экологическим нормам и требованиям при сроке эксплуатации - 30 лет и вместимостью первой карты 185 .
На 1 июля 2016 года на полигоне ТБО размещено 86,6 отходов или 46,8 процентов от вместимости. Темп размещения твердых бытовых отходов в год по факту составил 14,4 в год.
В 2017 году в Чувашской Республике предполагается существование и функционирование 9 мусороперегрузочных станций, расположенных в г. Чебоксары, Цивильском районе, Моргаушском районе, Канашском районе, Вурнарском районе, г. Шумерля, г. Алатырь, Батыревском районе и Козловском районе. При этом потоки от всех мусороперегрузочных станций направляются в мусоросортировочный комплекс в г. Новочебоксарск (МПС г. Чебоксары с элементами сортировки) с дальнейшим размещением отходов на межмуниципальном полигоне ТКО в г. Новочебоксарск. Одновременно данный сценарий предполагает закрытие существующих объектов размещения ТКО и их дальнейшую рекультивацию. Реализация данного сценария с 2017 г. позволит организовать систему утилизации отходов, в состав которых входят полезные компоненты.
Так планируется создать зону сбора ТКО, включающих в себя Моргаушский, Ядринский, Аликовский районы.
В пределах этой зоны планируется:
- проведение мероприятий по раздельному накоплению ТКО и извлечению ВС на местном уровне;
- использование передвижных приемных пунктов в сельских поселениях промышленных отходов и ВС;
- строительство мусороперегрузочной станции в Моргаушского района, мощностью не более 30 тыс. тонн в год;
- рекультивация объекта размещения отходов по окончанию срока эксплуатации.
В целях сокращения объемов накопления отходов за счет увеличения их переработки и обезвреживания необходимо создание и внедрение соответствующих экологически безопасных технологий, сортировки и селективного сбора твердых бытовых отходов.
В связи с нарастанием процессов урбанизации все большую актуальность приобретают вопросы развития сети особо охраняемых природных территорий (далее также - ООПТ) и сохранения биологического разнообразия в целях поддержания экологического баланса, воспроизводства природных ресурсов, сохранения эталонных экосистем и ценного генофонда растений и животных.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики N 155 от 19.02.2016 года "Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения по Чувашской Республике" в Моргаушском районе Чувашской Республики действует 1 памятное природное место местного значения - родник д. Сятракасы Сятракасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики. Раннее действующие ООПТ регионального значения памятники природы: "Культуры Гузовского" Ильинского сельского поселения, "Озеро Сюткюль" Тораевского сельского поселения, "Дуб" Старейшина чувашских дубов" Ильинского сельского поселения должны перейти ООПТ местного значения в соответствии с нормативно-правовыми актами. Такой процесс значительно увеличит финансовую нагрузку на бюджет органа местного самоуправления.
В Моргаушском районе Чувашской Республики отчетливо проявляется негативная тенденция увеличения числа видов растений, которые находятся под угрозой исчезновения, которые также включены в Красную книгу Чувашской Республики.
Сохранение биологического разнообразия в Моргаушском районе Чувашской Республики приобретает все большую важность и практическую значимость, что требует согласованных действий органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и общественных организаций и самого населения.
По мере обострения экологических проблем в сельских поселениях, связанных с загрязнением воздуха, почвы и водоемов, увеличением уровня шума, ухудшением микроклимата и условий проживания населения, возрастает роль увеличения зеленых насаждений в нормализации экологической обстановки и создании благоприятной окружающей среды.
Наукой и мировой практикой доказано, что зеленые насаждения в сельских поселениях выполняют важную санитарно-гигиеническую роль, очищают атмосферный воздух от пыли, поглощают вредные газы, тяжелые металлы, оздоровляют воздух за счет выделения фитонцидов, что подавляет развитие болезнетворных микроорганизмов. Зеленые насаждения являются также средствами защиты населения от шума.
Посадка деревьев, особенно быстро укореняющихся, играет большую роль в предупреждении и приостановлении эрозийных процессов почв, расположенных близко к овражистым местам.
Серьезные проблемы в развитии зеленого фонда сельских поселений состоят в том, что работы по озеленению выполняются в недостаточном объеме, без четкой системы, научного и проектного обоснования.
Площади существующих зеленых насаждений общего пользования в сельских поселениях Моргаушского района Чувашской Республики ниже установленных нормативов.
Важным условием, способствующим повышению экологической безопасности в Моргаушском районе Чувашской Республики, является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний в области экологии. Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны отнесен Экологической доктриной Российской Федерации к числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации. Эта проблема требует включения в подпрограмму мероприятий по повышению экологической культуры, экологическому образованию и просвещению. Есть необходимость ввести в школьные программы уроки охраны окружающей среды, более широкого вовлечения подрастающего поколения в работу по увеличению зеленых насаждений, охраны и приведения в надлежащее состояние особо охраняемых природных территорий, по благоустройству территорий. В общеобразовательных школах необходимо объявлять и проводить конкурсы на лучшие проекты по охране окружающей среды.
Все названные проблемы требуют к себе очень серьезного отношения. Необходимо постоянно проводить мониторинг состояния экологии в районе, намечать и реализовывать предупреждающие действия против негативных и необратимых процессов, факторов.
Одним из основных инструментов в области экологической безопасности является нормативно-правовое обеспечение. Для повышения эффективности правового механизма и в целях регулирования экологической безопасности необходимо совершенствование законодательства Чувашской Республики в данной сфере.
Водные ресурсы на территории Моргаушского района Чувашской Республики за исключением северной части приближенной к берегу Волги, ограничены. Реки мелководные и наполняются только в период паводков, что затрудняет создание стабильных водозаборов. Площадь водоемов, в том числе и искусственных, занимает около 625 га.
В Моргаушском районе Чувашской Республики водные объекты используются в основном для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и рекреации.
Обеспечение питьевой водой в Моргаушском районе Чувашской Республики осуществляется за счет подземных вод.
На территории района имеются 174 действующих артезианских скважин. Отсутствует централизованное водоснабжение полностью или частично в 43 населенных пунктах. Общее количество нецентрализованных источников водоснабжения составляет 2958, из них постоянно используются населением как единственные источники воды 1299 колодцев и родников. Водой из нецентрализованных источников водоснабжения пользуется 13% населения района.
В 2016 году администрациями сельских поселений на содержание и ремонт водохозяйственного комплекса направлено 1,6 млн. руб.
Из действующих скважин, многие не имеют санитарно-защитных зон. Отсутствуют специальные знаки, необходимые для информирования граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон.
Большинство населенных пунктов района не имеет систем канализации. На территории Моргаушского района имеются 4 действующих биологических очистных сооружений: 2 в с. Моргауши, 1 в д. Москакасы, 1 в с. Б. Сундырь. Обслуживаемые МУП ЖКХ "Моргаушское". Кроме того в районе имеются бесхозные очистные сооружения, расположенные в населенных пунктах: с. Юськасы, д. Ильинка, д. Ярославка, д. Ярабайкасы. Степень очистки очистных сооружений не удовлетворяет нормативным требованиям, что способствует загрязнению водных объектов и вызывает необходимость проведения реконструкции или капитального ремонта такого очистного сооружения.
На состояние водных объектов негативное действие оказывают также водная эрозия, оползни, абразия берегов, донный размыв русел рек. Наиболее распространенными проявлениями негативного воздействия вод являются разрушение берегов водных объектов, активно развивающееся в период половодья, и подтопление селитебных территорий.
Для уменьшения водноэрозионных процессов на водных объектах на территории района имеются 71 капитальных ГТС. Практически все гидротехнические сооружения требуют проведения ремонтно-восстановительных работ. Особое опасение вызывает неудовлетворительное состояние ГТС, введенных в эксплуатацию в 1960 - 1978 годах, случаи аварийных ситуаций на которых повлекут значительные материальные потери, создадут экологическую угрозу в виде резкого усиления водно-эрозионных процессов.
Масштабность и ресурсоемкость задач, которые необходимо решить в целях повышения экологической безопасности и развития водохозяйственного комплекса в Моргаушском районе Чувашской Республики, обусловлены их комплексностью и взаимоувязанностью. Их решение требует координации действий по реализации разнородных мероприятий организационного, научно-методического, проектного и строительного характера, согласованности по объемам и времени привлечения средств из бюджетов разного уровня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.